(от лат. identifi-со - отождествляю) - англ. identification; нем. Identifizierung. 1. Установление тождественности объектов на основании тех или иных признаков. 2. В соц. психологии - процесс отождествления индивид а с тем или иным объектом, человеком или группой, происходящий на основе усвоения присущих им свойств, стандартов, ценностей, соц. установок и ролей. 3. По 3. Фрейду - психол. процесс, в ходе к-рого индивид ассимилирует к.-л. аспект , свойство или атрибут другого, в результате чего происходит частичная или полная трансформация его личности по образу и подобию другого. 4. В теории информации - этап обработки информации, связанный с выявлением смыслового содержания сигнала и установлением его тождества с реальным объектом. См. КИБЕРНЕТИКА .
- перенесение личностных качеств другого человека на себя, стремление актуализировать в своей личности те же качества, которым обладает выбранный образец.
(от лат. identificare - отождествлять) - психологич. категория , отражающая процесс и рез-т эмоционального и иного самоотождествления индивид а с др. человеком, группой, образцом или идеалом. Термин "И. берет начало в психоанализе , в к-ром И. интерпретируется главным образом как бессознательный процесс подражания поведению или определенным качествам того лица, с к-рым индивид себя отождествляет. В соц.-психологич. и социологич. литературе термин приобрел более широкое значение . соц. психологии и психологии личности И. означает имитацию, подражательное поведение эмоциональное слияние, переживание субъектом той или иной степени тождественности с объектом. В социологич. литературе под И. обычно понимают один из механизмов социализации личности, посредством к-рого приобретаются и усваиваются нормы , идеалы , ценности , роли и моральные качества представителей тех соц. групп, к к-рым принадлежит данный индивид. И. - одно из основных понятий психоанализа. Введено З. Фрейдом, в теории к-рого оно употребляется в двух значениях. В исторически первом из них оно обозначает установление тождества между галлюцинаторными образами, к-рые якобы способны порождаться сами по себе, без участия внешнего мира, неудовлетворенными инстинктами, с одной стороны, и образами действительных объектов, реально удовлетворяющих желание человека , с другой . Во втором, более позднем и основном для психоанализа значении И. понимается как один из существенных механизмов формирования личностно-моральной инстанции супер-Эго: чтобы подавить свои инстинкты и тем избежать наказания, ребенок частично отождествляет себя с родителями, с авторитетными лицами, и этим путем интериоризи-рует их ценности, моральные нормы и запреты, а также соответствующие формы поведения. В работах Анны Фрейд И. толкуется как один из комплексных механизмов психологич. защиты своего "Я". Этот механизм включает более частные механизмы интроекции и проекции. Проекция - это процесс непроизвольного приписывания субъектом др. человеку тех своих мыслей и чувств, к-рые вызывают у самого субъекта чувства вины и тревоги. Интроекция - воплощение в своей индивидуальной форме личностных свойств др. человека. Если у 3. Фрейда И. выступает прежде всего как способ защиты личности от давления инстинктов, то у А. Фрейд И. толкуется как механизм защиты "Я" от внешних угрожающих объектов. Таков механизм "идентификации с агрессором": испытывая или антиципируя угрозу со стороны другого, субъект бессознательно уподобляется ему, имитирует его позицию и своими агрессивными действиями блокирует угрозу. В настоящее время термин И. все шире применяется в возрастной психологии для обозначения одного из существенных механизмов становления личности через неосознаваемое уподобление себя своему герою, идеалу, авторитетному лицу. Лит.: Freud S. Introductory lectures on psychoanalysis. L., 1929; Bandura A., Walters R.A. Social learning and personality development. N.Y., 1963; Identification, Socialisations/Encyclopedia of Psychology. N.Y., 1972. Vol. 2; Freud A. The ego and the mechanisms of defence. N.Y., 1977; Hergenbahn B.R. An introduction to theories of personality. Englewood Cliffs, 1980. Л.А. Анциферова, В.А. Соснин.
- признание тождественности, опознание, в социологии процесс эмоционального и иного самоотождествления человека с другим человеком, группой, образцом.
— это способ осознания человеком принадлежности к той или иной социальной общности.
- процесс эмоционального и сознательного самоотождествления личности с другим человеком, социальной группой, идеалом, освоения ею норм, ценностей, стандартов поведения тех социальных общностей, к которым принадлежит или стремиться принадлежать данный индивид .
(лат. identificare - отождествлять) - отождествление, уподобление, опознание, установление совпадения объектов. В психологии термин "И." впервые введен З. Фрейдом , рассматривавшим И. как бессознательный процесс подражания, как самое раннее проявление эмоциональной привязанности ребенка к матери, эмоциональное слияние с ней, а также как способ защиты личности от давления инстинктов, как один из механизмов формирования личностно-моральной инстанции сверх-Я (супер-эго) через отождествление ребенком себя с родителями или иным авторитетом и таким путем интериоризации их моральных норм и запретов, ценностей и соответствующих форм поведения. В неортодоксальном психоанализе трактование И. обрело более широкое значение , как механизма психологической защиты "Я" от внешних угрожающих объектов, как центрального механизма формирования способности личности к саморазвитию. Субъектами И. чаще выступают дети, подростки, взрослые. Объектом ( моделью ) И. являются как реальные люди (родители, сверстники, близкие люди), так и идеальные лица (например, герои художественных произведений) или даже животные. В качестве модели И. может быть лицо, по отношению к которому переживаются как позитивные, так и негативные чувства. В современной психологии и социальных дисциплинах термин "И." используется в следующих значениях: 1) уподобление (чаще неосознанное) в форме переживаний и действий субъектом себя иному лицу (модели), в качестве которого может выступать авторитет , значимый другой (друг, учитель, родитель и др.), на основании установившейся тесной эмоциональной связи с ним. Один из механизмов становления личности, формирования полоролевой идентичности, ценностных ориентаций, усвоения норм и образцов поведения; 2) механизм психологической защиты, проявляющийся в имитации, бессознательном подражательном поведении, уподоблении объекту , вызывающему страх или тревогу; 3) механизм проекции, непроизвольного приписывания субъектом другому лицу своих вытесненных мыслей, мотивов, желаний, качеств, чувств и переживаний, которые вызывают у самого субъекта чувства вины или тревоги, а также восприятие субъектом другого человека как продолжения себя самого; 4) механизм постановки себя на место другого, проявляющийся в виде сопереживания, эмпатии, перенесения субъектом в состояние, обстоятельства другого человека и обеспечивающий более успешное понимание и взаимодействие ; отождествление с персонажем, героем художественного произведения. В социологии и социальной психологии И. - один из важнейших механизмов социализации личности, проявляющийся в отождествлении индивид ом себя с определенной группой или общностью (номинальной или реальной, большой или малой и др.). И. способствует активному освоению образцов и стереотипов поведения, присущих членам этой группы, принятию в качестве собственных групповых норм, целей, социальных ролей, установок, идеалов. В инженерной и юридической психологии И. - это опознание, распознавание через сличение, сопоставление одного объекта с другим с целью установления их сходства или различия, классификации. В этнической психологии И. - механизм формирования и сохранения этнического самосознания и такого его базового феномена, как этническая идентичность . Посредством этнической И. в ходе этнизации усваиваются и транслируются этнические нормы и ценности , стереотипы поведения, традиции и обряды народа, осуществляется влияние на формирование этнически обусловленного мировосприятия. Л.И. Науменко
(identification) — копирование поведения другого, близкое к страстному желанию походить, насколько возможно, на этого человека . Понятие многим обязано пониманию Фрейдом решения Эдипового комплекса через идентификацию с родителем того же пола. Этот процесс ведет к вбиранию нравственных ценностей родителя и формированию Суперэго (" сверх-Я " ). Его использование не всегда является столь строгим, отражая также мимолетное чувство эмпатии к другому человеку. См. также Подражание .