Что такое Игра? Значение слова Игра в социологическом словаре

1) Игра - - англ. play /game; нем. Spiel. 1. Непринудительная, свободная деятельность  (в противоположность  утилитарно-практической); является формой самовыражения субъекта ,  направленной на удовлетворение  потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжения, а также на развитие  определенных навыков, и умений. 2. По Дж. Г. Миду - деятельность, в процессе  к-рой ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности ,  установки и учится исполнять определенные социальные роли.

2) Игра - - 1. Свободная деятельность ,  являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение  потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие  определенных навыков и умений. 2. Согласно Дж.Г. Миду - деятельность, в процессе  к-рой ребенок, подражая взрослым, воспринимает их ценности  и установки и учится исполнять определенные роли.

3) Игра - - разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду  возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей. И. - одно из ключевых понятий современной культурологии. В широкий научный обиход вошло в значительной степени благодаря классической работе И. Хейзинги " Homo Ludens "  (1938). Современный интерес  к проблеме игрового элемента  в культуре обусловлен характерным для гуманитарной мысли 20 в. стремлением выявить глубинные дорефлексивные основания человеческого существования, связанные с присущим лишь человеку  способом переживания реальности. И. при этом трактуется как форма  существования человеческой свободы (Ж.-П. Сартр), высшая страсть, доступная в полной мере лишь элите ( Ортега-и-Гассет  - ), самоценная деятельность ,  вовлекающая индивида в свою орбиту как "превосходящая его действительность" (Г.-Г. Гадамер). И. - многогранное понятие ,  обозначающее как особый адогматичный тип миропонимания, так и совокупность  определенных форм человеческой деятельности. Классификация  последних предполагает выделение: состязаний; И., основанных на имитации, подражании (театр, религиозные ритуалы ,  и т.п.); азартных И. с вероятностным исходом (лотерея, рулетка, карты); продуктивной И. человеческого воображения. Высшая ценность  И. - не в результате, а в самом игровом процессе .  В любой разновидности И. присутствуют в различном соотношении два первоначала. Первое из них связано с острыми эмоциональными переживаниями игроков и наблюдателей, достижением  возбужденно-экстатического состояния; второе, напротив, рационально по своей природе, в его рамках четко определяются правила И. и строго требуется их соблюдение. Нарушение правил ведет к исключению из данной И. Система правил  создает специфическое игровое пространство ,  моделирующее реальность, дополняющее ее или противостоящее ей. В процессе И. возникают "иные миры", лишающие ореола сакральности наличное положение дел, парадоксально сочетающие воспроизведение актуальных стереотипов культуры (и их усвоение в процессе И.) с их ироническим, "игровым" переосмыслением. В системе культуры И. выполняет ряд функций. Она служит одним из средств первичной социализации, способствуя вхождению нового поколения в человеческое сообщество .  И. также является сферой эмоционально насыщенной коммуникации, объединяющей людей с различным социальным положением и профессиональным опытом. Кроме того, пространство И. сохраняет и воспроизводит архаичные навыки  и ценности ,  утратившие с ходом времени свой первоначальный практический смысл. И. имеет немалую ценность и в качестве элемента творческого поиска, высвобождающего сознание  из-под гнета стереотипов, она способствует построению вероятностных моделей исследуемых явлений, конструированию новых художественных или философских систем или просто спонтанному самовыражению индивида. Любая инновация  в культуре первоначально возникает как своеобразная И. смыслами и значениями, как нетривиальное осмысление наличного культурного материала и попытка выявить варианты его дальнейшей эволюции. И. умирает, когда исчезает грань условности и жизни. При этом возможны как вторжение реальности в мир грез, подменяющее "магическую реальность" примитивной прагматикой, так и экспансия умозрительных построений в реальную действительность, мистифицирующая практический опыт и подменяющая рациональные программы деятельности отвлеченными лозунгами и несбыточными обещаниями. Произвол воображения, покинувшего четко обозначенные границы пространства И., порождает, наряду с другими проблемами, рискованные социальные эксперименты  и одержимое мифотворчество. М.Р. Жбанков

4) Игра - (play) — деятельность ,  которая является добровольной, приносит удовольствие и не имеет никакой иной очевидной цели, кроме удовольствия. Классическим осмыслением формы игры в социальной жизни является концепция  общительности Зиммеля. Хотя общительность  в идеале  должна разойтись со своей "серьезной" целью ,  важность функций, выполняемых общительностью и игрой, не оставляет никаких сомнений. См. также Homo ludens  (прил.); Досуг ;  Социология спорта .  Несомненна важность функции игры в детской социализации. Игра  многими считается необходимой для физического развития, учения, социального поведения, развития личности (см. Миллар, 1968). Игровая терапия используется в качестве метода  понимания детских психологических проблем и оказания помощи в их решении (См. Клейн).

Игра

- англ. play /game; нем. Spiel. 1. Непринудительная, свободная деятельность  (в противоположность  утилитарно-практической); является формой самовыражения субъекта ,  направленной на удовлетворение  потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжения, а также на развитие  определенных навыков, и умений. 2. По Дж. Г. Миду - деятельность, в процессе  к-рой ребенок , подражая взрослым, воспринимает их ценности ,  установки и учится исполнять определенные социальные роли .

- 1. Свободная деятельность ,  являющаяся формой самовыражения субъекта и направленная на удовлетворение  потребностей в развлечении, удовольствии, снятии напряжений, а также на развитие  определенных навыков и умений. 2. Согласно Дж.Г. Миду - деятельность, в процессе  к-рой ребенок , подражая взрослым, воспринимает их ценности  и установки и учится исполнять определенные роли .

- разновидность физической и интеллектуальной деятельности, лишенная прямой практической целесообразности и представляющая индивиду  возможность самореализации, выходящей за рамки его актуальных социальных ролей. И. - одно из ключевых понятий современной культурологии. В широкий научный обиход вошло в значительной степени благодаря классической работе И. Хейзинги " Homo Ludens "  (1938). Современный интерес  к проблеме игрового элемента  в культуре обусловлен характерным для гуманитарной мысли 20 в. стремлением выявить глубинные дорефлексивные основания человеческого существования, связанные с присущим лишь человеку  способом переживания реальности. И. при этом трактуется как форма  существования человеческой свободы (Ж.-П. Сартр), высшая страсть, доступная в полной мере лишь элите ( Ортега-и-Гассет  - ), самоценная деятельность ,  вовлекающая индивида в свою орбиту как "превосходящая его действительность" (Г.-Г. Гадамер). И. - многогранное понятие ,  обозначающее как особый адогматичный тип миропонимания, так и совокупность  определенных форм человеческой деятельности. Классификация  последних предполагает выделение: состязаний; И., основанных на имитации, подражании (театр, религиозные ритуалы ,  и т.п.); азартных И. с вероятностным исходом (лотерея, рулетка, карты); продуктивной И. человеческого воображения. Высшая ценность  И. - не в результате, а в самом игровом процессе .  В любой разновидности И. присутствуют в различном соотношении два первоначала. Первое из них связано с острыми эмоциональными переживаниями игроков и наблюдателей, достижением  возбужденно-экстатического состояния; второе, напротив, рационально по своей природе, в его рамках четко определяются правила И. и строго требуется их соблюдение. Нарушение правил ведет к исключению из данной И. Система правил  создает специфическое игровое пространство ,  моделирующее реальность, дополняющее ее или противостоящее ей. В процессе И. возникают "иные миры", лишающие ореола сакральности наличное положение дел, парадоксально сочетающие воспроизведение актуальных стереотипов культуры (и их усвоение в процессе И.) с их ироническим, "игровым" переосмыслением. В системе культуры И. выполняет ряд функций. Она служит одним из средств первичной социализации, способствуя вхождению нового поколения в человеческое сообщество .  И. также является сферой эмоционально насыщенной коммуникации, объединяющей людей с различным социальным положением и профессиональным опытом. Кроме того, пространство И. сохраняет и воспроизводит архаичные навыки  и ценности ,  утратившие с ходом времени свой первоначальный практический смысл. И. имеет немалую ценность и в качестве элемента творческого поиска, высвобождающего сознание  из-под гнета стереотипов, она способствует построению вероятностных моделей исследуемых явлений, конструированию новых художественных или философских систем или просто спонтанному самовыражению индивида. Любая инновация  в культуре первоначально возникает как своеобразная И. смыслами и значениями, как нетривиальное осмысление наличного культурного материала и попытка выявить варианты его дальнейшей эволюции. И. умирает, когда исчезает грань условности и жизни. При этом возможны как вторжение реальности в мир грез, подменяющее "магическую реальность" примитивной прагматикой, так и экспансия умозрительных построений в реальную действительность, мистифицирующая практический опыт и подменяющая рациональные программы деятельности отвлеченными лозунгами и несбыточными обещаниями. Произвол воображения, покинувшего четко обозначенные границы пространства И., порождает, наряду с другими проблемами, рискованные социальные эксперименты  и одержимое мифотворчество. М.Р. Жбанков

(play) — деятельность ,  которая является добровольной, приносит удовольствие и не имеет никакой иной очевидной цели, кроме удовольствия. Классическим осмыслением формы игры в социальной жизни является концепция  общительности Зиммеля. Хотя общительность  в идеале  должна разойтись со своей "серьезной" целью ,  важность функций, выполняемых общительностью и игрой, не оставляет никаких сомнений. См. также Homo ludens  (прил.); Досуг ;  Социология спорта .  Несомненна важность функции игры в детской социализации. Игра  многими считается необходимой для физического развития, учения, социального поведения, развития личности (см. Миллар, 1968). Игровая терапия используется в качестве метода  понимания детских психологических проблем и оказания помощи в их решении (См. Клейн).

Значение слова Игра в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Интерсубъективность - состояние, при кром люди получают возможность взаимодействовать ...
  • Инновация - – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в ...
  • Изобретение - – новое, обладающее существенными отличиями техническое решение  задачи ...
  • Интеграция - – процесс  объединения усилий различных подсистем (подразделений) для ...
  • Интернализация - понятие ,  обозначающее процесс ,  в ходе ...
  • Индустриализация - процесс  непрерывного экономического роста, являющегося следствием приложения ...
  • Интеграция - в геополитике означает многообразные формы объединения нескольких ...
  • Идентичность - (от лат. identicus тот же, одинаковый) ...
  • Иммиграция - (от лат. immigro поселяюсь) англ. immigration; ...
  • Имидж - (от англ. image образ ,  представление )  ...
  • Иллюзия - (от лат. illusio обман) англ. illusion; ...
  • Изоляция - англ. isolation; нем. Isolation. Обособление, уединение индивидов ...
  • Изобретение - англ. invention; нем. Erfindung. Отличающееся существенной новизной ...
  • Изменение - англ. change; нем. Veranderung; Wandel. Процесс  движения ...
  • Японизация - (Japanization) — принятие японской организационной практики в других ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари