Что такое Модернизм? Значение слова Модернизм в социологическом словаре

1) Модернизм - - англ. modernism; нем. Modernismus. 1. Направление в искусстве и литературе XX в., характеризующееся отрицанием  традиционных форм эстетики прошлого, условностью  стиля, экспериментаторством. 2. Способ и форма  приспособления религии и теологии к новым условиям их существования с целью  преодоления кризиса  веры и упрочения позиции религиозной идеологии.

2) Модернизм - – "дух" Нового времени, начало которого уходит в возникновение современной науки, с ее культом рационального знания и технических преобразований, с ее уверенностью в поступательном развитии общества, бесконечном прогрессе  человечества.

3) Модернизм - - неклассический тип философствования, радикально дистанцированный от классического интеллектуальным допущением возможности плюрального моделирования миров и - соответственно - идеей онтологического плюрализма .  Таким образом, проблема  природы "вещи-в-себе" выступает в М. псевдопроблемой. К предпосылкам формирования идей М. может быть отнесено: 1) конституирование комплекса  идей о самодостаточности человеческого разума  (элиминация из структур соответствующих философских рассуждений трансцендентно-божественного разума как основания разума в его человеческой артикуляции); 2) складывание комплекса представлений о креативной природе Разума, с одной стороны, и о его исторической ограниченности - с другой .  (Идея абсолютности, универсальности и тотальности Разума была поставлена под сомнение еще И. Кантом, выдвинувшим стратегию "критики" различных - "чистого" и "практического" - разумов.); 3) позитивистские идеи (начиная от Конта - ), согласно которым человеческий разум по своей природе контекстуален и способен трансформировать социальную реальность (в соответствии с правилами социологии как дисциплинарно организованной науки), и аналогичная этим идеям программа ,  предложенная в рамках марксизма ,  согласно которой разум полагался исторически изменчивым и способным к заблуждениям ( идеология  как "ложное сознание " ); задача философской рефлексии усматривалась в "изменении мира" ("Тезисы о Фейербахе" Маркса). Таким образом, идеал  отражения действительности и когнитивный пафос классического мировоззрения замещался установкой на социальный  конструктивизм. Таким образом, тезисы исторической изменчивости разума во всех его измерениях (от политического до художественного), социального конструктивизма через посредство осмысленной деятельности человека ,  позитивности "разрыва" с классической традицией составили основу М. как особого типа философствования. В качестве основных характеристик М. могут быть зафиксированы: 1) отказ от моноонтологизма, презумпция на принципиальную открытость системы мира: психологическая артикуляция бытия у А. Шопенгауэра, лингвоматематическая у У. Куайна, экзстенциальная у Ж.-П. Сартра и т.п.; 2) интенция на инновацию (при перманентной смене критериев новизны), нашедшие свое выражение в педалированном акцентировании в М. метафоры "молодость"; акцентированный антитрадиционализм (вплоть до постулирования значимости воинствующего эпатажа, перманентного бунта  и поворотных разрывов с предшествующей традицией); 3) пафосный отказ от классической идеи "предустановленной гармонии" (инициированный сомнениями по поводу амбиций разума), в рамках которого отсутствие гармонии полагается неизбывной характеристикой существования человеческого рода; 4) преодоление трактовки человека как "слепка" Бога и отказ от монистического гуманизма  (плюральные версии гуманизма в экзистенциализме ,  марксизме, неофрейдизме  и т.д.; пере-осмысление сущности и направленности гуманизма как такового: идея " сверхчеловека "  Ницше, "негативный гуманизм" А. Глюксмана - и др.), что вылилось в социальный конструктивизм, породивший разнообразие плюральных стратегий формирования "нового человека", предельное свое выражение обретших в радикализме марксистского революционизма ( Сверхчеловек); 5) подчеркнутый антинормативизм, основанный на рефлексивном осмыслении того обстоятельства, что люди живут по нормам ,  ими же самими и созданными, исторически преходящими и релятивными, и в перспективе приводящий к отказу от идеала традиции ;  6) идея плюральности и конструктивности Разума, выводящая на программы трансформации ("перекодирования") культуры, что в свою очередь порождало потребность  в новом художественном языке .  Стратегия обновления языка оказывается, таким образом, соразмерной возможным трансформациям социального мира, - понятия мыслятся не как предзаданные "истинной" природой онтологии, а как конструируемые: от трактовки творчества как процедуры самовыражения художника до идеи о невозможности и немыслимости бессубъектной онтологии. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко

4) Модернизм - (modernism) — предпочтение " модерна "  в культуре, современной мысли, стиле и т.д., особенно в архитектуре, музыке и искусстве. В архитектуре модернизм  Гропиуса и Ле Корбюзье связан с предпочтением функциональности и веры в конечную способность Человека  управлять своей средой. В искусстве он часто характеризовался отклонением от "реалистических" парадигм Фитерстоун (1988) суммирует основные особенности модернизма: "эстетическое самосознание  и рефлективность; изменение  описательной структуры в пользу одновременности и монтажа; исследование  парадоксального, неоднозначного и сомнительного открыто-законченного характера действительности; замена понятия "объединенная личность "  интегрированной личностью и акцент на деструктурированном, обесчеловеченном субъекте". Согласно Фредерику Джеймсону (1984), модернизм в общем смысле предполагает разрыв с парадигмой "репрезентации" в теоретическом дискурсе ,  в искусстве, а также с "реалистической" конфигурацией либерального капитализма .  См. также Современность; Постмодерн и постмодернизм ;  Деконструкция . 

Модернизм

- англ. modernism; нем. Modernismus. 1. Направление в искусстве и литературе XX в., характеризующееся отрицанием  традиционных форм эстетики прошлого, условностью  стиля, экспериментаторством. 2. Способ и форма  приспособления религии и теологии к новым условиям их существования с целью  преодоления кризиса  веры и упрочения позиции религиозной идеологии.

– "дух" Нового времени, начало которого уходит в возникновение современной науки, с ее культом рационального знания и технических преобразований, с ее уверенностью в поступательном развитии общества, бесконечном прогрессе  человечества.

- неклассический тип философствования, радикально дистанцированный от классического интеллектуальным допущением возможности плюрального моделирования миров и - соответственно - идеей онтологического плюрализма .  Таким образом, проблема  природы "вещи-в-себе" выступает в М. псевдопроблемой. К предпосылкам формирования идей М. может быть отнесено: 1) конституирование комплекса  идей о самодостаточности человеческого разума  (элиминация из структур соответствующих философских рассуждений трансцендентно-божественного разума как основания разума в его человеческой артикуляции); 2) складывание комплекса представлений о креативной природе Разума, с одной стороны, и о его исторической ограниченности - с другой .  (Идея абсолютности, универсальности и тотальности Разума была поставлена под сомнение еще И. Кантом, выдвинувшим стратегию "критики" различных - "чистого" и "практического" - разумов.); 3) позитивистские идеи (начиная от Конта - ), согласно которым человеческий разум по своей природе контекстуален и способ ен трансформировать социальную реальность (в соответствии с правилами социологии как дисциплинарно организованной науки), и аналогичная этим идеям программа ,  предложенная в рамках марксизма ,  согласно которой разум полагался исторически изменчивым и способным к заблуждениям ( идеология  как "ложное сознание " ); задача философской рефлексии усматривалась в "изменении мира" ("Тезисы о Фейербахе" Маркса). Таким образом, идеал  отражения действительности и когнитивный пафос классического мировоззрения замещался установкой на социальный  конструктивизм. Таким образом, тезисы исторической изменчивости разума во всех его измерениях (от политического до художественного), социального конструктивизма через посредство осмысленной деятельности человека ,  позитивности "разрыва" с классической традицией составили основу М. как особого типа философствования. В качестве основных характеристик М. могут быть зафиксированы: 1) отказ от моноонтологизма, презумпция на принципиальную открытость системы мира: психологическая артикуляция бытия у А. Шопенгауэра, лингвоматематическая у У. Куайна, экзстенциальная у Ж.-П. Сартра и т.п.; 2) интенция на инновацию (при перманентной смене критериев новизны), нашедшие свое выражение в педалированном акцентировании в М. метафоры "молодость"; акцентированный антитрадиционализм (вплоть до постулирования значимости воинствующего эпатажа, перманентного бунта  и поворотных разрывов с предшествующей традицией); 3) пафосный отказ от классической идеи "предустановленной гармонии" (инициированный сомнениями по поводу амбиций разума), в рамках которого отсутствие гармонии полагается неизбывной характеристикой существования человеческого рода; 4) преодоление трактовки человека как "слепка" Бога и отказ от монистического гуманизма  (плюральные версии гуманизма в экзистенциализме ,  марксизме, неофрейдизме  и т.д.; пере-осмысление сущности и направленности гуманизма как такового: идея " сверхчеловека "  Ницше, "негативный гуманизм" А. Глюксмана - и др.), что вылилось в социальный конструктивизм, породивший разнообразие плюральных стратегий формирования "нового человека", предельное свое выражение обретших в радикализме марксистского революционизма ( Сверхчеловек); 5) подчеркнутый антинормативизм, основанный на рефлексивном осмыслении того обстоятельства, что люди живут по нормам ,  ими же самими и созданными, исторически преходящими и релятивными, и в перспективе приводящий к отказу от идеала традиции ;  6) идея плюральности и конструктивности Разума, выводящая на программы транс форма ции ("перекодирования") культуры, что в свою очередь порождало потребность  в новом художественном языке .  Стратегия обновления языка оказывается, таким образом, соразмерной возможным трансформациям социального мира, - понятия мыслятся не как предзаданные "истинной" природой онтологии, а как конструируемые: от трактовки творчества как процедуры самовыражения художника до идеи о невозможности и немыслимости бессубъектной онтологии. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко

(modernism) — предпочтение " модерна "  в культуре, современной мысли, стиле и т.д., особенно в архитектуре, музыке и искусстве. В архитектуре модернизм  Гропиуса и Ле Корбюзье связан с предпочтением функциональности и веры в конечную способ ность Человека  управлять своей средой. В искусстве он часто характеризовался отклонением от "реалистических" парадигм Фитерстоун (1988) суммирует основные особенности модернизма: "эстетическое самосознание  и рефлективность; изменение  описательной структуры в пользу одновременности и монтажа; исследование  парадоксального, неоднозначного и сомнительного открыто-законченного характера действительности; замена понятия "объединенная личность "  интегрированной личностью и акцент на деструктурированном, обесчеловеченном субъекте". Согласно Фредерику Джеймсону (1984), модернизм в общем смысле предполагает разрыв с парадигмой "репрезентации" в теоретическом дискурсе ,  в искусстве, а также с "реалистической" конфигурацией либерального капитализма .  См. также Современность; Постмодерн и постмодернизм ;  Деконструкция . 

Значение слова Модернизм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Методизм - англ. Methodism; нем. Methodismus. Направление в протестантизме ,  ...
  • Милосердие - англ. charity; нем. Barmherzigkeit. 1. Деятельное сострадание ...
  • Милитократия - См. ХУНТА .  ...
  • Милитаризация - (от лат. militaris военный) англ. militarization; ...
  • Микроэволюция - англ. microevolution; нем. Mikroevolution. Совокупность  эволюционных процессов, ...
  • Микросоциология - англ. microsociology; нем. Mikrosoziologie. Изучение малых соц. ...
  • Миграция - англ. migration; нем. Migration. Смена места жительства, ...
  • Мониторинг - (от англ. monitor контролироватъ, проверять) англ. ...
  • Мондиализм - (от фр. mondial мировой, всемирный) англ., ...
  • Монархия - (от греч. monarchia единовластие) англ. monarchy; ...
  • Молодежь - англ. youth, нём. Jugend. Соц.демогр. группа ,  ...
  • Модус - (от лат. modus мера ,  образ ,  ...
  • Мятеж - англ. mutiny; нем. Aufruhr. Массовое стихийное или ...
  • Мутуализм - (от mutuus взаимный) англ. mutualism; нем. ...
  • Индексикальность - англ. гпdexicality; нем. Indexikalitat. В этнометодологии ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари