(от лат. collectivus - собирательный , совместный ) - англ. collective; нем. Kollektiv. Группа людей, объединенная решением определенных производственных, обществ., полит, и др. задач, характеризующаяся общими интересами и целями, чувством солидарности, самоопределением . В зависимости от видов деятельности различают: К. производственный , научный , спортивный , учебный и др.
- вид соц. организации групповой жизнедеятельности, при к-рой связи и отношения между индивидами опосредствованы общественно значимыми целями. Основы теории К. изложены в работах известных социологов, развиты педагогами (В.А. Сухомлинский и др.), продолжены в современных социологич. и соц.-психологич. исследованиях. В них К. рассматривается как высший уровень развития группы, характеризуемый высокой сплоченностью , единством ценностно-нормативной ориентации, глубокой идентификацией и ответственностью за рез-ты совместной групповой деятельности. Лит.: Ратников В.П. Коллектив как социальная общность . М., 1978; Психологическая теория коллектива. М., 1979. Г.С. Антипина
- в советской социальной психологии: высший уровень развития малой группы, в которой все внутригрупповые процессы опосредованы совместной деятельностью , а члены группы не только разделяют общие ценности , но и принимают цели групповой деятельности как свои собственные. Развитие малой группы осуществляется путем перехода с одного уровня деятельностного опосредствования на другой , достигая в итоге уровня коллектива .
(collectivity) — объединение индивидуумов, которое "пересекается с актором (см. Социальный актор ) , представляющим собой составную единицу" (Парсонс, 1951).