(от лат. specialis - особый , своеобразный ) - англ. specialization; нем. Spezialisierung. 1. Функциональная дифференциация ролей между индивидами в данной обществ, системе. 2. Разделение труда на биол., геогр., институциональной, индустриальной, профессиональной основе. Вместе с интеграцией является определяющей в характеристике общностей, регионов и т. д.
- 1. В системе профессионального образования - планомерная, целенаправленная подготовка будущих работников к конкретному виду трудовой деятельности в рамках одной профессии (см.). Проводится обычно на старших курсах высших и средних специальных учебных заведений, в средних профессионально-технич. училищах - с начала обучения. Узкая С. позволяет обеспечить более глубокое усвоение учащимися профессиональных знаний, практич. учений и навыков, но затрудняет перемену специальности и профессии в связи с изменяющимися потребностями производства. Поэтому в отечественной системе профессионального образования предпочтение отдается подготовке специалистов широкого профиля, на базе к-рой осуществляется в дальнейшем более узкая С. 2. С. в организации производства - концентрация изготовления продукции или отдельных ее частей в самостоятельных отраслях, производствах, на специализированных предприятиях или в их структурных подразделениях. Отражает достигнутую в производстве степень производственно-технологич. разделения труда . Способствует росту выпуска однородной продукции, повышению ее качества, увеличению производительности труда. С. производства органически связана с его кооперированием - взаимодействием специализированных отраслей и предприятий. 3. С. в процессе труда - выполнение однородных трудовых операций работником производства в рамках его технологич. организации. Лит.: Яковлев И.П. Интеграционные процессы в высшей школе. Л., 1980; Осипова В.Г. Система образования и НТР. Ереван, 1985. Ф.Р.Филиппов.
(specialization) — см. Разделение труда .