Что такое Интервьюер? Значение слова Интервьюер в социологическом словаре

Интервьюер - (англ. interviewer) - лицо, проводящее интервьюФункции И. зависят от характера исследования, вида интервью и в полном объеме включают следующие процедуры: а) отбор единиц наблюдения на основе макета выборки; б) обеспечение необходимой ситуации интервью; в) проведение беседы с опрашиваемым; г) регистрация ответов; д) приведение в порядок опросных материалов для передачи их социологу; е) запись своих общих впечатлений от интервью или специальных замечаний. К традиционным функциям  И. в последнее время  все чаще стала добавляться еще одна - экспертное наблюдение  в процессе  интервью за поведением  опрашиваемого. Рез-ты наблюдения И., его оценки ,  замечания относительно поведения опрашиваемого, различн. характеристик его ответов, всей ситуации интервью в целом представляют собой ценную информацию методич. характера. Работа  с И. начинается с отбора кандидатур. В настоящее время разработано множество принципов подбора кандидатов в И. Практически каждый социологич. центр, располагающий постоянной сетью И., имеет свои принципы  отбора. В России подобные центры стали создаваться сравнительно недавно, поэтому общие принципы подбора недостаточно еще разработаны. Как правило ,  к этой работе привлекаются на обществ. началах люди различн. профессий, чаще всего студенты вузов, учителя, аспиранты. Первое требование к кандидату в И. - это располагающая внешность. Затем следует целый ряд необходимых качеств, к-рые выявляются с помощью многократного тестирования: добросовестность, психологич. устойчивость, восприимчивость, общительностьаккуратность, сообразительность, интеллектуальное развитие ,  непредвзятость, объективность  и т. п. И. должен уметь слушать собеседника, не перебивать его, вместе с тем не позволять слишком отклоняться от темы интервью; должен обладать хорошей манерой Речи, умением держаться непринужденно, раскованно, выглядеть здоровым, бодрым, опрятным. Как показывает опыт, из 100 кандидатов после тестирования, устных и письменных проверок остается не более 10. С отобранными кандидатурами проводится серьезная работа по подготовке, к-рая включает следующие этапы: 1) вводная беседа с социологом; 2) ознакомление с инструкцией для И.; 3) ознакомление с планом интервью или опросником; 4) пробные интервью между собой; 5) проверочное интервью с инструктором; 6) показательное интервью, проводимое социологом с одним из И.; 7) контрольное интервью с незнакомым лицом, проводимое под наблюдением социолога. Разработаны и применяются на практике также различн. способы контроля за качеством  работы И.: периодические прослушивания социологом интервью, выбороч. проверки качества заполненных опросных листов, повторные проверочные интервью, проводимые социологом. От правильного поведения И. во время беседы также во многом зависит качество получаемой информации. В связи с этим разработаны несколько непреложных правил, нарушать к-рые И. не должен. В специальных "Азбуках для интервьюера "  подчеркивается, что И. ни в коем случае не должен менять самостоятельно формулировки и порядок вопросов в опросном листе; не должен добавлять чего-либо от себя к содержанию вопроса; не делать подсказок и наводящих пояснений, должен записывать ответ по возможности дословно. И. должен неукоснительно следовать инструкции, твердо усвоить, что лицо, обозначенное для опроса ,  не может быть заменено другим без ведома социолога, что никогда не следует заполнять опросный лист  самому. Разработаны целевые каталоги качеств, необходимых И. По мнению многих исследователей, женщины более подходят для этой работы. Лучшими интервьюерами являются женщины в возрасте 35 - 45 лет, с высшим образованием ,  с достаточным жизненным опытом и общительные по натуре (Г. Хаймен). Почти во всех зап. центрах по изучению обществ. мнения женщин-интервьюеров больше, чем мужчин (в ин-те Гэллапа 60% интервьюеров - женщины; в ин-те Норка - 85%; в ин-те Роупера - 97%). Серьезной проблемой для социологов является воздействие И., или " эффект  интервьюера". Речь  идет о влиянии личности И. на мнения и поведение опрашиваемых в процессе интервью. При этом воздействовать могут как соц.-демографич. (пол, возраст, образование, соц. происхождение ) , так и индивидуально-личностные характеристики И. (темперамент, общительность, манера речи и поведения, внешность, ценностные ориентации  и целевые установки). Чтобы уменьшить возможность воздействия личностных характеристик, социологи ограничивают количество интервью, проводимых каждым И., до 7-10 в течение всего исследования за счет увеличения числа самих И. Это позволяет также свести до минимума искажения получаемой информации, обусловленные систематич. воздействием И.: "избирательным слушанием" (когда И. слышит в ответ лишь то, что он настроен услышать); "профессионализацией" И., выработкой у него после определенного количества интервью вероятностных и типологич. ожиданий, приводящих к стереоти-пизации записи ответов респондентов. Воздействие ценностных ориентации, целевых установок и соц.-демографич. характеристик И. в определенной степени поддается контролю и учету на этапе обобщения и теоретич. анализа  данных. Лит.: Ноэль Э. Массовые опросы .  Введение в методику демоскопии. М., 1978; Погосян Г. А. Метод  интервью и достоверность  социологической информации. Ереван. 1985; Ядов В.А. Социологическое исследование .  М., 1987; Hyman H.H. Interviewing in social research. Chicago, 1954. Г.А. Погосян.

Интервьюер

(англ. interviewer) - лицо , проводящее интервью .  Функции И. зависят от характера исследования, вида интервью и в полном объеме включают следующие процедуры: а) отбор единиц наблюдения на основе макета выборки; б) обеспечение необходимой ситуации интервью; в) проведение беседы с опрашиваемым; г) регистрация ответ ов; д) приведение в порядок опросных материалов для передачи их социологу; е) запись своих общих впечатлений от интервью или специальных замечаний. К традиционным функциям  И. в после днее время  все чаще стала добавлять ся еще одна - экспертное наблюдение  в процессе  интервью за поведение м  опрашиваемого. Рез-ты наблюдения И., его оценки ,  замечания относительно поведения опрашиваемого, различн. характеристик его ответов, всей ситуации интервью в целом представляют собой ценную информацию методич. характера. Работа  с И. начинается с отбора кандидатур. В настоящее время разработано множество принципов подбора кандидатов в И. Практически каждый социологич. центр , располагающий постоянной сетью И., имеет свои принципы  отбора. В России подобные центры стали создаваться сравнительно недавно , по этом у общие принципы подбора недостаточно еще разработаны. Как правило ,  к этой работе привлекаются на обществ. началах люди различн. профессий, чаще всего студенты вузов, учителя, аспиранты. Первое требование к кандидату в И. - это располагающая внешность . Затем следует целый ряд необходимых качеств, к-рые выявляются с помощью многократного тестирования: добросовестность , психологич. устойчивость , восприимчивость , общительность ,  аккуратность , сообразительность , интеллектуальное развитие ,  непредвзятость, объективность  и т. п. И. должен уметь слушать собеседника, не перебивать его, вместе с тем не позволять слишком отклоняться от темы интервью; должен обладать хорошей манерой Речи , умением держаться непринужденно, раскованно, выглядеть здоровым, бодрым, опрятным. Как показывает опыт , из 100 кандидатов после тестирования, устных и письменных проверок остается не более 10. С отобранными кандидатурами проводится серьезная работа по подготовке, к-рая включает следующие этапы: 1) вводная беседа с социологом; 2) ознакомление с инструкцией для И.; 3) ознакомление с планом интервью или опросником; 4) пробные интервью между собой; 5) проверочное интервью с инструктором; 6) показательное интервью, проводимое социологом с одним из И.; 7) контрольное интервью с незнакомым лицом, проводимое под наблюдением социолога. Разработаны и применяются на практике также различн. способы контроля за качество м  работы И.: периодические прослушивания социологом интервью, выбороч. проверки качества заполненных опросных листов , повторные проверочные интервью, проводимые социологом. От правильного поведения И. во время беседы также во многом зависит качество получаемой информации. В связи с этим разработаны несколько непреложных правил, нарушать к-рые И. не должен. В специальных "Азбуках для интервьюера "  подчеркивается, что И. ни в коем случае не должен менять самостоятельно формулировки и порядок вопросов в опросном листе; не должен добавлять чего-либо от себя к содержанию вопроса; не делать подсказок и наводящих пояснений, должен записывать ответ по возможности дословно. И. должен неукоснительно следовать инструкции , твердо усвоить , что лицо, обозначенное для опроса ,  не может быть заменено другим без ведома социолога, что ни когда не следует заполнять опросный лист  самому. Разработаны целевые каталоги качеств, необходимых И. По мнению многих исследователей, женщины более подходят для этой работы. Лучшими интервьюерами являются женщины в возраст е 35 - 45 лет, с высшим образование м ,  с достаточным жизненным опытом и общительные по натуре (Г. Хаймен). Почти во всех зап. центрах по изучению обществ. мнения женщин-интервьюеров больше , чем мужчин (в ин-те Гэллапа 60% интервьюеров - женщины; в ин-те Норка - 85%; в ин-те Роупера - 97%). Серьезной проблемой для социологов является воздействие И., или " эффект  интервьюера". Речь  идет о влиянии личности И. на мнения и поведение опрашиваемых в процессе интервью. При этом воздействовать могут как соц.-демографич. (пол, возраст, образование, соц. происхождение ) , так и индивидуально-личностные характеристики И. ( темперамент , общительность, манера речи и поведения, внешность, ценностные ориентации  и целевые установки). Чтобы уменьшить возможность воздействия личностных характеристик, социологи ограничивают количество интервью, проводимых каждым И., до 7-10 в течение всего исследования за счет увеличения числа самих И. Это позволяет также свести до минимума искажения получаемой информации, обусловленные систематич. воздействием И.: "избирательным слушанием" (когда И. слышит в ответ лишь то, что он настроен услышать ); "профессионализацией" И., выработкой у него после определенного количества интервью вероятностных и типологич. ожиданий, приводящих к стереоти-пизации записи ответов респондентов. Воздействие ценностных ориентации, целевых установок и соц.-демографич. характеристик И. в определенной степени поддается контролю и учету на этапе обобщения и теоретич. анализа  данных. Лит.: Ноэль Э. Массовые опросы .  Введение в методику демоскопии. М., 1978; Погосян Г. А. Метод  интервью и достоверность  социологической информации. Ереван . 1985; Ядов В.А. Социологическое исследование .  М., 1987; Hyman H.H. Interviewing in social research. Chicago, 1954. Г.А. Погосян.

Значение слова Интервьюер в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Индустриализация - процесс  создания крупного машинного производства во всех ...
  • Институция - целое, меньшее, чем институт :  социальная практика ...
  • Интерес - обусловленная наличием конкретных потребностей направленность индивида  на значимые ...
  • Институционализация - 1. Образование  стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на ...
  • Игра - 1. Свободная деятельность ,  являющаяся формой самовыражения ...
  • Изменение - процесс  движения и взаимодействия предметов и явлений, ...
  • Идеология - (от греч. idea идея, образ  и logos ...
  • Интерсубъективность - состояние, при кром люди получают возможность взаимодействовать ...
  • Инновация - – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в ...
  • Изобретение - – новое, обладающее существенными отличиями техническое решение  задачи ...
  • Интеграция - – процесс  объединения усилий различных подсистем (подразделений) для ...
  • Интернализация - понятие ,  обозначающее процесс ,  в ходе ...
  • Индустриализация - процесс  непрерывного экономического роста, являющегося следствием приложения ...
  • Интеграция - в геополитике означает многообразные формы объединения нескольких ...
  • Культура - некоторое сложное целое, включающее в себя духовные ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари