Что такое осел? Значение слова осел в библейской энциклопедии

осел - Осел (Быт.22:3 ), ослица (Чис.22:21 ) - домашнее животное, весьма часто упоминаемое в ·свящ. Писании и составлявшее предмет значительного богатства у Евреев в древние времена. У Иова например было пятьсот ослиц (Иов.1:3 ). Стада ослов были иногда столь многочисленны, что требовали особенных приставников (Быт.36:24 ). Домашний осел без сомнения есть самое пригодное для домашних работ животное, и в некоторых местах предпочитается даже лошади. Кожа его замечательно толста и прочна и даже в наше время употребляется для выделки пергамента, барабанной кожи, книжных переплетов и ·проч., цвет шерсти пепельно-серый с бурою продольною полосою вдоль спины, иногда красноватый, иногда серебристо-белый. На ослицах белого цвета, во времена Судей, ездили преимущественно люди почетные (Суд.5:10 ). Ослы оставались в употреблении у Израильтян и после того, как были введены в употребление Соломоном лошади, даже до плена Вавилонского и после. Сам Господь предпринял торжественный вход в Иерусалим, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной (Мат.21:2 ,7). Слова в ·кн. Бытия: "Он привязывает к виноградной лозе осленка своею, и к лозе лучшего винограда своего сына ослицы своей" (Быт.49:11 ) указывают на непрестающие плодородие и обилие в колене Иудовом. Ослицы особенно ценились в верховой езде. Они давали также много молока, во многих местах употребляемого в пищу и как лекарство. Ослы употреблялись при земледелии, особенно для пашни и приготовления почвы под посев (Ис.30:24 , Ис.32:20 ). Запрещение в книге Второзакония не пахать на воле и осле вместе (Втор.22:10 ) могло быть основано отчасти на неравенстве сил осла и вола, от чего нельзя возлагать на них одинаковую тяжесть, но главным образом было направлено к тому, чтобы символически означить отделение Иудеев от окружающих народов. Осла почитали в древние времена настолько полезным и необходимым, что увести осла у сироты (Иов.24:3 ) было бы все равно то же, что и отнять последнюю корову у бедняка в наше время. Привязанность осла к своему хозяину и собственнику составляет одну из отличительных особенностей этого животного. В этом отношении он совершенно походит на собаку. Посему-то особенно выдается суровость обличения пророка против Израиля: "Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего" (Ис.1:3 ). Однажды в Самарии был такой голод, что платили большие деньги - 80 сиклей серебра за такую небольшую и мало питательную часть мяса, как ослиная голова, и при этом не гнушались даже есть такое мясо, которое запрещалось законом, так как осел считался нечистым животным, и потому не употреблялся ни в пищу, ни в жертвоприношениях. Околевших ослов обыкновенно выбрасывали в открытое поле, и та часть трупа, которую не успели еще пожрать хищные звери и птицы, под лучами палящего солнца издавала отвратительное зловоние и отравляла воздух. С выброшенным трупом осла сравнивается у ·пр. Иеремии положение по смерти человека своекорыстного и бессердечного. "Не будут оплакивать его: увы, брат мой, и: увы, сестра! Не будут оплакивать его: увы, государь, и: увы, его величие!". Пророк говорит так об Иоакиме царе Иудейском. "Ослиным погребением он будет погребен, вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима". (Иер.22:19 ). Место в ·кн. (Чис.20:28 ) касательно того, что ослица заговорила под Валаамом человеческим языком, объяснить не трудно, именно: не всесилен ли Создатель всей твари, сотворивший человека и скот, отнять дар слова у первого и дать оный последнему, как и в начале творения Он дал слово человеку и лишил этого дара животное? Арабские ослы имеют легкий и скорый шаг. В Персии, Сирии и Египте на Арабских ослах обыкновенно ездят туземные женщины и эти ослы особенно ценны в странах гористых, будучи много надежнее лошадей при в езде и спуске с гор. Они делают обыкновенно по четыре мили в ·час. Кроме домашних у Евреев были еще дикие ослы или онагры (Иов.39:5 ). Измаил, в предречении об его образе жизни, называется диким ослом (Быт.16:12 ). Дикие ослы обыкновенно бродили стадами по пустыням и степям (Ис.32:14 , Ис.8:9 ), питаясь травою и отличаясь дикою любовью к свободе.


Синонимы: балда, болван, глупец, дурак, дуралей, дурачина, дурень, идиот, кретин, недоумок, обалдуй, оболтус, олух, остолоп, ишак

осел

Осел (Быт.22:3 ), ослица (Чис.22:21 ) - домашнее животное , весьма часто упоминаемое в ·свящ. Писании и составлявшее предмет значительного богатства у Евреев в древние времена. У Иова например было пятьсот ослиц (Иов.1:3 ). Стада ослов были иногда столь много численны, что требовали особенных приставников (Быт.36:24 ). Домашний осел без сомнения есть самое пригодное для домашних работ животное, и в некоторых местах предпочитается даже лошади . Кожа его замечательно толста и прочна и даже в наше время употребляется для выделки пергамента, барабанной кожи, книжных переплетов и ·проч., цвет шерсти пепельно-серый с бурою продольною полосою вдоль спины, иногда красноватый, иногда серебристо-белый. На ослицах белого цвета , во времена Судей, ездили преимущественно люди почетные (Суд.5:10 ). Ослы оставались в употреблении у Израильтян и после того , как были введены в употребление Соломоном лошади, даже до плена Вавилонского и после. Сам Господь предпринял торжественный вход в Иерусалим, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной (Мат.21:2 ,7). Слова в ·кн. Бытия: "Он привязывает к виноградной лозе осленка своею, и к лозе лучшего винограда своего сына ослицы своей" (Быт.49:11 ) указывают на непрестающие плодородие и обилие в колене Иудовом. Ослицы особенно ценились в верховой езде. Они давали также много молока , во многих местах употребляемого в пищу и как лекарство . Ослы употреблялись при земледелии, особенно для пашни и приготовления почвы под посев (Ис.30:24 , Ис.32:20 ). Запрещение в книге Второзакония не пахать на воле и осле вместе (Втор.22:10 ) могло быть основано отчасти на неравенстве сил осла и вола, от чего нельзя возлагать на них одинаковую тяжесть , но главным образом было направлено к тому , чтобы символически означить отделение Иудеев от окружающих народов. Осла почитали в древние времена настолько поле зным и необходимым, что увести осла у сироты (Иов.24:3 ) было бы все равно то же, что и отнять последнюю корову у бедняка в наше время. Привязанность осла к своему хозяину и собственнику составляет одну из отличительных особенностей этого животного. В этом отношении он совершенно походит на собаку. Посему-то особенно выдается суровость обличения пророк а против Израиля: "Вол знает владетеля своего и осел ясли господина своего" (Ис.1:3 ). Однажды в Самарии был такой голод , что платили большие деньги - 80 сиклей серебра за такую небольшую и мало питательную часть мяса, как ослиная голова , и при этом не гнушались даже есть такое мясо , которое запрещалось законом, так как осел считался нечистым животным, и потому не употреблялся ни в пищу, ни в жертвоприношениях. Околевших ослов обыкновенно выбрасывали в открытое поле, и та часть трупа , которую не успели еще пожрать хищные звери и птицы , под лучами палящего солнца издавала отвратительное зловоние и отравляла воздух . С выброшенным трупом осла сравнивается у ·пр. Иеремии положение по смерти человека своекорыстного и бессердечного. "Не будут оплакивать его: увы, брат мой, и: увы, сестра ! Не будут оплакивать его: увы, государь , и: увы, его величие!". Пророк говорит так об Иоакиме царе Иудейском. "Ослиным погребением он будет погребен, вытащат его и бросят далеко за ворота Иерусалима". (Иер.22:19 ). Место в ·кн. (Чис.20:28 ) касательно того, что ослица заговорила под Валаамом человеческим языком, объяснить не трудно , именно : не всесилен ли Создатель всей твари, сотворивший человека и скот , отнять дар слова у первого и дать оный последнему, как и в начале творения Он дал слово человеку и лишил этого дара животное? Арабские ослы имеют легкий и скорый шаг. В Персии, Сирии и Египте на Арабских ослах обыкновенно ездят туземные женщины и эти ослы особенно ценны в странах гористых, будучи много надежнее лошадей при в езде и спуске с гор. Они делают обыкновенно по четыре мили в ·час . Кроме домашних у Евреев были еще дикие ослы или онагры (Иов.39:5 ). Измаил, в предречении об его образе жизни, называется диким ослом (Быт.16:12 ). Дикие ослы обыкновенно бродили стада ми по пустыням и степям (Ис.32:14 , Ис.8:9 ), питаясь травою и отличаясь дикою любовью к свободе.

Значение слова осел в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • охиил - Охиил (·2Езд.1:9) из начальников левитов при царе Иосии, упоминаемый ...
  • офония - Офония (·2Езд.9:28) из сынов Замофа, имел жену иноплеменную, ...
  • офир - Офир (по Араб. богатство) имя лица и города: а) ...
  • офел - Офел (холм, возвышение, башня) (2Пар.27:3 Неем.3:26 ). Офел составлял ...
  • оронаим - Оронаим (две пещеры) (Иер.48:3 ,34) Моавитский город, разрушение ...
  • орион - Орион (Иов.9:9 ) название созвездия (·евр. кесиль) ...
  • ореховое дерево, орехи, ореховый сад - Ореховое дерево, орехи, ореховый сад (Песн.6:11 ). Родина орехового ...
  • орел - Орел (Втор.32:11 ) хорошо известная хищная птица, нечистая ...
  • мессия - Мессия . см. Христос Помазанник . ...
  • кесарь - Кесарь (Лук.2:1 ) внук и преемник Юлия Цезаря, ...
  • александрия - Александрия (Деян.18:24 Деян.27:6 ) (город, названный именем Александра) ...
  • заклинатели - Заклинатели . (От ·греч. слова: , что в буквальном ...
  • енак, енакимы, сыны енаковы - Енак, Енакимы, сыны Енаковы (высокорослый) (Втор.1:28 Чис.13:23 и ·др. ...
  • асфарас - Асфарас (·2Езд.5:8). В (Езд.2:2 ) читается: Мисфар. ...
  • карбункул - Карбункул (Исх.28:18 Исх.39:11 ). Означенное слово происходит от корня, ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари