(от лат. contra - против и cultura - возделывание, воспитание , образование , развитие , почитание ) - англ. counter-culture; нем. Gegenkultur. 1. Тип субкультуры, отвергающей ценности и нормы господствующей в данном обществе культуры и отстаивающей свою альтернативную культуру. 2. Леворадикальное, анархистское соц.-полит. и идеолог , движение , возникшее в 60-е гг. XX в. (Западная Европа , США) в форме соц. протеста , выступающее с резкой критикой существующей соц. системы. Теоретики К. выступали против буржуазного образа жизни, массовой культуры, конформизма и т. д., поощряя индивидуальную свободу, раскрепощение личности и т. д. См. НОВЫЕ ЛЕВЫЕ . 3. Маргинальные группы, характеризующиеся отклоняющимся поведением , к-рое представляет непосредственную угрозу общепринятым социокуль-турным нормам ( алкоголизм , дипсомания , наркомания , проституция и т. д.).
- 1. Идея против о- (или анти-) культуры, в корне противостоящей современной культуре, включая и всю ее традицию. 2. Анархическое и нигилистическое течение, противопоставляющее идею противокультуры западноевропейской культуре как таковой. Как правило , такое противопоставление выливается либо в попытки отрицания всякой культуры вообще, сопровождающееся идеализацией первобытной "естественности", либо в мифологизацию культуры Востока, призванной якобы сменить исчерпавшую себя "культуру Запада " , пронизанную "бесчеловечным духом" утилитаризма и научной рациональности. Ю.Н. Давыдов.
субкультура ( нормы , ценности и образ жизни ) , которая находится в против оречии с нормами и правилами господствующей культуры.
— субкультура , нормы или ценности , которой против оречат доминирующей культуре.
- совокупность принятых в группе культурных образцов, которые против оположны образцам доминирующей культуры и бросают ей вызов.
- комплекс явлений субкультуры, которые приняты и реализуются определенной социальной группой в качестве протестных стереотипов по отношению к общепринятым в обществе системам идеалов, ценностей, норм поведения, провозглашаемых доминирующей культурой. Совокупность принятых в группе культурных образцов, которые против оположны образцам доминирующей культуры и бросают ей вызов.
– субкультура , нормы или ценности которой против оречат главным составляющим господствующей культуры.
- 1) совокупность мировоззренческих установок, поведенческих нормативов и форм духовно-практического освоения мира, альтернативная общепринятому официальному миропониманию; 2) специфическая субкультура , порожденная "молодежным бунтом" 1960-х - начала 1970-х, основанная на утопическом стремлении вернуть человека западной цивилизации к его "естественному состоянию". Термин "К." был впервые введен американским социологом Т. фон Роззаком для обобщенного обозначения альтернативистских тенденций в искусстве, общественной мысли, религиозной жизни, политике и быту. К. представляет собой опыт разнопланового социального экспериментирования, не связанного жесткими идеолог ическими, конфессиональными, национальными или возрастными границами. Строго говоря, это не единое движение , а набор разнообразных культурных инициатив, объединенных негативным отношением к существующей системе ценностей. Для К. характерно обращение к неортодоксальным духовным традициям и эзотерическим практикам (европейский и восточный мистицизм, шаманизм, сатанические культы , опыты наркотического галюцинирования, йога), причудливое соединение символики различных культур и эпох, попытки воспроизведения в современном контексте выработанных мировой культурой моделей маргинального поведения, "странного" бытия в отчужденном мире ("юродство" европейского средневековья, искусство дзэн, романтизм и декаданс Нового времени). Источниками, определившими стиль мышления идеологов К. 1960-х, стали также философские концепции Ф. Ницше, С. Кьеркегора, З. Фрейда , Г. Маркузе , тексты Ф. Кафки, Г. Гессе и др. Начинаясь с индивидуального бунта , осознания нетождественности собственного Я и мира господствующих предписаний, творчество К. воплощается впоследствии в поиске новых форм социализации, способных создать оптимальные условия для реализации естественных прав человека. Выступая против слепой веры в безграничные возможности разума , неспособного разрешить коренные проблемы человеческого бытия, К. принимает в качестве высшей ценности спонтанное чувственно-эмоциональное переживание реальности, непосредственное ощущение гармонии мира, существующее по ту сторону рациональных суждений и логических доводов. Неприятие существующего порядка вещей порождает в контркультурном сознании ряд поведенческих моделей: 1) собственно "подпольное" существование, в котором страх перед реальностью соединяется со стремлением найти убежище в тайниках собственного подсознания; 2) построение субъективистско-иррациональной картины "лучшей реальности" и агрессивно-волевое вмешательство в естественный ход развития общества с целью приведения его в соответствие со своими собственными утопическими представлениями; 3) конструктивное культуротворчество, связанное с экспериментально-авангардистским поиском мировоззренческих оснований новой эпохи. К. как возможность присутствует в любой социальной системе, заявляя о себе в периоды социальной нестабильности, кризиса официального миропонимания, его неспособности адекватно отразить происходящие культурные процессы . Потеря однозначности в осмыслении окружающей действительности порождает стихийный контркультурный поиск нового языка культуры. Неотъемлемый элемент подобного поиска - демонстративно-провокационная десакрализация привычных для конформистского "банального" сознания стереотипов, разрушение господствующей мифологии. Это создает необходимые предпосылки для формирования нового идеала рациональности и соответствующего ему строя мышления, преодолевающего ограниченность как прежнего "официоза", так и порожденной им К. М.Р. Жбанков