Что такое Педагогика? Значение слова Педагогика в социологическом словаре

1) Педагогика - (от греч. paidago-gike - наука  о воспитании человека )  - англ. pedagogy; нем. Padagogik. Наука о воспитании и обучении, раскрывает сущность, цели, задачи  и закономерности воспитания, образования и обучения, их роль  в жизни общества и развитии личности. См. СОЦИАЛИЗАЦИЯ . 

2) Педагогика - (буквально с греческого - вождение детей) - совокупность  представлений, знаний, норм, техник и умений, накопленных в культуре относительно процессов взаимодействия взрослых и детей. В зависимости от прагматической аспектизации П. называют: 1. Научную дисциплину, изучающую процессы  взросления, окультуривания и социализации детей. 2. Технологическую дисциплину, включающую в себя принципы ,  правила и нормы ,  регламентирующие поведение  и деятельность  взрослых относительно детей, а также права  и обязанности  взрослых во взаимодействии с детьми. 3. Искусство  и ремесло специальной социальной группы или профессионального сообщества, которому общество  делегирует взаимодействие  с детьми от имени всего общества. 4. Прикладную философию или философию, занимающуюся практической апробацией нарабатываемых ею представлений и подходов к жизни, человеку ,  социуму ,  познанию и практической деятельности. 5. Результат культурологических, антропологических и этнографических исследований различных культур и субкультур, описывающий принятые в данной культуре формы воздействия взрослого сообщества на детей и формы взаимодействия в детском сообществе (народная П.). 1) Научная П. возникает в 17 в. (Я.А. Коменский, Дж. Локк), когда было положено начало систематическому изучению процессов взросления, окультуривания и социализации, выявлению и описанию закономерностей этих процессов. Хотя и до этого существовал богатый, но неоформленный эмпирический  и теоретический материал. Для Коменского в описании закономерностей названных процессов определяющим выступал принцип природосообразности, предполагавший преформизм в индивидуальном развитии ребенка. Развитие  трактовалось как разворачивание имманентно присущих индивиду  свойств и качеств. Этапность и закономерность  в индивидуальном развитии диктовали нормативность деятельности педагога, обязанного их учитывать в своей деятельности. В таком подходе  в предмете научной П. синтезировались знания анатомии, физиологии и психологии ребенка. А исследовательские результаты оформлялись как закономерности физического, умственного или душевного развития (например, умственный возраст и шкала  Ж. Бине, учение И. Гербарта об этапах взросления, психоаналитическая концепция  психологических кризисов социализации Э. Эриксона - ). Отказ от идеи преформизма и иная трактовка развития связаны с культурно-исторической концепцией Л. Выготского , в которой определяющим выступал принцип культуросообразности, а вместо исследований закономерностей разворачивания имманентных качеств и свойств индивида выдвигалась задача проектирования зоны ближайшего развития. Физиологические и психологические законы  принимаются в этой концепции как материал для проектирования. Альтернативная версия программы научной П. связана с сенсуалистической идеей "чистой доски" - tabula rasa (Локк, Э. Кондильяк), и, соответственно, принципом ассоцианизма. Исследовательские задачи  в этом подходе состояли в установлении закономерностей индивидуального восприятия, познания и научения. Научные результаты оформлялись в ассоциативной психологии (например, Г. Эббингауз), в бихевиористских ( Бихевиоризм )  концепциях научения (Д. Торндайк, Д. Уотсон, Б. Скиннер). Третья программа  построения научной П. относится уже к 20 в. В этой программе объектом П. выступает не только развитие ребенка и человека, но и культурная коммуникация .  П. становится полипредметной дисциплиной, в которой комплексируются естественно-научное и гуманитарное знания в их деятельностных версиях. Материалом для комплексирования педагогического предмета становятся не только знания из традиционных областей (физиологии, психологии, логики и социологии), но и достижения герменевтики, семиотики, антропологии, теории коммуникации и диалога  культур. 2) Как технологическая дисциплина  П. организует деятельность одного из важнейших социальных институтов, обеспечивающих непрерывность и преемственность культуры - школы. Школа всех уровней является одним из наиболее инерционных социальных институтов. Эта черта относится и к учебному процессу, который, по характеристике О. Тоффлера , несет на себе следы конвейерной организации труда  раннего этапа индустриального производства. Изменения и эволюция  педагогических технологий гетерохронна относительно развития остальных социальных институтов, поэтому школа и вся система образования  переживает периодические кризисы обновления и перманентного реформирования. Технологизация всей системы социальной коммуникации как "футурошок" особенно остро проявляется именно в образовании, а П. часто оказывается неготовой отвечать новыми технологиями на очередной вызов. В последние десятилетия все чаще новые технологии образования, обучения и подготовки просто заимствуются сферой образования из других областей, а не разрабатываются в рамках П. За П. остается область обеспечения грамотности ( Функциональная грамотность ) . В рамках П. как технологической дисциплины выделяются автономные технологические отрасли: дидактика, методика ,  программированное обучение и т.д. 3) Трансляция педагогического знания как в архаичных так и в современных видах скорее не технологична, а принимает формы искусства и ремесла .  Распространенными литературными жанрами в такой трансляции являются автобиографии (Августин Блаженный, Петр Абеляр, Р.Дж. Коллингвуд, Дж.С. Милль, Ж.-П. Сартр), романы воспитания, или специальная литература в квазихудожественной форме (Ж.-Ж. Руссо, А.С. Макаренко, Я. Корчак). Педагогическая деятельность во многом экземплифицирована и уникальна, и именно в формах  искусства и индивидуального ремесла представлена в своих высших проявлениях. История  П. содержит в себе галерею великих учителей от Сократа  и Конфуция до создателей школ и направлений в искусстве и науке. 4) Зачастую новые педагогические системы создавались и вводились философами (Я.А. Коменский, Д. Дьюи), а история П. есть отражение истории философии ( Платон ,  Локк, Руссо, Г. Спенсер, И. Кант и др.). С. Гессен отмечал, что даже самые частные и конкретные вопросы П. возводятся в последних своих основах к чисто философским проблемам ,  и что борьба различных педагогических течений между собой есть только отражение более глубоких философских противоречий. Такое понимание  (вслед за П. Наторпом) позволило ему назвать П. прикладной философией. 5) В развитии цивилизации далеко не сразу дети, детский мир и детское сообщество  стали рассматриваться как самостоятельные участники во взаимодействии с миром взрослых и взрослым сообществом. Только в 20 в. кроскультурные исследования дали возможность увидеть многообразие культурных форм взаимодействия взрослых и детей. Описаны различные варианты народных П. В рамках культурологии и антропологии стали исследоваться как самостоятельно существующие мир детей и детское сообщество. В определенном смысле можно говорить об особой П., существующей в детских сообществах для самих детей, которая, с переменным успехом, конкурирует со взрослой П. В целом педагогические представления и знания настолько гетероморфны и гетерономны, что создание некой целостной общей П. вряд ли возможно. Все попытки такого рода либо идеологически тенденциозны, либо представляют собой неоправданный редукционизм .  также: Воспитание ,  Гуманитарные технологии ,  Образование .  В.В. Мацкевич, С.Б. Савелова

Педагогика

(от греч . paidago-gike - наука  о воспитании человека )  - англ. pedagogy; нем. Padagogik. Наука о воспитании и обучении, раскрывает сущность , цели, задачи  и закономерности воспитания, образования и обучения, их роль  в жизни общества и развитии личности. См. СОЦИАЛИЗАЦИЯ . 

(буквально с греч еского - вождение детей) - совокупность  представлений, знаний, норм, техник и умений, накопленных в культуре относительно процессов взаимодействия взрослых и детей. В зависимости от прагматической аспектизации П. называют: 1. Научную дисциплину, изучающую процессы  взросления, окультуривания и социализации детей. 2. Технологическую дисциплину, включающую в себя принципы ,  правила и нормы ,  регламентирующие поведение  и деятельность  взрослых относительно детей, а также права  и обязанности  взрослых во взаимодействии с детьми. 3. Искусство  и ремесло специальной социальной группы или профессионального со общества , которому общество  делегирует взаимодействие  с детьми от имени всего общества. 4. Прикладную философию или философию, занимающуюся практической апробацией нарабатываемых ею представлений и подходов к жизни, человеку ,  социуму ,  познанию и практической деятельности. 5. Результат культурологических, антропологических и этнографических исследований различных культур и субкультур, описывающий принятые в данной культуре формы воздействия взрослого сообщества на детей и формы взаимодействия в детском сообществе (народная П.). 1) Научная П. возникает в 17 в. (Я.А. Коменский, Дж. Локк), когда было положено начало систематическому изучению процессов взросления, окультуривания и социализации, выявлению и описанию закономерностей этих процессов. Хотя и до этого существовал богатый, но неоформленный эмпирический  и теоретический материал. Для Коменского в описании закономерностей названных процессов определяющим выступал принцип природосообразности, предполагавший преформизм в индивидуальном развитии ребенка. Развитие  трактовалось как разворачивание имманентно присущих индивиду  свойств и качеств. Этапность и закономерность  в индивидуальном развитии диктовали нормативность деятельности педагога, обязанного их учитывать в своей деятельности. В таком подходе  в предмете научной П. синтезировались знания анатомии, физиологии и психологии ребенка. А исследовательские результаты оформлялись как закономерности физического, умственного или душевного развития (например, умственный возраст и шкала  Ж. Бине, учение И. Гербарта об этапах взросления, психоаналитическая концепция  психологических кризисов социализации Э. Эриксона - ). Отказ от идеи преформизма и иная трактовка развития связаны с культурно-исторической концепцией Л. Выготского , в которой определяющим выступал принцип культуросообразности, а вместо исследований закономерностей разворачивания имманентных качеств и свойств индивида выдвигалась задача проектирования зоны ближайшего развития. Физиологические и психологические законы  принимаются в этой концепции как материал для проектирования. Альтернативная версия программы научной П. связана с сенсуалистической идеей "чистой доски" - tabula rasa (Локк, Э. Кондильяк), и, соответственно, принципом ассоцианизма. Исследовательские задачи  в этом подходе состояли в установлении закономерностей индивидуального восприятия, познания и научения. Научные результаты оформлялись в ассоциативной психологии (например, Г. Эббингауз), в бихевиористских ( Бихевиоризм )  концепциях научения (Д. Торндайк, Д. Уотсон, Б. Скиннер). Третья программа  построения научной П. относится уже к 20 в. В этой программе объектом П. выступает не только развитие ребенка и человека, но и культурная коммуникация .  П. становится полипредметной дисциплиной, в которой комплексируются естественно-научное и гуманитарное знания в их деятельностных версиях. Материалом для комплексирования педагогического предмета становятся не только знания из традиционных областей (физиологии, психологии, логики и социологии), но и достижения герменевтики, семиотики, антропологии, теории коммуникации и диалога  культур. 2) Как технологическая дисциплина  П. организует деятельность одного из важнейших социальных институтов, обеспечивающих непрерывность и преемственность культуры - школы. Школа всех уровней является одним из наиболее инерционных социальных институтов. Эта черта относится и к учебному процессу, который, по характеристике О. Тоффлера , несет на себе следы конвейерной организации труда  раннего этапа индустриального производства. Изменения и эволюция  педагогических технологий гетерохронна относительно развития остальных социальных институтов, поэтому школа и вся система образования  переживает периодические кризисы обновления и перманентного реформирования. Технологизация всей системы социальной коммуникации как "футурошок" особенно остро проявляется именно в образовании, а П. часто оказывается неготовой отвечать новыми технологиями на очередной вызов. В последние десятилетия все чаще новые технологии образования, обучения и подготовки просто заимствуются сферой образования из других областей, а не разрабатываются в рамках П. За П. остается область обеспечения грамотности ( Функциональная грамотность ) . В рамках П. как технологической дисциплины выделяются автономные технологические отрасли: дидактика, методика ,  программированное обучение и т.д. 3) Трансляция педагогического знания как в архаичных так и в современных видах скорее не технологична, а принимает формы искусства и ремесла .  Распространенными литературными жанрами в такой трансляции являются автобиографии (Августин Блаженный, Петр Абеляр, Р.Дж. Коллингвуд, Дж.С. Милль, Ж.-П. Сартр), романы воспитания, или специальная литература в квазихудожественной форме (Ж.-Ж. Руссо, А.С. Макаренко, Я. Корчак). Педагогическая деятельность во многом экземплифицирована и уникальна, и именно в формах  искусства и индивидуального ремесла представлена в своих высших проявлениях. История  П. содержит в себе галерею великих учителей от Сократа  и Конфуция до создателей школ и направлений в искусстве и науке. 4) Зачастую новые педагогические системы создавались и вводились философами (Я.А. Коменский, Д. Дьюи), а история П. есть отражение истории философии ( Платон ,  Локк, Руссо, Г. Спенсер, И. Кант и др.). С. Гессен отмечал, что даже самые частные и конкретные вопросы П. возводятся в последних своих основах к чисто философским проблемам ,  и что борьба различных педагогических течений между собой есть только отражение более глубоких философских противоречий. Такое понимание  (вслед за П. Наторпом) позволило ему назвать П. прикладной философией. 5) В развитии цивилизации далеко не сразу дети, детский мир и детское сообщество  стали рассматриваться как самостоятельные участники во взаимодействии с миром взрослых и взрослым сообществом. Только в 20 в. кроскультурные исследования дали возможность увидеть многообразие культурных форм взаимодействия взрослых и детей. Описаны различные варианты народных П. В рамках культурологии и антропологии стали исследоваться как самостоятельно существующие мир детей и детское сообщество. В определенном смысле можно говорить об особой П., существующей в детских сообществах для самих детей, которая, с переменным успехом, конкурирует со взрослой П. В целом педагогические представления и знания настолько гетероморфны и гетерономны, что создание некой целостной общей П. вряд ли возможно. Все попытки такого рода либо идеологически тенденциозны, либо представляют собой неоправданный редукционизм .  также: Воспитание ,  Гуманитарные технологии ,  Образование .  В.В. Мацкевич, С.Б. Савелова

Значение слова Педагогика в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари