Что такое Марксизм? Значение слова Марксизм в социологическом словаре

1) Марксизм - (от имени К. Маркса) - англ. Marxism; нем. Marxismus. Основанная К. Марксом и Ф. Энгельсом система  философских, экон. и соц.-полит. взглядов, включающая философский материализм  и диалектику, материалистическое понимание истории  ( теория  обществ, формаций), обоснование  экон. законов движения капиталистобщества (теория прибавочной стоимости и т. д.), теорию классов и классовой борьбы, теорию пролетарской революции, переход к коммунистическому обществу. Существуют различные интерпретации М. ( австромарксизмленинизмнеомарксизм  и т. д.).

2) Марксизм - - система  филос, экономия, и соц.-полит. взглядов, основателями к-рой являются К. Маркс и Ф. Энгельс, включающая филос. материализм  и диалектику, материалист понимание  истории ( теория  обществ. формаций). обоснование  экономич. законов движения капиталистич. об-ва (теория прибавочной стоимости и т. д.), теорию классов и классовой борьбы, теорию пролетарской революции, перехода к коммунистическому об-ву. Существуют различные интерпретации М. ( австромарксизмленинизмнеомарксизм  и т. д.).

3) Марксизм - - система  философских, экономических и социально-политических взглядов, основателями которой являются К. Маркс и Ф. Энгельс, включающая философский материализм  и диалектику, материалистическое понимание истории  ( теория  общественных формаций), обоснование  экономических законов движения капиталистического общества (теория прибавочной стоимости и т. д. ), теорию пролетарской революции, перехода к коммунистическому обществу. Существуют различные интерпретации марксизма  - австромарксизмленинизмнеомарксизм  и т. д.

4) Марксизм - (marxism). Мировоззрение, в основе которого лежат идеи К. Маркса.

5) Марксизм - - идейное течение второй половины 19-20 вв., традиционно связываемое с концепцией общество -  и человековедения, сформулированной в работах  Маркса. Центральной для М. самого Маркса выступала идея коммунизма   - процедуры уничтожения частной собственности, в результате которой общество будущего возьмет в свои руки централизованное управление  средствами производства; сопряженное упразднение капитала  будет, согласно М., означать также упразднение наемного труда .  Экспроприация буржуазии и национализация  промышленности и сельского хозяйства приведут, по мысли Маркса, к окончательному освобождению человечества. В этом контексте  М. осуществлял функцию религии - как доктрина, основанная на слепой вере в то, что рай абсолютного удовлетворения человеческих желаний принципиально достижим посредством силовых процедур социального переустройства. Унаследовав в своем творчестве романтический идеал  "солидарного" общества, основанный на идеализированном образе  небольшого древнегреческого города-государства, популярном в немецкой трансцендентально-критической философии, Маркс особо акцентировал перспективную значимость удовлетворения централизованно определяемых и регулируемых "истинных" или "насущных" потребностей индивидов. М. отказывал индивиду  в праве принимать самостоятельные экономические решения, заклеймив эту сферу как "негативную свободу". Источник подобных теоретических иллюзий заключался, в частности, в том, что владение частной собственностью  предполагалось единственным источником экономической власти. Становление олигархического класса  номенклатуры в СССР, соединившего экономическую власть  с политической, исторически опровергло этот догмат Маркса. М. приобретал распространенность  повсюду, где артикулируемые властью несправедливость и неравенство  воздвигали преграды на пути человеческих желаний, направляя недовольство и агрессию людей на "злоумышленников", которыми любая социальная группа  могла оказаться практически в любой момент. В своей эволюции М. преодолел ряд разнокачественных этапов и состояний. 1) М. ортодоксального толка, адаптируемый различными мыслителями к региональным особенностям и условиям (Г. Плеханов, А. Лабриола и др.). 2) М. "ревизионистского" толка, сохраняющий понятийный строй учения Маркса и, одновременно, отвергающий его революционистско-насильственный пафос (К. Каутский ,  Э. Бернштейн и др.). (Не случайно, концепция  М. в версии Каутского оказала весьма значимое, даже текстуальное воздействие на терминологический облик философского катехизиса временно стабилизировавшегося социализма  конца 1930-х - например, сталинский "Краткий курс истории ВКП(б)" и его раздел "О диалектическом и историческом материализме " .) 3) М. ленинского типа, доводящий до крайне радикальных форм те аспекты учения М., которые были посвящены проблеме активного субъекта исторического процесса  ( социальный класс ,  трудящиеся массы, образованное меньшинство и т.п.). Пролетарский мессианизм марксовой парадигмы представители этого направления замещали идеей об организации профессиональных революционеров, о революционной партии нового типа, способной возглавить и направить процессы радикального революционного общественного переустройства (В. Ленин, Л. Троцкий, И. Сталин, Мао Цзедун  и др.). Персонально именно эти адепты М., придя к власти, трансформировали его в идеологию, основанную на национализме  (Мао Цзедун) и империализме  (Ленин, Сталин). М. в данной версии практически реализовывался как источник обучения, финансирования и поддержки тоталитарно ориентированных террористических политических течений. (Революционно-волюнтаристские амбиции этой категории  теоретиков и практиков М. в значительной степени фундировались состоявшимся в 1870-1880-х отказом самого Маркса от традиционалистской для обществоведения 19 в. концепции социального прогресса  - в частности, от идеи, согласно которой передовая страна "показывает менее развитой лишь картину ее собственного будущего".) 4) М., стремящийся совместить категориально-понятийные комплексы  Маркса с парадигмой деятельностного, практического подхода  в его философском измерении (Д. Лукач, А. Грамши, К. Корш и др). 5) Версии М., связанные со стремлением их представителей, сохраняя марксову парадигму в ее классическом издании (материалистическая субординация системных элементов социальной жизни в их статике и динамике и т.п.), выйти за пределы проблемного поля, задаваемого ортодоксальной марксовой трактовкой сущности человека ,  которая якобы "в своей действительности" есть " совокупность  всех общественных отношений". Выступая философией индустриализма, философией техногенной цивилизации, философией преобразующей человеческой практики, М. продемонстрировал уникальный потенциал  самообновления в 20 в. - ряд современных философских течений в той или иной мере фундируются идеями и подходами М.: структурализм  (Л. Гольдман, Альтюссер  и др.); фрейдо- и лаканомарксизмы (Жижек и Люблянская школа психоанализа ) ; "гуманистическая школа" (Блох, югославский журнал " Праксис "  - Г. Петрович, М. Маркович, С. Стоянович и др., польская " философия  человека" - Л. Колаковский, А. Шафф и др.); линия деконструктивизма (Ф. Джеймисон  и др.). Высокая степень жизнеспособности М. обусловлена его (по сути чисто гегельянской) установкой на постижение интегрированным научным знанием  общества и человека как целостной системы, а также его обликом особого вида знания "для посвященных". Доступ к истинным знаниям полагается в рамках М. зависимым от обладания некоей подчеркнуто целостной и элитарной формой миропонимания (традиционно - "научным социализмом" и "научным коммунизмом"), которая и делает общественную группу, этими представлениями обладающей, выше всех остальных людей. Демократия ,  свобода  индивида, процедуры убеждения  и компромиссы  как условия нормального существования общества и социальные максимы имманентно противопоставлены М., реально настаивающему на организованной коммунистической идейной индоктринации как центральному условию обретения людьми "царства свободы". Неомарксизм .  А.А. Грицанов

6) Марксизм - (Marxism) — общая совокупность  главным образом теоретических работ, претендующих на развитие ,  исправление или пересмотр произведений Маркса практиками, относящими себя к его последователям. Термин  марксистский может применяться к такого рода работам  или авторам, но иногда имеет оттенок политической приверженности либо деятельности, которую разделяют далеко не все. Так, некоторые академические социологи могут считать себя работающими в русле проблем марксизма ,  но отклонять термин марксистский, ибо не разделяют политические цели подобных организаций: марксовое служит более предпочтительным определением  их творчества. Но имеется непостоянство в использовании этих терминов, что отчасти отражает различные нюансы, появившиеся внутри марксизма 20-го столетия, и политические проблемы, с которыми сталкивались академики и интеллектуалы  в различных странах, когда идентифицировали себя с марксизмом. "Я интересуюсь проблемами марксизма, находя их обоснованными в философском и теоретическом смысле, но я не марксист" — так мог бы выразить эти нюансы подобный социолог. В академических учреждениях Западной Европы и США марксизм имел существенное влияние  только с 1960-х гг. (см. Марксистская социология ) . До этого и вне рамок советского блока  главные его достижения принадлежали интеллектуалам политических организаций, и это влияние отражается на академических сотрудниках. Основные разновидности марксизма 20-го столетия: (а) советский марксизм ,  над которым с 1930-х гг. господствовал сталинизм ,  развивавший жесткое "научное" и материалистическое представление, видя в естественных науках  основной метод  познания. Он стал более разнообразным после смерти Сталина; (б) троцкизм  (см. Троцкий) — критические исследования характера СССР и изменяющейся природы капитализма  20-го столетия. Считает себя главным наследником марксистско-ленинской традиции  важности революционной партии-авангарда и революционного потенциала  рабочего класса ;  (в) западный марксизм  — главное и наиболее влиятельное в академических сферах европейское интеллектуальное течение. Ведущие его представители — Антонио Грамши, Карл Корш (1886—1961), Дьердь Лукач, Герберт Маркузе и Франкфуртская школа критической теории  — сыграли важную роль  в открытии философских дебатов, особенно посвященных "гуманистической" или "научной" природе марксизма, пересмотру гегелевских (см. Гегель) основ марксизма. Это — реакция  на грубый материализм  советского марксизма, анализ  культуры, литературы и психологии в рамках марксизма, ставшего более открытым в отношении немарксистской мысли и стремившегося включить ее в рамки марксизма. Примеры такого творчества — исследования Грамши о государственных и политических процессах и применение Маркузе работ Фрейда и социальной феноменологии. С 60-х гг. течение в Европе пополнилось структуралистским марксизмом (особенно работами Луи Алътюссера, который отреагировал на осознанный " волюнтаризм "  и " гуманизм "  более ранних авторов), а также обновленной точкой зрения на марксову политическую экономию и динамику капитализма; (г) марксизм "третьего мира ", в основном относящийся к ряду исследований: различий между капитализмом в метрополиях и в колониальных, а также в неоколониальных странах; отношений между национальным определением и достижением  социализма; роли крестьянства в достижении социализма  и последствий этого для политического действия и организаций. Подобные изучения показали непригодность преобладающих европейских разновидностей марксизма для решения указанных проблем. На их основе в 1920-х гг. возникло множество теоретических и политических работ. В Индии появились важные исследования природы колониального общества и особенностей капитализма в странах, пребывавших под господством   империализма  (см. Империализм); в Китае — теория  и политика  маоизма; в Латинской Америке — работы о мировом капиталистическом развитии (см. Теория зависимости )  и политически практике кастроизма как результата опыта организации революционной деятельности среди крестьянства в длительной партизанской войне; в Африке — теория африканского социализма (см. Социализм). Многие страны имеют крупных марксистских авторов и мыслителей, внесших вклад в разработку широкого диапазона проблем главным образом оказывающих влияние на собственные общества или регионы .  Вышеупомянутое не исчерпывает всего разнообразия марксизма. В Восточной Европе в 70-е гг. проводились крупные анализ противоречившие официальному советскому коммунизму  (например, см. Новый класс ) . Всюду они вызывали интенсивные дебаты так, что нынче в академических кругах существует много разновидностей марксизма. Политические убеждения ,  философские критерии, как и вопросы социологической уместности, оказывают влияние на то, как они рассматриваются. Несомненно, одно — марксизм является теперь важным измерением  социального научного и социологического мышления, поднимающим многие вопросы, не затронутые другими подходами.

Марксизм

(от имени К. Маркса ) - англ. Marxism; нем. Marxismus. Основанная К. Марксом и Ф. Энгельсом система  философских, экон. и соц.-полит. взглядов, включающая философский материализм  и диалектику, материалистическое понимание истории  ( теория  обществ, формаций), обоснование  экон. законов движения капиталист ,  общества (теория прибавочной стоимости и т. д.), теорию классов и классовой борьбы, теорию пролетарской революции, переход к коммунистическому обществу. Существуют различные интерпретации М. ( австромарксизм ,  ленинизм ,  неомарксизм  и т. д.).

- система  филос, экономия, и соц.-полит. взглядов, основателями к-рой являются К. Маркс и Ф. Энгельс, включающая филос. материализм  и диалектику, материалист понимание  истории ( теория  обществ. формаций). обоснование  экономич. законов движения капиталист ич. об-ва (теория прибавочной стоимости и т. д.), теорию классов и классовой борьбы, теорию пролетарской революции, переход а к коммунистическому об-ву. Существуют различные интерпретации М. ( австромарксизм ,  ленинизм ,  неомарксизм  и т. д.).

- система  философских, экономических и социально-политических взглядов, основателями которой являются К. Маркс и Ф. Энгельс, включающая философский материализм  и диалектику, материалистическое понимание истории  ( теория  общественных формаций), обоснование  экономических законов движения капиталист ического общества (теория прибавочной стоимости и т. д. ), теорию пролетарской революции, переход а к коммунистическому обществу. Существуют различные интерпретации марксизма  - австромарксизм ,  ленинизм ,  неомарксизм  и т. д.

(marxism). Мировоззрение, в основе которого лежат идеи К. Маркса .

- идейное течение второй половины 19-20 вв., традиционно связываемое с концепцией общество -  и человековедения, сформулированной в работах   Маркса . Центральной для М. самого Маркса выступала идея коммунизма   - процедуры уничтожения частной собственности, в результате которой общество будущего возьмет в свои руки централизованное управление  средствами производства; сопряженное упразднение капитала  будет, согласно М., означать также упразднение наемного труда .  Экспроприация буржуазии и национализация  промышленности и сельского хозяйства приведут, по мысли Маркса, к окончательному освобождению человечества. В этом контексте  М. осуществлял функцию религии - как доктрина, основанная на слепой вере в то, что рай абсолютного удовлетворения человеческих желаний принципиально достижим посредством силовых процедур социального переустройства. Унаследовав в своем творчестве романтический идеал  "солидарного" общества , основанный на идеализированном образе  небольшого древнегреческого города-государства, популярном в немецкой трансцендентально-критической философии, Маркс особо акцентировал перспективную значимость удовлетворения централизованно определяемых и регулируемых "истинных" или "насущных" потребностей индивидов. М. отказывал индивиду  в праве принимать самостоятельные экономические решения, заклеймив эту сферу как "негативную свободу". Источник подобных теоретических иллюзий заключался, в частности, в том, что владение частной собственностью  предполагалось единственным источником экономической власти. Становление олигархического класса  номенклатуры в СССР, соединившего экономическую власть  с политической, исторически опровергло этот догмат Маркса. М. приобретал распространенность  повсюду, где артикулируемые властью несправедливость и неравенство  воздвигали преграды на пути человеческих желаний, направляя недовольство и агрессию людей на "злоумышленников", которыми любая социальная группа  могла оказаться практически в любой момент. В своей эволюции М. преодолел ряд разнокачественных этапов и состояний. 1) М. ортодоксального толка, адаптируемый различными мыслителями к региональным особенностям и условиям (Г. Плеханов, А. Лабриола и др.). 2) М. "ревизионистского" толка, сохраняющий понятийный строй учения Маркса и, одновременно, отвергающий его революционистско-насильственный пафос (К. Каутский ,  Э. Бернштейн и др.). (Не случайно, концепция  М. в версии Каутского оказала весьма значимое, даже текстуальное воздействие на терминологический облик философского катехизиса временно стабилизировавшегося социализма  конца 1930-х - например, сталинский "Краткий курс истории ВКП(б)" и его раздел "О диалектическом и историческом материализм е " .) 3) М. ленинского типа, доводящий до крайне радикальных форм те аспекты учения М., которые были посвящены проблеме активного субъекта исторического процесса  ( социальный класс ,  трудящиеся массы, образованное меньшинство и т.п.). Пролетарский мессианизм марксовой парадигмы представители этого направления замещали идеей об организации профессиональных революционеров, о революционной партии нового типа, способной возглавить и направить процессы радикального революционного общественного переустройства (В. Ленин, Л. Троцкий, И. Сталин, Мао Цзедун  и др.). Персонально именно эти адепты М., придя к власти, трансформировали его в идеологию, основанную на национализме  (Мао Цзедун) и империализме  (Ленин, Сталин). М. в данной версии практически реализовывался как источник обучения, финансирования и поддержки тоталитарно ориентированных террористических политических течений. (Революционно-волюнтаристские амбиции этой категории  теоретиков и практиков М. в значительной степени фундировались состоявшимся в 1870-1880-х отказом самого Маркса от традиционалистской для обществоведения 19 в. концепции социального прогресса  - в частности, от идеи, согласно которой передовая страна "показывает менее развитой лишь картину ее собственного будущего".) 4) М., стремящийся совместить категориально-понятийные комплексы  Маркса с парадигмой деятельностного, практического подхода  в его философском измерении (Д. Лукач, А. Грамши, К. Корш и др). 5) Версии М., связанные со стремлением их представителей, сохраняя марксову парадигму в ее классическом издании (материалистическая субординация системных элементов социальной жизни в их статике и динамике и т.п.), выйти за пределы проблемного поля, задаваемого ортодоксальной марксовой трактовкой сущности человека ,  которая якобы "в своей действительности" есть " совокупность  всех общественных отношений". Выступая философией индустриализма, философией техногенной цивилизации, философией преобразующей человеческой практики, М. продемонстрировал уникальный потенциал  самообновления в 20 в. - ряд современных философских течений в той или иной мере фундируются идеями и подходами М.: структурализм  (Л. Гольдман, Альтюссер  и др.); фрейдо- и лаканомарксизмы (Жижек и Люблянская школа психоанализа ) ; "гуманистическая школа" (Блох, югославский журнал " Праксис "  - Г. Петрович, М. Маркович, С. Стоянович и др., польская " философия  человека" - Л. Колаковский, А. Шафф и др.); линия деконструктивизма (Ф. Джеймисон  и др.). Высокая степень жизнеспособности М. обусловлена его (по сути чисто гегельянской) установкой на постижение интегрированным научным знанием  общества и человека как целостной системы, а также его обликом особого вида знания "для посвященных". Доступ к истинным знаниям полагается в рамках М. зависимым от обладания некоей подчеркнуто целостной и элитарной формой миропонимания (традиционно - "научным социализмом" и "научным коммунизмом"), которая и делает общественную группу, этими представлениями обладающей, выше всех остальных людей. Демократия ,  свобода  индивида, процедуры убеждения  и компромиссы  как условия нормального существования общества и социальные максимы имманентно противопоставлены М., реально настаивающему на организованной коммунистической идейной индоктринации как центральному условию обретения людьми "царства свободы". Неомарксизм .  А.А. Грицанов

(Marxism) — общая совокупность  главным образом теоретических работ, претендующих на развитие ,  исправление или пересмотр произведений Маркса практиками, относящими себя к его последователям. Термин  марксистский может применяться к такого рода работам  или авторам, но иногда имеет оттенок политической приверженности либо деятельности, которую разделяют далеко не все. Так, некоторые академические социологи могут считать себя работающими в русле проблем марксизма ,  но отклонять термин марксистский, ибо не разделяют политические цели подобных организаций: марксовое служит более предпочтительным определением  их творчества. Но имеется непостоянство в использовании этих терминов, что отчасти отражает различные нюансы, появившиеся внутри марксизма 20-го столетия, и политические проблемы, с которыми сталкивались академики и интеллектуалы  в различных странах, когда идентифицировали себя с марксизмом. "Я интересуюсь проблемами марксизма, находя их обоснованными в философском и теоретическом смысле, но я не марксист" — так мог бы выразить эти нюансы подобный социолог. В академических учреждениях Западной Европы и США марксизм имел существенное влияние  только с 1960-х гг. (см. Марксистская социология ) . До этого и вне рамок советского блока  главные его достижения принадлежали интеллектуалам политических организаций, и это влияние отражается на академических сотрудниках. Основные разновидности марксизма 20-го столетия: (а) советский марксизм ,  над которым с 1930-х гг. господствовал сталинизм ,  развивавший жесткое "научное" и материалистическое представление, видя в естественных науках  основной метод  познания. Он стал более разнообразным после смерти Сталина; (б) троцкизм  (см. Троцкий) — критические исследования характера СССР и изменяющейся природы капитализма  20-го столетия. Считает себя главным наследником марксистско-ленинской традиции  важности революционной партии-авангарда и революционного потенциала  рабочего класса ;  (в) западный марксизм  — главное и наиболее влиятельное в академических сферах европейское интеллектуальное течение. Ведущие его представители — Антонио Грамши, Карл Корш (1886—1961), Дьердь Лукач, Герберт Маркузе и Франкфуртская школа критической теории  — сыграли важную роль  в открытии философских дебатов, особенно посвященных "гуманистической" или "научной" природе марксизма, пересмотру гегелевских (см. Гегель) основ марксизма. Это — реакция  на грубый материализм  советского марксизма, анализ  культуры, литературы и психологии в рамках марксизма, ставшего более открытым в отношении немарксистской мысли и стремившегося включить ее в рамки марксизма. Примеры такого творчества — исследования Грамши о государственных и политических процессах и применение Маркузе работ Фрейда и социальной феноменологии. С 60-х гг. течение в Европе пополнилось структуралистским марксизмом (особенно работами Луи Алътюссера, который отреагировал на осознанный " волюнтаризм "  и " гуманизм "  более ранних авторов), а также обновленной точкой зрения на марксову политическую экономию и динамику капитализма; (г) марксизм "третьего мира ", в основном относящийся к ряду исследований: различий между капитализмом в метрополиях и в колониальных, а также в неоколониальных странах; отношений между национальным определением и достижением  социализма; роли крестьянства в достижении социализма  и последствий этого для политического действия и организаций. Подобные изучения показали непригодность преобладающих европейских разновидностей марксизма для решения указанных проблем. На их основе в 1920-х гг. возникло множество теоретических и политических работ. В Индии появились важные исследования природы колониального общества и особенностей капитализма в странах, пребывавших под господством   империализма  (см. Империализм); в Китае — теория  и политика  маоизма; в Латинской Америке — работы о мировом капиталист ическом развитии (см. Теория  зависимости )  и политически практике кастроизма как результата опыта организации революционной деятельности среди крестьянства в длительной партизанской войне; в Африке — теория африканского социализма (см. Социализм). Многие страны имеют крупных марксистских авторов и мыслителей, внесших вклад в разработку широкого диапазона проблем главным образом оказывающих влияние на собственные общества или регионы .  Вышеупомянутое не исчерпывает всего разнообразия марксизма. В Восточной Европе в 70-е гг. проводились крупные анализ противоречившие официальному советскому коммунизму  (например, см. Новый класс ) . Всюду они вызывали интенсивные дебаты так, что нынче в академических кругах существует много разновидностей марксизма. Политические убеждения ,  философские критерии, как и вопросы социологической уместности, оказывают влияние на то, как они рассматриваются. Несомненно, одно — марксизм является теперь важным измерением  социального научного и социологического мышления, поднимающим многие вопросы, не затронутые другими подходами.

Значение слова Марксизм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Море - то же, что талассократия .  Вода. ...
  • Месторазвитие - то же, что качественное пространство  или просто ...
  • Макиавеллизм - (от имени итал. госуд. деятеля, писателя, историка Н. ...
  • Мазохизм - (от имени австрийского писателя Л. ЗахерМазоха) англ. ...
  • Магия - (от греч. mageia чародейство ,  волшебство) ...
  • Мандат - (от лат. mandatum поручение) англ. mandate; нем. ...
  • Мальтузианство - (от имени Т. Мальтуса) англ. Malthusianism; нем. ...
  • Манифест - (от лат. manifestum призыв, воззвание, декларация) ...
  • Материализм - (от лат. materials вещественный) англ. materialism; нем. ...
  • Масштаб - (от нем. Mastab) англ. scale; нем. Ma?stab. 1. ...
  • Маскулинизация - (от лат. masculinus мужской) англ. masculinization; ...
  • Мафия - (от итал. mafia) англ. mafia; нем. Mafia. ...
  • Матрица - См. ДАННЫХ МАТРИЦА   ...
  • Матрилинейность - (от лат. mater (matris) мать и linea ...
  • Программа - — это изложение общей концепции исследовательского проекта ,  ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари