Что такое Идеализм? Значение слова Идеализм в социологическом словаре

1) Идеализм - - англ. idealism; нем. Idealismus. 1. Философская ориентация ,  в противоположность  материализму, рассматривающая сознание ,  дух как первичное по отношению к материи. 2. В социологии - теоретико-методол. ориентации, придающие основное значение  в объяснении соц. явлений и процессов духовным и идеальным факторам. См. ИНТЕРАКЦИОНИЗМ СИМВОЛИЧЕСКИЙ ,  ФЕНОМЕНОЛОГИЯ .  3. Тип мышления и поведения в повседневной жизни; И. характеризуется установкой на духовные ценности

2) Идеализм - (idealism) — 1. ( Философия )  учение, утверждающее, что мир, с которым мы сталкиваемся, частично или полностью является конструкцией идей. 2. ( Социология )  доктрина, согласно которой социология должна давать объяснения, прежде всего, обращаясь к субъективным и осознанным усилиям людей (См. также Значимые понимание и объяснение ) . В философии идеализм  — одна из двух основных возможностей, возникающих при рассмотрении отношений между разумом или субъектом и миром или объектом (см. Субъект и объект ;  Эпистемология ) . Для познания мира субъектом идеализм предполагает руководствоваться идеями либо теориями, формирующими мир так, как он воспринимается или мыслится. Это означает оценку его эпистемологической противоположности, эмпиризма ,  как наивного в утверждении о том, что чувственный опыт — единственный источник достоверного знания, а разум  изначально является бессодержательным и пассивным. Согласно идеализму Платона ,  объекты  мира были несовершенными версиями идеальных объектов, составлявшими их сущность. Современный идеализм происходит от Канта и Гегеля. Кант доказывает двухстороннее отношение  между разумом и миром, причем первый придает универсальные формы, посредством которых субстанциальный и эмпирический  мир может восприниматься и осмысливаться. Это ведет к тому, что объективно существующий внешний мир, не структурированный разумом, — непознаваем и что имеется понимание ,  но не знание  разума самого по себе — "номинального", и оно не структурировано формами, которые делают возможным эмпирическое познание ,  например, пространства, времени и причинности. Гегель, отвергая кантовский непознаваемый мир в себе", достигает полностью идеалистического согласования разума и субъекта как по существу социальных и исторических и одновременно мира, каким он сам себя создал или постулировал в последовательных категориях  разума и субъекта. Он предпринимает Ревизию логики (см. Диалектика ) , с миром, который сам по себе (а не просто "разумом") задуман как последовательность аргументов. Идея о том, что скорее разум конструирует мир, чем наоборот, наиболее очевидна в широком спектре социологических теорий, воспринимающих социальный  мир как результат осознанной деятельности человека ,  обязательно предполагающей мышление и "идеи". "Люди" являются "субъектами", хорошо осведомленными о ситуациях, в которых находятся, и обдумывающими (см. Интенционалъностъ) свои действия. Объяснение  деятельности обязательно предполагает ссылку на эту осмысленность и "интерпретирует осмысление" действий обращением  к намерению, мотиву  и разуму. См. также Уинн. Наиболее значительному критическому анализу  смысл 1 подверг Маркс, предпринявший попытку "материалистически" развить Гегеля, поставив его на ноги. Форма  социальной истории и развития определяется не последовательными постулированиями "идей", то есть основополагающими движениями разума в непрерывном ряду "духов" определенных "эпох", но одним лишь спектром социальных сил, особенно экономических. По Марксу, именно экономические изменения лежат в основе всех идеологических изменений. Этот акцент на социально-экономический фундамент он оценивает как новую форму материализма ,  сохраняющую, однако, многое от "диалектики" Гегеля (см. также Диалектический материализм ) . Недавняя дискуссия  по реставрации "материализма" расширила критический анализ Марксом смысла 2, подчеркнув "материальные" аспекты субъективности, в частности, ее построение в социальном контексте ,  в противоположность идеалистическому субъекту. При этом "субъект" и "объект", "разум" и "мир" построены по существу в социальном и подсознательном симбиозе и внедрены в социальную практику.

Идеализм

- англ. idealism; нем. Idealismus. 1. Философская ориентация ,  в противоположность  материализму, рассматривающая сознание ,  дух как первичное по отношению к материи. 2. В социологии - теоретико-методол. ориентации, придающие основное значение  в объяснении соц. явлений и процессов духовным и идеальным факторам. См. ИНТЕРАКЦИОНИЗМ СИМВОЛИЧЕСКИЙ ,  ФЕНОМЕНОЛОГИЯ .  3. Тип мышления и поведения в повседневной жизни; И. характеризуется установкой на духовные ценности . 

(idealism) — 1. ( Философия )  учение, утверждающее, что мир, с которым мы сталкиваемся, частично или полностью является конструкцией идей. 2. ( Социология )  доктрина, согласно которой социология должна давать объяснения, прежде всего, обращаясь к субъективным и осознанным усилиям людей (См. также Значимые понимание и объяснение ) . В философии идеализм  — одна из двух основных возможностей, возникающих при рассмотрении отношений между разумом или субъектом и миром или объектом (см. Субъект и объект ;  Эпистемология ) . Для познания мира субъектом идеализм предполагает руководствоваться идеями либо теориями, формирующими мир так, как он воспринимается или мыслится. Это означает оценку его эпистемологической противоположности, эмпиризма ,  как наивного в утверждении о том, что чувственный опыт — единственный источник достоверного знания, а разум  изначально является бессодержательным и пассивным. Согласно идеализму Платона ,  объекты  мира были несовершенными версиями идеальных объектов, составлявшими их сущность. Современный идеализм происходит от Канта и Гегеля. Кант доказывает двухстороннее отношение  между разумом и миром, причем первый придает универсальные формы, посредством которых субстанциальный и эмпирический  мир может восприниматься и осмысливаться. Это ведет к тому, что объективно существующий внешний мир, не структурированный разумом, — непознаваем и что имеется понимание ,  но не знание  разума самого по себе — "номинального", и оно не структурировано формами, которые делают возможным эмпирическое познание ,  например, пространства, времени и причинности. Гегель, отвергая кантовский непознаваемый мир в себе", достигает полностью идеалистического согласования разума и субъекта как по существу социальных и исторических и одновременно мира, каким он сам себя создал или постулировал в последовательных категориях  разума и субъекта. Он предпринимает Ревизию логики (см. Диалектика ) , с миром, который сам по себе (а не просто "разумом") задуман как последовательность аргументов. Идея о том, что скорее разум конструирует мир, чем наоборот, наиболее очевидна в широком спектре социологических теорий, воспринимающих социальный  мир как результат осознанной деятельности человека ,  обязательно предполагающей мышление и "идеи". "Люди" являются "субъектами", хорошо осведомленными о ситуациях, в которых находятся, и обдумывающими (см. Интенционалъностъ) свои действия. Объяснение  деятельности обязательно предполагает ссылку на эту осмысленность и "интерпретирует осмысление" действий обращением  к намерению, мотиву  и разуму. См. также Уинн. Наиболее значительному критическому анализу  смысл 1 подверг Маркс, предпринявший попытку "материалистически" развить Гегеля, поставив его на ноги. Форма  социальной истории и развития определяется не последовательными постулированиями "идей", то есть основополагающими движениями разума в непрерывном ряду "духов" определенных "эпох", но одним лишь спектром социальных сил, особенно экономических. По Марксу, именно экономические изменения лежат в основе всех идеологических изменений. Этот акцент на социально-экономический фундамент он оценивает как новую форму материализма ,  сохраняющую, однако, многое от "диалектики" Гегеля (см. также Диалектический материализм ) . Недавняя дискуссия  по реставрации "материализма" расширила критический анализ Марксом смысла 2, подчеркнув "материальные" аспекты субъективности, в частности, ее построение в социальном контексте ,  в противоположность идеалистическому субъекту. При этом "субъект" и "объект", "разум" и "мир" построены по существу в социальном и подсознательном симбиозе и внедрены в социальную практику.

Значение слова Идеализм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Инфраструктура - (лат. infra под; structura строение) ...
  • Информация - (от лат. informatio разъяснение, изложение) в ...
  • Институт - – самостоятельное высшее учебное заведение или часть (структурное ...
  • Инвалидность - – нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, ...
  • Интервью - – метод  сбора социальных данных на индивидуальном уровне. ...
  • Инновация - (innovation) – разработка и внедрение различного рода новшеств, ...
  • Институционализация - процесс  формирования различных типов социальной практики в ...
  • Идеология - (от греч. idea идея ,  представление  и ...
  • Идеограмма - (от греч. idea идея ,  представление  и ...
  • Императив - (от лат. imperativus повелительный) англ. imperative; ...
  • Имитация - (от лат. imitatio подражание )  англ. ...
  • Имагинация - См. ВООБРАЖЕНИЕ .  ...
  • Изополия - (от греч. isos равный и polys ...
  • Изолят - (от фр. isoler .отделять, разобщать) англ. isolate; ...
  • Японизация - (Japanization) — принятие японской организационной практики в других ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари