Что такое Мода? Значение слова Мода в социологическом словаре

1) Мода - - мера средней тенденции для номинальных переменных.

2) Мода - (лат. modus - мера, правило ,  образ )  - обычно непродолжительное господство  определенного типа стандартизированного массового поведения, в основе которого лежит относительно быстрое и масштабное изменение  внешнего (прежде всего предметного) окружения людей. И. Кант определял М. как "непостоянный образ жизни " . Как массовое увлечение каким-либо явлением, М. известна еще с древности; М. в современном понимании появляется в Европе в 14-15 вв. Изучение М. не должно ограничиваться ее сведением только к эстетическому феномену, что приводит к выпадению из поля зрения многих особенностей ее природы и функционирования. Природе М. свойственны: релятивизм  (быстрая смена модных форм), цикличность (периодическая обращенность в прошлое, к традициям ) , иррациональность (М. обращена к эмоциям   человека ,  ее предписания не всегда сообразуются с логикой или здравым смыслом), универсальность (сфера деятельности современной М. практически не ограничена; М. обращена ко всем сразу и к каждому отдельно). М. выступает как внешнее оформление внутреннего содержания общественной жизни, выражая уровень и особенности массового вкуса данного общества в данное время .  К функциям  М. можно отнести ее возможность конструировать, прогнозировать, распространять и внедрять определенные ценности  и образцы повеления, формировать вкусы субъекта и управлять ими. М. дополняет традиционные формы культуры через их преломление современностью и конструирует на этой основе новое окружение человека и его самого. М. выступает как одно из средств социализации: М. как подражание  данному образцу "удовлетворяет потребности в социальной опоре, дает всеобщее, общепринятое" одинокому человеку (Зиммель). Еще одной функцией М. является функция социальной маркировки, идентификации, дистанцирования. Зиммель считал М. классовым явлением: М. различных социальных слоев всегда различна. "Космополитичная" функция современной М. заключается в ее тенденции к сближению и размыванию национальных стилей на основе массовой культуры и универсального стиля. Можно говорить и об экономической функции М., связанной с ее динамизмом: М. опережает физический износ предмета (товара) моральным и, следовательно, обеспечивает промышленность спросом на новое, постоянно расчищая рынок для сбыта. Современная М. имеет две существенные особенности: М. 19-20 вв. представляет собой систематические, организованные, масштабные трансформации внешнего и внутреннего мира личности (современная М. - это смена стиля, а не двух-трех предметов или форм), ритм смены стилей в современной М. резко возрос (сейчас модный стиль  держится в среднем 7-10 лет). По вопросу специфики механизмов распространения М. большинство исследователей высказывается за ведущую роль  психологических факторов: подражание (Лебон - ), стремление к собственному величию (З. Фрейд - ), "желание быть значительным" (Дьюи), обретение социальной опоры (Зиммель). Наряду с этими факторами указывают еще на массовую привычку, на то, что М. выступает как оценивающая и предписывающая сила .  Эффективность  проявления подобных факторов зависит от качества среды действия М.: динамизма развития общества, готовности к изменениям, восприимчивости к новому и т.п. Д.К. Безнюк

3) Мода - (fashion) — манеры вести себя или одеваться, "в которых ключевой чертой является быстрое и непрерывное изменение  стилей" (Е. Уилсон "Украшенный в мечтах: мода  и современность", 1985). Мода отражает два аспекта "современности": (а) вечное изменение, создаваемое рекламой и поддерживаемое средствами массовой коммуникации; (б) стиль  и выбор одежды, мебели или других подобных товаров, дающих возможность людям осуществить некоторое влияние  на непосредственно окружающую их социальную среду и выразить собственное "Я" и социальную принадлежность. Д. Хебдидж (" Субкультура :  значение  стиля", 1979) доказывает, что различные субкультуры создают свой собственный стиль через творческое сопоставление — бриколаж  — различной одежды или объектов. Поэтому мода подчинена той же оценке, как и другие формы популярной культуры, содержа элементы  и творческого выражения, и манипулирования.


Синонимы: мода, обыкновение, обычай, привычка

Мода

- мера средней тенденции для номинальных переменных.

(лат. modus - мера , правило ,  образ )  - обычно непродолжительное господство  определенного типа стандартизированного массового поведения, в основе которого лежит относительно быстрое и масштабное изменение  внешнего (прежде всего предметного) окружения людей. И. Кант определял М. как "непостоянный образ жизни " . Как массовое увлечение каким-либо явлением, М. известна еще с древности; М. в современном понимании появляется в Европе в 14-15 вв. Изучение М. не должно ограничиваться ее сведением только к эстетическому феномену, что приводит к выпадению из поля зрения многих особенностей ее природы и функционирования. Природе М. свойственны: релятивизм  (быстрая смена модных форм), цикличность (периодическая обращенность в прошлое, к традициям ) , иррациональность (М. обращена к эмоциям   человека ,  ее предписания не всегда сообразуются с логикой или здравым смыслом), универсальность (сфера деятельности современной М. практически не ограничена; М. обращена ко всем сразу и к каждому отдельно). М. выступает как внешнее оформление внутреннего содержания общественной жизни, выражая уровень и особенности массового вкуса данного общества в данное время .  К функциям  М. можно отнести ее возможность конструировать, прогнозировать, распространять и внедрять определенные ценности  и образцы повеления, формировать вкусы субъекта и управлять ими. М. дополняет традиционные формы культуры через их преломление современностью и конструирует на этой основе новое окружение человека и его самого. М. выступает как одно из средств социализации: М. как подражание  данному образцу "удовлетворяет потребности в социальной опоре, дает всеобщее, общепринятое" одинокому человеку (Зиммель). Еще одной функцией М. является функция социальной маркировки, идентификации, дистанцирования. Зиммель считал М. классовым явлением: М. различных социальных слоев всегда различна. "Космополитичная" функция современной М. заключается в ее тенденции к сближению и размыванию национальных стилей на основе массовой культуры и универсального стиля. Можно говорить и об экономической функции М., связанной с ее динамизмом: М. опережает физический износ предмета (товара) моральным и, следовательно, обеспечивает промышленность спросом на новое, постоянно расчищая рынок для сбыта. Современная М. имеет две существенные особенности: М. 19-20 вв. представляет собой систематические, организованные, масштабные трансформации внешнего и внутреннего мира личности (современная М. - это смена стиля, а не двух-трех предметов или форм), ритм смены стилей в современной М. резко возрос (сейчас модный стиль  держится в среднем 7-10 лет). По вопросу специфики механизмов распространения М. большинство исследователей высказывается за ведущую роль  психологических факторов: подражание (Лебон - ), стремление к собственному величию (З. Фрейд - ), "желание быть значительным" (Дьюи), обретение социальной опоры (Зиммель). Наряду с этими факторами указывают еще на массовую привычку, на то, что М. выступает как оценивающая и предписывающая сила .  Эффективность  проявления подобных факторов зависит от качества среды действия М.: динамизма развития общества, готовности к изменениям, восприимчивости к новому и т.п. Д.К. Безнюк

(fashion) — манеры вести себя или одеваться, "в которых ключевой чертой является быстрое и непрерывное изменение  стилей" (Е. Уилсон "Украшенный в мечтах: мода  и современность", 1985). Мода отражает два аспекта "современности": (а) вечное изменение, создаваемое рекламой и поддерживаемое средствами массовой коммуникации; (б) стиль  и выбор одежды, мебели или других подобных товаров, дающих возможность людям осуществить некоторое влияние  на непосредственно окружающую их социальную среду и выразить собственное "Я" и социальную принадлежность. Д. Хебдидж (" Субкультура :  значение  стиля", 1979) доказывает, что различные субкультуры создают свой собственный стиль через творческое сопоставление — бриколаж  — различной одежды или объектов. Поэтому мода подчинена той же оценке, как и другие формы популярной культуры, содержа элементы  и творческого выражения, и манипулирования.

Однокоренные и похожие слова:

Значение слова Мода в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Менеджмент - (англ. management управление ,  организация )  ...
  • Модернизм - неклассический тип философствования, радикально дистанцированный от классического ...
  • Модель - (лат. modulus мера, образец) объект  заместитель, ...
  • Мода - (лат. modus мера, правило ,  образ )  ...
  • Мотивация - активные состояния психики, побуждающие человека  совершать определенные ...
  • Московичи - (Moscovici) Серж (р. 1925) французский психолог и ...
  • Микровыражения - мимические движения настолько слабые, что их невозможно обнаружить ...
  • Модернизм - – "дух" Нового времени, начало которого уходит в ...
  • Модерн - – вся совокупность  условий жизни созданных в ходе ...
  • Маргиналы - люди, застрявшие между низким и высоким социальным ...
  • Маскулинизм - мировоззрение, утверждающее и приписывающее характер естественности мужскому ...
  • Моногамия - (monogamy), форма  брачного союза, при которой каждому брачному ...
  • Микросоциология - (microsociology). Изучение человеческого поведения в контексте  взаимодействия Лицом ...
  • Мезосегрегация - (mezzosegregation). Расовая сегрегация ,  подразумевающая деление в рамках соседствующих ...
  • Реквизиция - (от лат. requisitio требование) англ. requisition; нем. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари