Что такое Личность? Значение слова Личность в социологическом словаре

1) Личность - - англ. personality; нем. Personlichkeit. 1. Отдельный человек  как индивидуальность ,  как субъект  отношений и сознательной деятельности, в процессе  к-рой он создает, воспроизводит и изменяет соц. реальность .  2. Относительно устойчивая система  соц. значимых и уникальных индивидуальных черт, характеризующих индивида ,  формирующаяся в процессе социализации и являющаяся продуктом индивидуального опыта  и соц. взаимодействия. 3. Индивид, обладающий выдающимися качествами, оказывающий влияние  на массы и ход истории. 4. Индивид, находящийся в центре  обществ, внимания вследствие занимаемой соц. позиции и исполнения соц. или профессиональной роли.

2) Личность - - целостность соц. свойств человека ,  продукт  обществ. развития и включения индивида  в систему соц. отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Индивид становится Л. в процессе  освоения соц. функций и развития самосознания, т. е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена социума .  Стремление слиться с соц. общностью  (идентифицироваться с нею) и вместе с тем обособлению, проявлению творческой индивидуальности делает Л. и продуктом и субъектом соц. отношений, соц. развития. Формирование Л. осуществляется в процессах социализации (см.) индивида и направленного воспитания: освоения им соц. норм и функций (соц. ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности. Помимо общесоциальных, Л. приобретает черты, обусловленные спецификой жизнедеятельности особых соц. общностей, членами к-рых являются индивиды, т. е. классовых, соц.-профессиональных, нац.-этнич., соц.-территориальных и половозрастных. Освоение черт, исущих этим многообразным общностям, а также соц. ролей, выполняемых индивидами в Тпупповой и коллективной деятельности, с одной стороны, выражается в соц.-типических проявлениях поведения и сознания, а с другой  - придает Л. неповторимую индивидуальность ,  так как эти социально обусловленные качества структурируются в устойчивую целостность на основе психофизич. свойств субъекта. Л., т. обр., интегрируется с индивидуальностью. В качестве устойчивой целостности психич. свойств, процессов и отношений Л. является предметом изучения в психологии. Социологич. же анализ  выделяет в Л. именно соц.-типическое как целостность необходимых для выполнения обществ. функций характерологич. и нравственных качеств, знаний и умений, ценностных ориентации и соц. установок, доминирующих мотивов деятельности. В качестве субъекта соц. отношений Л. характеризует активная деятельность ,  к-рая, однако, становится возможной и продуктивной благодаря овладению культурой, унаследованной от предшествующих поколений. См. также: Теория личности ролевая ,  Теория личности социологическая .  Лит.: Кон И.С. Социология личности .  М., 1967; Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969; Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание ,  личность .  М., 1975; Человек как объект  социологического исследования. Л., 1977; Кон И.С. В поисках себя. М., 1984; Головаха Е.И., Крокик А.А. Психологическое время  личности. Киев, 1984; Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 1-3. М., 1983-1985. В.А. Ядов.

3) Личность - устойчивая система  социально значимых черт, характеризующих индивида ,  продукт  общественного развития (социализации) и включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.

4) Личность - — человек  в совокупности его социально-психологических качеств, формирующихся в различных видах общественной деятельности и отношений.

5) Личность - - целостность социальных свойств человека ,  продукт  общественного развития и включения индивида  в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общений.

6) Личность - - система  социальных качеств человека ,  формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений. Социологический анализ  выделяет в личности не индивидуальные, а социально-типические черты, формируемые данной системой общественных отношений и необходимые для ее воспроизводства. Индивид становится личностью  лишь в качестве члена определенного социума  в процессе  освоения определенных социальных ролей и соответствующей ценностно-нормативной системы, в процессе обретения социальной идентичности, т.е. в процессе социализации. Личность является продуктом и субъектом социальных систем, их изменения и развития. Поэтому различные типы социальных систем "продуцируют" определенные типы личности и тем или иным способом исключают те, которые им "не подходят". Э.Фромм, анализируя становление индустриального общества и характерный для него трудоцентризм, отмечал, что человек вынужден был превратиться в личность, которая жаждет направить основную часть своей энергии на труд  с неведомой для большинства культур интенсивностью. Сформированные в процессе социализации социально типичные личностные качества (" социальный характер " , по Фромму) , заставляли индивида  "с любовью и со рвением" делать то, что он должен был делать ради целей экономической системы. Социальная необходимость в труде должна была превратиться во внутреннее побуждение .  Помимо общесоциальных черт, личность характеризуется чертами, связанными с принадлежностью индивида к различным социальным общностям – классовым, этническим, профессиональным и т.п. Общая историческая направленность изменения положения личности в социальной системе заключается в переходе от неиндивидуализированного существования человека в традиционном обществе и его личной зависимости в семье, касте, сословии и т.д., с преимущественно аскриптивным характером социального статуса  и ограниченными возможностями социальной мобильности – к личному индивидуализированному существованию индивида, освобожденного от всех форм личной зависимости в обществе модерном, с преимущественно достижительским социальным статусом и широкими возможностями социальной мобильности. Перспективы социальной трансформации постсовременного общества связывают с "триумфом индивидуальности". Это общество ,  которое определяется как постэкономическое, человекоцентристское, общество "массовой индивидуальности", где ценности  безопасного и гармоничного существования индивида становятся доминирующими.

7) Личность - - относительно устойчивая и целостная система  социальных качеств, характеризующих данного индивида ,  приобретаемых и развиваемых им в процессе  взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития.

8) Личность - – устойчивая система  социально значимых черт, характеризующих индивида ,  продукт  общественного развития (социализации) и включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.

9) Личность - (personality) — характерные черты поведения отдельного человека .  " Личность " , следовательно, выводится из повеял, то есть чья-то "личность" считается причиной его(ее) поведения. Изучением данной области в основном занимается психология .  Различные подходы  включают теорию типов (в частности, интроверт /  экстраверт ) , теорию черт (например, 16 личностных факторов а), психодинамические теории (например, Фрейда), и социальное  усвоение теорий (подчеркивающее важность опыта). Первые две стремятся только классифицировать личности, а последние — стремятся объяснить, почему они развиваются тем или иным образом. См. также Культура  и школа индивидуальности; Психоанализ . 


Синонимы: лицо, личность, морда, моська, мурло, особа, персона, рожа, рыло, ряшка, субъект, фигура, физиономия, физия (физиомордия), харя

Личность

- англ. personality; нем. Personlichkeit. 1. Отдельный человек  как индивидуальность ,  как субъект  отношений и сознательной деятельности, в процессе  к-рой он создает, воспроизводит и изменяет соц. реальность .  2. Относительно устойчивая система  соц. значимых и уникальных индивидуальных черт , характеризующих индивида ,  формирующаяся в процессе социализации и являющаяся продуктом индивидуального опыта  и соц. взаимодействия. 3. Индивид , обладающий выдающимися качествами, оказывающий влияние  на массы и ход истории. 4. Индивид, находящийся в центре  обществ, внимания вследствие занимаемой соц. позиции и исполнения соц. или профессиональной роли .

- целостность соц. свойств человека ,  продукт  обществ. развития и включения индивида  в систему соц. отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Индивид становится Л. в процессе  освоения соц. функций и развития самосознания, т. е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъект а деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена социума .  Стремление слиться с соц. общностью  (идентифицироваться с нею) и вместе с тем обособлению, проявлению творческой индивидуальности делает Л. и продуктом и субъектом соц. отношений, соц. развития. Формирование Л. осуществляется в процессах социализации (см.) индивида и направленного воспитания: освоения им соц. норм и функций (соц. ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности. Помимо общесоциальных, Л. приобретает черт ы, обусловленные спецификой жизнедеятельности особых соц. общностей, членами к-рых являются индивиды, т. е. классовых, соц.-профессиональных, нац.-этнич., соц.-территориальных и половозрастных. Освоение черт, исущих этим многообразным общностям, а также соц. ролей, выполняемых индивидами в Тпупповой и коллективной деятельности, с одной стороны, выражается в соц.-типических проявлениях поведения и сознания, а с другой  - придает Л. неповторимую индивидуальность ,  так как эти социально обусловленные качества структурируются в устойчивую целостность на основе психофизич. свойств субъекта. Л., т. обр., интегрируется с индивидуальностью. В качестве устойчивой целостности психич. свойств, процессов и отношений Л. является предметом изучения в психологии. Социологич. же анализ  выделяет в Л. именно соц.-типическое как целостность необходимых для выполнения обществ. функций характерологич. и нравственных качеств, знаний и умений, ценностных ориентации и соц. установок, доминирующих мотивов деятельности. В качестве субъекта соц. отношений Л. характеризует активная деятельность ,  к-рая, однако, становится возможной и продуктивной благодаря овладению культурой, унаследованной от предшествующих поколений. См. также: Теория личности ролевая ,  Теория личности социологическая .  Лит.: Кон И.С. Социология личности .  М., 1967; Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1969; Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание ,  личность .  М., 1975; Человек как объект  социологического исследования. Л., 1977; Кон И.С. В поисках себя. М., 1984; Головаха Е.И., Крокик А.А. Психологическое время  личности. Киев, 1984; Психологические проблемы индивидуальности. Вып. 1-3. М., 1983-1985. В.А. Ядов.

устойчивая система  социально значимых черт , характеризующих индивид а ,  продукт  общественного развития (социализации) и включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.

— человек  в совокупности его социально-психологических качеств, формирующихся в различных видах общественной деятельности и отношений.

- целостность социальных свойств человек а ,  продукт  общественного развития и включения индивид а  в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общений.

- система  социальных качеств человек а ,  формирующаяся на основе его включения в систему социальных отношений. Социологический анализ  выделяет в личности не индивидуальные, а социально-типические черт ы, формируемые данной системой общественных отношений и необходимые для ее воспроизводства. Индивид становится личностью  лишь в качестве члена определенного социума  в процессе  освоения определенных социальных ролей и соответствующей ценностно-нормативной системы, в процессе обретения социальной идентичности, т.е. в процессе социализации. Личность является продуктом и субъект ом социальных систем, их изменения и развития. Поэтому различные типы социальных систем "продуцируют" определенные типы личности и тем или иным способом исключают те, которые им "не подходят". Э.Фромм, анализируя становление индустриального общества и характерный для него трудоцентризм, отмечал, что человек вынужден был превратиться в личность, которая жаждет направить основную часть своей энергии на труд  с неведомой для большинства культур интенсивностью. Сформированные в процессе социализации социально типичные личностные качества (" социальный характер " , по Фромму) , заставляли индивида  "с любовью и со рвением" делать то, что он должен был делать ради целей экономической системы. Социальная необходимость в труде должна была превратиться во внутреннее побуждение .  Помимо общесоциальных черт, личность характеризуется чертами, связанными с принадлежностью индивида к различным социальным общностям – классовым, этническим, профессиональным и т.п. Общая историческая направленность изменения положения личности в социальной системе заключается в переходе от неиндивидуализированного существования человека в традиционном обществе и его личной зависимости в семье, касте, сословии и т.д., с преимущественно аскриптивным характером социального статуса  и ограниченными возможностями социальной мобильности – к личному индивидуализированному существованию индивида, освобожденного от всех форм личной зависимости в обществе модерном, с преимущественно достижительским социальным статусом и широкими возможностями социальной мобильности. Перспективы социальной трансформации постсовременного общества связывают с "триумфом индивидуальности". Это общество ,  которое определяется как постэкономическое, человекоцентристское, общество "массовой индивидуальности", где ценности  безопасного и гармоничного существования индивида становятся доминирующими.

- относительно устойчивая и целостная система  социальных качеств, характеризующих данного индивид а ,  приобретаемых и развиваемых им в процессе  взаимодействия с другими людьми и являющихся продуктом общественного развития.

– устойчивая система  социально значимых черт , характеризующих индивид а ,  продукт  общественного развития (социализации) и включения людей в систему социальных отношений посредством деятельности и общения.

(personality) — характерные черт ы поведения отдельного человек а .  " Личность " , следовательно, выводится из повеял, то есть чья-то "личность" считается причиной его(ее) поведения. Изучением данной области в основном занимается психология .  Различные подходы  включают теорию типов (в частности, интроверт /  экстраверт ) , теорию черт (например, 16 личностных факторов а), психодинамические теории (например, Фрейда), и социальное  усвоение теорий (подчеркивающее важность опыта). Первые две стремятся только классифицировать личности, а последние — стремятся объяснить, почему они развиваются тем или иным образом. См. также Культура  и школа индивид уальности; Психоанализ . 

Значение слова Личность в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Летальность - отношение  числа умерших от какойлибо болезни (ранения ...
  • Легальность - См. ЗАКОННОСТЬ .  ...
  • Легализация - (от лат. legalis законный) англ. legalization; ...
  • Левиафан - (от имени библейского морского чудовища) англ. Leviathan; ...
  • Ламаркизм - (от имени Ж. Б. Ламарка) англ. Lamarckism; нем. ...
  • Лаицизация - (от греч. laikos народный) англ. secularization; нем. ...
  • Либидо - (от лат. libido, mis половое влечение )  ...
  • Кадр - (cadre) — 1. Постоянная единица, составляющая структуру или ...
  • Кибернетика - (cybernetics) — " наука  управления, обработки и передачи ...
  • Каудильизм - (caudillismo) — система  единоличного правления путем насилия или ...
  • Катарсис - (catharsis) — выпуск эмоциональной энергии, помогающий снять напряжение. ...
  • Касик - (cacique) — см. Каудильизм .  ...
  • Класс - (class) — 1. Иерархические различия, существующие между личностями ...
  • Когнатический - (cognatic) ( Антропология )  — 1. Термин  род, ...
  • Религия - — это система  верований и ритуалов, с помощью ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари