Что такое Капитализм? Значение слова Капитализм в социологическом словаре

1) Капитализм - - англ. capitalism; нем. Kapitalismus. 1. Тип социально-экономической системы, возникшей в поздние средние века, в настоящее время  характерный для большинства индустриальных стран. Общими признаками К., как правило ,  считаются: частная собственность на средства производства ,  конкуренциястремление  к максимализации прибыли как движущей силы экон. процессов, свободный рынок ,  наемный труд  большей части населения как основной источник средств к существованию. 2. В марксизме  - обществ.-экон. формация ,  основанная на частной собственности на средства производства  и эксплуатации наемного труда  капиталом. К. характеризуется господством  товарно-денежных отношений, наличием развитого обществ, разделения труда, ростом обобществления производства, превращением рабочей силы в товар . 

2) Капитализм - - 1. Тип соц.-экономич. системы, возникшей в поздние средние века, в настоящее время  характерный для большинства индустриальных стран. Общими признаками К., как правило ,  считаются; частная собственность на средства производства ,  конкуренциястремление к максимизации прибыли как движущей силы экономич. процессов, свободный рынок, наемный труд  большей части населения как основной источник средств к существованию. 2. В марксизме  - обществ.-экономич. формация, основанная на частной собственности на средства пр-ва и эксплуатации наемного труда  капиталом. К. характеризуется господством  товарно-денежных отношений, наличием развитого обществ. разделения труда, ростом обобществления пр-ва, превращением рабочей силы в товар.

3) Капитализм - (capitalism). Экономическая система ,  основанная на рыночном обмене .  Под “капиталом” понимаются богатство  или деньги ,  инвестируемые на рынке с целью  получения прибыли. Сегодня практически все индустриальные общества являются по своей ориентации капиталистическими — их экономические системы основываются на свободном предпринимательстве и экономической конкуренции.

4) Капитализм - – социально-экономическая система ,  при которой особое значение  придается отношениям и праву частной собственности, накоплению капитала  и получению прибыли.

5) Капитализм - (позднелат. capitale от caput - голова) - историко-экономическое и философско-социологическое понятие ,  традиционно использующееся для обозначения одной из разновидностей индустриального общества. Термином " капитал " , вошедшим в оборот в 12-13 вв., обозначались "запас товаров; ценности ;  денежная масса ;  деньги ,  приносящие процент". На протяжении конца 17 - в течение 18 в. понятие "капитал" в основном вытесняет термины  "фонды", " богатство " , "ценности", "имущества", "достояние" и т.п., нередко обозначая богатство нации, национальное достояние. Входит в специальный оборот, по-видимому, в середине 19 в. (французский ученый Луи Блан в 1850 писал: "...то, что я бы назвал "капитализмом", т.е. присвоением  капитала одними с исключением других"). Позже приобретает некоторую полемическую известность: согласно Ж. Прудону, К. - это "экономический и социальный  строй, при котором капиталы - источник дохода  - в целом не принадлежат тем, кто приводит их в действие  собственным трудом". Иногда словоформа "К." употреблялась - поздние работы Энгельса , у Маркса термин отсутствует - сопряженно выработке (1834) и распространению термина " социализм "  как гипотетической мировоззренческой, теоретической и общественно-практической альтернативы буржуазному обществу или "К.". Статус  одной из базовых категорий обществоведения понятие "К." приобретает в начале 20 ст. в результате публичной полемики М. Вебера ( работа  " Протестантская этика и дух капитализма " ) и Зомбарта ("Современный капитализм " , "Буржуа"). По М. Веберу , К. "тождественен стремлению к наживе в рамках непрерывно действующего рационального капиталистического предприятия, к непрерывно возрождающейся прибыли, к рентабельности", это - "такое ведение хозяйства, которое основано на ожидании прибыли посредством использования возможностей обмена ,  то есть мирного (формально) приобретения". В "Британской энциклопедии" статья, посвященная К., впервые появляется в 1926; в "Словаре Французской академии" - в 1932. При К. система  экономики характеризуется правом   человека  на владение и распоряжение частной собственностью  и капиталом с целью  получения прибыли, а также правом на частную инициативу, в любой форме экономической деятельности, принадлежащей самому индивиду ,  и определяемой мотивом получения прибыли. Экономическая деятельность  людей при К. относительно свободна от контроля со стороны государства, особенно в сфере ценообразования и производства товаров. Трактовки К. как способа производства богатства, при котором удача одного оборачивается выгодой для всех, акцентируют его следующие системные характеристики: а) акцентированно свободная мотивация  индивидов в процессе  поиска ими точек приложения собственных трудовых усилий и выработки соответствующих поведенческих решений; б) разум  (а не труд ! ) рассматривается главным источником индивидуального и общественного богатства (ведущим алгоритмом деятельности в условиях К. полагается процедура  трансформации патентуемых общественно полезных идей и изобретений в универсальные технологии; в) несущей конструкцией К. (как в экономическом, так и в нравственном плане )  выступает рационально фундированная вера  в долговременный экономический рост ;  г) равные возможности людей в системах капиталистического типа, обусловливаемые, в частности, отделением  места работы индивида от его места жительства (следствием выступает минимизация роли социального происхождения в процессах социальной мобильности); д) атрибутивная значимость права  как института ,  обеспечивающего предсказуемость репертуаров обмена в условиях рынка, невозможность существования капиталистического социума  иначе, нежели в форме правового государства; е) кардинальная трансформация параметров социального времени в результате обретения деньгами качества инструмента инвестиций (в конечном счете выступающих как материализация  духовного состояния любви к ближнему и веры в социальный прогресс )  (ср. " время  - деньги"). Особую значимость для сценариев конституирования и эволюции К. имеют адекватные нравственно-культурные стереотипы ,  задающие соответствующую систему мотиваций и установок индивидов: в тех случаях, когда в обществе доминируют умонастроения фатализма, созерцательного отношения к жизни и т.п., а также отсутствуют устремления к перманентному увеличению личного богатства (ср. "достаток" от слова "достаточно", а не "богатство" как обозначение приветствуемого стандарта индивидуального потребления в российской ментальности), капиталистический тип жизненных ориентаций может быть оперативно привнесен в повседневную жизнь  людей исключительно посредством методик "шоковой экономической терапии". Аналогично, именно иудаизм ,  сделавший возможным христианство  как религию преимущественно свободную от магии, также сыграл значимую роль  в процессах вызревания К. Господство  за пределами христианского мира магии, предполагавшей стереотипизацию технологии и экономических отношений, длительное время выступало самым серьезным препятствием на пути капиталистической рационализации всех сфер жизни. Основным тезисом имманентной критики К. выступала в 20 ст. - Й. Шумпетер , Белл и др. - идея о том, что его успехи в политической и экономической областях подрывают его же собственные культурно-ценностные основания. Имелись в виду такие социальные тенденции, как всевозрастающее развращение основной массы населения изобилием, сопряженное с засильем рекламы, поощряющей человеческие слабости и пороки, упадком общественного вкуса и торжеством массовой культуры; атрибутивный для демократического общества популизм  политиков; дестабилизирующее воздействие социально-психологических групп людей, желающих преуспеть в сфере государственной деятельности и склонных в этой связи к авторитарным социальным технологиям ;  упадок аристократии, традиционно лелеявшей художественно-культурные элиты в эпоху доиндустриальных социальных отношений. Симметричным идейным ответом данным взглядам выступает в конце 20 ст. концепция  демократического К. Тем не менее, согласно современным социологическим и политологическим модам ,  термин "К." практически вышел из употребления. также: Демократический капитализм ,  Геополитика ,  Новак. А.А. Грицанов

Капитализм

- англ. capitalism; нем. Kapitalismus. 1. Тип социально-экономической системы, возникшей в поздние средние века, в настоящее время  характерный для большинства индустриальных стран. Общими признаками К., как правило ,  считаются: частная собственность на средства производства ,  конкуренция ,  стремление  к максимализации прибыли как движущей силы экон. процессов, свободный рынок ,  наемный труд  большей части населения как основной источник средств к существованию. 2. В марксизме  - обществ.-экон. формация ,  основанная на частной собственности на средства производства  и эксплуатации наемного труда  капиталом. К. характеризуется господством   товар но-денежных отношений, наличием развитого обществ, разделения труда, ростом обобществления производства, превращением рабочей силы в товар . 

- 1. Тип соц.-экономич. системы, возникшей в поздние средние века, в настоящее время  характерный для большинства индустриальных стран. Общими признаками К., как правило ,  считаются; частная собственность на средства производства ,  конкуренция ,  стремление к максимизации прибыли как движущей силы экономич. процессов, свободный рынок , наемный труд  большей части населения как основной источник средств к существованию. 2. В марксизме  - обществ.-экономич. формация , основанная на частной собственности на средства пр-ва и эксплуатации наемного труда  капиталом. К. характеризуется господством   товар но-денежных отношений, наличием развитого обществ. разделения труда, ростом обобществления пр-ва, превращением рабочей силы в товар.

(capitalism). Экономическая система ,  основанная на рыночном обмене .  Под “капиталом” понимаются богатство  или деньги ,  инвестируемые на рынке с целью  получения прибыли. Сегодня практически все индустриальные общества являются по своей ориентации капиталистическими — их экономические системы основываются на свободном предпринимательстве и экономической конкуренции.

– социально-экономическая система ,  при которой особое значение  придается отношениям и праву частной собственности, накоплению капитала  и получению прибыли.

(позднелат. capitale от caput - голова) - историко-экономическое и философско-социологическое понятие ,  традиционно использующееся для обозначения одной из разновидностей индустриального общества. Термином " капитал " , вошедшим в оборот в 12-13 вв., обозначались "запас товар ов; ценности ;  денежная масса ;  деньги ,  приносящие процент". На протяжении конца 17 - в течение 18 в. понятие "капитал" в основном вытесняет термины  "фонды", " богатство " , "ценности", "имущества", "достояние" и т.п., нередко обозначая богатство нации, национальное достояние. Входит в специальный оборот, по-видимому, в середине 19 в. (французский ученый Луи Блан в 1850 писал: "...то, что я бы назвал "капитализмом", т.е. присвоением  капитала одними с исключением других"). Позже приобретает некоторую полемическую известность: согласно Ж. Прудону, К. - это "экономический и социальный  строй, при котором капиталы - источник дохода  - в целом не принадлежат тем, кто приводит их в действие  собственным трудом". Иногда словоформа "К." употреблялась - поздние работы Энгельса , у Маркса термин отсутствует - сопряженно выработке (1834) и распространению термина " социализм "  как гипотетической мировоззренческой, теоретической и общественно-практической альтернативы буржуазному обществу или "К.". Статус  одной из базовых категорий обществоведения понятие "К." приобретает в начале 20 ст. в результате публичной полемики М. Вебера ( работа  " Протестантская этика и дух капитализма " ) и Зомбарта ("Современный капитализм " , "Буржуа"). По М. Веберу , К. "тождественен стремлению к наживе в рамках непрерывно действующего рационального капиталистического предприятия, к непрерывно возрождающейся прибыли, к рентабельности", это - "такое ведение хозяйства, которое основано на ожидании прибыли посредством использования возможностей обмена ,  то есть мирного (формально) приобретения". В "Британской энциклопедии" статья, посвященная К., впервые появляется в 1926; в "Словаре Французской академии" - в 1932. При К. система  экономики характеризуется правом   человека  на владение и распоряжение частной собственностью  и капиталом с целью  получения прибыли, а также правом на частную инициативу, в любой форме экономической деятельности, принадлежащей самому индивиду ,  и определяемой мотивом получения прибыли. Экономическая деятельность  людей при К. относительно свободна от контроля со стороны государства, особенно в сфере ценообразования и производства товаров. Трактовки К. как способа производства богатства, при котором удача одного оборачивается выгодой для всех, акцентируют его следующие системные характеристики: а) акцентированно свободная мотивация  индивидов в процессе  поиска ими точек приложения собственных трудовых усилий и выработки соответствующих поведенческих решений; б) разум  (а не труд ! ) рассматривается главным источником индивидуального и общественного богатства (ведущим алгоритмом деятельности в условиях К. полагается процедура  трансформации патентуемых общественно полезных идей и изобретений в универсальные технологии; в) несущей конструкцией К. (как в экономическом, так и в нравственном плане )  выступает рационально фундированная вера  в долговременный экономический рост ;  г) равные возможности людей в системах капиталистического типа, обусловливаемые, в частности, отделением  места работы индивида от его места жительства (следствием выступает минимизация роли социального происхождения в процессах социальной мобильности); д) атрибутивная значимость права  как института ,  обеспечивающего предсказуемость репертуаров обмена в условиях рынка, невозможность существования капиталистического социума  иначе, нежели в форме правового государства; е) кардинальная транс формация параметров социального времени в результате обретения деньгами качества инструмента инвестиций (в конечном счете выступающих как материализация  духовного состояния любви к ближнему и веры в социальный прогресс )  (ср. " время  - деньги"). Особую значимость для сценариев конституирования и эволюции К. имеют адекватные нравственно-культурные стереотипы ,  задающие соответствующую систему мотиваций и установок индивидов: в тех случаях, когда в обществе доминируют умонастроения фатализма, созерцательного отношения к жизни и т.п., а также отсутствуют устремления к перманентному увеличению личного богатства (ср. "достаток" от слова "достаточно", а не "богатство" как обозначение приветствуемого стандарта индивидуального потребления в российской ментальности), капиталистический тип жизненных ориентаций может быть оперативно привнесен в повседневную жизнь  людей исключительно посредством методик "шоковой экономической терапии". Аналогично, именно иудаизм ,  сделавший возможным христианство  как религию преимущественно свободную от магии, также сыграл значимую роль  в процессах вызревания К. Господство  за пределами христианского мира магии, предполагавшей стереотипизацию технологии и экономических отношений, длительное время выступало самым серьезным препятствием на пути капиталистической рационализации всех сфер жизни. Основным тезисом имманентной критики К. выступала в 20 ст. - Й. Шумпетер , Белл и др. - идея о том, что его успехи в политической и экономической областях подрывают его же собственные культурно-ценностные основания. Имелись в виду такие социальные тенденции, как всевозрастающее развращение основной массы населения изобилием, сопряженное с засильем рекламы, поощряющей человеческие слабости и пороки, упадком общественного вкуса и торжеством массовой культуры; атрибутивный для демократического общества популизм  политиков; дестабилизирующее воздействие социально-психологических групп людей, желающих преуспеть в сфере государственной деятельности и склонных в этой связи к авторитарным социальным технологиям ;  упадок аристократии, традиционно лелеявшей художественно-культурные элиты в эпоху доиндустриальных социальных отношений. Симметричным идейным ответом данным взглядам выступает в конце 20 ст. концепция  демократического К. Тем не менее, согласно современным социологическим и политологическим модам ,  термин "К." практически вышел из употребления. также: Демократический капитализм ,  Геополитика ,  Новак. А.А. Грицанов

Значение слова Капитализм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Кондоминиум - – товарищество собственников жилья, образованное собственниками квартир с ...
  • Конформность - усвоение и соблюдение социальным б ктором определенных ...
  • Континентализм - синоним евразийства в узкостратегическом аспекте; близкие понятия ...
  • Консорция - группа  людей, объединенных на короткое время  одной ...
  • Конвиксия - группа  людей с однохарактерными бытом и семейными ...
  • Колония - территория ,  подконтрольная силе, отделенной водным пространством ...
  • Культуризация - процесс  усвоения индивидом ценностей и опыта других ...
  • Катарсис - (от греч. katharsis очищение) англ. catharsis; ...
  • Класс - (от лат. classis разряд, группа )  ...
  • Кибуц - (от др. евр. kibbuc собрание) англ. ...
  • Кейнсианство - (от имени Дж. М. Кейнса) англ. Keynes"ism; ...
  • Кластер - англ. cluster; нем. Cluster. Класс  родственных элементов ...
  • Коллегиальность - (от лат. collegium совместный) англ. collegiate; ...
  • Кодификация - (от лат. codex книга, перечень и facero ...
  • Ренессанс - (от фр. Renaissance Возрождение) англ. Renaissance; ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари