Что такое История? Значение слова История в социологическом словаре

1) История - - движение общества во времени, предмет изучения историографии и философии И. Непосредственно И. предстает как прошлое человеческого общества, ретроспективное освоение которого (признание его как своей собственной И.) открывает человеку  исторический характер современности. Современность непрерывно вырастает из прошлого и, выполняя свою историческую миссию, сама уходит в прошлое. Динамическое единство прошлого и настоящего раскрывает И. как свершение или осуществление некоторой цели (" прогресса  цивилизации", "социальной справедливости", "освобождения человека" и т.п.). И. образует наполняющий время  смысл; от абстрактного календарного времени, служащего средством датирования или измерения длительности процессов, историческое время отличается содержательной определенностью. Оно может быть то более, то менее насыщенным историческими событиями, может течь то медленнее, то быстрее - в зависимости от темпа исторических трансформаций оно может быть временем героев, временем несбывшихся надежд или вовсе историческим безвременьем. Индивид  погружен в И. и реализует себя как человека, соотнося свое социальное  поведение с глубинным течением И. Сравнительный анализ  различных культур обнаруживает разнообразие представлений об И. В частности, если в обществах, заряженных на прогресс, историческое время понимается как текущее из прошлого через настоящее в будущее, то в историческом сознании традиционных обществ прошлое находится впереди настоящего - как образец, к которому надлежит максимально приблизиться. Более того, обнаруживается, что сама идея И. свойственна лишь цивилизованным обществам, появившимся впервые в 4 тысячелетии до н.э.; в архаических (первобытных) обществах господствует мифологическое, а не историческое сознаниеПоэтому архаические общества могут быть в известном смысле определены как доисторические - не имеющие реального опыта И. Идея линейной И. впервые оформляется в античной культуре. Важнейшей предпосылкой привычных для нас представлений об И. явилось христианство ,  в центре внимания которого находятся не природные процессы ,  а определенным образом понятая человеческая И. - И. спасения. Структурируя историческое время последовательностью уникальных событий (сотворение мира и человека, грехопадение первых людей, первое пришествие Христа и его искупительная жертва, открывшая человеку возможность спасения, грядущие конец света и Страшный суд), христианство сформировало представление о линейной направленности и необратимости И., преодолев тем самым циклизм в восприятии времени, свойственный язычеству. Христианство, являясь мировой религией, обращенной к "человеку вообще", заложило основы трактовки И. как единого в своей сущности всемирно-исторического процесса. В новоевропейской культуре историческое сознание получило интенсивное  развитие в конце 18-19 в. 19 в. - "столетие историков" - характеризуется настоящим культом И. В условиях падения влияния традиционных форм религии было осуществлено своеобразное обожествление И. Предполагалось, что ход И. обладает высшей целесообразностью, "в конечном счете" окупает все жертвы и каждому воздает по заслугам. Единственное, о чем должен заботится человек, коль скоро он претендует на участие в И., это - "не отстать от прогресса". Катастрофизм  реального исторического опыта сильно подорвал наивно прогрессистскую веру в гарантированность и провиденциальную разумность И. Разбожествление И. совершалось по-разному. Наиболее раннюю версию, восходящую еще к середине 19 в., представляет собой марксизм :  И. не есть некое богосоразмерное разумное начало, преследующее "высшие" цели, И. создает сам человек, занятый удовлетворением  своих материальных потребностей. Историческое событие образуется пересечением множества индивидуальных действий, столкновением частных интересов, и это случайность ,  которая служит проявлением  исторической необходимости, - объективной эволюции общественного производства. Акцент на анализе материально-экономических процессов демистифицировал идею И., однако вера в непреложную историческую необходимость обернулась мессианством и небывалой жестокостью людей, якобы познавших "объективные законы  общественного развития" и выступивших вершителями "суда И.". Другой вариант реакции на разбожествление И. представляет собой весьма популярный в 20 в. неомифологизм. Историческое время, утратившее высшую целесообразность, становится бессмысленно-мучительным для человека. Неомифологизм пытается преодолеть "кошмар И." посредством актуализации опыта мировосприятия, свойственного архаическим культурам ,  снимающим линейность исторического времени мифом о вечном возвращении. Однако бегство от идеи И. не приводит к прекращению реальных ее кошмаров и означает фактически уклонение от ответственности за происходящее. Сохранение тезиса об исторической ответственности человека стало возможным, как оказалось, посредством антропологизации И. Исторический процесс лишается какого бы то ни было надчеловеческого смысла, единственный смысл И. - это самореализация  человека как свободного существа. Ткань И. образуется творческими ответами человека на безвыходные, с точки зрения прежнего опыта, ситуации. И. не гарантирована человеку, и ход ее не предопределен, И. держится постоянным усилием человека реализовать себя как свободное существо, независимое от внешней обусловленности. Саморазвитие и самоценность человека становятся мерой прогресса как сквозного смысла И. Однако в 20 в. в историческое мышление проникают идеи прерывности и множественности, вообще подрывающие основополагающий тезис о смысловом единстве И. Освоение обширного неевропейского материала выявило скрытый европоцентризм привычного представления об И. как едином всемирно-историческом процессе: смысл И. (неограниченный прогресс) и ее периодизация  (Древний мир - Средние века - Новое время) были определены на основе западного исторического сознания и представляют собой его неправомерную универсализацию. Концептуальная модель  всемирной И. унифицирует изучаемые общества, тогда как реальный исторический материал свидетельствует в пользу их уникальности и открывает И. как многообразие типов исторического развития. Однако оборотной стороной тезиса об уникальности каждой цивилизации является признание их эквивалентности - они равноценны в силу отсутствия общей шкалы, позволяющей произвести их сравнительную оценку; единый поток И. распадается на множество разнородных локальных историй. Тем самым историческое мышление оказывается перед дилеммой: остаться в плену культурного империализма  или вообще лишить И. общей смысловой направленности. Выходом из тупика является, по-видимому, переосмысление сущности исторической реальности. Привычная идеология  прогресса как смысла И. основана на противопоставлении природы и И., природная среда здесь трактуется как пьедестал социально-исторического развития, средство удовлетворения человеческих потребностей. Глобальный экологический кризис ,  демонстрируя невозможность безграничного прогресса, выявляет глубокую укорененность человеческой И. в динамике биосферы Земли и по-новому открывает нам единство судьбы всего человечества (перед лицом возможного самоуничтожения). По-видимому, на смену теории "всемирной И." может прийти концепция  "глобальной И.", основанная на расширенном понимании исторической реальности и сочетании идеи планетарного единства человечества с признанием самобытности локальных социо-природных систем. Причем глобальная И. - это не столько теоретическая, сколько практическая проблемачеловечество должно обрести новый тип историчности, решив две взаимосвязанные задачивыработать стратегию коэволюции общества и природы и обрести прочное глобальное единство посредством диалогического взаимодействия различных культурных традиций. Пока это не произошло, идея И. остается одним из самых загадочных и противоречивых продуктов человеческого разума .  В трактовке современной философии концепт  "И." неуклонно уступает место теории "постистории". : Социальная философия ,  Всемирная история .  В.Н. Фурс

2) История - (history) — 1. Прошлое в целом. 2. Какие-либо письменные исследования прошлого. 3. Записанное прошлое (записанная история ) ; история обществ, обладавших письменностью ;  общества, в которых сохранились письменные свидетельства, зарегистрировавшие устные традиции  (ср. Археология ) . 4. Профессиональная академическая дисциплина ,  связанная с изучением прошлого. Историческое описание  принимает множество форм: популярную, пропагандистскую, академическую. Хотя в последней оно выполняется главным образом историками, академическое историческое описание не ограничивается этим кругом авторов. Многие социологические исследования посвящены определенным историческим обществам или выбирают общие их особенности (см. также Историческая социология ) . Кроме того, каждая академическая дисциплина имеет тенденцию изучать свою собственную историю, например, история науки, история искусства и т.д. Отношения между историей и социологией как академическими дисциплинами были непростыми. Если цель  историков — понимание  и объяснение  специфических исторических ситуаций, социологи чаще относились к полученным данным как к лаборатории для проверки более общих суждений об обществах или их специфических типах (см. также Сравнительный метод ) . Такое общее различие ,  однако, оправданно лишь отчасти, поскольку очевидны присутствие значимых объяснительных оценок в социологии (например, " Протестантская этика и дух капитализма "  Вебера, 1904) и частое обращение  залюмощью к общим суждениям в академической истории (см. также Значимые понимание и объяснение ;  Герменевтика ) . См. также Историческое обобщение ;  Историзм ;  Школа анналов ;  Бродель; Блок ;  Тилли; Маркс; Мур; Андерсон; Манн; Историческая демография ;  Verstehen  (прим.); Идеальный тип ;  Идиографический и номотетический ;  Geisteswissenschaften и Naturwissenschaften  (прим.).

История

- движение общества во времени , предмет изучения историографии и философии И. Непосредственно И. предстает как прошлое человеческого общества, ретроспективное освоение которого ( признание его как своей собственной И.) открывает человек у  исторический характер современности. Современность непрерывно вырастает из прошлого и, выполняя свою историческую миссию, сама уходит в прошлое. Динамическое единство прошлого и настоящего раскрывает И. как свершение или осуществление некоторой цели (" прогресс а  цивилизации", "социальной справедливости", "освобождения человека" и т.п.). И. образует наполняющий время   смысл ; от абстрактного календарного времени, служащего средство м датирования или измерения длительности процесс ов, историческое время отличается содержательной определенностью. Оно может быть то более, то менее насыщенным историческими событиями, может течь то медленнее, то быстрее - в зависимости от темпа исторических трансформаций оно может быть временем героев, временем несбывшихся надежд или вовсе историческим безвременьем. Индивид  погружен в И. и реализует себя как человека, соотнося свое социальное  поведение с глубинным течением И. Сравнительный анализ  различных культур обнаруживает разнообразие представлений об И. В частности, если в обществах, заряженных на прогресс, историческое время понимается как текущее из прошлого через настоящее в будущее , то в историческом сознании традиционных обществ прошлое находится в перед и настоящего - как образец , к которому надлежит максимально приблизиться . Более того , обнаруживается, что сама идея И. свойственна лишь цивилизованным обществам, появившимся впервые в 4 тысячелетии до н.э.; в архаических (первобытных) обществах господствует мифологическое, а не историческое сознание .  Поэтому архаические общества могут быть в известном смысле определены как доисторические - не имеющие реального опыта И. Идея линейной И. впервые оформляется в античной культуре. Важнейшей предпосылкой привычных для нас представлений об И. явилось христианство ,  в центре внимания которого находятся не природные процессы ,  а определенным образом понятая человеческая И. - И. спасения. Структурируя историческое время последовательностью уникальных событий ( сотворение мира и человека, грехопадение первых людей, первое пришествие Христа и его искупительная жертва , открывшая человеку возможность спасения, грядущие конец света и Страшный суд), христианство сформировало представление о линейной направленности и необратимости И., преодолев тем самым циклизм в восприятии времени, свойственный язычеству. Христианство , являясь мировой религией, обращенной к "человеку вообще ", заложило основы трактовки И. как единого в своей сущности всемирно-исторического процесса. В новоевропейской культуре историческое сознание получило интенсивное  развитие в конце 18-19 в. 19 в. - "столетие историков" - характеризуется настоящим культом И. В условиях падения влияния традиционных форм религии было осуществлено своеобразное обожествление И. Предполагалось, что ход И. обладает высшей целесообразность ю, "в конечном счете" окупает все жертвы и каждому воздает по заслугам. Единственное, о чем должен заботится человек, коль скоро он претендует на участие в И., это - "не отстать от прогресса". Катастрофизм  реального исторического опыта сильно подорвал наивно прогрессистскую веру в гарантированность и провиденциальную разумность И. Разбожествление И. совершалось по-разному. Наиболее раннюю версию, восходящую еще к середине 19 в., представляет собой марксизм :  И. не есть некое богосоразмерное разумное начало , преследующее "высшие" цели, И. создает сам человек, занятый удовлетворением  своих материал ьных потребностей. Историческое событие образуется пересечением множества индивидуальных действий, столкновением частных интересов, и это случайность ,  которая служит проявлением  исторической необходимости, - объективной эволюции общественного производства. Акцент на анализе материально-экономических процессов демистифицировал идею И., однако вера в непреложную историческую необходимость обернулась мессианством и небывалой жестокостью людей, якобы познавших "объективные законы  общественного развития" и выступивших вершителями "суда И.". Другой вариант реакции на разбожествление И. представляет собой весьма популярный в 20 в. неомифологизм. Историческое время, утратившее высшую целесообразность, становится бессмысленно-мучительным для человека. Неомифологизм пытается преодолеть "кошмар И." посредством актуализации опыта мировосприятия, свойственного архаическим культурам ,  снимающим линейность исторического времени мифом о вечном возвращении. Однако бегство от идеи И. не приводит к прекращению реальных ее кошмаров и означает фактически уклонение от ответственности за происходящее. Сохранение тезис а об исторической ответственности человека стало возможным, как оказалось, посредством антропологизации И. Исторический процесс лишается какого бы то ни было надчеловеческого смысла, единственный смысл И. - это самореализация  человека как свободного существа. Ткань И. образуется творческими ответами человека на безвыходные, с точки зрения прежнего опыта, ситуации. И. не гарантирована человеку, и ход ее не предопределен, И. держится постоянным усилием человека реализовать себя как свободное существо , независимое от внешней обусловленности. Саморазвитие и самоценность человека становятся мерой прогресса как сквозного смысла И. Однако в 20 в. в историческое мышление проникают идеи прерывности и множественности, вообще подрывающие основополагающий тезис о смысловом единстве И. Освоение обширного неевропейского материала выявило скрытый европоцентризм привычного представления об И. как едином всемирно-историческом процессе: смысл И. ( неограниченный прогресс) и ее периодизация  (Древний мир - Средние века - Новое время) были определены на основе западного исторического сознания и представляют собой его неправомерную универсализацию. Концепт уальная модель  всемирной И. унифицирует изучаемые общества, тогда как реальный исторический материал свидетельствует в пользу их уникальности и открывает И. как многообразие типов исторического развития. Однако оборотной стороной тезиса об уникальности каждой цивилизации является признание их эквивалентности - они равноценны в силу отсутствия общей шкалы, позволяющей произвести их сравнительную оценку; единый поток И. распадается на множество разнородных локальных историй. Тем самым историческое мышление оказывается перед дилеммой: остаться в плену культурного империализма  или вообще лишить И. общей смысловой направленности. Выходом из тупика является, по-видимому , переосмысление сущности исторической реальности. Привычная идеология  прогресса как смысла И. основана на противопоставлении природы и И., природная среда здесь трактуется как пьедестал социально-исторического развития, средство удовлетворения человеческих потребностей. Глобальный экологический кризис ,  демонстрируя невозможность безграничного прогресса, выявляет глубокую укорененность человеческой И. в динамике биосферы Земли и по-новому открывает нам единство судьбы всего человечества (перед лицом возможного самоуничтожения). По-видимому, на смену теории "всемирной И." может прийти концепция  "глобальной И.", основанная на расширенном понимании исторической реальности и сочетании идеи планетарного единства человечества с признанием самобытности локальных социо-природных систем. Причем глобальная И. - это не столько теоретическая, сколько практическая проблема :  человечество должно обрести новый тип историчности, решив две взаимосвязанные задачи :  выработать стратегию коэволюции общества и природы и обрести прочное глобальное единство посредством диалогического взаимодействия различных культурных традиций. Пока это не произошло, идея И. остается одним из самых загадочных и противоречивых продуктов человеческого разума .  В трактовке современной философии концепт  "И." неуклонно уступает место теории "постистории". : Социальная философия ,  Всемирная история .  В.Н. Фурс

(history) — 1. Прошлое в целом. 2. Какие-либо письменные исследования прошлого. 3. Записанное прошлое (записанная история ) ; история обществ, обладавших письменностью ;  общества , в которых сохранились письменные свидетельства, зарегистрировавшие устные традиции  (ср. Археология ) . 4. Профессиональная академическая дисциплина ,  связанная с изучением прошлого. Историческое описание  принимает множество форм: популярную, пропагандистскую, академическую. Хотя в последней оно выполняется главным образом историками, академическое историческое описание не ограничивается этим кругом авторов. Многие социологические исследования посвящены определенным историческим обществам или выбирают общие их особенности (см. также Историческая социология ) . Кроме того , каждая академическая дисциплина имеет тенденцию изучать свою собственную историю, например, история науки, история искусства и т.д. Отношения между историей и социологией как академическими дисциплинами были непростыми. Если цель  историков — понимание  и объяснение  специфических исторических ситуаций, социологи чаще относились к полученным данным как к лаборатории для проверки более общих суждений об обществах или их специфических типах (см. также Сравнительный  метод ) . Такое общее различие ,  однако , оправданно лишь отчасти, пос коль ку очевидны присутствие значимых объяснительных оценок в социологии (например, " Протестантская этика и дух капитализма "  Вебера, 1904) и частое обращение  залюмощью к общим суждениям в академической истории (см. также Значимые понимание и объяснение ;  Герменевтика ) . См. также Историческое обобщение ;  Историзм ;  Школа анналов ;  Бродель; Блок ;  Тилли; Маркс; Мур; Андерсон; Манн; Историческая демография ;  Verstehen  (прим.); Идеальный тип ;  Идиографический и номотетический ;  Geisteswissenschaften и Naturwissenschaften  (прим.).

Значение слова История в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Искусство - (art) — см. Социология искусства .  ...
  • Иудаизм - (Judaism) — самая древняя из трех наиболее широко ...
  • Изобретательство - творческий процесс ,  направленный на разрешение противоречия ...
  • Идеология - (от греч. idea понятие ,  представление и ...
  • Идентификация - (лат. identificare отождествлять) отождествление, уподобление, опознание, ...
  • Игра - разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой ...
  • Инновация - (позднелат. innovatio, англ. innovation нововведение )  ...
  • Интеграция - совокупность  взаимодействий согласованности, скоординированности в действиях между ...
  • Институционализация - процесс  упорядочения и формализации социальных связей, что ...
  • Индикатор - доступная наблюдению и измерению характеристика изучаемого объекта ...
  • Ингруппа - группа  или социальная категория ,  по отношению к ...
  • Исследование - вид систематизированной познавательной деятельности, направленный на получение ...
  • Инфильтрация - проникновение индивида  в более высокий по статусу ...
  • Измерение - применение инструментария для подсчета или любого другого ...
  • Истеблишмент - господствующая верхушка, правящие круги. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари