Что такое иеремия пророк? Значение иеремия пророк в библейской энциклопедии

иеремия пророк - Иеремия пророк (Иер.1:1 , Мат.2:17 , Мат.16:14 и ·др.) - второй из так называемых больших пророков, сын священника Хелкии из Анафофа. Пророческое служение Иеремии обнимало собою самый мрачный период Иудейской истории. Призвание его к пророческому служению произошло в ранней молодости, на 15 году жизни, в тринадцатый год царствования Иосии царя Иудейского, и затем продолжалось при царях Иоахазе, Иоакиме, Иехонии и Седекии, почти в продолжение сорока пяти лет. Вероятно, большею частью он жил в городе, в котором родился, именно в Анафофе так как в 11 ·гл. его книги (·ст. 21) говорится о мужах Анафофа, как о мужах, ищущих души пророка. Но так как этот город, известный в настоящее время под названием Аната, находился только в трех милях расстояния от Иерусалима, то Иерусалимский храм несомненно был местом, где чаще всего раздавался голос ·пр. Божия. Впрочем, и помимо сего, он возвещал слово Божие и в храме, и во вратах города, и в доме царя, и на площадях народных, и в частных домах, всеми силами стараясь предотвратить бурю, готовую разразиться над упорным в своих грехах народом (2, 3, 4, 5, 6). С раннего утра (Иер.25:3 ) проповедовал он слово Божие, навлекая на себя через это поношение и повседневное посмеяние (Иер.20:8 ). Собственное его семейство отказалось от него (Иер.12:6 ), сограждане преследовали его ненавистью (Иер.11:21 ), смеялись над ним, задавая вопрос: где слово Господне? пусть оно придет! (Иер.17:15 ). Не было недостатка и в глубоких душевных скорбях. Иеремию сильно сокрушало окружающее его беззаконие (Иер.12:1 -2); ему казалось, что все сторожат, за ним не споткнется ли он; он слышал угрозы: попадется он, и мы одолеем его и отмстим ему (Иер.20:10 ); его обуревало иногда сомнение, не есть ли его служение посмеяние и издевание? (Иер.20:7 ). Смерть благочестивого царя Иосии несомненно была одним из величайших несчастий в жизни пророка. Оплакал Иосию и Иеремия в песни плачевной, говорит ·свящ. писатель ·кн. Паралипоменон (2Пар.35:25 ). О вступившем затем на престол Иохазе, правление которого длилось только три месяца и который засим отведен в плен, ·пр. Иеремия отзывается с особенною нежностью и участием. "Не плачьте обо умершем и не жалейте о нем, восклицает он, но горько плачьте об отходящем в плен (·т.е. об Иохазе, иначе Саллуме), ибо он уже не возвратится и не увидит родной страны своей" (Иер.22:10 , 11). С особенною живостью ·пр. Иеремия описывает некоторые события последовавшего затем царствования Иоакима (607 - 597 до ·Р.Х. ). Вскоре после его восшествия на престол, в один из торжественных праздников, когда дворы храма были переполнены молящимися из всех городов Иудеи, Иеремия по повелению Божию является в храме и громогласно возвещает народу, что Иерусалим будет поражен проклятием и что самый храм постигнет участь Силома (Иер.26:6 ). С этого времени, можно сказать, начинается у него борьба со священниками и лжепророками, особенно наполнявшими в означенное время Иерусалим н окрестности его. За грозное пророчество Иеремию схватили лжепророки и, представив на суд князей и народа, требовали немедленной его смерти (·ст. 8). Только усилиями некоторых князей, благорасположенных к нему и в особенности усилиями друга его, Ахикама, восставших на защиту пророка, он был спасен от неминуемой смерти (·гл. 26). В другое время, когда по поведению Божию пророчества Иеремии были собраны в одну книгу и переписаны Варухом, учеником его, и прочитаны во всеуслышание народа в притворе храма (·Вар.36:1,9). Иоаким пожелал познакомиться с содержанием их, и вот гнев царя обрушился как на самого Иеремию, так и на свиток его пророчеств. По мере прочтения свитка царь отрезал писцовым ножичком прочитанные столбцы и сожигал на огне жаровни, стоявшей перед ним, доколе свиток не был уничтожен совершенно. Сам же Иеремия с Варухом едва-едва спаслись от царского гнева, Господь сокрыл их (·Вар.36:26). После уже в тайном убежище Иеремия и Варух вторично переписали пророчества, с прибавлением к оным многих подобных тем слов (·Вар.36:32). Но вот, согласно с предсказанием Иеремии, Иоаким бедственно окончил жизнь свою: он был взят в плен Навуходоносором, заключен в оковы, и по смерти его (на пути ли в Вавилон, или в самом Вавилоне, неизвестно) на престол вступил сын его, Иехония, делавший впрочем неугодное пред Богом и царствовавший только три месяца. Если не при Иоакиме, то быть может при этом царе, Пасхор, священник и надзиратель в Дому Божием, слыша пророчества Иеремии о грядущих бедствиях на Иерусалим, ударил его и посадил в колоду при вратах Вениаминовых, при Доме Господнем, и хотя на следующий же день выпустил его, но пророк снова возвестил, что Господь предаст всего Иуду в руки царя Вавилонского, который отведет их в Вавилон, и поразит мечем, (20). Пророчество исполнилось с поразительною точностью. Навуходоносор осадил город, без сопротивления занял его и переселил Иехонию в Вавилон со всем домом, родом, вельможами, войском и всеми жителями, кроме бедного народа. В числе отведенных в плен находилось и несколько лжепророков, утешавших народ надеждою на скорое окончание его бедствий. Вследствие сего на престоле царства Иудейского остался третий сын Иосии, Матфания, иначе переименованный Седекиею (597 - 586); но при этом царе положение Иеремии нисколько не изменилось к лучшему. Борьба с лжепророками продолжалась. К несчастию своему, Седекия решил обезопасить себя на престоле изменою царю Вавилонскому, и присоединился к союзу царей Моавитского, Идумейского и ·др. Для нагляднейшего вразумления его, пророк Иеремия по повелению Божию явился на улицах Иерусалима с узами и ярмом на шее (Иер.27:2 ); таковые же ярма он послал и к пяти царям, вступившим с Седекиею в союз против Вавилона. Лжепророк Анания, сокрушивший ярмо на выи Иеремии (Иер.28:10 ) и предсказавший падение Халдеев в продолжение двух лет (Иер.28:3 ), был обличен Иеремиею во лжи и умер в том же году (16, 17). Между тем неприятель усиленно обложил Иерусалим и в нем открылся сильный голод. Положение пророка сделалось очень опасным. Он хотел было удалиться в землю Вениаминову (Иер.37:12 ), но начальник стражи задержал его, принявши за перебежчика, и привел к князьям, которые били его и заключили в темничный подвал, где и пробыл много дней. Приведенный оттуда к Седекии, на вопрос его: "нет ли слова от Господа?" ответил: "ты будешь предан в руки царя Вавилонского" (Иер.37:17 ), затем, по просьбе пророка, его заключили во дворе стражи, давая ему по куску хлеба на день из улицы хлебопеков, пока не истощился весь хлеб в городе (Иер.37:21 ). Но так как пророк, несмотря на заточение, продолжал советовать покорность Халдеям без сопротивления, то и был брошен князьями в грязную яму во дворе стражи, в которой он и умер бы от сырости и голода, если бы не спас его своим ходатайством пред царем один богобоязненный Ефиоплянин, служивший при дворце, именно Авдемелех. С большими усилиями его вытащили из рва и снова оставили во дворе стражи. Седекия тайно посылал за Иеремиею, чтобы услышать от него волю Божию. Пророк по прежнему советовал царю довериться великодушию победителя: тогда, говорил он, и город не будет сожжен и царь со всем семейством останется в безопасности. К несчастию, Седекия не последовал благоразумному, боговдохновенному совету пророка, он боялся, чтобы Халдеи не выдали его Иудейским изменникам, которые стали бы ругаться над ним (Иер.38:19 ). Печальные последствия оказались скоро. Неприятель ворвался в город и взял его. Седекия с оставшимися при нем воинами бежал было ночью из столицы, но его поймали и отвели в Сирийский город Ривлу и там, по приговору победителя, закололи сыновей его перед глазами отца, а самого ослепили, оковали медными оковами и отвели в Вавилон, где он и умер в темничном заточении. По взятии и разрушении Иерусалима и переселении Иудеев в Вавилон, в 586 году, Навузардан, начальник царских телохранителей, по повелению Навуходоносора, оказал ·пр. Иеремии некоторые знаки своего благорасположения и предоставил ему выбор местности для жительства. Иеремия пожелал остаться в своем отечестве, чтобы быть полезным соотечественникам своими советами и утешениями; впрочем он недолго оставался здесь. По убиении Годолии, областеначальника Иудеи, поставленного Навуходоносором, Иеремия вместе с Варухом и некоторыми из других Иудеев против воли был увлечен в Египет. О последующей судьбе пророка из ·свящ. Писания более ничего неизвестно. Древнее христианское предание свидетельствует, что кончина его была мученическая, именно, что он в ·г.Тафнисе был побит от Иудеев камнями за обличение их пороков и за пророчество об их погибели. Александрийское предание говорит, что Александр Македонский перенес тело его в Александрию. Могилу его, находящуюся недалеко от Каира, и доныне глубоко уважают Египтяне. По словам Александрийской летописи, над могилою его первоначально стоял величественный памятник, впоследствии возобновленный и украшенный царицею Еленою. В апокрифической ·2Мак. книге мы видим ·пр. Иеремию окруженным ореолом славы. По словам оной, ·пр. Иеремия скрыл в одной из пещер горы Хорив Скинию, Ковчег Завета, жертвенник кадильный, и заградил вход в оную, чтобы они оставались там в неизвестности дотоле, доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа (·2Мак.2:1,8). В ней говорится также, что при разрушении Иерусалима некоторые благочестивые священники скрыли в одном кладезе ·свящ. огонь, взятый с жертвенника, который при возобновлении храма был найден их потомками (·2Мак.1:19,36), и что Иеремия, во время переселения Иудеев, приказал и переселяемым взять с собою от огня храма (·2Мак.2:1). В видении Иуды Маккавея Иеремия является мужем, украшенным сединами и славою, окруженным дивным и необычайным величием, братолюбцем, который много молится о народе и святом городе, давшем Иуде золотой меч на сокрушение врагов (·2Мак.15:13,16). Даже во время земной жизни Господа преобладала уверенность, что дело Иеремии еще не кончилось. Господа Иисуса Христа некоторые считали за Иеремию, или одного из пророков (Мат.16:14 ). Память ·пр. Иеремии празднуется ·прав. Церковью 1-го мая.

иеремия пророк

Иеремия пророк (Иер.1:1 , Мат.2:17 , Мат.16:14 и ·др.) - второй из так называемых больших пророков, сын священник а Хелкии из Анафофа. Пророческое служение Иеремии обнимало собою самый мрачный период Иудейской истории. Призвание его к пророческому служению произошло в ранней молодости, на 15 году жизни, в тринадцатый год царствования Иосии царя Иудейского, и затем продолжалось при царях Иоахазе, Иоакиме, Иехонии и Седекии, почти в продолжение сорока пяти лет. Вероятно, большею частью он жил в город е, в котором родился, именно в Анафофе так как в 11 ·гл. его книги (·ст. 21) говорится о мужах Анафофа, как о мужах, ищущих души пророка. Но так как этот город, известный в настоящее время под названием Аната, находился только в трех милях расстояния от Иерусалима, то Иерусалимский храм несомненно был местом, где чаще в сего раздавался голос ·пр. Божия. Впрочем , и помимо сего, он возвещал слово Божие и в храме, и во вратах города, и в доме царя, и на площадях народ ных, и в частных домах, всеми силами стараясь пред отвратить бурю, готовую разразиться над упорным в своих грехах народом (2, 3, 4, 5, 6). С ран него утра (Иер.25:3 ) проповедовал он слово Божие, навлекая на себя через это поношение и повседневное посмеяние (Иер.20:8 ). Собственное его семейство отказалось от него (Иер.12:6 ), сограждане преследовали его ненавистью (Иер.11:21 ), смеялись над ним, задавая вопрос : где слово Господне? пусть оно придет! (Иер.17:15 ). Не было недостатка и в глубоких душевных скорбях. Иеремию сильно сокрушало окружающее его беззаконие (Иер.12:1 -2); ему казалось, что все сторожат, за ним не споткнется ли он; он слышал угрозы: попадется он, и мы одолеем его и отмстим ему (Иер.20:10 ); его обуревало иногда сомнение , не есть ли его служение посмеяние и издевание? (Иер.20:7 ). Смерть благочестивого царя Иосии несомненно была одним из величайших несчастий в жизни пророка. Оплакал Иосию и Иеремия в песни плачевной, говорит ·свящ. писатель ·кн. Паралипоменон (2Пар.35:25 ). О вступившем затем на престол Иохазе, правление которого длилось только три месяца и который засим отведен в плен , ·пр. Иеремия отзывается с особенно ю нежностью и участием. "Не плачьте обо умершем и не жалейте о нем, восклицает он, но горько плачьте об отходящем в плен (·т.е. об Иохазе, иначе Саллуме), ибо он уже не возвратится и не увидит родной страны своей" (Иер.22:10 , 11). С особенною живостью ·пр. Иеремия описывает некоторые события последовавшего затем царствования Иоакима (607 - 597 до ·Р.Х. ). Вскоре после его восшествия на престол, в один из торжественных праздников, когда дворы храма были переполнены молящимися из всех городов Иудеи , Иеремия по повелению Божию является в храме и громогласно возвещает народу, что Иерусалим будет поражен проклятием и что самый храм постигнет участь Силома (Иер.26:6 ). С этого времени , можно сказать , начинается у него борьба со священниками и лжепророками, особенно наполнявшими в означенное время Иерусалим н окрестности его. За грозное пророчество Иеремию схватили лжепророки и, представив на суд князей и народа, требовали немедленной его смерти (·ст. 8). Только усилиями некоторых князей, благорасположенных к нему и в особенности усилиями друга его, Ахикама, восставших на защиту пророка, он был спас ен от неминуемой смерти (·гл. 26). В другое время, когда по поведению Божию пророчества Иеремии были собраны в одну книгу и переписаны Варухом, учеником его, и прочитаны во всеуслышание народа в притворе храма (·Вар.36:1,9). Иоаким пожелал познакомиться с содержанием их, и вот гнев царя обрушился как на самого Иеремию, так и на свиток его пророчеств. По мере прочтения свитка царь отрезал писцовым ножичком прочитанные столбцы и сожигал на огне жаровни, стоявшей перед ним, доколе свиток не был уничтожен совершенно. Сам же Иеремия с Варухом едва-едва спаслись от царского гнева, Господь сокрыл их (·Вар.36:26). После уже в тайно м убежище Иеремия и Варух вторично переписали пророчества, с прибавлением к оным многих подобных тем слов (·Вар.36:32). Но вот, согласно с предсказанием Иеремии, Иоаким бедственно окончил жизнь свою: он был взят в плен Навуходоносором, заключен в оковы , и по смерти его (на пути ли в Вавилон, или в самом Вавилоне, неизвестно ) на престол вступил сын его, Иехония, делавший впрочем неугодное пред Богом и царствовавший только три месяца. Если не при Иоакиме, то быть может при этом царе, Пасхор, священник и надзиратель в Дому Божием, слыша пророчества Иеремии о грядущих бедствиях на Иерусалим, ударил его и посадил в колоду при вратах Вениаминовых, при Доме Господнем, и хотя на следующий же день выпустил его, но пророк снова возвестил, что Господь предаст всего Иуду в руки царя Вавилонского, который отведет их в Вавилон, и поразит мечем, (20). Пророчество исполнилось с поразительною точностью. Навуходоносор осадил город, без со против ления занял его и переселил Иехонию в Вавилон со всем домом, родом, вельможами, войском и всеми жителями, кроме бедного народа. В числе отведенных в плен находилось и несколько лжепророков, утешавших народ надеждою на скоро е окончание его бедствий. Вследствие сего на престоле царства Иудейского остался третий сын Иосии, Матфания, иначе переименованный Седекиею (597 - 586); но при этом царе положение Иеремии нисколько не изменилось к лучшему. Борьба с лжепророками продолжалась. К несчастию своему, Седекия решил обезопасить себя на престоле изменою царю Вавилонскому, и присоединился к союз у царей Моавитского, Идумейского и ·др. Для нагляднейшего вразумления его, пророк Иеремия по повелению Божию явился на улицах Иерусалима с узами и ярмо м на шее (Иер.27:2 ); таковые же ярма он послал и к пяти царям, вступившим с Седекиею в союз против Вавилона. Лжепророк Анания, сокрушивший ярмо на выи Иеремии (Иер.28:10 ) и предсказавший падение Халдеев в продолжение двух лет (Иер.28:3 ), был обличен Иеремиею во лжи и умер в том же году (16, 17). Между тем неприятель усиленно обложил Иерусалим и в нем открылся сильный голод . Положение пророка сделалось очень опасным. Он хотел было удалиться в землю Вениаминову (Иер.37:12 ), но начальник стражи задержал его, принявши за перебежчика, и привел к князьям, которые били его и заключили в темничный подвал , где и пробыл много дней. Приведенный оттуда к Седекии, на вопрос его: "нет ли слова от Господа?" ответил: "ты будешь предан в руки царя Вавилонского" (Иер.37:17 ), затем, по просьбе пророка, его заключили во дворе стражи, давая ему по куску хлеб а на день из улицы хлебопеков, пока не истощился весь хлеб в городе (Иер.37:21 ). Но так как пророк, несмотря на заточение , продолжал советовать покорность Халдеям без сопротивления, то и был брошен князьями в грязную яму во дворе стражи, в которой он и умер бы от сырости и голода, если бы не спас его своим ходатайством пред царем один богобоязненный Ефиоплянин, служивший при дворце, именно Авдемелех. С большими усилиями его вытащили из рва и снова оставили во дворе стражи. Седекия тайно посылал за Иеремиею, чтобы услышать от него волю Божию. Пророк по прежнему советовал царю довериться великодушию победителя: тогда , говорил он, и город не будет сожжен и царь со всем семейством останется в безопасности. К несчастию, Седекия не последовал благоразумному, боговдохновенному совету пророка, он боялся, чтобы Халдеи не выдали его Иудейским изменникам, которые стали бы ругаться над ним (Иер.38:19 ). Печальные последствия оказались скоро. Неприятель ворвался в город и взял его. Седекия с оставшимися при нем воинами бежал было ночью из столицы, но его поймали и отвели в Сирийский город Ривлу и там, по приговору победителя, закололи сыновей его перед глазами отца , а самого ослепили, оковали медными оковами и отвели в Вавилон, где он и умер в темничном заточении. По взятии и разрушении Иерусалима и переселении Иудеев в Вавилон, в 586 году, Навузардан, начальник царских тело хранителей, по повелению Навуходоносора, оказал ·пр. Иеремии некоторые знаки своего благорасположения и предоставил ему выбор местности для жительства. Иеремия пожелал остаться в своем отечестве, чтобы быть полезным соотечественникам своими советами и утешениями; впрочем он недолго оставался здесь . По убиении Годолии, областеначальника Иудеи, поставленного Навуходоносором, Иеремия вместе с Варухом и некоторыми из других Иудеев против воли был увлечен в Египет. О последующей судьбе пророка из ·свящ. Писания более ничего неизвестно. Древнее христианское предание свидетельствует, что кончина его была мученическая, именно, что он в ·г.Тафнисе был побит от Иудеев камнями за обличение их пороков и за пророчество об их погибели. Александрийское предание говорит, что Александр Македонский перенес тело его в Александрию. Могилу его, находящуюся недалеко от Каира, и доныне глубоко уважают Египтяне . По словам Александрийской летописи , над могилою его первоначально стоял величественный памятник , впоследствии возобновленный и украшенный царицею Еленою. В апокрифической ·2Мак. книге мы видим ·пр. Иеремию окруженным ореолом славы. По словам оной, ·пр. Иеремия скрыл в одной из пещер горы Хорив Скинию, Ковчег Завета, жертвенник кадильный , и заградил вход в оную, чтобы они оставались там в неизвестности дотоле , доколе Бог, умилосердившись, не соберет сонма народа (·2Мак.2:1,8). В ней говорится также , что при разрушении Иерусалима некоторые благочестивые священники скрыли в одном кладезе ·свящ. огонь , взятый с жертвенника, который при возобновлении храма был найден их потомками (·2Мак.1:19,36), и что Иеремия, во время переселения Иудеев, приказал и переселяемым взять с собою от огня храма (·2Мак.2:1). В видении Иуды Маккавея Иеремия является мужем, украшенным сединами и славою, окруженным дивным и необычайным величием, братолюбцем, который много молится о народе и святом городе, давшем Иуде золотой меч на сокрушение врагов (·2Мак.15:13,16). Даже во время земной жизни Господа преобладала уверенность , что дело Иеремии еще не кончилось. Господа Иисуса Христа некоторые считали за Иеремию, или одного из пророков (Мат.16:14 ). Память ·пр. Иеремии празднуется ·прав. Церковью 1-го мая.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • иерохам - Иерохам (возлюбленный) имя следующих лиц: а) (1Пар.6:27 ) дед ...
  • иеровоам - Иеровоам (народ умножается) имя двух царей Израильских: а) (3Цар.11:26 ...
  • иерма - Иерма (·2Езд.9:12) один из Израильтян, во дни Ездры, ...
  • иерихон - Иерихон (по Еврейски произносится Йерихо) известный город, лежавший ...
  • иеред - Иеред (нисхождение) (1Пар.4:18 ) потомок ·патр. Иуды, называемый ...
  • иерах - Иерах (луна, месяц) (Быт.10:26 ) сын Иоктана, в ...
  • иерамоф - Иерамоф (высоты) (Езд.10:29 ) потомок Вания, женатый на ...
  • иемнаан - Иемнаан (Иуд.2:28 ) упоминается в числе приморских местностей ...
  • кадес и кадес-варни - Кадес и КадесВарни (святое место) (Быт.14:7 Чис.13:27 Втор.1:2 ). ...
  • анака - Анака (стенание) (Лев.11:20 ) животное пресмыкающееся, по закону ...
  • терние и волчцы и тернистые кустарники - Терние и волчцы и тернистые кустарники (Быт.3:18 и ·др. ...
  • махалаф - Махалаф (Пс.87:1 ) (унылый, элегический напев) слово вероятно ...
  • фудяне - Фудяне и Лудяне (·Идф.2:23) то же самое, что ...
  • юг - Юг (Песн.4:16 ). У Евреев это слово включало в ...
  • шева - Шева (клятва): а) (Быт.10:7 1Пар.1:9 ) сын Раамы, сына Хуша, ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари