Что такое Задержание? Значение слова Задержание в юридическом словаре

Задержание - ЗАДЕРЖАНИЕ - в уголовном судопроизводстве РФ кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления, путем помещения его под стражу в специально оборудованные места на основании и в порядке, определенных уголовно-про-цессуальным законом. 3. подозреваемого - самостоятельный институт,отличающийся от других форм процессуального принуждения. По степени ограничения личной свободы 3. близко примыкает к заключению под стражу как мере пресечения. Срок 3., так же как и срок нахождения лица под стражей в порядке меры пресечения, засчитывается в срок наказания при вынесении обвинительного приговора (ст. 315 УПК). Однако 3. не является мерой пресечения, и его правовой режим отличается от меры пресечения в виде содержания под стражей. Основания и порядок 3. регламентируются УПК и ФЗ РФ от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Правом 3. пользуется орган дознания^. 122 УПК). следователь (ст. 127 УПК) и прокурор (ст. 211 УПК). Основаниями 3. выступают фактические данные. указывающие на совершение преступления конкретным лицом. Ст. 122 УПК содержит перечень наиболее характерных источников получения фактических данных, изобличающих подозреваемого. Органы дознания и следователь вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы только при наличии одного из следующих обстоятельств: а) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения: б) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление; в) когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. При наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано лишь в том случае, если покушалось на побег или не имеет постоянного места жительства или если не установлена личность подозреваемого. Отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о намерении подозреваемого лица скрыться или помешать расследованию, исключает возможность использования "иных данных" в качестве оснований для 3. Вместе с тем наличие одних только этих обстоятельств при отсутствии фактических данных, указывающих на совершение преступления лицом, в отношении которого решается вопрос о 3.. также не может служить основанием для 3. Такие данные должны быть получены путем производства следственных действий и зафиксированы в соответствующем протоколе (допроса, обыска, опознания и т.п.), т.е. должны иметь характер доказательств по уголовному делу и могут быть получены только из указанных в Законе источников. что обеспечивает их достоверность. Данные, добытые из непроцессуальных источников, например результаты оперативно-розыскной деятельности,не могут служить основанием для принятия процессуальных решений, в том числе и для 3. лиц, подозреваемых в совершении преступления. УПК требует, чтобы 3. было мотивированным. Это означает, что наличие соответствующих оснований и условий автоматически не влечет 3., поскольку применение этой меры должно преследовать достижение определенных целей. О всяком случае 3. лица. подозреваемого в совершении преступления, должен быть составлен протокол с указанием оснований, мотивов.дня и часа. года и месяца, места 3.. объяснений задержанного. времени о4эормления: подписывается составившим его лицом и задержанным. Протокол 3.,составленный лицом, производящим дознание, утверждается начальником органа дознания или его заместителем и только после этого приобретает юридическую силу. Это обусловлено тем, что право на 3. закон предоставил не лицу, производящему дознание, а органу дознания. Следователь наделен правом самостоятельно принимать решение о 3., в связи с чем составленный им протокол в утверждении не нуждается и приобретает юридическую силу с момента подписания его следователем.В течение 24 ч прокурору направляется письменное сообщение о 3. В срок 48 ч с момента его получения прокурор обязан дать санкцию на заключение под стражу либо освободить задержанного. Протокол 3. является тем процессуальным документом, на основании которого лицо. подозреваемое в совершении преступления, помещается под стражу. Местами 3. являются изоляторы временного содержания. Протокол должен быть объявлен задержанному. В случае если он отказывается подписать протокол, следователь и лицо, производящее дознание, руководствуются правилами. изложенными в ст. 142 УПК. Лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, подвергается лично-му обыску. При заключении задержанного под стражу он дактилоскопируется и фотографируется. Помещения, в которых размещаются задержанные, подвергаются обыску, а их вещи, передачи и посылки - досмотру. Размещение задержанных в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. При этом подозреваемые, проходящие по одному делу, содержатся раздельно. С момента 3. подозреваемым предоставляются свидания с защитником наедине, причем количество и продолжительность свиданий не ограничиваются. Закон возлагает на орган дознания и следователя обязанность незамедлительно известить одного из близких родственников задержанного о месте его содержания под стражей. Задержанному может быть предоставлено свидание с родственниками или иными лицами, для чего необходимо письменное разрешение лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело. Срок 3. лица. подозреваемого в совершении преступления, исчисляется с момента его доставления в орган дознания или к следователю, а если 3. производится на основании постановления о 3.. вынесенного органом дознания или следователем, то с момента фактического 3. В общей сложности срок 3. не может превышать 72 ч. В течение времени 3. орган дознания или следователь представляет прокурору материалы,необходимые для решения вопроса о даче санкции на заключение под стражу в порядке применения меры пресечения. В соответствии с ч. 2 ст. 22 Конституции РФ арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо может быть подвергнуто 3. на срок не более 48 ч. Однако в разделе втором Конституции "Заключительные и переходные положения" (п. 6) указано, что до приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с положениями Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и 3. лиц, подозреваемых в совершении преступления. Суд же осуществляет судебный надзор за законностью и обоснованностью применения этих мер. Пленум ВС РФ разъяснил, что в соответствии со ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах 1976 г., нормы которого в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы РФ и имеют верховенство над ее внутренним законодательством, в суд может быть обжаловано не только заключение под стражу в порядке применения меры пресечения. но и 3. лица. подозреваемого в совершении преступления. С момента составления протокола лицо, подвергнутое 3., наделяется процессуальными правами подозреваемого. Освобождение задержанных производится по постановлению лица,производящего дознание, следователя или прокурора в случаях, если: а) не подтвердилось подозрение в совершении преступления: б) отсутствует необходимость применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу; в) истек установленный Законом срок 3. Если в течение 72 ч с момента 3. не поступит постановление об освобождении задержанного либо о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, начальник места содержания задержанных освобождает это лицо своим постановлением в связи с истечением установленного Законом срока, о чем уведомляются прокурор, следователь или лицо, производящее дознание. Законодательство РФ предусматривает дополнительные гарантии от необоснованного 3.для некоторых категорий граждан в связи с особой значимостью выполняемых ими функций. Так, члены СФ и депутаты ГД обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий и не могут быть задержаны, кроме случаев 3. на месте преступления (ст. 98 Конституции РФ). Неприкосновенностью пользуются также депутаты представительных органов власти субъектов Федерации в соответствии с законодательством, действующим на территории субъектов Федерации. Судья КС не может быть задержан, за исключением случаев 3. на месте преступления. Судья, личность которого не могла быть известна в момент 3.. по выяснении его личности подлежит немедленному освобождению. Должностное лицо, произведшее его 3. на месте преступления, немедленно уведомляет об этом КС, который в течение 24 ч должен дать согласие на дальнейшее применение этой процессуальной меры или в даче согласия отказать (см. также Судьи). Сергеев А.И.

Задержание

ЗАДЕРЖАНИЕ - в уголовном судопроизводстве РФ кратковременное лишение свободы лица , подозреваемого в совершении преступления, путем помещения его под стражу в специально оборудованные места на основании и в порядке, определенных уголовно-про-цессуальным законом. 3. подозреваемого - самостоятельный институт,отличающийся от других форм процессуального принуждения. По степени ограничения личной свободы 3. близко примыкает к заключению под стражу как мере пресечения. Срок 3., так же как и срок нахождения лица под стражей в порядке меры пресечения, засчитывается в срок наказания при вынесении обвинительного приговора (ст. 315 УПК). Однако 3. не является мерой пресечения, и его право вой режим отличается от меры пресечения в виде содержания под стражей. Основания и порядок 3. регламентируются УПК и ФЗ РФ от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Правом 3. пользуется орган дознания^. 122 УПК). следователь (ст. 127 УПК) и прокурор (ст. 211 УПК). Основаниями 3. выступают фактические данные. указывающие на совершение преступления конкретным лицом. Ст. 122 УПК содержит перечень наи более характер ных источников получения фактических данных, изобличающих подозреваемого. Орган ы дознания и следователь вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы только при наличии одного из следующих обстоятельств: а) когда это лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения: б) когда очевидцы, в том числе и потерпевшие, прямо укажут на данное лицо как на совершившее преступление ; в) когда на подозреваемом или на его одежде, при нем или в его жилище будут обнаружены явные следы преступления. При наличии иных данных, дающих основания подозревать лицо в совершении преступления, оно может быть задержано лишь в том случае, если покушалось на побег или не имеет постоянного места жительства или если не установлена личность подозреваемого. Отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о намерении подозреваемого лица скрыться или помешать расследованию, исключает возможность использования "иных данных" в качестве оснований для 3. Вместе с тем наличие одних только этих обстоятельств при отсутствии фактических данных, указывающих на совершение преступления лицом, в отношении которого решается вопрос о 3.. также не может служить основанием для 3. Такие данные должны быть получены путем производства следственных действий и зафиксированы в соответствующем протокол е (допроса, обыска, опознания и т.п.), т.е. должны иметь характер доказательств по уголовному делу и могут быть получены только из указанных в Закон е источников. что обеспечивает их достоверность . Данные , добытые из непроцессуальных источников, например результаты оперативно-розыскной деятельности,не могут служить основанием для принятия процессуальных решений, в том числе и для 3. лиц, подозреваемых в совершении преступления. УПК требует, чтобы 3. было мотивированным. Это означает, что наличие соответствующих оснований и условий автоматически не влечет 3., поскольку применение этой меры должно преследовать достижение определенных целей. О всяком случае 3. лица. подозреваемого в совершении преступления, должен быть составлен протокол с указанием оснований, мотивов.дня и часа. года и месяца, места 3.. объяснений задержанного. времени о4эормления: подписывается составившим его лицом и задержанным. Протокол 3., составленный лицом, производящим дознание , утверждается начальник ом органа дознания или его заместителем и только после этого приобретает юридическую силу. Это обусловлено тем, что право на 3. закон предоставил не лицу, производящему дознание, а органу дознания. Следователь наделен правом самостоятельно принимать решение о 3., в связи с чем составленный им протокол в утверждении не нуждается и приобретает юридическую силу с момент а подписания его следователем.В течение 24 ч прокурору направляется письменное сообщение о 3. В срок 48 ч с момента его получения прокурор обязан дать санкцию на заключение под стражу либо освободить задержанного. Протокол 3. является тем процессуальным документом, на основании которого лицо. подозреваемое в совершении преступления, помещается под стражу. Места ми 3. являются изоляторы временного содержания. Протокол должен быть объявлен задержанному. В случае если он отказывается подписать протокол, следователь и лицо, производящее дознание, руководствуются правилами. изложенными в ст. 142 УПК. Лицо , задержанное по подозрению в совершении преступления, подвергается лично-му обыску. При заключении задержанного под стражу он дактилоскопируется и фотографируется. Помещения, в которых размещаются задержанные, подвергаются обыску, а их вещи , передачи и посылки - досмотру. Размещение задержанных в камерах производится с учетом их личности и психологической совместимости. При этом подозреваемые, проходящие по одному делу, содержатся раздельно. С момента 3. подозреваемым предоставляются свидания с защитником наедине , причем количество и продолжительность свиданий не ограничиваются. Закон возлагает на орган дознания и следователя обязанность незамедлительно известить одного из близких родственников задержанного о месте его содержания под стражей. Задержанному может быть предоставлено свидание с родственниками или иными лицами, для чего необходимо письменное разрешение лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело . Срок 3. лица. подозреваемого в совершении преступления, исчисляется с момента его доставления в орган дознания или к следователю, а если 3. производится на основании постановления о 3.. вынесенного органом дознания или следователем, то с момента фактического 3. В общей сложности срок 3. не может превышать 72 ч. В течение времени 3. орган дознания или следователь представляет прокурору материалы,необходимые для решения вопроса о даче санкции на заключение под стражу в порядке применения меры пресечения. В соответствии с ч. 2 ст. 22 Конституции РФ арест , заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо может быть подвергнуто 3. на срок не более 48 ч. Однако в разделе втором Конституции "Заключительные и переходные положения" (п. 6) указано, что до приведения уголовно-процессуального законодательства в соответствие с положениями Конституции сохраняется прежний порядок ареста, содержания под стражей и 3. лиц, подозреваемых в совершении преступления. Суд же осуществляет судебный надзор за законностью и обоснованностью применения этих мер. Пленум ВС РФ разъяснил, что в соответствии со ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах 1976 г., нормы которого в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ являются составной частью правовой системы РФ и имеют верховенство над ее внутренним законодательство м, в суд может быть обжаловано не только заключение под стражу в порядке применения меры пресечения. но и 3. лица. подозреваемого в совершении преступления. С момента составления протокола лицо, подвергнутое 3., наделяется процессуальными правами подозреваемого. Освобождение задержанных производится по постановлению лица,производящего дознание, следователя или прокурора в случаях, если: а) не подтвердилось подозрение в совершении преступления: б) отсутствует необходимость применения к задержанному меры пресечения в виде заключения под стражу; в) истек установленный Законом срок 3. Если в течение 72 ч с момента 3. не поступит постановление об освобождении задержанного либо о применении к нему меры пресечения в виде заключения под стражу, начальник места содержания задержанных освобождает это лицо своим постановлением в связи с истечением установленного Законом срока, о чем уведомляются прокурор, следователь или лицо, производящее дознание. Законодательство РФ предусматривает дополнительные гарантии от необоснованного 3.для некоторых категорий граждан в связи с особой значимостью выполняемых ими функций. Так, члены СФ и депутаты ГД обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий и не могут быть задержаны, кроме случаев 3. на месте преступления (ст. 98 Конституции РФ). Неприкосновенностью пользуются также депутаты представительных органов власти субъектов Федерации в соответствии с законодательством, действующим на территории субъектов Федерации. Судья КС не может быть задержан, за исключением случаев 3. на месте преступления. Судья, личность которого не могла быть известна в момент 3.. по выяснении его личности подлежит немедленно му освобождению. Должно стное лицо, произведшее его 3. на месте преступления, немедленно уведомляет об этом КС, который в течение 24 ч должен дать согласие на дальнейшее применение этой процессуальной меры или в даче согласия отказать (см. также Судьи). Сергеев А.И.

Значение слова Задержание в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари