ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА - направление в юридической наукг XIX в. ( особенно в Германии). Представители И.ш.п. (Г. Гуго ). Ф. Савиньи , Г.-Ф. Пухта и др.) выступали против идей естественного права . Важнейшим источником права был объявлен обычай . Кодификация отвергалась, а право изображалось как результат постепенного роста "народного духа": развитие права сравнивалось с развитием язык а. Наиболее полно доктрина И.ш.п.изложена Фридрихом фон Савиньи. Уже в ранней своей работе "Право владения" (1803) Савиньи выдвигает важнейшие ее положения. Не произвол , не рефлексия . не законодательство создают право, как не могут создать они религию или язык; право с внутренней необходимостью вытекает из "природного" развития народа, из потребностей национального, присущего каждому народу знания . Правообразование - длительный исторический процесс , в котором развивается народное сознание : одну из необходимых ступеней этого процесса составляет изучение права в его истории, в частности римского права. Эти воззрения Савиньи получили дальнейшее оформление и развитие в его сочинении "О призвании нашего времени к законодательству" (1814). Проведенный Савиньи анализ состояния германского права и германской юридической науки убеждает его, что "наше время не имеет призвания к тому . чтобы предпринять издание свода законов". Нужно отметить , что в позднейших работах, в частности в "Системе римского права" (1840), Савиньи уже допускает в необходимых случаях вмешательство законодателя. Учение Савиньи завершает Г.-Ф. Пухта в своем "Курсе институций" (1841). Он также считал, что источником права прежде всего является народное развитие. "Право возникает невидимым путем", оно не развивается, однако из житейской практики, как это можно было предположить , исходя из указанного соотношения права и морали, оно ей предшествует в виде общенародного убеждения . "Житейская практика есть лишь последний момент , в ней лишь выражается и воплощается возникшее право, живущее в убеждении сынов данного народа". В этой мысли Пухты наиболее отчетливо выразился идеализм И.ш.п. Этот народный дух выражается в свободной воле народа, которая является источником политических учреждений. Таким образом, "право не устанавливается государством; последнее скорее предполагает определенное правовое сознание. право, охранять которое - его основная задача". Первоначальная форма права - обычай, который затем закрепляется государством в форме закона, а потом уже изучается и истолковывается юристами. Таким образом, не создание нового права, но изучение органического развития права юристами - необходимая ступень самого этого органического развития права, т.е. правосознания. Охранять продукты этого органического развития - цель политической организации. Нужно отметить, что Пухта, хотя считал венцом политического творения абсолютную монархию, при этом рассматривал власть монарха как общественную должность , а граждан - как членов единого народного целого. .
Что такое Историческая школа права? Значение Историческая школа права в юридическом словаре
Историческая школа права - ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА - направление в юридической наукг XIX в. (особенно в Германии). Представители И.ш.п. (Г. Гуго). Ф. Савиньи, Г.-Ф. Пухта и др.) выступали против идей естественного права. Важнейшим источником права был объявлен обычай. Кодификация отвергалась, а право изображалось как результат постепенного роста "народного духа": развитие права сравнивалось с развитием языка. Наиболее полно доктрина И.ш.п.изложена Фридрихом фон Савиньи. Уже в ранней своей работе "Право владения" (1803) Савиньи выдвигает важнейшие ее положения. Не произвол, не рефлексия. не законодательство создают право, как не могут создать они религию или язык; право с внутренней необходимостью вытекает из "природного" развития народа, из потребностей национального, присущего каждому народу знания. Правообразование - длительный исторический процесс, в котором развивается народное сознание: одну из необходимых ступеней этого процесса составляет изучение права в его истории, в частности римского права. Эти воззрения Савиньи получили дальнейшее оформление и развитие в его сочинении "О призвании нашего времени к законодательству" (1814). Проведенный Савиньи анализ состояния германского права и германской юридической науки убеждает его, что "наше время не имеет призвания к тому. чтобы предпринять издание свода законов". Нужно отметить, что в позднейших работах, в частности в "Системе римского права" (1840), Савиньи уже допускает в необходимых случаях вмешательство законодателя. Учение Савиньи завершает Г.-Ф. Пухта в своем "Курсе институций" (1841). Он также считал, что источником права прежде всего является народное развитие. "Право возникает невидимым путем", оно не развивается, однако из житейской практики, как это можно было предположить, исходя из указанного соотношения права и морали, оно ей предшествует в виде общенародного убеждения. "Житейская практика естьлишь последний момент, в ней лишь выражается и воплощается возникшее право, живущее в убеждении сынов данного народа". В этой мысли Пухты наиболее отчетливо выразился идеализм И.ш.п. Этот народный дух выражается в свободной воле народа, которая является источником политических учреждений. Таким образом, "право не устанавливается государством; последнее скорее предполагает определенное правовое сознание. право, охранять которое - его основная задача". Первоначальная форма права - обычай, который затем закрепляется государством в форме закона, а потом уже изучается и истолковывается юристами. Таким образом, не создание нового права, но изучение органического развития права юристами - необходимая ступень самого этого органического развития права, т.е. правосознания. Охранять продукты этого органического развития - цель политической организации. Нужно отметить, что Пухта, хотя считал венцом политического творения абсолютную монархию, при этом рассматривал власть монарха как общественную должность, а граждан - как членов единого народного целого. .
Соседние слова
Что такое Исправительные учрежденияЧто значит Испытание при приеме на работу
Что означает Испытательный срок
Значение Истец
↑ Историческая школа права ↓
Что такое Историческое толкование
Что значит Источник повышенной опасности
Что означает Истязание
Значение Исчисление сроков наказаний и зачет наказания
Однокоренные и похожие слова:
Значение слова Историческая школа права в других словарях:
- Что такое Историческая школа права? Энциклопедический словарь
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- Кассация - КАССАЦИЯ (от фр. casser ломать, отменять) форма ...
- Кассационная жалоба - КАССАЦИОННАЯ ЖАЛОБА жалоба на решение или приговор ...
- Каперство - КАПЕРСТВО (гол. kapen захватывать судно; стянуть, стащить, ...
- Кант - КАНТ (Kant) Иммануил (1724 1804) немецкий философ ...
- Каналы международные - КАНАЛЫ МЕЖДУНАРОДНЫЕ расположенные на территории некоторых государств ...
- Казус белли - КАЗУС БЕЛЛИ (лат. casus belli случай, событие и ...
- Казначейские обязательства - КАЗНАЧЕЙСКИЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА (КО) 1)документарные купонные государственные среднесрочные ...
- Исламское право - ИСЛАМСКОЕ ПРАВО см Мусульманское право. ...
- Исковая давность - ИСКОВАЯ ДАВНОСТЬ в гражданском праве установленный законом ...
- Иск регрессный - ИСК РЕГРЕССНЫЙ см. Регрессный иск. ...
- Иск виндикационный - ИСК ВИНДИКАЦИОННЫЙ см. Виндикационньй иск. ...
- Ирландия - ИРЛАНДИЯ (Эйре) государство в Западной Европе, занимающее ...
- Информация - ИНФОРМАЦИЯ (лат. informatio разъяснение, изложение, истолкование, представление, уведомление) ...
- Интерпелляция - ИНТЕРПЕЛЛЯЦИЯ (лат. interpellatio прерывание речи. жалоба перед судом, ...
- Правопреемство государственных границ - ПРАВОПРЕЕМСТВО ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАНИЦ переход прав и обязанностей ...