Что такое Бюрократия? Значение слова Бюрократия в социологическом словаре

1) Бюрократия - - англ. bureaucracy; нем. Burokratie. 1. Система  управления, в к-рой решающую роль  выполняет бюрократический аппарат .  2. По М. Веберу - тип идеальной рациональной организации, к-рый характеризуют: эффективность  административных действий, достигаемая за счет специализации квалифицированного управленческого аппарата и формального разделения обязанностей; иерархическая система контроля и подчинения должностных лиц; безличностные отношения, основанные на зафиксированных законах и правилах, определяющих принятие решений ;  отделение  административных функций от собственно средств управления. 3. Синоним бюрократизма  - отчуждение  государственного аппарата по отношению к обществу, превращение средств административной деятельности в самоцель; формализмканцелярщина, бездушность, рутина ,  служебная волокита.  

2) Бюрократия - (от франц. bureau - канцелярия и греч. kratos - власть ,  господство ,  сила )  - одна из форм осуществления властных функций в усложняющемся об-ве, важный элемент  механизма интеграции и соц. регулирования в условиях экспансии публичной власти и роста численности профессионализирующихся в управлении лиц. Сущностная характеристика Б. состоит в нарастающем отчуждении исполнительной власти, ее концентрации в руках чиновничества, стремящегося избежать или ослабить демократич. контроль  за своей деятельностью .  Этот процесс  проявляется в трансформации объективно необходимых для нормального функционирования механизма соц. управления инструментальных функций аппарата в целеполагающие и превращении аппарата в самодовлеющую силу об-ва. Б. - сложное соц. явление. Оно может быть рассмотрено в нескольких взаимосвязанных планах. Прежде всего - как разновидность организации публичной власти в условиях развитой соц. дифференциации об-ва, т. е. система  соц. управления, отчужденная от управляемых и стоящая над ними. Структуры публичной власти формируются в историч. длительном процессе обществ. разделения труда ,  приводящего к образованию новой его отрасли (управляющие - управляемые), и являются продуктом развития всего об-ва. Первоначально эти структуры возникают для осуществления общесоц. задач, причем организационная эволюция  вырабатывает рациональные способы кооперации и специализации управленческого труда. Дальнейшее развитие  обществ. противоречий и отношений собственности приводит к тому, что выполнявшие функции "общих дел" структуры начинают осуществлять и функции обеспечения интересов имущих господствующих групп. Однако Б. не просто служит орудием одних соц. групп против других, но и своекорыстно стремится подчинять действительные потребности об-ва, задачи ,  нормы  и процедуры функционирования целям самосохранения и укрепления собственных позиций, демонстрируя при этом поразительную приспосабливаемое. В процессе организационной эволюции вырабатываются и отбираются эффективные способы специализации и кооперации управленческого труда в структурах  публичной власти. Основные свойства бюрократич. рациональности этих структур - дифференциация  функций, стандартизация методов и условий работы, регламентация  действий безличными правилами; " деперсонализация " , т. е. исключение всех форм личных соображений из исполнения служебных обязанностей; многоступенчатая иерархия  должного и карьера  при условии отвечающего формальным критериям исполнения обязанностей, т. е. продвижение по служебной лестнице с соответствующим увеличением жалованья, льгот и престижных, "символических" условий труда; строгая дисциплина  труда и др. Постепенно формы бюрократической рациональности заимствуются всеми другими соц. организациями. По мере роста их масштабов и увеличения численности работников сферы ведения (компетенции) в них подвергаются дроблению, а масса  рядовых служащих все более оттесняется от процесса принятия решений и оказывается все менее способной иметь ясное представление о деятельности организации в целом. В аппаратах обществ. организаций усиливаются позиции профессиональных работников, растет сила их определяющего воздействия и независимость  от волеизъявлений масс, активность  к-рых иссякает, возникает возможность для оказания большего влияния "сверху вниз", чем "снизу вверх" (в политич. партиях ,  профессиональных союзах и иных обществ. объединениях), что подрывает основы внутриорганизационной демократии и способствует бюрократизации всей деятельности. Феномен Б. был исследован в нач. XX в. нем. социологом М. Вебером, к-рый изучал генезис бюрократич. форм управления из крупного хозяйства древних царей и выделил признаки идеального типа бюрократич. систем, присущие в той или иной мере реальным капиталистич. организациям .  В концепции Вебера эффективность  Б. выступает ее сущностной характеристикой, а само это понятие  приобретает позитивное значение ,  поскольку, проводя различие  между наукой и политикой, он стремился ограничиваться в научном анализе  технико-экономич. превосходством формально упорядоченных структур над любыми иными формами соц. организаций. Вместе с тем в своих политич. работах  он, напротив, выступал критиком Б., угрожающей либерально-буржуазным свободам  и демократии. Б. выступает и как связанный особыми групповыми интересами и ценностными ориентациями специфич. обществ. слой (иерархия слоев, иерархически организованная общность ,  "как бы класс " ). Члены данной соц. группы характеризуются сходством представлений о своем месте в об-ве и представлений об-ва об их месте. Бюрократич. самосознанию свойственны замещение общегос. интересов корпоративными (ведомственными или местническими), пренебрежение демократич. ценностями, представления о престижности и особой значимости своего труда и др. Основные свойства бюрократич. организаций, привилегированный статус ,  нек-рые общесоц. факторы  (в частности, неразвитость демократии, ин-тов и традиций, тип и уровень политич. культуры) порождают условия, к-рые формируют специфич. тип личности. Система организационных зависимостей подчиняет себе бюрократизированного индивида  и вырабатывает у него специфич. этику политич. и идейно-морального конформизма ,  психологию верности существующим порядкам, ориентацию на соответствие мнениям и требованиям непосредственного окружения. Для поведения "бюрократич. личности" характерна поглощенность стремлением соответствовать системе общепринятых нормативных образцов и поддерживать свою морально-психологич. стандартизированность. Включенный в организацию такой человек  сознательно ориентируется на приспособление  к задаваемой ему роли, и, тщательно соблюдая принятые в ней нормы (труда и "ведомственной морали"), постоянно корректирует свое поведение  требованиями непосредственного окружения. Ядро бюрократич. системы ценностей образует карьера, с мыслью о к-рой коррелируют все помыслы и ожидания, тесно связаны статус и престиж  служащего. Нацеленность на продвижение по иерархической служебной лестнице ведет к предпочтению стабильности существующей соц. системы как условия осуществимости карьерных ожиданий и предсказуемости регулярных повышений по службе. Сознание  бюрократич. личности проецирует на об-во "статусное представление", отражающее нек-рые реалии ее объективного положения в организации. "Статусное сознание" воспринимает об-во как многоступенчатую структуру, в к-рой сохраняется возможность перемещения с одной ступени на др. благодаря личным усилиям. Другим важнейшим элементом бюрократич. системы ценностей выступает самоотождествление служащего с организацией, внутренняя, по крайней мере, демонстрируемая посвященность общим целям ее успеха, ориентация  на единство с ее нормативным порядком, служение организации как средству достижения собственной цели. См. также Теория  бюрократии. Лит.: Яковлев Г.С. Аппарат управления: принципы  организации. М., 1974; Песчанский В.В. Служащие  в буржуазном обществе. М., 1975; Гудков Л., Левада Ю., Ле-винсон А., Седов Л. Бюрократизм  и бюрократия :  необходимость уточнения// Коммунист, 1988, № 12; Миллс Р. Властвующая элита .  М., 1959; Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество ,  М., 1969; Гурней Б. Введение в науку управления. М., 1969; П.М.Блау. Исследование  формальных организаций//Американская социология .  М., 1972; Масловский М. Политическая социология  бюрократии. М., 1997; Weber M. Economic and organisation. N.Y., 1947; Walker N. Moral in the civil service: A study of the desk worker. Edinburgh, 1960; Blau P.M. Bureaucracy in modern society. N.Y., 1961; Etzioni A. Modern organisations. New Jersey, 1964; Crozier M. The bureaucratic Phenomen. Chicago, 1964; Blau P., Scott W. Formal organizations: Comparative Approach. L., 1966; Simon H.A. Administrative behaviour. N.Y., 1976. Г.С. Яковлев

3) Бюрократия - социальная структура ,  состоящая из иерархии должностей и ролей, предписанных четкими правилами и стандартами, и базирующаяся на разделении функций и власти. Согласно М. Веберу, идеальный тип  рациональной организации общества, характеризующийся максимальной эффективностью  управления.

4) Бюрократия - - правление и/или социальная группа  чиновников (госслужащих, занятых исполнительским трудом в сфере управления).

5) Бюрократия - — организация ,  состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию, и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность . 

6) Бюрократия - - организация ,  состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность . 

7) Бюрократия - - аппарат управления, которому в гонке за социальными благами удалось оторваться от парода.

8) Бюрократия - – особый тип организации, особая система  управления, основанная на подчинении человека  не другому человеку, а безличной системе. В социологию в качестве особой категории   бюрократия  введена Вебером, который видел в ней специфическую форму организации, характерную для современного, модерного общества, один из главных "локомотивов модернизации". Вебер связывает становление бюрократии с процессом рационализации и рассматривает ее как наиболее рациональную и эффективную форму достижения управленческих целей, основанную на легально-рациональном типе легитимности (господства). Веберовский идеальный тип  рациональной бюрократии отличается следующими основными особенностями: 1. строго иерархическая структура ;  2. формальное статусное подчинение ;  3. управление  по формальным, безличным правилам; 4. эмоциональная нейтральность  отношений. Рациональная бюрократия рассматривается Вебером как технически более совершенная и эффективная, чем все предшествующие формы администрации ( патриархальная, патерналистская ), поскольку она наиболее предсказуема, точна, беспристрастна и быстродействующа. Она пронизывает все основные учреждения капиталистического общества, начиная от государственного управления, экономики и кончая образованием  и церковью .  Современная социология  отмечает ограниченность и неэффективность бюрократии, недостаточную гибкость, связанную именно с ее основным достоинством – предсказуемостью и стандартностью действия. Она способна обеспечить лишь ограниченный социальный контроль ,  особенно в современной ситуации, отличающейся быстрыми социальными изменениями и требующей нестандартных решений. В современном мире, характеризующемся нарастанием непредсказуемости развития социальных процессов, бюрократия становится все менее эффективной и вытесняется иными системами организации и управления (см. организация социальная  ).

9) Бюрократия - - организация ,  состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность .  Система  аппаратного властвования и управления в организации, состоящей из ряда взаимодействующих официальных лиц, должностные статусы  которых образуют иерархию и которые отличаются формально установленными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность.

10) Бюрократия - – организация ,  деятельность  которой предусматривает разделение иерархически упорядоченных ролей, складывающихся на основе четких правил и процедур; социальный  слой, непосредственно осуществляющий функции управления обществом . 

11) Бюрократия - (фр. bureaucratie, буквально - господство  канцелярии, от фр. bureau - бюро, канцелярия и греч.: kratos - сила ,  власть ,  господство) - способ осуществления публичных властных функций, специфическая форма  устройства социальных организаций в обществе, сущность которой заключается в отрыве центров исполнительной власти от воли большинства членов этой организации, в подчинении правил и задач функционирования организаций целям ее сохранения и укрепления. Б. - разновидность человеческой деятельности, превращающая функцию управления социальными системами в прямую или скрытую власть индивидов или социальных групп как самодостаточных, замкнутых на себя социальных сил (субъектов) в общественных взаимодействиях. Ход социально-экономического развития в 20 в. привел к выработке общих моделей работы организаций, которые описывали принципиальную структуру управления, стандартную иерархию должностей и постов, разделение функций, правила информации руководства на различных ступенях, ответственность .  Бюрократическая рационализация  управления и организации власти в обществе были специально исследованы М. Вебером , выделившим признаки идеального типа бюрократических систем: эффективность ,  достигаемую через фиксированное четкое разделение обязанностей между членами организации; строгую иерархизацию власти по принципу  "сверху вниз"; формализованную нормативную систему, обеспечивающую единообразие деятельности и стандартность (а также предсказуемость) схем принципиальных решений; обезличенность деятельности и нейтральность отношений между функционерами организации, в которой индивид  выступает как частичная функция  - носитель определенного должностного статуса .  Все эти признаки необходимы для успешной работы любой организации и сами по себе еще не означают Б. Предполагается, что Б. - это обязательное подавление инициативы нижестоящих уровней организации как условие усиления собственных позиций и самосохранения как социальной группы. В этом ракурсе Б. исследовалась как особым образом организованный социальный  слой ("как бы класс " ) и как носитель определенного "статусного сознания", обладающие специфической системой ценностей. В центре последней находится комплекс  представлений о карьере как иерархическом перемещении в управленческо-властном социальном пространстве благодаря личным усилиям и комплекс представлений о корпоративном этосе, предполагающем самоотождествление служащего с организацией, его целей с общими целями организации как условий личностного успеха. Конечное основание подобной корпоративной культуры - ценность  порядка как такового. Условия бюрократической организации формируют специфический тип личности, главными психологическими и моральными чертами которой являются политический, идейный и моральный конформизм ,  ориентация  на выполнение нормативных формальных обязанностей, стандартизация потребностей и интересов. Б., как способ специализации и кооперации управленческого труда ,  - продукт  многомерности человеческой деятельности. Б., как внутренний принцип организации отношений, "укорачивает" эту деятельность  до непосредственных, жестких зависимостей, а затененные ее структуры использует в качестве источника собственной власти и привилегий. Узурпировав функции распределения первоочередных жизненных средств при социализме  , Б. присвоила возможность распоряжаться не только ими (т.е. продуктами деятельности людей), но и самими жизнями граждан общества. Для описания такого положения вещей Г.Х. Поповым был предложен термин  "административно-командная система " . Б. стала трактоваться как такая ее историческая разновидность, которая не может быть рассмотрена только в рамках отношений власти и управления, но обязательно предполагает анализ  отношений собственности. Последняя в данном случае формально фиксировалась как "общественная" или "общенародная", будучи выраженной через категорию "всеобщего". На уровне повседневной практики это оборачивалось "ничейностью" собственности, что предоставляло Б. реальную возможность монополистически распоряжаться ею от лица общества как такового. Второй отличительной чертой бюрократического аппарата такого типа стала его максимальная идеологизированность в отличие от классической Б., что позволяло представить любое сопротивление системе как идейно-нравственное (а не только политическое и уголовное) преступление .  Третья черта такой Б. - сращивание ее интересов (при всей ее выделенности и отделенности от остальных слоев общества) с нивелированным массовым интересом основной части населения по принципу "негативной дополнительности" - принятие обезличенных компромиссных правил игры внутри системы. Важные стороны этого процесса  (в несколько иных терминах) также охарактеризовали А. Авторханов , М. Джилас и М. Восленский . В.Л. Абушенко, А.А. Грицанов

12) Бюрократия - (bureaucracy) — 1. Тип организации, управление  в которой основано на безличных, письменных инструкциях  и иерархии, проводящей явное различие  между "ведомством" и должностными лицами, а официальные должности заполняются на основе формальной квалификации. Понятие  впервые было систематически определено Вебером (см. Идеальный тип ) , заложившим основу множества социологических исследований современных крупных организаций. 2. (Буквально) управление должностными лицами. Следовательно, бюрократы или " бюрократия "  обозначают лиц, которые проводят в жизнь  правила или фактически "правят". Использование термина  в данном значении восходит к французским физиократам 18-го столетия и было принято скорее в политической теории, чем в социологии (Олброу, 1970). 3. (Уничижительное) обозначение неэффективных организаций из-за громоздких правил, " бюрократизма "  и процедур, съедающих время .  Идея о том, что бюрократия — синоним неэффективности, часто упоминается в повседневном языке ,  а также в критике идеального типа "рациональной бюрократии" Вебера. Вебер анализирует бюрократию в рамках теории власти, господства и легитимности (см. Легитимный авторитет ) . Современная рациональная бюрократия наиболее тесно увязана с легально-рациональными формами господства (Вебер, 1922), зависимыми от развития товарной экономики, свободного рынка, кодификации законов и расширения администрации (особенно в государстве). Его идеальный тип бюрократии включает: (а) господство  на основе письменных инструкций в иерархии специализированных ведомств; (б) пополнение рядов на основе квалификации; (в) безличные ведомства, явно отличаемые от должностных лиц, а также отделенные от частной жизни и частной собственности. Следовательно, пост в ведомстве — это " профессия " , основанная на экспертном обучении, обеспечивающая жалованье с пенсией и срок пребывания, а также карьеру, поддержка которой зависит от вышестоящего начальства и/илй способностей. В чистом виде рациональная бюрократия рассматривается как технически более высокая, чем все предыдущие формы администрации (патриархализм, патримониализм ) , по причине быстродействия, предсказуемости, точности и беспристрастности в рассмотрении "дел" безотносительно к собственным соображениям. Таким образом, Вебер проводил различие между рациональной бюрократией и более ранними ее формами в древних обществах, где основой служила личная преданность правителю и оплата натурой. Современная бюрократия пронизывает государственную администрацию и все основные учреждения капиталистического общества, включая армию, церковь ,  образование  и частное предпринимательство .  Распространение бюрократии отражает процесс  рационализации в современном мире с ее парадоксальными последствиями. С одной стороны, она "формально рациональна" и "эффективна", подобно машине, но с другой  — несет угрозу дегуманизации демократии и человеческой свободе, отрицание  фундаментальных ценностей и того, что Вебер называл основой независимой рациональности (см. Рациональность ) . В этом смысле ее первичная основа иррациональна. Пессимизм Вебера относительно усовершенствования бюрократической власти при капитализме  отражен в его представлении о бюрократии как о неизбежной, даже при социализме .  Единственный вопрос: кто управляет бюрократической машиной? (Ср. Железный закон олигархии ) . Конфликт  между бюрократией и демократией был темой, пронизывавшей работы таких известных теоретиков, как Моска (1884), и идею "революции менеджеров" (Бернхэм, 1943). См. Фашизм ;  Корпоративизм ;  Теория элит ;  Революция менеджеров .  Маркс, в отличие от Вебера, сводил свое краткое рассмотрение бюрократии к одному из аспектов теории государства. Бюрократу является паразитической, служащей интересам правящего класса  в качестве орудия классового господства; она не обладает автономной основой власти, но зависима от власти частного капитала .  В будущем социалистическом обществе бюрократия, подобно капиталу, должна была "отмереть" (см. Государство ;  Социализм; Большевик ;  Правящий класс). Различия между Марксом и Вебером в вопросе о природе власти и класса вызвали многочисленные дебаты о структуре власти в советских и восточноевропейских обществах, где глубоко укоренилась бюрократия (см. Ленин; Троцкий; Государственный капитализм и Государственно-монополистический капитализм ) . Проблема  отношения между бюрократией и социализмом четко обозначена Джиласом (1957), который расценивал партийную бюрократию в Восточной Европе как новый класс ,  базирующийся скорее на управлении государством, нежели на частной собственности (см. также Восточный деспотизм  в плане  значения бюрократической власти в анализе  Маркса азиатских обществ). Таким образом, очевидно влияние  Вебера на исследования противоречий социализма. Но одно из наиболее важных ответвлений критики его теории отталкивается от марксистского подхода .  Например, Маркузе (1968) полагал, что изучение Вебером формальной рациональности отвлекало внимание от использования бюрократии в качестве формы капиталистического господства, поскольку признавало методы  бюрократического управления нейтральными и неизбежными. Это вызывает следующую проблему: можно ли говорить о "формальной рациональности" администрации независимо от намерений или целей, ради которых учреждена бюрократическая администрация .  В подобном ключе  подчеркивается классовая основа бюрократического господства и, следовательно, ее временный характер в противоположность пессимизму Вебера. Его акцент на неистребимости бюрократии был подвергнут критике и с иной точки зрения в известном эссе Гоулднера (1955), который не признавал «метафизический пафос», свойственный фаталистеким формулировкам Вебера и представляющий бюрократию как отрицание всякой возможности человеческого выбора, игнорирование альтернативных форм бюрократии, в большей мере отвечающих демократии. В другом его исследовании "представительная" бюрократия противопоставляется "преимущественно карательной" (Гоулднер, 1954). После Вебера множество эмпирических исследований и критических анализов идеального типа создало основу современной Теории организации (см. также Организация ) . Их результаты указывают, что современная бюрократия функционирует в разрез с идеальным типом Вебера из-за наличия неофициальных структур, противоречивых интересов подгрупп внутри бюрократии, а также закостенелости формальных норм, ведущих к неэффективности. Например, изучение, предпринятое Мертоном и Селзником (1966), стало классическим, показывая способ, которым бюрократические правила превращаются в дисфункциональные и вызывают нежелательные последствия, становясь скорее целями в себе, чем средством достижения целей (см. Целевое смещение ;  Функционализм ) . Изучение Блау Федерального ведомства по осуществлению законов (1955) показывает, что неформальные действия более эффективны, чем строгая приверженность закостенелым формальным. Кроме того, инструкции могут использоваться членами организаций в собственных интересах и в противовес официальным целям (Крозье, 1964). Поствеберовские исследования подтвердили его правоту, но их значение  по части критического анализа Вебера все еще спорное (Олброу, 1970; Моузелис, 1975). Нет никаких сомнений в том, что многое вызвано непониманием его подхода и сведением работ о самых широких социальных последствиях бюрократии к узкой теме эффективности организаций. Путаница имеет место и в подходе к идеальному типу — как он должен оцениваться и таит ли гипотезы. Однако, даже если идеальный тип доказан, остаются проблемы с формулировками Вебера относительно отсутствия какого-либо "значимого понимания" (метода, защищавшегося Вебером) в действиях подчиненных бюрократов и доказательств альтернативных идеальных типов бюрократии своей большой полезности. Последние работы возвращаются к его темам с точки зрения критического анализа теории процесса труда  и управления менеджеров. Анализ внутренних рынков труда и бюрократического управления использовался для изменения подхода к процессу труда в рамках логики деквалификации, основанной на научном управлении. В первые послевоенные годы узкий анализ организационной эффективности уступил место изучению развития капитализма и структур господства, которые были в центре внимания у Маркса и Вебера.

Бюрократия

- англ. bureaucracy; нем. Burokratie. 1. Система  управления, в к-рой решающую роль  выполняет бюрократический аппарат .  2. По М. Веберу - тип идеальной рациональной организации, к-рый характеризуют: эффективность  административных действий, достигаемая за счет специализации квалифицированного управленческого аппарата и формального разделения обязанностей; иерархическая система контроля и подчинения должностных лиц; безличностные отношения , основанные на зафиксированных законах и правилах, определяющих принятие решений ;  отделение  административных функций от собственно средств управления. 3. Синоним бюрократизма  - отчуждение  государственного аппарата по отношению к обществу, превращение средств административной деятельности в самоцель ; формализм ,  канцелярщина , бездушность, рутина ,  служебная волокита .  

(от франц. bureau - канцелярия и греч. kratos - власть ,  господство ,  сила )  - одна из форм осуществления властных функций в усложняющемся об-ве, важный элемент  механизма интеграции и соц. регулирования в условиях экспансии публичной власти и роста численности профессионализирующихся в управлении лиц. Сущностная характеристика Б. состоит в нарастающем отчуждении исполнительной власти, ее концентрации в руках чиновничества, стремящегося избежать или ослабить демократич. конт роль  за своей деятельностью .  Этот процесс  проявляется в трансформации объективно необходимых для нормального функционирования механизма соц. управления инструментальных функций аппарата в целеполагающие и превращении аппарата в самодовлеющую силу об-ва. Б. - сложное соц. явление. Оно может быть рассмотрено в нескольких взаимосвязанных планах. Прежде всего - как разновидность организации публичной власти в условиях развитой соц. дифференциации об-ва, т. е. система  соц. управления, отчужденная от управляемых и стоящая над ними. Структуры публичной власти формируются в историч. длительном процессе обществ. разделения труда ,  приводящего к образованию новой его отрасли (управляющие - управляемые), и являются продуктом развития всего об-ва. Первоначально эти структуры возникают для осуществления общесоц. задач, причем организационная эволюция  вырабатывает рациональные способы кооперации и специализации управленческого труда. Дальнейшее развитие  обществ. противоречий и отношений собственно сти приводит к тому, что выполнявшие функции "общих дел" структуры начинают осуществлять и функции обеспечения интересов имущих господствующих групп. Однако Б. не просто служит орудием одних соц. групп против других, но и своекорыстно стремится подчинять действительные потребности об-ва, задачи ,  нормы  и процедуры функционирования целям самосохранения и укрепления собственных позиций, демонстрируя при этом поразительную приспосабливаемое. В процессе организационной эволюции вырабатываются и отбираются эффективные способы специализации и кооперации управленческого труда в структурах  публичной власти. Основные свойства бюрократич. рациональности этих структур - дифференциация  функций, стандартизация методов и условий работы, регламентация  действий безличными правилами; " деперсонализация " , т. е. исключение всех форм личных соображений из исполнения служебных обязанностей; многоступенчатая иерархия  должного и карьера  при условии отвечающего формальным критериям исполнения обязанностей, т. е. продвижение по служебной лестнице с соответствующим увеличением жалованья, льгот и престижных, "символических" условий труда; строгая дисциплина  труда и др. Постепенно формы бюрократической рациональности заимствуются всеми другими соц. организациями. По мере роста их масштабов и увеличения численности работников сферы ведения (компетенции) в них подвергаются дроблению, а масса  рядовых служащих все более оттесняется от процесса принятия решений и оказывается все менее способной иметь ясное представление о деятельности организации в целом. В аппаратах обществ. организаций усиливаются позиции профессиональных работников, растет сила их определяющего воздействия и независимость  от волеизъявлений масс, активность  к-рых иссякает, возникает возможность для оказания большего влияния "сверху вниз", чем "снизу вверх" (в политич. партиях ,  профессиональных союзах и иных обществ. объединениях), что подрывает основы внутриорганизационной демократии и способствует бюрократизации всей деятельности. Феномен Б. был исследован в нач. XX в. нем. социологом М. Вебером, к-рый изучал генезис бюрократич. форм управления из крупного хозяйства древних царей и выделил признаки идеального типа бюрократич. систем, присущие в той или иной мере реальным капиталистич. организациям .  В концепции Вебера эффективность  Б. выступает ее сущностной характеристикой, а само это понятие  приобретает позитивное значение ,  поскольку, проводя различие  между наукой и политикой, он стремился ограничиваться в научном анализе  технико-экономич. превосходством формально упорядоченных структур над любыми иными формами соц. организаций. Вместе с тем в своих политич. работах  он, напротив, выступал критиком Б., угрожающей либерально-буржуазным свободам  и демократии. Б. выступает и как связанный особыми групповыми интересами и ценностными ориентациями специфич. обществ. слой (иерархия слоев, иерархически организованная общность ,  "как бы класс " ). Члены данной соц. группы характеризуются сходством представлений о своем месте в об-ве и представлений об-ва об их месте. Бюрократич. самосознанию свойственны замещение общегос. интересов корпоративными (ведомственными или местническими), пренебрежение демократич. ценностями, представления о престижности и особой значимости своего труда и др. Основные свойства бюрократич. организаций, привилегированный статус ,  нек-рые общесоц. факторы  (в частности, неразвитость демократии, ин-тов и традиций, тип и уровень политич. культуры) порождают условия, к-рые формируют специфич. тип личности. Система организационных зависимостей подчиняет себе бюрократизированного индивида  и вырабатывает у него специфич. этику политич. и идейно-морального конформизма ,  психологию верности существующим порядкам, ориентацию на соответствие мнениям и требованиям непосредственного окружения. Для поведения "бюрократич. личности" характерна поглощенность стремлением соответствовать системе общепринятых нормативных образцов и поддерживать свою морально-психологич. стандартизированность. Включенный в организацию такой человек  сознательно ориентируется на приспособление  к задаваемой ему роли, и, тщательно соблюдая принятые в ней нормы (труда и "ведомственной морали"), постоянно корректирует свое поведение  требованиями непосредственного окружения. Ядро бюрократич. системы ценностей образует карьера, с мыслью о к-рой коррелируют все помыслы и ожидания, тесно связаны статус и престиж  служащего. Нацеленность на продвижение по иерархической служебной лестнице ведет к предпочтению стабильности существующей соц. системы как условия осуществимости карьерных ожиданий и предсказуемости регулярных повышений по службе. Сознание  бюрократич. личности проецирует на об-во "статусное представление", отражающее нек-рые реалии ее объективного положения в организации. "Статусное сознание" воспринимает об-во как многоступенчатую структуру, в к-рой сохраняется возможность перемещения с одной ступени на др. благодаря личным усилиям. Другим важнейшим элементом бюрократич. системы ценностей выступает самоотождествление служащего с организацией, внутренняя, по крайней мере, демонстрируемая посвященность общим целям ее успеха, ориентация  на единство с ее нормативным порядком, служение организации как средству достижения собственной цели. См. также Теория  бюрократии. Лит.: Яковлев Г.С. Аппарат управления: принципы  организации. М., 1974; Песчанский В.В. Служащие  в буржуазном обществе. М., 1975; Гудков Л., Левада Ю., Ле-винсон А., Седов Л. Бюрократизм  и бюрократия :  необходимость уточнения// Коммунист, 1988, № 12; Миллс Р. Властвующая элита .  М., 1959; Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество ,  М., 1969; Гурней Б. Введение в науку управления. М., 1969; П.М.Блау. Исследование  формальных организаций//Американская социология .  М., 1972; Масловский М. Политическая социология  бюрократии. М., 1997; Weber M. Economic and organisation. N.Y., 1947; Walker N. Moral in the civil service: A study of the desk worker. Edinburgh, 1960; Blau P.M. Bureaucracy in modern society. N.Y., 1961; Etzioni A. Modern organisations. New Jersey, 1964; Crozier M. The bureaucratic Phenomen. Chicago, 1964; Blau P., Scott W. Formal organizations: Comparative Approach. L., 1966; Simon H.A. Administrative behaviour. N.Y., 1976. Г.С. Яковлев

социальная структура ,  состоящая из иерархии должностей и ролей, предписанных четкими правилами и стандартами, и базирующаяся на разделении функций и власти. Согласно М. Веберу, идеальный тип  рациональной организации общества, характеризующийся максимальной эффективность ю  управления.

- правление и/или социальная группа  чиновников (госслужащих, занятых исполнительским трудом в сфере управления).

— организация ,  состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию, и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность . 

- организация ,  состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность . 

- аппарат управления, которому в гонке за социальными благами удалось оторваться от парода.

– особый тип организации, особая система  управления, основанная на подчинении человека  не другому человеку, а безличной системе. В социологию в качестве особой категории   бюрократия  введена Вебером, который видел в ней специфическую форму организации, характерную для современного, модерного общества, один из главных "локомотивов модернизации". Вебер связывает становление бюрократии с процессом рационализации и рассматривает ее как наиболее рациональную и эффективную форму достижения управленческих целей, основанную на легально-рациональном типе легитимности (господства). Веберовский идеальный тип  рациональной бюрократии отличается следующими основными особенностями: 1. строго иерархическая структура ;  2. формальное статусное подчинение ;  3. управление  по формальным, безличным правилам; 4. эмоциональная нейтральность  отношений. Рациональная бюрократия рассматривается Вебером как технически более совершенная и эффективная, чем все предшествующие формы администрации ( патриархальная, патерналистская ), поскольку она наиболее предсказуема, точна, беспристрастна и быстродействующа. Она пронизывает все основные учреждения капиталистического общества, начиная от государственного управления, экономики и кончая образованием  и церковью .  Современная социология  отмечает ограниченность и не эффективность бюрократии, недостаточную гибкость, связанную именно с ее основным достоинством – предсказуемостью и стандартностью действия. Она способна обеспечить лишь ограниченный социальный конт роль ,  особенно в современной ситуации, отличающейся быстрыми социальными изменениями и требующей нестандартных решений. В современном мире, характеризующемся нарастанием непредсказуемости развития социальных процессов, бюрократия становится все менее эффективной и вытесняется иными системами организации и управления (см. организация социальная  ).

- организация ,  состоящая из ряда официальных лиц, должности и посты которых образуют иерархию и которые различаются формальными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность .  Система   аппарат ного властвования и управления в организации, состоящей из ряда взаимодействующих официальных лиц, должностные статусы  которых образуют иерархию и которые отличаются формально установленными правами и обязанностями, определяющими их действия и ответственность.

– организация ,  деятельность  которой предусматривает разделение иерархически упорядоченных ролей, складывающихся на основе четких правил и процедур; социальный  слой, непосредственно осуществляющий функции управления обществом . 

(фр. bureaucratie, буквально - господство  канцелярии, от фр. bureau - бюро, канцелярия и греч.: kratos - сила ,  власть ,  господство) - способ осуществления публичных властных функций, специфическая форма  устройства социальных организаций в обществе, сущность которой заключается в отрыве центров исполнительной власти от воли большинства членов этой организации, в подчинении правил и задач функционирования организаций целям ее сохранения и укрепления. Б. - разновидность человеческой деятельности, превращающая функцию управления социальными система ми в прямую или скрытую власть индивидов или социальных групп как самодостаточных, замкнутых на себя социальных сил (субъектов) в общественных взаимодействиях. Ход социально-экономического развития в 20 в. привел к выработке общих моделей работы организаций, которые описывали принципиальную структуру управления, стандартную иерархию должностей и постов, разделение функций, правила информации руководства на различных ступенях, ответственность .  Бюрократическая рационализация  управления и организации власти в обществе были специально исследованы М. Вебером , выделившим признаки идеального типа бюрократических систем: эффективность ,  достигаемую через фиксированное четкое разделение обязанностей между членами организации; строгую иерархизацию власти по принципу  "сверху вниз"; формализованную нормативную систему, обеспечивающую единообразие деятельности и стандартность (а также предсказуемость) схем принципиальных решений; обезличенность деятельности и нейтральность отношений между функционерами организации, в которой индивид  выступает как частичная функция  - носитель определенного должностного статуса .  Все эти признаки необходимы для успешной работы любой организации и сами по себе еще не означают Б. Предполагается, что Б. - это обязательное подавление инициативы нижестоящих уровней организации как условие усиления собственных позиций и самосохранения как социальной группы. В этом ракурсе Б. исследовалась как особым образом организованный социальный  слой ("как бы класс " ) и как носитель определенного "статусного сознания", обладающие специфической системой ценностей. В центре последней находится комплекс  представлений о карьере как иерархическом перемещении в управленческо-властном социальном пространстве благодаря личным усилиям и комплекс представлений о корпоративном этосе, предполагающем самоотождествление служащего с организацией, его целей с общими целями организации как условий личностного успеха. Конечное основание подобной корпоративной культуры - ценность  порядка как такового. Условия бюрократической организации формируют специфический тип личности, главными психологическими и моральными чертами которой являются политический, идейный и моральный конформизм ,  ориентация  на выполнение нормативных формальных обязанностей, стандартизация потребностей и интересов. Б., как способ специализации и кооперации управленческого труда ,  - продукт  многомерности человеческой деятельности. Б., как внутренний принцип организации отношений, "укорачивает" эту деятельность  до непосредственных, жестких зависимостей, а затененные ее структуры использует в качестве источника собственно й власти и привилегий. Узурпировав функции распределения первоочередных жизненных средств при социализме  , Б. присвоила возможность распоряжаться не только ими (т.е. продуктами деятельности людей), но и самими жизнями граждан общества. Для описания такого положения вещей Г.Х. Поповым был предложен термин  "административно-командная система " . Б. стала трактоваться как такая ее историческая разновидность, которая не может быть рассмотрена только в рамках отношений власти и управления, но обязательно предполагает анализ  отношений собственности. Последняя в данном случае формально фиксировалась как "общественная" или "общенародная", будучи выраженной через категорию "всеобщего". На уровне повседневной практики это оборачивалось "ничейностью" собственности, что предоставляло Б. реальную возможность монополистически распоряжаться ею от лица общества как такового. Второй отличительной чертой бюрократического аппарат а такого типа стала его максимальная идеологизированность в отличие от классической Б., что позволяло представить любое сопротивление системе как идейно-нравственное (а не только политическое и уголовное) преступление .  Третья черта такой Б. - сращивание ее интересов (при всей ее выделенности и отделенности от остальных слоев общества) с нивелированным массовым интересом основной части населения по принципу "негативной дополнительности" - принятие обезличенных компромиссных правил игры внутри системы. Важные стороны этого процесса  (в несколько иных терминах) также охарактеризовали А. Авторханов , М. Джилас и М. Восленский . В.Л. Абушенко, А.А. Грицанов

(bureaucracy) — 1. Тип организации, управление  в которой основано на безличных, письменных инструкциях  и иерархии, проводящей явное различие  между "ведомством" и должностными лицами, а официальные должности заполняются на основе формальной квалификации. Понятие  впервые было система тически определено Вебером (см. Идеальный тип ) , заложившим основу множества социологических исследований современных крупных организаций. 2. (Буквально) управление должностными лицами. Следовательно, бюрократы или " бюрократия "  обозначают лиц, которые проводят в жизнь  правила или фактически "правят". Использование термина  в данном значении восходит к французским физиократам 18-го столетия и было принято скорее в политической теории, чем в социологии (Олброу, 1970). 3. (Уничижительное) обозначение неэффективных организаций из-за громоздких правил, " бюрократизма "  и процедур, съедающих время .  Идея о том, что бюрократия — синоним неэффективности, часто упоминается в повседневном языке ,  а также в критике идеального типа "рациональной бюрократии" Вебера. Вебер анализирует бюрократию в рамках теории власти, господства и легитимности (см. Легитимный авторитет ) . Современная рациональная бюрократия наиболее тесно увязана с легально-рациональными формами господства (Вебер, 1922), зависимыми от развития товарной экономики, свободного рынка, кодификации законов и расширения администрации (особенно в государстве). Его идеальный тип бюрократии включает: (а) господство  на основе письменных инструкций в иерархии специализированных ведомств; (б) пополнение рядов на основе квалификации; (в) безличные ведомства, явно отличаемые от должностных лиц, а также отделенные от частной жизни и частной собственно сти. Следовательно, пост в ведомстве — это " профессия " , основанная на экспертном обучении, обеспечивающая жалованье с пенсией и срок пребывания, а также карьеру, поддержка которой зависит от вышестоящего начальства и/илй способностей. В чистом виде рациональная бюрократия рассматривается как технически более высокая, чем все предыдущие формы администрации (патриархализм, патримониализм ) , по причине быстродействия, предсказуемости, точности и беспристрастности в рассмотрении "дел" безотносительно к собственным соображениям. Таким образом, Вебер проводил различие между рациональной бюрократией и более ранними ее формами в древних обществах, где основой служила личная преданность правителю и оплата натурой. Современная бюрократия пронизывает государственную администрацию и все основные учреждения капиталистического общества, включая армию, церковь ,  образование  и частное предпринимательство .  Распространение бюрократии отражает процесс  рационализации в современном мире с ее парадоксальными последствиями. С одной стороны, она "формально рациональна" и "эффективна", подобно машине, но с другой  — несет угрозу дегуманизации демократии и человеческой свободе, отрицание  фундаментальных ценностей и того, что Вебер называл основой независимой рациональности (см. Рациональность ) . В этом смысле ее первичная основа иррациональна. Пессимизм Вебера относительно усовершенствования бюрократической власти при капитализме  отражен в его представлении о бюрократии как о неизбежной, даже при социализме .  Единственный вопрос: кто управляет бюрократической машиной? (Ср. Железный закон олигархии ) . Конфликт  между бюрократией и демократией был темой, пронизывавшей работы таких известных теоретиков, как Моска (1884), и идею "революции менеджеров" (Бернхэм, 1943). См. Фашизм ;  Корпоративизм ;  Теория элит ;  Революция менеджеров .  Маркс, в отличие от Вебера, сводил свое краткое рассмотрение бюрократии к одному из аспектов теории государства. Бюрократу является паразитической, служащей интересам правящего класса  в качестве орудия классового господства; она не обладает автономной основой власти, но зависима от власти частного капитала .  В будущем социалистическом обществе бюрократия, подобно капиталу, должна была "отмереть" (см. Государство ;  Социализм; Большевик ;  Правящий класс). Различия между Марксом и Вебером в вопросе о природе власти и класса вызвали многочисленные дебаты о структуре власти в советских и восточноевропейских обществах, где глубоко укоренилась бюрократия (см. Ленин; Троцкий; Государственный капитализм и Государственно-монополистический капитализм ) . Проблема   отношения между бюрократией и социализмом четко обозначена Джиласом (1957), который расценивал партийную бюрократию в Восточной Европе как новый класс ,  базирующийся скорее на управлении государством, нежели на частной собственности (см. также Восточный деспотизм  в плане  значения бюрократической власти в анализе  Маркса азиатских обществ). Таким образом, очевидно влияние  Вебера на исследования противоречий социализма. Но одно из наиболее важных ответвлений критики его теории отталкивается от марксистского подхода .  Например, Маркузе (1968) полагал, что изучение Вебером формальной рациональности отвлекало внимание от использования бюрократии в качестве формы капиталистического господства, поскольку признавало методы  бюрократического управления нейтральными и неизбежными. Это вызывает следующую проблему: можно ли говорить о "формальной рациональности" администрации независимо от намерений или целей, ради которых учреждена бюрократическая администрация .  В подобном ключе  подчеркивается классовая основа бюрократического господства и, следовательно, ее временный характер в противоположность пессимизму Вебера. Его акцент на неистребимости бюрократии был подвергнут критике и с иной точки зрения в известном эссе Гоулднера (1955), который не признавал «метафизический пафос», свойственный фаталистеким формулировкам Вебера и представляющий бюрократию как отрицание всякой возможности человеческого выбора, игнорирование альтернативных форм бюрократии, в большей мере отвечающих демократии. В другом его исследовании "представительная" бюрократия противопоставляется "преимущественно карательной" (Гоулднер, 1954). После Вебера множество эмпирических исследований и критических анализов идеального типа создало основу современной Теории организации (см. также Организация ) . Их результаты указывают, что современная бюрократия функционирует в разрез с идеальным типом Вебера из-за наличия неофициальных структур, противоречивых интересов подгрупп внутри бюрократии, а также закостенелости формальных норм, ведущих к неэффективности. Например, изучение, предпринятое Мертоном и Селзником (1966), стало классическим, показывая способ, которым бюрократические правила превращаются в дисфункциональные и вызывают нежелательные последствия, становясь скорее целями в себе, чем средством достижения целей (см. Целевое смещение ;  Функционализм ) . Изучение Блау Федерального ведомства по осуществлению законов (1955) показывает, что неформальные действия более эффективны, чем строгая приверженность закостенелым формальным. Кроме того, инструкции могут использоваться членами организаций в собственных интересах и в противовес официальным целям (Крозье, 1964). Поствеберовские исследования подтвердили его правоту, но их значение  по части критического анализа Вебера все еще спорное (Олброу, 1970; Моузелис, 1975). Нет никаких сомнений в том, что многое вызвано непониманием его подхода и сведением работ о самых широких социальных последствиях бюрократии к узкой теме эффективности организаций. Путаница имеет место и в подходе к идеальному типу — как он должен оцениваться и таит ли гипотезы. Однако, даже если идеальный тип доказан, остаются проблемы с формулировками Вебера относительно отсутствия какого-либо "значимого понимания" (метода, защищавшегося Вебером) в действиях подчиненных бюрократов и доказательств альтернативных идеальных типов бюрократии своей большой полезности. Последние работы возвращаются к его темам с точки зрения критического анализа теории процесса труда  и управления менеджеров. Анализ внутренних рынков труда и бюрократического управления использовался для изменения подхода к процессу труда в рамках логики деквалификации, основанной на научном управлении. В первые послевоенные годы узкий анализ организационной эффективности уступил место изучению развития капитализма и структур господства, которые были в центре внимания у Маркса и Вебера.

Значение слова Бюрократия в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Благосостояние - англ. welfare; нем. Wohlstand. Обеспеченность населения необходимыми ...
  • Бихевиоризм - (от англ. behaviour поведение )  англ. ...
  • Битники - См. КОНТРКУЛЬТУРА .  ...
  • Биоценология - (от греч. bios жизнъ, koinos общий и ...
  • Биосфера - (от греч. bios жизнь  и sphaira ...
  • Биосоциальное - англ. biosocial; нем. biosozial. Проявления жизнедеятельности индивида ...
  • Брак - англ. marriage; нем. Heirat. Семейный союз  мужчины ...
  • Австромарксизм - (austromarxism) — влиятельная группа  неомарксистских теоретиков, известная в ...
  • Аккультурация - (acculturation) — 1. (особенно в культурной антропологии) процесс ...
  • Адаптация - (adaptation) — путь, которым социальные системы любого рода ...
  • Агрессия - (aggression) — враждебное отношение  или действие .  В ...
  • Агнатический - (agnatic) — см. Происхождение по мужской линии .  ...
  • Авторитаризм - (authoritarianism) — см. Авторитарная личность .  ...
  • Алфавит - (alphabet) — набор букв или подобных им знаков, ...
  • Японизация - (Japanization) — принятие японской организационной практики в других ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари