Что такое Респондент? Значение слова Респондент в социологическом словаре

1) Респондент - (от лат. responsum - ответ) - англ. respondent; нем. Proband/Befrager. Участник конкретного социол. исследования, являющийся источником устной или письменной информации.

2) Респондент - (от лат. responsare - отвечать, реагировать) - участник социологич. опроса ,  отвечающий на вопросы анкеты, т. е. выступающий в качестве источника первичной эм-пирич. информации об изучаемых явлениях и процессах. Р. занимает в процессе  социологич. исследования одну из ключевых позиций, детерминирующих надежность  его конечного рез-та. Ролевая позиция  Р., с одной стороны, определяется и достаточно жестко регламентируется целым рядом объективных факторов, связанных с природой опроса как средства соц. коммуникации. С другой  - участие Р. в опросе и надежность сообщаемой им информации зависят от целого ряда его соц., соц.-психологич. и психологич. особенностей и связаны с относительной свободой его волеизъявления, со степенью интериоризации ролевой позиции, предлагаемой ему исследователем в ситуации опроса. К числу внешних по отношению к Р. факторов относятся следующие. Во-первых, процессы демократизации существующего об-ва, ведущие к возрастанию роли обществ. мнения в планировании и реализации целей соц. политики. Данные  социологич. опросов становятся необходимым компонентом информационного обеспечения управленч. решений различн. уровня. В связи с этим возможность участия в социологич опросе для каждого члена об-ва является одним из средств участия в управлении, проявлением  его соц. активности и гражданского самосознания. Во-вторых, включение Р. в ситуацию опроса определяется принципами выборочн. процедуры обеспечивающей равный шанс для каждого члена генеральной совокупности быть включенным в выборку, репрезентирующую изучаемую соц. общность .  Т. обр., инициатива  участия в опросе принадлежит не Р., а исследователю. В-третьих содержание вопросника, форма  вопросов, их последовательность, а также ситуация опроса определяются исследователем до начала опроса и предлагаются Р. в виде завершенных стандартизированных процедур ( методика  отбора, установление контакта, разновидность опроса, форма вопросов и т. д.). Ход опроса и форма контактов Р. с вопросником регламентируется анкетером или интервьюером в соответствии со стандартной инструкцией, единой для всех Р. Т. обр., в ситуации опроса ролевая позиция Р. является априори заданной, требующей подчинения целому ряду весьма жестко регламентированных требований. В то же время  это не означает, что Р. является пассивным объектом воздействий со стороны исследователя. Природа коммуникативного взаимодействия социолога и Р. в социологич. опросе имеет субъектный характер. В связи с этим возникает необходимость учитывать при разработке методики опроса комплекс  требований, обусловленных свойствами Р. как носителя и потенциального источника информации. Во-первых, Р. массовых социологич. опросов являются носителями обыденного сознания, существенно отличающегося от научн. сознания, в сфере к-рого формируются исследовательские цели и задачи  опроса. С этой особенностью связано требование " перевода "  программных, исследовательских вопросов на уровень обыденных, житейских представлений Р., его повседневного опыта. Без учета специфики сознания Р. рез-ты опроса могут содержать систематические ошибки .  Во-вторых, существенным свойством Р. является его компетентность ,  информированность. Уровень информированности определяется способом и интенсивностью включения респондента  в изучаемую сферу соц. реальности. Р. может быть либо непосредственно участником или наблюдателем процессов и явлений, либо носителем косвенного опыта, знаний, опосредствованных процессами социализации ( воспитание ,  обучение, деятельность  средств массовой информации и др.). Уровень компетентности учитывается при разработке вопросника и при интерпретации рез-тов опроса. В-третьих, Р. характеризуется наличием более или менее выраженного отношения к опросу и к практике социологич. опросов вообще. Последнее связано с состоянием обществ. мнения по поводу необходимости и эффективности опросов в конкретно-историч. ситуации. Напр., польские социологи фиксируют значительный рост общего числа неответивших в опросах, проводимых в периоды кризисных состояний об-ва. Установка  на участие в конкретном опросе во многом зависит от квалификации интервьюера  или анкетера ,  от степени заинтересованности Р. темой опроса, от степени учета его психич. характеристик. Эта установка динамична и может меняться по ходу опроса в различн. направлениях. Индикаторами отношения к опросу являются число отказов от участия в опросе, число неответивших на отдельные вопросы, логич. не-лротиворечивость ответов, заинтересованность и внимание в течение опроса. Использование этих индикаторов обеспечивается неукоснительным соблюдением права  Р. на отказ от участия в опросе, обязательным включением вариантов ответов типа "не знаю", "затрудняюсь ответить", не думал об этом", "не имею мнения" и т. п. В-четвертых, существенным для успешности опроса является учет социокультурных и национальных особенностей Р. С этими особенностями связаны нормативные, престижные представления Р. о способах установления контактов интервьюерами и анкетерами, о приемлемых тематич. границах  беседы с незнакомым человеком, о возможном языке  и психологич. стиле опроса, о нормах  формирования и высказывания уценок различн. явлений и т. д. Значение  этих особенностей возрастает в межнациональных мнительных исследованиях и в опросах специфич. соц. слоев и групп (городское и сельское население ;  дети, молодежь  и пенсионеры ;  отдельные профессиональные группы; группы с отклоняющимся поведением  и др.). В-пятых, психич. особенности Р. также оказывают значительное влияние  на рез-ты опроса, поскольку ответы на вопросы анкеты, образующие первичные эмпирич. данные, формируются в ситуации индивидуального контакта опрашиваемых с содержанием вопросников. К этой группе относятся такие признаки Р., как устойчивость внимания, уровень интеллектуального развития, аналитич. возможности, коммуникабельность уверенность в себе, память ,  воображение, темперамент, искренность, конформизм  и др. Эта группа  характеристик Р. учитывается с помощью психологич. тестов, включаемых в структуру анкеты. Подавляющее большинство нормативных представлений и рекомендаций в социологии по поводу метода  опроса призваны обеспечить учет вышеназванных особенностей Р. В настоящее время методич. исследования особенностей Р. и их влияния на рез-ты опроса не имеют система-тич. характера как в отечественной, так и в зарубежной социологии, хотя число таких исследований постепенно возрастает. По признанию большинства ведущих социологов, поведение Р. в ситуации опроса является наименее изученным звеном процесса социологич. исследования. Лит.: Процесс социального исследования. М., 1975; Ноэль Э. Массовые опросы .  М., 1978; Рабочая книга  социолога. М., 1983. О.М. Маслова.

3) Респондент - лицо, выступающее в качестве источника первичной социологической информации.

4) Респондент - тот, кого опрашивает социолог.

5) Респондент - - участник социологического опроса ,  отвечающий на вопросы анкеты, т.е. выступающий в качестве источника первичной эмпирической информации об изучаемых явлениях и процессах.

6) Респондент - — лицо, отвечающее на вопросы анкеты или дающее интервью . 

7) Респондент - - лицо, участвующее в опросе  в качестве источника или коммуникатора  социальной информации.

8) Респондент - – лицо, выступающее в качестве источника первичной информации в процессе  опроса или в результате наблюдения по поводу некоторого явления.

9) Респондент - (англ. respond - отвечать, лат. responsum - ответ) - участник социологического опроса ,  который отвечает на вопросы анкеты или интервью  и является источником устной или письменной информации. Эквивалент - опрашиваемый, опрошенный. Взаимодействие  анкетера или интервьюера  с Р. - важнейшая составная часть социологического исследования. При проведении анкетирования оно опосредовано анкетой: анкетер  достаточно отстранен или вообще отсутствует (напр., при почтовом опросе), содержание и смысл вопросов интерпретируется самим Р. в зависимости от представлений и убеждений, сложившихся у него по поводу обсуждаемой проблемы. Р. самостоятельно формулирует ответ и отражает его в анкете. Интервью по сравнению с анкетированием  имеет свою специфику. Оно протекает в условиях непосредственного контакта интервьюера ( человека ,  который берет интервью) с Р. Интервьюер активно ведет беседу, задает вопросы, фиксирует полученные ответы. Он может давать пояснения по поводу вопросов при их непонимании Р., уточнять позицию Р., задавать дополнительные, конкретизирующие вопросы. Поэтому при подготовке к опросу необходимо предусмотреть вероятные ошибки восприятия и понимания Р. как обращенных к нему вопросов, так и личности самого анкетера (интервьюера) с тем, чтобы свести к минимуму негативные последствия этих ошибок (отказ от участия в исследовании, искажение информации в результате неадекватного восприятия (понимания) вопроса или психологических причин, связанных с дефектами межличностного общения и т.д.). Предпринимаются попытки создания теории Р., охватывающей анализ  таких проблем, как статус  и роль  Р. в структуре социологического исследования, психологические аспекты опосредованного (например, через анкету) или непосредственного взаимодействия исследователя и Р., типология  Р. и т.д. Наличие такой теории существенно облегчило бы работу социолога, особенно на стадии формулирования вопросов и компоновки анкеты и бланка интервью, при подготовке информации к обработке, при анализе и интерпретации полученных данных. В.А. Балцевич

Респондент

(от лат. responsum - ответ ) - англ. respondent; нем. Proband/Befrager. Участник конкретного социол. исследования, являющийся источником устной или письменной информации.

(от лат. responsare - отвечать, реагировать) - участник социологич. опроса ,  отвечающий на вопросы анкеты, т. е. выступающий в качестве источника первичной эм-пирич. информации об изучаемых явлениях и процессах. Р. занимает в процессе  социологич. исследования одну из ключевых позиций, детерминирующих надежность  его конечного рез-та. Ролевая позиция  Р., с одной стороны, определяется и достаточно жестко регламентируется целым рядом объективных факторов, связанных с природой опроса как средства соц. коммуникации. С другой  - участие Р. в опросе и надежность сообщаемой им информации зависят от целого ряда его соц., соц.-психологич. и психологич. особенностей и связаны с относительной свободой его волеизъявления, со степенью интериоризации ролевой позиции, предлагаемой ему исследователем в ситуации опроса. К числу внешних по отношению к Р. факторов относятся следующие. Во-первых, процессы демократизации существующего об-ва, ведущие к возрастанию роли обществ. мнения в планировании и реализации целей соц. политики. Данные  социологич. опросов становятся необходимым компонентом информационного обеспечения управленч. решений различн. уровня. В связи с этим возможность участия в социологич опросе для каждого члена об-ва является одним из средств участия в управлении, проявлением  его соц. активности и гражданского самосознания. Во-вторых, включение Р. в ситуацию опроса определяется принципами выборочн. процедуры обеспечивающей равный шанс для каждого члена генеральной совокупности быть включенным в выборку, репрезентирующую изучаемую соц. общность .  Т. обр., инициатива  участия в опросе принадлежит не Р., а исследователю. В-третьих содержание вопросника, форма  вопросов, их последовательность, а также ситуация опроса определяются исследователем до начала опроса и предлагаются Р. в виде завершенных стандартизированных процедур ( методика  отбора, установление контакта, разновидность опроса, форма вопросов и т. д.). Ход опроса и форма контактов Р. с вопросником регламентируется анкетером или интервьюером в со ответ ствии со стандартной инструкцией, единой для всех Р. Т. обр., в ситуации опроса ролевая позиция Р. является априори заданной, требующей подчинения целому ряду весьма жестко регламентированных требований. В то же время  это не означает, что Р. является пассивным объектом воздействий со стороны исследователя. Природа коммуникативного взаимодействия социолога и Р. в социологич. опросе имеет субъектный характер. В связи с этим возникает необходимость учитывать при разработке методики опроса комплекс  требований, обусловленных свойствами Р. как носителя и потенциального источника информации. Во-первых, Р. массовых социологич. опросов являются носителями обыденного сознания, существенно отличающегося от научн. сознания, в сфере к-рого формируются исследовательские цели и задачи  опроса. С этой особенностью связано требование " перевода "  программных, исследовательских вопросов на уровень обыденных, житейских представлений Р., его повседневного опыта. Без учета специфики сознания Р. рез-ты опроса могут содержать систематические ошибки .  Во-вторых, существенным свойством Р. является его компетентность ,  информированность. Уровень информированности определяется способом и интенсивностью включения респондента  в изучаемую сферу соц. реальности. Р. может быть либо непосредственно участником или наблюдателем процессов и явлений, либо носителем косвенного опыта, знаний, опосредствованных процессами социализации ( воспитание ,  обучение, деятельность  средств массовой информации и др.). Уровень компетентности учитывается при разработке вопросника и при интерпретации рез-тов опроса. В-третьих, Р. характеризуется наличием более или менее выраженного отношения к опросу и к практике социологич. опросов вообще. Последнее связано с состоянием обществ. мнения по поводу необходимости и эффективности опросов в конкретно-историч. ситуации. Напр., польские социологи фиксируют значительный рост общего числа неответивших в опросах, проводимых в периоды кризисных состояний об-ва. Установка  на участие в конкретном опросе во многом зависит от квалификации интервьюера  или анкетера ,  от степени заинтересованности Р. темой опроса, от степени учета его психич. характеристик. Эта установка динамична и может меняться по ходу опроса в различн. направлениях. Индикаторами отношения к опросу являются число отказов от участия в опросе, число неответивших на отдельные вопросы, логич. не-лротиворечивость ответов, заинтересованность и внимание в течение опроса. Использование этих индикаторов обеспечивается неукоснительным соблюдением права  Р. на отказ от участия в опросе, обязательным включением вариантов ответов типа "не знаю", "затрудняюсь ответить", не думал об этом", "не имею мнения" и т. п. В-четвертых, существенным для успешности опроса является учет социокультурных и национальных особенностей Р. С этими особенностями связаны нормативные, престижные представления Р. о способах установления контактов интервьюерами и анкетерами, о приемлемых тематич. границах  беседы с незнакомым человеком, о возможном языке  и психологич. стиле опроса, о нормах  формирования и высказывания уценок различн. явлений и т. д. Значение  этих особенностей возрастает в межнациональных мнительных исследованиях и в опросах специфич. соц. слоев и групп (городское и сельское население ;  дети, молодежь  и пенсионеры ;  отдельные профессиональные группы; группы с отклоняющимся поведением  и др.). В-пятых, психич. особенности Р. также оказывают значительное влияние  на рез-ты опроса, поскольку ответы на вопросы анкеты, образующие первичные эмпирич. данные, формируются в ситуации индивидуального контакта опрашиваемых с содержанием вопросников. К этой группе относятся такие признаки Р., как устойчивость внимания, уровень интеллектуального развития, аналитич. возможности, коммуникабельность уверенность в себе, память ,  воображение, темперамент, искренность, конформизм  и др. Эта группа  характеристик Р. учитывается с помощью психологич. тестов, включаемых в структуру анкеты. Подавляющее большинство нормативных представлений и рекомендаций в социологии по поводу метода  опроса призваны обеспечить учет вышеназванных особенностей Р. В настоящее время методич. исследования особенностей Р. и их влияния на рез-ты опроса не имеют система-тич. характера как в отечественной, так и в зарубежной социологии, хотя число таких исследований постепенно возрастает. По признанию большинства ведущих социологов, поведение Р. в ситуации опроса является наименее изученным звеном процесса социологич. исследования. Лит.: Процесс социального исследования. М., 1975; Ноэль Э. Массовые опросы .  М., 1978; Рабочая книга  социолога. М., 1983. О.М. Маслова.

лицо, выступающее в качестве источника первичной социологической информации.

тот, кого опрашивает социолог.

- участник социологического опроса ,  отвечающий на вопросы анкеты, т.е. выступающий в качестве источника первичной эмпирической информации об изучаемых явлениях и процессах.

— лицо, отвечающее на вопросы анкеты или дающее интервью . 

- лицо, участвующее в опросе  в качестве источника или коммуникатора  социальной информации.

– лицо, выступающее в качестве источника первичной информации в процессе  опроса или в результате наблюдения по поводу некоторого явления.

(англ. respond - отвечать, лат. responsum - ответ ) - участник социологического опроса ,  который отвечает на вопросы анкеты или интервью  и является источником устной или письменной информации. Эквивалент - опрашиваемый, опрошенный. Взаимодействие  анкетера или интервьюера  с Р. - важнейшая составная часть социологического исследования. При проведении анкетирования оно опосредовано анкетой: анкетер  достаточно отстранен или вообще отсутствует (напр., при почтовом опросе), содержание и смысл вопросов интерпретируется самим Р. в зависимости от представлений и убеждений, сложившихся у него по поводу обсуждаемой проблемы. Р. самостоятельно формулирует ответ и отражает его в анкете. Интервью по сравнению с анкетированием  имеет свою специфику. Оно протекает в условиях непосредственного контакта интервьюера ( человека ,  который берет интервью) с Р. Интервьюер активно ведет беседу, задает вопросы, фиксирует полученные ответы. Он может давать пояснения по поводу вопросов при их непонимании Р., уточнять позицию Р., задавать дополнительные, конкретизирующие вопросы. Поэтому при подготовке к опросу необходимо предусмотреть вероятные ошибки восприятия и понимания Р. как обращенных к нему вопросов, так и личности самого анкетера (интервьюера) с тем, чтобы свести к минимуму негативные последствия этих ошибок (отказ от участия в исследовании, искажение информации в результате неадекватного восприятия (понимания) вопроса или психологических причин, связанных с дефектами межличностного общения и т.д.). Предпринимаются попытки создания теории Р., охватывающей анализ  таких проблем, как статус  и роль  Р. в структуре социологического исследования, психологические аспекты опосредованного (например, через анкету) или непосредственного взаимодействия исследователя и Р., типология  Р. и т.д. Наличие такой теории существенно облегчило бы работу социолога, особенно на стадии формулирования вопросов и компоновки анкеты и бланка интервью, при подготовке информации к обработке, при анализе и интерпретации полученных данных. В.А. Балцевич

Значение слова Респондент в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Реорганизация - (от лат. re приставка, указывающая на повторное, ...
  • Рента - (от нем. Rente доход )  англ. ...
  • Реминисценция - (от лат. воспоминание) англ. reminiscence; нем. ...
  • Религия - англ. religion; нем. Religion. 1. Соц. институт ...
  • Релевантность - (от relevant зависящий от ч.л., к.л.) ...
  • Рефлексология - англ. reflexology; нем. Reflexologie. Направление в психологии ...
  • Рефлексивность - англ. reflexivity; нем. Reflexivitat. 1. Одно из ...
  • Рецидив - (от лат. recidivus возвращающийся) англ. relapse; ...
  • Рецепция - англ. reception; нем. Rezeption. 1. Восприятие  и ...
  • Реформизм - англ. reformism; нем. Reformismus. Полит, течение, отрицающее ...
  • Роль - англ. role; нем. Rolle. Степень участия, мера ...
  • Родство - англ. relationship/kinship; нем. Verwancitschat. 1. Отношение  между ...
  • Родина - англ. motherland; нем. Heimat/Vaterland. 1. Отечество, отчизна, ...
  • Ровесники - См. ПОКОЛЕНИЕ РЕАЛЬНОЕ .  ...
  • Метризация - (от греч. metrike мера ,  размер) ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари