Что такое Коммуникация? Значение слова Коммуникация в социологическом словаре

1) Коммуникация - (от лат. сотти-nicatio - обмен ,  связь, разговор )  - англ. communication; нем. Kommunikation. 1. Процесс  передачи информации, включающий адресанта ,  каналы ,  кодирование ,  дешифровку, содержание, эффективностьконтроль ,  ситуацию, намерение, адресата .  2. Акт общения между людьми посредством передачи символов, целью  к-poro является взаимопонимание .  3. Обмен информацией любого вида между различными системами связи. См. ЯЗЫК . 

2) Коммуникация - (от лат. communicatio - сообщение ,  передача) - передача информации от одной системы к другой  посредством специальных материальных носителей, сигналов. В человеческом об-ве К. осуществляется между индивидами, группами, организациями, гос-вами, культурами посредством знаковых систем (языков). К. между людьми происходит в форме общения как обмен  целостными знаковыми образованиями (сообщениями), в к-рых отображены знания, мысли, идеи, ценностные отношения, эмоциональные состояния, программы деятельности общающихся сторон. Содержание и формы К. отражают обществ. отношения и историч. опыт людей. К. - необходимая предпосылка функционирования и развития всех соц. систем, т.к. обеспечивает связь между людьми, делает возможным накопление и передачу соц. опыта, разделение труда  и организацию совместнее деятельности, управление ,  трансляцию культуры. В процессе  непосредственного общения между людьми К., неразрывно связанная с их психологич. взаимодействием ,  лишь в абстраккции может рассматриваться как самостоятельная информационная форма  межличностного общения (см. Коммуникация межличностная ) . К. выделилась в самостоятельный объект  соц. наук в связи с развитием  технических средств передачи информации, особенно радио в 20-х гг. XX в. Использование технических средств и одновременно усложнение организационных условий передачи информации привели к уменьшению непосредственного взаимодействия общающихся сторон и к необходимости специального изучения закономерностей опосредствования информации в соц. системах .  Развитию теории К. способствовало становление кибернетики, информатики, семиотики. Ведущую роль  в социологич. исследовании проблем К. занимает социология массовой коммуникации  (см.). К. имеет специфику в разных сферах обществ. жизни и проявляется в разных формах. Однако можно выделить нечто общее во всех формах К. Уже Аристотель  в "Риторике" заметил, что любое общение  предполагает по крайней мере три элемента :  говорящего, производимое им сообщение и того, кому это сообщение предназначено. Полное описание  К. включает и докоммуникативную фазу, в к-рой происходит формирование целей и потребностей в обмене информацией и намечаются способы их реализации; затем собственно К., включающую создание, передачу и прием сообщения, и послекоммуникативную фазу, когда проявляются последствия ( эффекты )  К. и создается обратная связь ,  Основными элементами К. являются субъекты К.: отправитель и получатель сообщения ( коммуникатор  и реципиент ( ы)); средства К. (код, используемый для передачи информации в знаковой форме, канал ,  по к-рому передается закодированное сообщение от коммуникатора к реципиенту); предмет К. и отображающее его сообщение; эффект(ы) К., т. е. выраженные или в поведении, или во внутреннем состоянии, или в отношениях субъектов К. последствия коммуникативной деятельности. В теории К. были представлены различи. структурные модели К., по-разному выделяющие как элементы К., так и связь между ними. Наибольшую известность и влияние  долгое вр мя имела линейная модель  К., сформулированная в 1948 г. амер. социологом Г.Д. Лассуэллом в виде следующих вопросов: "КТО - сообщает 2. по какому КАНАЛУ - КОМУ - с каким ЭФФЕКТОМ?" Эта формула стала основой традиционного деления предметных областей исследования К. на коммуникатора, содержание и средства К., аудиторию и эффекты воздействия. В формуле Лассуэлла выражен бихевиористский подход  к К. как прямому воздействию сообщений коммуникатора на реципиента, к-рый выступает лишь в качестве объекта, реагирующего на воспринимаемую информацию. При таком альтернативном видении сущности К. на первый план  выдвигается активность  реципиента как равноправного субъекта коммуникативной деятельности. В рез-те первой попытки сформулировать эту позицию родилась интеракцио-нистская модель К., предложенная в 1953 г. Т. Нью-комбом. Субъекты К. здесь равноправны и связаны как взаимными ожиданиями и установками, так и общим интересом к предмету общения. К. рассматривается как реализация этого интереса  с помощью передаваемых сообщений. Эффекты К. состоят в сближении или отдалении т.зр. коммуникатора и реципиента на общий предмет, что, в свою очередь, означает расширение или сужение их возможностей взаимопонимания и сотрудничества. Такой взгляд на К. ставил в центр внимания достижение  согласия между субъектами К., установление равновесия в системе взаимных установок. Модели Лассуэлла и Ньюкомба использовались социологами и психологами для разработки приемов К. в целях рекламы, политич. пропаганды и т. д. Особенности процессов К. в группах ,  организациях  и др. соц. системах требуют более сложных моделей. Необходимо учитывать влияние соц. ин-тов, прослеживать пути распространения сообщений, различн. уровни их воздействия. В кибернетич. модели К. включаются возможности обратной связи, а также барьеры коммуникации  (см.), возникающие на пути прохождения информации от коммуникатора к реципиенту. Представление о многоступенчатости К, о многих промежуточных коммуникативных ролях (лидеры мнений, связные, "вратари" и т. п.), о взаимодействии формальных и неформальных коммуникационных сетей характерно для исследования К. в социологии организаций. В социологии культуры уделяется большое внимание специфике кодов и влиянию каналов передачи вощений на их качество  и характер восприятия. Роль технич. средств К. в распространении культуры и формировании личности является центральной темой как в критич. концепциях ,  разоблачающих отрицательные стороны культуры массовой (см.), так и в работах  современных футурологов, предсказывающих наступление "технотронной эры" и "информационного об-ва". В современных исследованиях все шире применяются системные модели К., включающие информационные процессы в более широкий соц. контекст .  Развивается деятельностный подход при изучении К., подчеркивается активность реципиента в этом процессе и обществ. обусловленность как содержания, так и формы К. Лит.: Социодинамика культуры. М., 1973; Соков-нин В.М. О природе человеческого общения. Фрунзе, 1974; Каган М.С. Мир общения. М., 1988; Дмитриев А.В., Латынов В.В. Социальная коммуникация / / Социология .  Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996; Habermas J. The theory of communicative action. L., 1984. Vol. 12; McQuail D. Communication. L., 1984. М.Й. Лауристин

3) Коммуникация - - технический процесс  обмена информацией между двумя и более индивидами (либо группами).

4) Коммуникация - - 1) средство связи любых объектов материального и духовного мира; 2) общение ,  передача информации от человека  к человеку; 3) передача и массовый обмен  информацией с целью  воздействия на общество  и его составные компоненты.

5) Коммуникация - - акт передачи информации, приобретающий особо неприличные формы, когда становится массовым.

6) Коммуникация - это передача того или иного содержания от одного сознания (индивидуального или коллективного) к другому посредством знаков.

7) Коммуникация - (лат. communicatio - сообщение ,  передача) - смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие ,  называют коммуникативными. Основная функция  К. - достижение  социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента .  Структура  простейшей К. включает как минимум: 1) двух участников-коммуникантов, наделенных сознанием  и владеющих нормами некоторой семиотической системы, например, языка ;  2) ситуацию (или ситуации), которую они стремятся осмыслить и понять; 3) тексты ,  выражающие смысл ситуации в языке или элементах данной семиотической системы; 4) мотивы  и цели, делающие тексты направленными, т.е. то, что побуждает субъектов обращаться друг к другу; 5) процесс  материальной передачи текстов. Таким образом, тексты, действия по их построению и, наоборот, действия по реконструкции их содержания и смысла, а также связанные с этим мышление и понимание ,  составляют содержание К. По типу отношений между участниками выделяются межличностная, публичная, массовая К. По типу используемых семиотических средств можно выделить речевую, паралингвистическую (жест, мимика, мелодия), вещественно-знаковую (в частности, художественную) К. До начала 20 в. философский интерес  к К. был ограничен, с одной стороны, исследованиями в области происхождения социальных норм, морали, права  и государства ( теория общественного договора ) , с другой  стороны, наличными средствами организации самой философской К. ( проблема  диалога). Современный философский интерес к К. определен тем сдвигом, который произведен общим изменением  места и роли К. и коммуникативных технологий в различных общественных сферах, интенсивным развитием  средств К. ("взрыв К."). Процессы технологизации и автоматизации деятельности позволили перенести "центр тяжести" в общественных системах  с процессов производства на процессы управления, в которых основная нагрузка падает именно на организацию К. С другой стороны, указанные процессы все больше освобождают человека  от деятельности, расширяя область свободного времени, которое человек проводит в "клубах", т.е. структурах свободного общения, где основным процессом также является К. по поводу ценностей, идеалов и норм. Тема К., интерсубъективности и диалога  становится одной из главных в философии 20 в. Теоретическим фактором, во многом определившим лицо современных исследований К., стал поворот философской и научной рефлексии к действительности языка. Исследования языковых и знаковых структур, развернувшиеся с начала 20 в. в работах  философов и логиков (Б. Рассел, Л. Витгенштейн и др.), лингвистов (Ф. Соссюр и др.) и семиотиков (Ч. Моррис и др.) радикально изменили понимание К. и подходы  к ее изучению и организации. Так, например, Витгенштейн начинает рассматривать К. как комплекс  языковых игр, имеющих свои семантико-прагматические правила и свои принципиальные ограничения. Если раньше язык полагался просто как средство К., то теперь сама К. погружается в структуры языка, становится пространством ,  в котором развертываются те или иные языковые формы. Такой поворот открыл горизонты для искусственно-технического отношения к организации К. За счет ставшего массовым конструирования языковых и знаково-семиотических средств, К. стала оискусствляться, приобретая различные организованные формы (массовая К., диалог "человек - машина" и т.д.). Другим фактором, определяющим значение  темы К., стали критика и кардинальное переосмысление оснований самой философии, разворачивающиеся на протяжении всего 20 в. В поиске новых оснований именно категории  "К." и "диалог" начинают рассматриваться философами как одни из базовых и центральных. При анализе  и описании К. необходимо различать: 1) К. в широком смысле - как одну из основ человеческой жизнедеятельности и многообразные формы рече-языковой деятельности, не обязательно предполагающие наличие содержательно-смыслового плана .  (Таковы некоторые структуры времяпрепровождения и психологические игры в смысле их реконструкции Э. Берном - ). 2) Информационный обмен  в технологически организованных системах - в этой своей ипостаси К. исследуется футурологами. 3) Мыслекоммуникация как интеллектуальный процесс, имеющий выдержанный идеально-содержательный план и связанный с определенными ситуациями социального действия. 4) Экзистенциальную К. как акт обнаружения Я в Другом. В таком качестве К. - основа экзистенциального отношения между людьми (как отношения между Я и Ты) и решающий процесс для самоопределения человека в мире, в котором человек обретает понимание своего бытия, его оснований. К. становится у К. Ясперса целью  и задачей философии, а мера коммуникативности - критерием оценки  и выбора той или иной философской системы. К. оказывается в центре и социальной теории. Так, Ю. Хабермас , разрабатывая свою теорию коммуникативного действия, рассматривает К. в качестве базового социального процесса. Он обращается к К. как повседневной практике частных жизненных миров и полагает процессы коммуникативной рационализации жизненных миров в качестве структурирующих общественность. Именно развитие коммуникативных практик и коммуникативная рационализация ,  а не отношения производства, лежат, с точки зрения Хабермаса, в основе современного гражданского общества. Особое направление исследований К. было задано в СМД (системо-мыследеятельностной) методологии. Здесь К. рассматривается как процесс и структура в мыследеятельности, т.е. в неразрывной связи с деятельностным контекстом и интеллектуальными процессами - мышлением, пониманием, рефлексией. Эта особенность содержания понятия "К." в СМД-методологии подчеркнута специально введенным неологизмом "мыслекоммуникация". Мыслекоммуникация полагается связывающей идеальную действительность мышления с реальными ситуациями социального действия и задающая, с одной стороны, границы и осмысленность мыслительных идеализаций, а, с другой стороны, границы и осмысленность реализации мыслительных конструктов в социальной организации и действии. А.Ю. Бабайцев

Коммуникация

(от лат. сотти-nicatio - обмен ,  связь , разговор )  - англ. communication; нем. Kommunikation. 1. Процесс  передачи информации, включающий адресанта ,  каналы ,  кодирование ,  дешифровку, содержание , эффективность ,  контроль ,  ситуацию, намерение , адресата .  2. Акт общения между людьми посредством передачи символов, целью  к-poro является взаимопонимание .  3. Обмен информацией любого вида между различными системами связи . См. ЯЗЫК . 

(от лат. communicatio - сообщение ,  передача) - передача информации от одной системы к другой   посредством специальных материальных носителей, сигналов. В человеческом об-ве К. осуществляется между инди вида ми, группами, организациями, гос-вами, культурами посредством знаковых систем ( язык ов). К. между людьми происходит в форме общения как обмен  целостными знаковыми образованиями (сообщениями), в к-рых отображены знания, мысли, идеи, ценностные отношения, эмоциональные состояния, программы деятельности общающихся сторон. Содержание и формы К. отражают обществ. отношения и историч. опыт людей. К. - необходимая предпосылка функционирования и развития всех соц. систем, т.к. обеспечивает связь между людьми, делает возможным накопление и передачу соц. опыта, разделение труда  и организацию совместнее деятельности, управление ,  трансляцию культуры. В процесс е  непосредственного общения между людьми К., неразрывно связанная с их психологич. взаимодействием ,  лишь в абстраккции может рассматриваться как самостоятельная информационная форма  межличностного общения (см. Коммуникация межличностная ) . К. выделилась в самостоятельный объект  соц. наук в связи с развитием  технических средств передачи информации, особенно радио в 20-х гг. XX в. Использование технических средств и одновременно усложнение организационных условий передачи информации привели к уменьшению непосредственного взаимодействия общающихся сторон и к необходимости специального изучения закономерностей опосредствования информации в соц. системах .  Развитию теории К. способствовало становление кибернетики, информатики, семиотики. Ведущую роль  в социологич. исследовании проблем К. занимает социология массовой коммуникации  (см.). К. имеет специфику в разных сферах обществ. жизни и проявляется в разных формах. Однако можно выделить нечто общее во всех формах К. Уже Аристотель  в "Риторике" заметил, что любое общение  предполагает по крайней мере три элемента :  говорящего, производимое им сообщение и того, кому это сообщение предназначено. Полное описание  К. включает и докоммуникативную фазу, в к-рой происходит формирование целей и потребностей в обмене информацией и намечаются способы их реализации; затем собственно К., включающую создание, передачу и прием сообщения, и послекоммуникативную фазу, когда проявляются последствия ( эффекты )  К. и создается обратная связь ,  Основными элементами К. являются субъекты К.: отправитель и получатель сообщения ( коммуникатор  и реципиент ( ы)); средства К. (код, используемый для передачи информации в знаковой форме, канал ,  по к-рому передается закодированное сообщение от коммуникатора к реципиенту); предмет К. и отображающее его сообщение; эффект(ы) К., т. е. выраженные или в поведении, или во внутреннем состоянии, или в отношениях субъектов К. последствия коммуникативной деятельности. В теории К. были представлены различи. структурные модели К., по-разному выделяющие как элементы К., так и связь между ними. Наибольшую известность и влияние  долгое вр мя имела линейная модель  К., сформулированная в 1948 г. амер. социологом Г.Д. Лассуэллом в виде следующих вопросов: "КТО - сообщает 2. по какому КАНАЛУ - КОМУ - с каким ЭФФЕКТОМ?" Эта формула стала основой традиционного деления предметных областей исследования К. на коммуникатора, содержание и средства К., аудиторию и эффекты воздействия. В формуле Лассуэлла выражен бихевиористский подход  к К. как прямому воздействию сообщений коммуникатора на реципиента, к-рый выступает лишь в качестве объекта, реагирующего на воспринимаемую информацию. При таком альтернативном видении сущности К. на первый план  выдвигается активность  реципиента как равноправного субъекта коммуникативной деятельности. В рез-те первой попытки сформулировать эту позицию родилась интеракцио-нистская модель К., предложенная в 1953 г. Т. Нью-комбом. Субъекты К. здесь равноправны и связаны как взаимными ожиданиями и установками, так и общим интересом к предмету общения. К. рассматривается как реализация этого интереса  с помощью передаваемых сообщений. Эффекты К. состоят в сближении или отдалении т.зр. коммуникатора и реципиента на общий предмет, что, в свою очередь, означает расширение или сужение их возможностей взаимопонимания и сотрудничества. Такой взгляд на К. ставил в центр внимания достижение  согласия между субъектами К., установление равновесия в системе взаимных установок. Модели Лассуэлла и Ньюкомба использовались социологами и психологами для разработки приемов К. в целях рекламы, политич. пропаганды и т. д. Особенности процессов К. в группах ,  организациях  и др. соц. системах требуют более сложных моделей. Необходимо учитывать влияние соц. ин-тов, прослеживать пути распространения сообщений, различн. уровни их воздействия. В кибернетич. модели К. включаются возможности обратной связи, а также барьеры коммуникации  (см.), возникающие на пути прохождения информации от коммуникатора к реципиенту. Представление о многоступенчатости К, о многих промежуточных коммуникативных ролях (лидеры мнений, связные, "вратари" и т. п.), о взаимодействии формальных и неформальных коммуникационных сетей характерно для исследования К. в социологии организаций. В социологии культуры уделяется большое внимание специфике кодов и влиянию каналов передачи вощений на их качество  и характер восприятия. Роль технич. средств К. в распространении культуры и формировании личности является центральной темой как в критич. концепциях ,  разоблачающих отрицательные стороны культуры массовой (см.), так и в работах  современных футурологов, предсказывающих наступление "технотронной эры" и "информационного об-ва". В современных исследованиях все шире применяются системные модели К., включающие информационные процессы в более широкий соц. контекст .  Развивается деятельностный подход при изучении К., подчеркивается активность реципиента в этом процессе и обществ. обусловленность как содержания, так и формы К. Лит.: Социодинамика культуры. М., 1973; Соков-нин В.М. О природе человеческого общения. Фрунзе, 1974; Каган М.С. Мир общения. М., 1988; Дмитриев А.В., Латынов В.В. Социальная коммуникация / / Социология .  Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996; Habermas J. The theory of communicative action. L., 1984. Vol. 12; McQuail D. Communication. L., 1984. М.Й. Лауристин

- технический процесс   обмен а информацией между двумя и более инди вида ми (либо группами).

- 1) средство связи любых объектов материального и духовного мира; 2) общение ,  передача информации от человека  к человеку; 3) передача и массовый обмен  информацией с целью  воздействия на общество  и его составные компоненты.

- акт передачи информации, приобретающий особо неприличные формы, когда становится массовым.

это передача того или иного содержания от одного сознания (индивидуального или коллективного) к другому посредством знаков.

(лат. communicatio - сообщение ,  передача) - смысловой и идеально-содержательный аспект социального взаимодействия. Действия, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие ,  называют коммуникативными. Основная функция  К. - достижение  социальной общности при сохранении индивидуальности каждого ее элемента .  Структура  простейшей К. включает как минимум: 1) двух участников-коммуникантов, наделенных сознанием  и владеющих нормами некоторой семиотической системы, например, язык а ;  2) ситуацию (или ситуации), которую они стремятся осмыслить и понять; 3) тексты ,  выражающие смысл ситуации в языке или элементах данной семиотической системы; 4) мотивы  и цели, делающие тексты направленными, т.е. то, что побуждает субъектов обращаться друг к другу; 5) процесс  материальной передачи текстов. Таким образом, тексты, действия по их построению и, наоборот, действия по реконструкции их содержания и смысла, а также связанные с этим мышление и понимание ,  составляют содержание К. По типу отношений между участниками выделяются межличностная, публичная, массовая К. По типу используемых семиотических средств можно выделить речевую, паралингвистическую (жест, мимика, мелодия), вещественно-знаковую (в частности, художественную) К. До начала 20 в. философский интерес  к К. был ограничен, с одной стороны, исследованиями в области происхождения социальных норм, морали, права  и государства ( теория общественного договора ) , с другой  стороны, наличными средствами организации самой философской К. ( проблема  диалога). Современный философский интерес к К. определен тем сдвигом, который произведен общим изменением  места и роли К. и коммуникативных технологий в различных общественных сферах, интенсивным развитием  средств К. ("взрыв К."). Процесс ы технологизации и автоматизации деятельности позволили перенести "центр тяжести" в общественных системах  с процессов производства на процессы управления, в которых основная нагрузка падает именно на организацию К. С другой стороны, указанные процессы все больше освобождают человека  от деятельности, расширяя область свободного времени, которое человек проводит в "клубах", т.е. структурах свободного общения, где основным процессом также является К. по поводу ценностей, идеалов и норм. Тема К., интерсубъективности и диалога  становится одной из главных в философии 20 в. Теоретическим фактором, во многом определившим лицо современных исследований К., стал поворот философской и научной рефлексии к действительности языка. Исследования языковых и знаковых структур, развернувшиеся с начала 20 в. в работах  философов и логиков (Б. Рассел, Л. Витгенштейн и др.), лингвистов (Ф. Соссюр и др.) и семиотиков (Ч. Моррис и др.) радикально изменили понимание К. и подходы  к ее изучению и организации. Так, например, Витгенштейн начинает рассматривать К. как комплекс  языковых игр, имеющих свои семантико-прагматические правила и свои принципиальные ограничения. Если раньше язык полагался просто как средство К., то теперь сама К. погружается в структуры языка, становится пространством ,  в котором развертываются те или иные языковые формы. Такой поворот открыл горизонты для искусственно-технического отношения к организации К. За счет ставшего массовым конструирования языковых и знаково-семиотических средств, К. стала оискусствляться, приобретая различные организованные формы (массовая К., диалог "человек - машина" и т.д.). Другим фактором, определяющим значение  темы К., стали критика и кардинальное переосмысление оснований самой философии, разворачивающиеся на протяжении всего 20 в. В поиске новых оснований именно категории  "К." и "диалог" начинают рассматриваться философами как одни из базовых и центральных. При анализе  и описании К. необходимо различать: 1) К. в широком смысле - как одну из основ человеческой жизнедеятельности и многообразные формы рече-языковой деятельности, не обязательно предполагающие наличие содержательно-смыслового плана .  (Таковы некоторые структуры времяпрепровождения и психологические игры в смысле их реконструкции Э. Берном - ). 2) Информационный обмен  в технологически организованных системах - в этой своей ипостаси К. исследуется футурологами. 3) Мыслекоммуникация как интеллектуальный процесс, имеющий выдержанный идеально-содержательный план и связанный с определенными ситуациями социального действия. 4) Экзистенциальную К. как акт обнаружения Я в Другом. В таком качестве К. - основа экзистенциального отношения между людьми (как отношения между Я и Ты) и решающий процесс для самоопределения человека в мире, в котором человек обретает понимание своего бытия, его оснований. К. становится у К. Ясперса целью  и задачей философии, а мера коммуникативности - критерием оценки  и выбора той или иной философской системы. К. оказывается в центре и социальной теории. Так, Ю. Хабермас , разрабатывая свою теорию коммуникативного действия, рассматривает К. в качестве базового социального процесса. Он обращается к К. как повседневной практике частных жизненных миров и полагает процессы коммуникативной рационализации жизненных миров в качестве структурирующих общественность. Именно развитие коммуникативных практик и коммуникативная рационализация ,  а не отношения производства, лежат, с точки зрения Хабермаса, в основе современного гражданского общества. Особое направление исследований К. было задано в СМД (системо-мыследеятельностной) методологии. Здесь К. рассматривается как процесс и структура в мыследеятельности, т.е. в неразрывной связи с деятельностным контекстом и интеллектуальными процессами - мышлением, пониманием, рефлексией. Эта особенность содержания понятия "К." в СМД-методологии подчеркнута специально введенным неологизмом "мыслекоммуникация". Мыслекоммуникация полагается связывающей идеальную действительность мышления с реальными ситуациями социального действия и задающая, с одной стороны, границы и осмысленность мыслительных идеализаций, а, с другой стороны, границы и осмысленность реализации мыслительных конструктов в социальной организации и действии. А.Ю. Бабайцев

Значение слова Коммуникация в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари