Что такое Социализм? Значение слова Социализм в социологическом словаре

1) Социализм - - англ. socialism; нем. Sozialismus. 1. Учение ,  выдвигающее в качестве цели и идеала  установление общества, в к-ром отсутствуют эксплуатация  человека человеком и соц. угнетение, утверждается соц. равенство  и справедливость .  2. По К. Марксу - первая фаза   коммунизма ;  обществ, строй, к-рый приходит на смену капитализму  и основан на обществ, собственности на орудия и средства производства ,  власти трудящихся, руководимых рабочим классом во главе с коммунистической партией.

2) Социализм - - 1. Учение, выдвигающее в качестве цели и идеала  установление об-ва, в к-ром отсутствуют эксплуатация  человека человеком и соц. угнетение, утверждается соц. равенство  и справедливость .  2. По К. Марксу - первая фаза коммунизма ;  обществ. строй, к-рый приходит на смену капитализму  и основан на обществ. собственности на орудия и средства пр-ва, власти трудящихся, руководимых рабочим классом во главе с коммунистич. партией.

3) Социализм - Иррациональность современных социологических и политических доктрин основывается, между прочим, и на терминологическом очковтирательстве двух категорий: на подмене одного термина  другим и на смешении логического порядка, путем неправильного вывода одних понятий из других. Когда мы произносим слово " социализм " , у нас автоматически, в результата долголетнего внушения, в уме всплывают два представления: что социализм происходит or слова " общество " , и что общество как таковое по своей сути зиждется на каком-то равенстве, так как социализм проповедует уравнение. В данном случае, мы имеем депо с комбинацией обеих категорий политического очковтирательства: налицо не только грубое нарушение логики, но и просто подмена истинного терминологического смысла фальшивым. Испанский философ Ортега-и-Гассет ,  в своем труде  "Одна интерпретация  всемирной истории", не только вскрыл это грубое искажение настоящего смысла латинского термина "общество* и производных от него слов, но и доказал иерархическую суть общества. "Существуют достаточно серьезные основания, чтобы предполагать, что слово "общество" (societas) происходит, конечно, от socius, компаньон, но слово socius происходит, в свою очередь, от sequor, следовать; компаньон (socius) это тот, кто следует, последователь; согласно чему, не могло бы быть общества без кого-то, кто "тянет вперед", и других, которые ему следуют”. (Jose Ortega у Gasset. Una interpretaci6n de la historia universal. Madrid, 1960. P. 157). "Старые семьи (в Риме) продолжали быть истинным государством ,  и потому вокруг них группировались эти люди, клиенты, ища общественной и юридической защиты. Клиент обязан делать своему патрону obsequium, что значит провожать его на улице, следовать за ним повсюду, быть его последователем (secuaz, по-испански) и помощником, во всем. что нужно... Здесь снова возникает тот смысл, который мы находим в римской идее общества, происходящего от socius, также как socius происходит от sequens, что значит последователь или приверженец". (Там-же, стр. 188). Если от древнего римского понятия "общество* произошло современное выражение "социализм", очевидно, что никоим образом нельзя выводить первичный смысл этого первого, исходного, слова (общество), от вторичного смысла производного от него более позднего выражения (социализм). Наоборот, само выражение "социализм", как производное слово от термина "общество", должно было бы в основном соответствовать смыслу того понятия, от которого оно происходит. В противном случае, мы будем иметь дело с грубой подделкой. Выражение "социализм", происходя от латинского слова "сосиетас" (вероятнее всего произносившегося как "сокиетас") никак не может быть отделено от того смысла, которое это слово "сосиетас" изначально заключало в себе. А этот смысл недвусмысленно ясен: порядок иерархических, то есть неравных, человеческих взаимоотношений в рамках общества. Именно, главным образом неравных, ибо, как мы уже видели, “сосиетас” происходит от "секенс", что значит "последователь". Другими словами, как говорит Ортега, не может быть общества без неравенства, то есть без предводителей и их последователей. Значит, выводить какое-то социалистическое " равенство "  из органического общественного неравенства, являющегося фундаментом общества, является с научной точки зрения абсурдом. При этом, нельзя забывать, что идея этого общественного неравенства в римском "сосиетас" дополнялась идеями: 1. правового регулирования этих внутри-общественных взаимоотношений; 2. свободного их характера: ubi societas, ibi ius, ibi libertas (где общество, там право ,  там свобода ) . Таким образом, социализм, отрицая неравенство ,  отрицает также право и свободу в обществе. Но, кроме того, социализм отрицает принципиально также и справедливость  в обществе, так как "нет большего неравенства, чем равенство неравных" (Ортега-и-Гассет. Восстание масс . ) Другие мыслители тоже обратили внимание на несправедливость и неестественность равенства. "Ницше навсегда убил утопию социализма одним из своих молниеносных афоризмов: “Равным — равное, неравным — неравное”. Впрочем, это не более, чем перифраз слов З-ей книги Ездры (7.25): "Пустым — пустое, а полным — полное". Аристотель  со своей стороны находил, что "нет большей несправедливости, чем равное обращение  с неравными". Уравнительный принцип  одинаково противоречит и закону  природы, у которой нет нигде полного равенства, и требованиям нравственной правды и справедливости, стремящихся воздать каждому по его дарованиям и заслугам". (Митрополит Анастасий. Сборник избранных сочинений. Джорданвиль, 1948. Стр. 301). Впрочем, вместо выражения "неравенство", технически точнее и полнее заучит выражение " дифференциация "  Проф. Б. П. Вышеславцев (псевдоним: инж. Б. Петров), в своем замечательном труде "Философская нищета   марксизма ”  (Издательство "Посев", 1952, стр. 141) пишет: "Бесклассовое общество обозначало бы недифференцированную массу людей. Такое общество никогда не существовало, не может существовать, и не может являться идеалом. Всякое органическое развитие ,  всякое создание организации, всякое техническое и художественное творчество есть процесс  дифференциации и интеграции, создание целого из расчлененных и противопоставленных частей, интегрально-дифференцированного целого". В природе вообще нет равенства между живыми существами, также как нет правильных и совершенных геометрических фигур или черного или белого цветов. Научные опыты подтвердили, что даже в искусственно собранных группах  животных немедленно автоматически возникают дифференциация и иерархия .  Например, в Австрии были произведены опыты, которые установили, что в группе двадцати коров, в первые согнанных вместе с разных мест, уже через день устанавливаются дифференциация и иерархия известного старшинства, так что каждая корова знает не только свое порядковое место в группе, но и порядковое место остальных коров. Таким образом, если общество по самой своей природе является "интегрально-дифференцированным целым", очевидно, что всякая попытка изменить этот природный характер общества неумолимо поведет к его упадку, разложению и даже к смерти. Социализм как раз и проповедует отмену этих двух основных характеристик общества: отмену соборной интеграции путем классовой борьбы и отмену иерархической и функциональной дифференциации путем насильной уравниловки. В свою очередь, классовая борьба  и насильное равенство ведут к искажению и уничтожению права и свободы, без которых не может быть нормального общества. "Совершенство органической жизни, совершенство техники, совершенство культуры определяется наибольшей дифференциацией и наибольшей интеграцией функций (по Лейбницу принцип совершенства есть принцип наибольшего единства наибольшего многообразия). В силу этого, прекращение дифференциации не есть идеал ,  но напротив: смешение, разложение, смерть, прекращение органической и культурной жизни. Превращение общества в недифференцированную массу людей, не знающую разделения труда и расчленения духовных функций и призваний, означало бы смерть культуры". (Там-же, стр. 141). Это и есть конечная цепь всякого социализма, как это уже после Вышеславцева показали. Р. Шафаревич. "Основной комплекс  идей* социализма Шафаревич резюмирует, как четыре уничтожения: Уничтожение иерархии путем равенства; уничтожение частной собственности; уничтожение религии; уничтожение семьи. Он пишет: "Смерть человечества — это неизбежное, логическое следствие социалистической идеологии и одновременно реальная возможность, черты которой сквозят в каждом социалистическом движении в государстве". Цель  “социализма в России была смерть русского общества и русской культуры. Не лишено известной иронии то обстоятельство, что настоящий смысл латинского слова sequens, от которого через socius произошло societas, больше всего сохранился во французском слове оbseques: "На французском языке  еще сохраняется немного латинский смысл, потому что obseques значит собраться вокруг умершего, следовать за ним до кладбища". (Ортега-и-Гассет, вышеуказанный труд, стр. 1вв). (По-испански, exequias, погребальная процессия, то есть следование на кладбище”, происходит от того же корня и следовательно тоже находится в тесной смысловой связи с понятием  социализма). В этом, и только лишь в этом, аспекте имеется известное соответствие между изначальным смыслом этого корня и выводимым из него измом: социализм действительно аналогичен похоронной процессии. Хотя, однако, и в похоронной процессии, даже в социалистической, тоже наблюдаются дифференциация и неравенство, даже в выборе места для погребения.

4) Социализм - – политическая теория  и социальная практика  реализации принципов общественной собственности и социальной справедливости в сфере распределения.

5) Социализм - - 1) одна из версий общественного идеала  в европейской социально-философской и политической традиции  19 в. В мировоззренческом контексте  С. любого толка - один из аксиологических фокусов анализа  недостатков капитализма ;  2) одна из моделей - тенденций организации жизни индустриального общества, предполагающая значимое вмешательство государства во все сферы жизни социума  в целях осуществления глобальных программ "догоняющего развития" - О. Бисмарк, Сталин и др. (антипод либерализма ) ; 3) самообозначение общественно-экономического устройства ряда государств в 20 в. ("национал-С." в Германии при Гитлере, "С." сталинского СССР, "развитой С." в СССР при Брежневе и т.п.). Выступив реакцией прогрессивных мыслителей Европы на стихийные катаклизмы буржуазного общества конца 18 - первой половины 19 вв., теория  и идеология  С. претерпела в ходе своей эволюции ряд кардинальных трансформаций. Истоки С. как специфической модели идеального общественного устройства принято усматривать в утопических концепциях  ( Утопия ) , постулирующих позитивную необходимость активного вмешательства государства и его органов в экономическую, социальную и культурную жизнь  людей. (Предполагается, что впервые понятие  "социалистический" было использовано в леворадикальном британском журнале "Co-operative Magazine" в 1826. Термин  же "С." первым употребил Леру в 1834.) И. Шафаревич в работе " Социализм  как явление мировой истории" усматривал социалистический идеал уже в схеме организации государства у Платона .  (Согласно же Хайеку, "социализм с самого начала не был движением рабочего класса .  Он не представлял собой очевидного средства против очевидного зла, которого требовали интересы  рабочего класса. Он был конструкцией теоретиков, возникшей из определенных тенденций абстрактного мышления, с которым долгое время  были знакомы только интеллектуалы " .) Оставаясь не более чем амбициозным и претенциозным утопическим идеалом вплоть до середины 19 в., С. приобрел иное общественное звучание после его синтеза с марксовой идеей социально-обновленческого революционизма. В дальнейшем все ортодоксальные марксистские сценарии социалистического общественного переустройства оказывались неразрывно связаны с постулатом позитивности насилия в целях его осуществления. Насильственная экспроприация собственности у имущих классов на ранних фазах построения С., насильственное "раскулачивание", "разбуржуазивание", "раздворянивание"; вертикальная ротация маргинальных социальных слоев и групп, перманентная насильственная нивелировка населения по имущественным, культурным, мировоззренческим и идеологическим измерениям на всем протяжении его существования (идея Бухарина о складывании "нового типа человека "  при С.); упразднение демократии как института ,  агрессивный атеизм  - основа существования С. как общественной системы. С. как система  в исторической перспективе жизнеспособен исключительно в ходе постоянной геополитической экспансии (создание "социалистического лагеря" Сталиным, "доктрина Брежнева", имевшие целью  конституирование международного порядка, основанного на классовом подходе ,  независимом от национальных, культурных и языковых различий между людьми). Мирное экономическое соревнование наглядно продемонстрировало исторически ограниченный потенциал  С. в плане  конструктивного многомерного самообновления. А.А. Грицанов

6) Социализм - (socialism) - политическая идеология ,  имеющая многие варианты, появившаяся в Англии и Франции начала 19-го столетия и направленная на общества, в которых бедность  будет устранена, рыночные силы станут не единственными средствами распределения экономического богатства и разовьются человеческие идеалы  сотрудничества, а также альтруистического поведения. Хотя у этой идеологии имелись предшественники, например, диггеры в Англии 17-го столетия, ее идеи были развиты как теория  прежде всего в XIX в., в частности, Сен-Симоном и Робертом ОУЭНОМ, а на практике - через развитие  кооперативных обществ и возникновение профсоюзов. Маркс и Энгельс оказали решающее влияние  стремлением показать, что социализм  был "научной потребностью " , а не просто предпочтительной формой общества. Ведь капитализм и капиталистический способ производства  не могли поддерживать человеческую цивилизацию, ибо ведут к экономическому краху и хаосу. Но поскольку ни один правящий класс  никогда в истории не уступал господствующее положение мирно, достижение  социализма возможно только путем революционного ниспровержения буржуазии и, следовательно, капитализма .  Со времени первых социалистических произведений Маркса и Энгельса в середине 19-го столетия различия между социалистами свелись, во-первых, к тому, можно ли преобразовывать и изменять капитализм таким образом, чтобы реализовать большинство этих идей в рамках данной структуры (см. также Ревизионизм ;  "Фабианское общество "  и фабианство ) , во-вторых, к тому, должен ли быть свергнут капитализм. Сегодня те, кто защищают социальную демократию, утверждают, что капитализм реформируем ( позиция  практически всех европейских социал-демократических партий, включая лейбористскую партию Великобритании). Достигнуть целей социализма позволяет определенное сочетание государственного надзора  за рынком и государственная собственность  или регулирование  избранных секторов экономики вместе с мерами социального обеспечения и социализацией в альтруистические, а не эгоистичные, мотивации. Подобная форма  более демократична, чем формы государственного социалистического общества, ибо политическая власть  не будет столь централизованной, а люди получат возможность контролировать большее число сфер своей жизни. Этого можно добиться в рамках установленных в западных демократиях  электоральной политики и парламентских, а также законодательных процедур, в создании которых социалисты сыграли главную роль .  Недавний вариант одного из таких положений существует в современном еврокоммунизме .  Согласно ему, постепенные изменения в направлении социализма могут отстаиваться рабочим классом в рамках капитализма, а замена одной формации другой  будет постепенной, эволюционной, а не революционной. Однако меньшинство европейских социалистических движений продолжает поддерживать революционный социализм, что реформистские меры будут отвергнуты господствующей буржуазией и что капитализм не обеспечит структуру для социализма и должен быть свергнут. Второе из основных направлений дебатов касается социальной основы социализма. Марксистские и коммунистические варианты склонны видеть в рабочем классе главную силу, способную к созданию социализма, тогда как социал-демократы в целом отвергли анализ  социальных классов Маркса, выделив важность средних классов. По их мнению, даже секторы капиталистического класса смещаются в сторону социалистических идеалов (см. также Класс; Противоречащие классовые положения ) . За пределами Европы социалистические идеи были приняты и видоизменены. Один из важных примеров - африканский социализм ,  развивавшийся в ходе борьбы за независимость  в 1950-х гг. на базе идеи о том, что кооперативные и общинные формы организации уже существовали в африканских обществах в малом масштабе и на них возможно построить социализм, поскольку капитализм в Африке слабо развит и не имеет сильных местных интересов. См. также Коммунизм ;  Государственная собственность ;  Приватизация . 

Социализм

- англ. socialism; нем. Sozialismus. 1. Учение ,  выдвигающее в качестве цели и идеала  установление общества , в к-ром отсутствуют эксплуатация  человека человеком и соц. угнетение , утверждается соц. равенство  и справедливость .  2. По К. Марксу - первая фаза   коммунизма ;  обществ, строй , к-рый приходит на смену капитализму  и основан на обществ, собственности на орудия и средства производства ,  власти трудящихся, руководимых рабочим классом во главе с коммунистической партией.

- 1. Учение , выдвигающее в качестве цели и идеала  установление об-ва, в к-ром отсутствуют эксплуатация  человека человеком и соц. угнетение , утверждается соц. равенство  и справедливость .  2. По К. Марксу - первая фаза коммунизма ;  обществ. строй , к-рый приходит на смену капитализму  и основан на обществ. собственности на орудия и средства пр-ва, власти трудящихся, руководимых рабочим классом во главе с коммунистич. партией.

Иррациональность современных социологических и политических доктрин основывается, между прочим, и на терминологическом очковтирательстве двух категорий: на подмене одного термина  другим и на смешении логического порядка, путем неправильного вывода одних понятий из других. Когда мы произносим слово " социализм " , у нас автоматически, в результата долголетнего внушения, в уме всплывают два представления: что социализм происходит or слова " общество " , и что общество как таковое по своей сути зиждется на каком-то равенстве, так как социализм проповедует уравнение. В данном случае, мы имеем депо с комбинацией обеих категорий политического очковтирательства: налицо не только грубое нарушение логики, но и просто подмена истинного терминологического смысла фальшивым. Испанский философ Ортега-и-Гассет ,  в своем труде  "Одна интерпретация  всемирной истории", не только вскрыл это грубое искажение настоящего смысла латинского термина "общество* и производных от него слов, но и доказал иерархическую суть общества . "Существуют достаточно серьезные основания, чтобы предполагать, что слово "общество" (societas) происходит, конечно, от socius, компаньон, но слово socius происходит, в свою очередь, от sequor, следовать; компаньон (socius) это тот, кто следует, последователь; согласно чему, не могло бы быть общества без кого-то, кто "тянет вперед", и других, которые ему следуют”. (Jose Ortega у Gasset. Una interpretaci6n de la historia universal. Madrid, 1960. P. 157). "Старые семьи (в Риме) продолжали быть истинным государством ,  и потому вокруг них группировались эти люди, клиенты, ища общественной и юридической защиты. Клиент обязан делать своему патрону obsequium, что значит провожать его на улице, следовать за ним повсюду, быть его последователем (secuaz, по-испански) и помощником, во всем. что нужно... Здесь снова возникает тот смысл, который мы находим в римской идее общества, происходящего от socius, также как socius происходит от sequens, что значит последователь или приверженец". (Там-же, стр. 188). Если от древнего римского понятия "общество* произошло современное выражение "социализм", очевидно, что никоим образом нельзя выводить первичный смысл этого первого, исходного, слова (общество), от вторичного смысла производного от него более позднего выражения (социализм). Наоборот, само выражение "социализм", как производное слово от термина "общество", должно было бы в основном соответствовать смыслу того понятия, от которого оно происходит. В противном случае, мы будем иметь дело с грубой подделкой. Выражение "социализм", происходя от латинского слова "сосиетас" (вероятнее всего произносившегося как "сокиетас") никак не может быть отделено от того смысла, которое это слово "сосиетас" изначально заключало в себе. А этот смысл недвусмысленно ясен: порядок иерархических, то есть неравных, человеческих взаимоотношений в рамках общества. Именно, главным образом неравных, ибо, как мы уже видели, “сосиетас” происходит от "секенс", что значит "последователь". Другими словами, как говорит Ортега, не может быть общества без неравенства, то есть без предводителей и их последователей. Значит, выводить какое-то социалистическое " равенство "  из органического общественного неравенства, являющегося фундаментом общества, является с научной точки зрения абсурдом. При этом, нельзя забывать, что идея этого общественного неравенства в римском "сосиетас" дополнялась идеями: 1. правового регулирования этих внутри-общественных взаимоотношений; 2. свободного их характера: ubi societas, ibi ius, ibi libertas (где общество, там право ,  там свобода ) . Таким образом, социализм, отрицая неравенство ,  отрицает также право и свободу в обществе. Но, кроме того, социализм отрицает принципиально также и справедливость  в обществе, так как "нет большего неравенства, чем равенство неравных" (Ортега-и-Гассет. Восстание масс . ) Другие мыслители тоже обратили внимание на несправедливость и неестественность равенства. "Ницше навсегда убил утопию социализма одним из своих молниеносных афоризмов: “Равным — равное, неравным — неравное”. Впрочем, это не более, чем перифраз слов З-ей книги Ездры (7.25): "Пустым — пустое, а полным — полное". Аристотель  со своей стороны находил, что "нет большей несправедливости, чем равное обращение  с неравными". Уравнительный принцип  одинаково противоречит и закону  природы, у которой нет нигде полного равенства, и требованиям нравственной правды и справедливости, стремящихся воздать каждому по его дарованиям и заслугам". (Митрополит Анастасий. Сборник избранных сочинений. Джорданвиль, 1948. Стр. 301). Впрочем, вместо выражения "неравенство", технически точнее и полнее заучит выражение " дифференциация "  Проф. Б. П. Вышеславцев (псевдоним: инж. Б. Петров), в своем замечательном труде "Философская нищета   марксизма ”  (Издательство "Посев", 1952, стр. 141) пишет: "Бесклассовое общество обозначало бы недифференцированную массу людей. Такое общество никогда не существовало, не может существовать, и не может являться идеалом. Всякое органическое развитие ,  всякое создание организации, всякое техническое и художественное творчество есть процесс  дифференциации и интеграции, создание целого из расчлененных и противопоставленных частей, интегрально-дифференцированного целого". В природе вообще нет равенства между живыми существами, также как нет правильных и совершенных геометрических фигур или черного или белого цветов. Научные опыты подтвердили, что даже в искусственно собранных группах  животных немедленно автоматически возникают дифференциация и иерархия .  Например, в Австрии были произведены опыты, которые установили, что в группе двадцати коров, в первые согнанных вместе с разных мест, уже через день устанавливаются дифференциация и иерархия известного старшинства, так что каждая корова знает не только свое порядковое место в группе, но и порядковое место остальных коров. Таким образом, если общество по самой своей природе является "интегрально-дифференцированным целым", очевидно, что всякая попытка изменить этот природный характер общества неумолимо поведет к его упадку, разложению и даже к смерти. Социализм как раз и проповедует отмену этих двух основных характеристик общества: отмену соборной интеграции путем классовой борьбы и отмену иерархической и функциональной дифференциации путем насильной уравниловки. В свою очередь, классовая борьба  и насильное равенство ведут к искажению и уничтожению права и свободы, без которых не может быть нормального общества. "Совершенство органической жизни, совершенство техники, совершенство культуры определяется наибольшей дифференциацией и наибольшей интеграцией функций (по Лейбницу принцип совершенства есть принцип наибольшего единства наибольшего многообразия). В силу этого, прекращение дифференциации не есть идеал ,  но напротив: смешение, разложение, смерть, прекращение органической и культурной жизни. Превращение общества в недифференцированную массу людей, не знающую разделения труда и расчленения духовных функций и призваний, означало бы смерть культуры". (Там-же, стр. 141). Это и есть конечная цепь всякого социализма, как это уже после Вышеславцева показали. Р. Шафаревич. "Основной комплекс  идей* социализма Шафаревич резюмирует, как четыре уничтожения: Уничтожение иерархии путем равенства; уничтожение частной собственности; уничтожение религии; уничтожение семьи. Он пишет: "Смерть человечества — это неизбежное, логическое следствие социалистической идеологии и одновременно реальная возможность, черты которой сквозят в каждом социалистическом движении в государстве". Цель  “социализма в России была смерть русского общества и русской культуры. Не лишено известной иронии то обстоятельство, что настоящий смысл латинского слова sequens, от которого через socius произошло societas, больше всего сохранился во французском слове оbseques: "На французском языке  еще сохраняется немного латинский смысл, потому что obseques значит собраться вокруг умершего, следовать за ним до кладбища". (Ортега-и-Гассет, вышеуказанный труд, стр. 1вв). (По-испански, exequias, погребальная процессия, то есть следование на кладбище”, происходит от того же корня и следовательно тоже находится в тесной смысловой связи с понятием  социализма). В этом, и только лишь в этом, аспекте имеется известное соответствие между изначальным смыслом этого корня и выводимым из него измом: социализм действительно аналогичен похоронной процессии. Хотя, однако, и в похоронной процессии, даже в социалистической, тоже наблюдаются дифференциация и неравенство, даже в выборе места для погребения.

– политическая теория  и социальная практика  реализации принципов общественной собственности и социальной справедливости в сфере распределения.

- 1) одна из версий общественного идеала  в европейской социально-философской и политической традиции  19 в. В мировоззренческом контексте  С. любого толка - один из аксиологических фокусов анализа  недостатков капитализма ;  2) одна из моделей - тенденций организации жизни индустриального общества , предполагающая значимое вмешательство государства во все сферы жизни социума  в целях осуществления глобальных программ "догоняющего развития" - О. Бисмарк, Сталин и др. (антипод либерализма ) ; 3) самообозначение общественно-экономического у строй ства ряда государств в 20 в. ("национал-С." в Германии при Гитлере, "С." сталинского СССР, "развитой С." в СССР при Брежневе и т.п.). Выступив реакцией прогрессивных мыслителей Европы на стихийные катаклизмы буржуазного общества конца 18 - первой половины 19 вв., теория  и идеология  С. претерпела в ходе своей эволюции ряд кардинальных трансформаций. Истоки С. как специфической модели идеального общественного устройства принято усматривать в утопических концепциях  ( Утопия ) , постулирующих позитивную необходимость активного вмешательства государства и его органов в экономическую, социальную и культурную жизнь  людей. (Предполагается, что впервые понятие  "социалистический" было использовано в леворадикальном британском журнале "Co-operative Magazine" в 1826. Термин  же "С." первым употребил Леру в 1834.) И. Шафаревич в работе " Социализм  как явление мировой истории" усматривал социалистический идеал уже в схеме организации государства у Платона .  (Согласно же Хайеку, "социализм с самого начала не был движением рабочего класса .  Он не представлял собой очевидного средства против очевидного зла, которого требовали интересы  рабочего класса. Он был конструкцией теоретиков, возникшей из определенных тенденций абстрактного мышления, с которым долгое время  были знакомы только интеллектуалы " .) Оставаясь не более чем амбициозным и претенциозным утопическим идеалом вплоть до середины 19 в., С. приобрел иное общественное звучание после его синтеза с марксовой идеей социально-обновленческого революционизма. В дальнейшем все ортодоксальные марксистские сценарии социалистического общественного переустройства оказывались неразрывно связаны с постулатом позитивности насилия в целях его осуществления. Насильственная экспроприация собственности у имущих классов на ранних фаза х построения С., насильственное "раскулачивание", "разбуржуазивание", "раздворянивание"; вертикальная ротация маргинальных социальных слоев и групп, перманентная насильственная нивелировка населения по имущественным, культурным, мировоззренческим и идеологическим измерениям на всем протяжении его существования (идея Бухарина о складывании "нового типа человека "  при С.); упразднение демократии как института ,  агрессивный атеизм  - основа существования С. как общественной системы. С. как система  в исторической перспективе жизнеспособен исключительно в ходе постоянной геополитической экспансии (создание "социалистического лагеря" Сталиным, "доктрина Брежнева", имевшие целью  конституирование международного порядка, основанного на классовом подходе ,  независимом от национальных, культурных и языковых различий между людьми). Мирное экономическое соревнование наглядно продемонстрировало исторически ограниченный потенциал  С. в плане  конструктивного многомерного самообновления. А.А. Грицанов

(socialism) - политическая идеология ,  имеющая многие варианты, появившаяся в Англии и Франции начала 19-го столетия и направленная на общества , в которых бедность  будет устранена, рыночные силы станут не единственными средствами распределения экономического богатства и разовьются человеческие идеалы  сотрудничества, а также альтруистического поведения. Хотя у этой идеологии имелись предшественники, например, диггеры в Англии 17-го столетия, ее идеи были развиты как теория  прежде всего в XIX в., в частности, Сен-Симоном и Робертом ОУЭНОМ, а на практике - через развитие  кооперативных обществ и возникновение профсоюзов. Маркс и Энгельс оказали решающее влияние  стремлением показать, что социализм  был "научной потребностью " , а не просто предпочтительной формой общества. Ведь капитализм и капиталистический способ производства  не могли поддерживать человеческую цивилизацию, ибо ведут к экономическому краху и хаосу. Но поскольку ни один правящий класс  никогда в истории не уступал господствующее положение мирно, достижение  социализма возможно только путем революционного ниспровержения буржуазии и, следовательно, капитализма .  Со времени первых социалистических произведений Маркса и Энгельса в середине 19-го столетия различия между социалистами свелись, во-первых, к тому, можно ли преобразовывать и изменять капитализм таким образом, чтобы реализовать большинство этих идей в рамках данной структуры (см. также Ревизионизм ;  "Фабианское общество "  и фабианство ) , во-вторых, к тому, должен ли быть свергнут капитализм. Сегодня те, кто защищают социальную демократию, утверждают, что капитализм реформируем ( позиция  практически всех европейских социал-демократических партий, включая лейбористскую партию Великобритании). Достигнуть целей социализма позволяет определенное сочетание государственного надзора  за рынком и государственная собственность  или регулирование  избранных секторов экономики вместе с мерами социального обеспечения и социализацией в альтруистические, а не эгоистичные, мотивации. Подобная форма  более демократична, чем формы государственного социалистического общества, ибо политическая власть  не будет столь централизованной, а люди получат возможность контролировать большее число сфер своей жизни. Этого можно добиться в рамках установленных в западных демократиях  электоральной политики и парламентских, а также законодательных процедур, в создании которых социалисты сыграли главную роль .  Недавний вариант одного из таких положений существует в современном еврокоммунизме .  Согласно ему, постепенные изменения в направлении социализма могут отстаиваться рабочим классом в рамках капитализма, а замена одной формации другой  будет постепенной, эволюционной, а не революционной. Однако меньшинство европейских социалистических движений продолжает поддерживать революционный социализм, что реформистские меры будут отвергнуты господствующей буржуазией и что капитализм не обеспечит структуру для социализма и должен быть свергнут. Второе из основных направлений дебатов касается социальной основы социализма. Марксистские и коммунистические варианты склонны видеть в рабочем классе главную силу, способную к созданию социализма, тогда как социал-демократы в целом отвергли анализ  социальных классов Маркса, выделив важность средних классов. По их мнению, даже секторы капиталистического класса смещаются в сторону социалистических идеалов (см. также Класс; Противоречащие классовые положения ) . За пределами Европы социалистические идеи были приняты и видоизменены. Один из важных примеров - африканский социализм ,  развивавшийся в ходе борьбы за независимость  в 1950-х гг. на базе идеи о том, что кооперативные и общинные формы организации уже существовали в африканских обществах в малом масштабе и на них возможно построить социализм, поскольку капитализм в Африке слабо развит и не имеет сильных местных интересов. См. также Коммунизм ;  Государственная собственность ;  Приватизация . 

Значение слова Социализм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Ситуация - (от лат. situatio положение, обстановка) англ. situation; ...
  • Система - (от греч. systema соединение, целое) англ. ...
  • Сновидение - англ. dream/vision; нем. Traume. Субъективно переживаемые представления, ...
  • Смысл - англ. sense; нем. Sinn. 1. Содержание, значение ...
  • Смертность - англ. mortality; нем. Sterblichkeit. Убыль населения в ...
  • Случай - англ. case; нем. Fall/Vorfall. 1. Событие, крое произошло. ...
  • Славянофильство - vophilia; нем. Slavophilie; Slawophilentum. Направление русской обществ, ...
  • Сопереживание - англ. sympathy; нем. Vereinigung /Miterleben. Уподобление эмоционального состояния ...
  • Сон - англ. dream/sleep; нем. Schlaf. 1. Физиологическое состояние ...
  • Социология - англ. sociology; нем. Soziologie. Наука  о закономерностях ...
  • Социолингвистика - (от лат. societas общество  и lingua ...
  • Социодрама - (от лат. societas общество  и греч. drama ...
  • Социограмма - (от лат. societas общество  и греч. gramma ...
  • Социогенетика - англ. sociogenetics; нем. Soziogenetik. Комплекс  дисциплин, ориентированных на ...
  • Иммиграция - въезд в страну иностранных граждан с целью ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари