Что такое Ритуал? Значение слова Ритуал в социологическом словаре

1) Ритуал - (от лат. ritualis - обрядовый) - англ. rite/ritual; нем. Ritus/ Ritual. 1. Одна из форм символического действия, выражающая связь субъекта  с системой соц. отношений и ценностей, проявляющаяся в регламентированной последовательности действий. 2. Стандартный сигнальный поведенческий акт, используемый животными при общении друг с другом.

2) Ритуал - форма  социально санкционированного упорядоченного символического поведения, совокупность  регулярно совершаемых действий и их установленный порядок.

3) Ритуал - - вид обряда ,  форма  сложного символического поведения, упорядоченная система  действий, выражающая определенные социальные и культурные ценности . 

4) Ритуал - – форма  социально санкционированного упорядоченного символического поведения, совокупность  регулярно совершаемых действий и их установленный порядок.

5) Ритуал - (лат. ritualis - обрядовый, ritus - торжественная церемония, культовый обряд )  - одно из основных понятий этнологии и культурной антропологии, позволяющее адекватно отобразить своеобразие человеческого поведения в "далеких" культурах  (прежде всего архаических и традиционных). В первом приближении Р. может быть определен как священнодействие, основанное на наделении вещей особыми (символическими) свойствами. Традиционной философией культуры Р. трактовался как несущественное для достижения практического результата "обрамление" здравого технологического рецепта, порожденное дефицитом позитивных знаний и заменой подлинных причин вымышленными. Однако современное историко-культурное исследование ,  реконструирующее специфические типы человеческого поведения, исходя из ценностных оснований самих изучаемых культур, меняет местами привычное соотношение ритуального и прагматического: в "далеких" культурах Р. оказывается лежащим в основе повседневной трудовой деятельности человека .  Такая позиция  ставит вопрос о специфической целесообразности Р. Сравнительно легко фиксируются его внешние функции - социальная и психологическая: Р. служит средством интеграции и поддержания целостности человеческих коллективов (Малиновский - , Дюркгейм - ), а также снимает психологическое напряжение и гармонизирует человеческую психику (Юнг - ). На имманентную целенаправленность ритуальных действий указывает семантика  языковых обозначений Р., свидетельствующая о близости двух основных значений - "священнодействие" и "порядок Р." - это священнодействие, связанное с установлением или поддержанием вселенской и социальной упорядоченности. В частности, социальный  опыт архаических коллективов может быть представлен как чередование двух основных состояний: а) жизнедеятельности в упорядоченном и стабильном космосе, священные центры которого обеспечивают надежную защиту от сил хаоса, вытесненных за границу обустроенного мира; б) периодической хаотизации космоса при прохождении им критических точек своего существования (фазы "структуры" и "коммунитас", по В. Тэрнеру). Временная бесструктурность мира, обнаруживающаяся в архаическом празднестве, продуктивна - она обеспечивает обновление могущества сакральных объектов. Формой обязательного человеческого участия в праздничном обновлении мира и является архаический Р. Он начинается с действий, подчеркнуто противоречащих общепринятым нормам  (погружая тем самым "состарившийся" космос в плодотворный хаос), и затем последовательно восстанавливает исконный порядок вещей. Архаический Р. представляет собой синкретическое действо, к которому восходят в своих истоках более поздние специализированные формы деятельности (производственно-экономическая, военно-политическая, религиозно-культовая, художественная и др.). Религиозный культ  отличается от архаического Р. этизацией сакральных объектов (богов), увеличением дистанции между людьми и богами, утверждением однотонно серьезного и торжественного их почитания. Р. имеет первостепенное значение  не только в архаических культурах, но и в традиционных обществах более позднего времени. Р. здесь связан не с праздничным разрушением-восстановлением, а с поддержанием уже прочно установленного порядка. Человеческое действие ,  определяясь следованием абсолютным образцам поведения, ритуализируется и вписывается в модель  идеального равновесия космоса. Системы ритуализированного поведения, обеспечивая непрерывное воспроизводство  сакрализованного порядка вещей, являются несущим каркасом традиционных культур. Современное общество ,  как правило ,  характеризуется нигилистским отношением  к Р. и выдвижением на первый план  утилитарно ориентированного действия автономного индивида .  Исключением являются общества, связанные с расцветом в 20 в. "тотальных идеологий" (Манхейм) и основанные на вторичной - идеологической - ритуализации человеческого поведения. также: Элиаде. В.Н. Фурс

6) Ритуал - (ritual) - 1. Формальная деятельность ,  не являющаяся светской и выражающая священное и религиозное значение  (см. Дюркгейм; Дуглас). В этом значении термин  используется как в антропологии, так и в социологии религии. 2. "Физическая деятельность по отношению к символам" (Боукок, 1974). 3. Ежедневная практика ,  характеризующаяся рутинной природой и своим значением для мирской социальной интеракции. Этот термин употреблял Гофман (1972) для обозначения рутинных действий повседневной жизни. Поэтому ритуальные действия можно расценить как явление, присущее и священной и светской сферам общественной жизни. В обоих случаях именно символическое качество  является определяющей характеристикой. Можно провести различие  между ритуальным (ритуалистичным) поведением  и ритуальной деятельностью. Ритуальное поведение лишено смысла, жесткое и стереотипичное. Этологи применяют данное понятие  к обычным и повторяющимся действиям животных по охране своей территории. Напротив, ритуальная деятельность наполнена отдельными социальными значениями, которые в культурном отношении передаются через обычаи и традиции .  Ритуальные события - отдельные и церемониальные социальные ситуации, не обязательно, но зачастую жесткие и повторяющиеся, функционирующие как консервирующая и связующая сила  внутри общества. Правда, ритуалы  могут быть и средствами выражения социального, политического или культурного сопротивления (см. Холл и Джефферсон, 1976) - см. Сопротивление через ритуал .  Хотя ритуальную деятельность принято изучать в рамках подходов социологии религии, она присутствует и в светском обществе. Боукок утверждал, что " категория  ритуальной деятельности в социологи не является четко установленной", но предложил расширить термин на гражданские, эстетические и политические аспекты социальной жизни, а также ритуалы, связанные с жизненным циклом. Секуляризация  не обязательно ведет к снижению ритуальной деятельности, которая есть в сценических видах искусства (например, в пантомиме и танце) и в гражданских церемониях (в частности, государственные похороны) - см. также гражданская религия .  Ритуалы жизненного цикла (см. Обряд перехода )  продолжают иметь значение и для простых, и для сложных обществ. Рост и старение  людей - это особенность, присущая всякому человеческому обществу и, следовательно, требующая социального контроля и регулирования, поэтому биологические изменения становятся социально значимыми и существенными. Ритуалы жизненного цикла применяются как для того, чтобы включить новорожденного в группу, так и для того, чтобы подтвердить продолжение существования группы в случае смерти одного из её членов. Ван Геннеп (1909) предположил, что обряды  перехода отмечают и биологические изменения, и изменения в социальном положении. Они обладают простой структурой, включающей: (а) отделение  индивидуума от старого порядка или прежних социальных условий; (б) маргинальную или переходную стадию, которая является священной; (в) заключительную стадию, на которой индивидуум входит в новый социальный порядок  или статус .  Ритуальная деятельность, по-видимому, присутствует во всех сферах общественной жизни. Благодаря ей и индивидуумы, и группа  решают проблемы, возникающие в священных и в светских аспектах общественной жизни.


Синонимы: церемониал, церемония

Ритуал

(от лат. ritualis - обрядовый ) - англ. rite/ritual; нем. Ritus/ Ritual. 1. Одна из форм символического действия, выражающая связь субъекта  с системой соц. отношений и ценностей, проявляющаяся в регламентированной последовательности действий. 2. Стандартный сигнальный поведенческий акт, используемый животными при общении друг с другом.

форма  социально санкционированного упорядоченного символического поведения, совокупность  регулярно совершаемых действий и их установленный порядок.

- вид обряда ,  форма  сложного символического поведения, упорядоченная система  действий, выражающая определенные социальные и культурные ценности . 

– форма  социально санкционированного упорядоченного символического поведения, совокупность  регулярно совершаемых действий и их установленный порядок.

(лат. ritualis - обрядовый , ritus - торжественная церемония, культовый обряд )  - одно из основных понятий этнологии и культурной антропологии, позволяющее адекватно отобразить своеобразие человеческого поведения в "далеких" культурах  (прежде всего архаических и традиционных). В первом приближении Р. может быть определен как священнодействие, основанное на наделении вещей особыми (символическими) свойствами. Традиционной философией культуры Р. трактовался как несущественное для достижения практического результата "обрамление" здравого технологического рецепта, порожденное дефицитом позитивных знаний и заменой подлинных причин вымышленными. Однако современное историко-культурное исследование ,  реконструирующее специфические типы человеческого поведения, исходя из ценностных оснований самих изучаемых культур, меняет местами привычное соотношение ритуального и прагматического: в "далеких" культурах Р. оказывается лежащим в основе повседневной трудовой деятельности человека .  Такая позиция  ставит вопрос о специфической целесообразности Р. Сравнительно легко фиксируются его внешние функции - социальная и психологическая: Р. служит средством интеграции и поддержания целостности человеческих коллективов (Малиновский - , Дюркгейм - ), а также снимает психологическое напряжение и гармонизирует человеческую психику (Юнг - ). На имманентную целенаправленность ритуальных действий указывает семантика  языковых обозначений Р., свидетельствующая о близости двух основных значений - "священнодействие" и "порядок Р." - это священнодействие, связанное с установлением или поддержанием вселенской и социальной упорядоченности. В частности, социальный  опыт архаических коллективов может быть представлен как чередование двух основных состояний: а) жизнедеятельности в упорядоченном и стабильном космосе, священные центры которого обеспечивают надежную защиту от сил хаоса, вытесненных за границу обустроенного мира; б) периодической хаотизации космоса при прохождении им критических точек своего существования (фазы "структуры" и "коммунитас", по В. Тэрнеру). Временная бесструктурность мира, обнаруживающаяся в архаическом празднестве, продуктивна - она обеспечивает обновление могущества сакральных объектов. Формой обязательного человеческого участия в праздничном обновлении мира и является архаический Р. Он начинается с действий, подчеркнуто противоречащих общепринятым нормам  (погружая тем самым "состарившийся" космос в плодотворный хаос), и затем последовательно восстанавливает исконный порядок вещей. Архаический Р. представляет собой синкретическое действо, к которому восходят в своих истоках более поздние специализированные формы деятельности (производственно-экономическая, военно-политическая, религиозно-культовая, художественная и др.). Религиозный культ  отличается от архаического Р. этизацией сакральных объектов (богов), увеличением дистанции между людьми и богами, утверждением однотонно серьезного и торжественного их почитания. Р. имеет первостепенное значение  не только в архаических культурах, но и в традиционных обществах более позднего времени. Р. здесь связан не с праздничным разрушением-восстановлением, а с поддержанием уже прочно установленного порядка. Человеческое действие ,  определяясь следованием абсолютным образцам поведения, ритуализируется и вписывается в модель  идеального равновесия космоса. Системы ритуализированного поведения, обеспечивая непрерывное воспроизводство  сакрализованного порядка вещей, являются несущим каркасом традиционных культур. Современное общество ,  как правило ,  характеризуется нигилистским отношением  к Р. и выдвижением на первый план  утилитарно ориентированного действия автономного индивида .  Исключением являются общества, связанные с расцветом в 20 в. "тотальных идеологий" (Манхейм) и основанные на вторичной - идеологической - ритуализации человеческого поведения. также: Элиаде. В.Н. Фурс

(ritual) - 1. Формальная деятельность ,  не являющаяся светской и выражающая священное и религиозное значение  (см. Дюркгейм; Дуглас). В этом значении термин  используется как в антропологии, так и в социологии религии. 2. "Физическая деятельность по отношению к символам" (Боукок, 1974). 3. Ежедневная практика ,  характеризующаяся рутинной природой и своим значением для мирской социальной интеракции. Этот термин употреблял Гофман (1972) для обозначения рутинных действий повседневной жизни. Поэтому ритуальные действия можно расценить как явление, присущее и священной и светской сферам общественной жизни. В обоих случаях именно символическое качество  является определяющей характеристикой. Можно провести различие  между ритуальным (ритуалистичным) поведением  и ритуальной деятельностью. Ритуальное поведение лишено смысла, жесткое и стереотипичное. Этологи применяют данное понятие  к обычным и повторяющимся действиям животных по охране своей территории. Напротив, ритуальная деятельность наполнена отдельными социальными значениями, которые в культурном отношении передаются через обычаи и традиции .  Ритуальные события - отдельные и церемониальные социальные ситуации, не обязательно, но зачастую жесткие и повторяющиеся, функционирующие как консервирующая и связующая сила  внутри общества. Правда, ритуалы  могут быть и средствами выражения социального, политического или культурного сопротивления (см. Холл и Джефферсон, 1976) - см. Сопротивление через ритуал .  Хотя ритуальную деятельность принято изучать в рамках подходов социологии религии, она присутствует и в светском обществе. Боукок утверждал, что " категория  ритуальной деятельности в социологи не является четко установленной", но предложил расширить термин на гражданские, эстетические и политические аспекты социальной жизни, а также ритуалы, связанные с жизненным циклом. Секуляризация  не обязательно ведет к снижению ритуальной деятельности, которая есть в сценических видах искусства (например, в пантомиме и танце) и в гражданских церемониях (в частности, государственные похороны) - см. также гражданская религия .  Ритуалы жизненного цикла (см. Обряд перехода )  продолжают иметь значение и для простых, и для сложных обществ. Рост и старение  людей - это особенность, присущая всякому человеческому обществу и, следовательно, требующая социального контроля и регулирования, поэтому биологические изменения становятся социально значимыми и существенными. Ритуалы жизненного цикла применяются как для того, чтобы включить новорожденного в группу, так и для того, чтобы подтвердить продолжение существования группы в случае смерти одного из её членов. Ван Геннеп (1909) предположил, что обряды  перехода отмечают и биологические изменения, и изменения в социальном положении. Они обладают простой структурой, включающей: (а) отделение  индивидуума от старого порядка или прежних социальных условий; (б) маргинальную или переходную стадию, которая является священной; (в) заключительную стадию, на которой индивидуум входит в новый социальный порядок  или статус .  Ритуальная деятельность, по-видимому, присутствует во всех сферах общественной жизни. Благодаря ей и индивидуумы, и группа  решают проблемы, возникающие в священных и в светских аспектах общественной жизни.

Значение слова Ритуал в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Репутация - (от лат. reputatio букв, размышление) англ. ...
  • Риск - англ. risk; нем. Risiko/Wagnis. 1. Возможная опасность. 2. ...
  • Ригидность - (от лат. rigidus твердый, жесткий) англ. rigidity; ...
  • Речь - англ. discourse; нем. Rede/ Sprach. Вид коммуникативной ...
  • Рецидивизм - англ. recidivism; нем. Rezidivismus. Модели повторяющего антисоциального ...
  • Рецессия - англ. recession; нем. Rezession. 1. Временный спад ...
  • Рецептивность - (от лат. receptio принятие) англ. receptivity; ...
  • Парадигматическое - (paradigmatic) см. Синтагматическое и парадигматическое .  ...
  • Паноптикум - (panopticon) проект  для тюрем, позволяющий надзирателям наблюдать ...
  • Палеонтология - (paleonthology) изучение и датирование окаменелых остатков. Труды ...
  • Пенология - (penology) систематическое изучение наказания, особенно заключения. Термин ...
  • Патримониализм - (patrimonialism) форма  политического господства или политической власти, ...
  • Патрилатеральный - (patrilateral) ( Антропология )  термин  для родства, ...
  • Патриарх - (patriarch) см. Патриархат .  ...
  • Ригидность - (от лат. rigidus твердый, жесткий) англ. rigidity; ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари