Что такое Гуманизм? Значение слова Гуманизм в социологическом словаре

1) Гуманизм - (от лат. humanus - человеческий) - англ. humanism; нем. Humanismus. 1. Идеология  и практика ,  основанные на принципах равенства, справедливости, рассматривающие человека  как высшую ценность .  2. Направление в философии, науке и искусстве, акцентирующее внимание  на внутренних и внешних качествах человека и рассматривающее его как "меру всех вещей".

2) Гуманизм - (лат. humanitas - человечность) - мировоззрение антропоцентризма (характерного еще для мышления и социальной практики античности в версиях Цицерона, именовавшего "гуманистическим" состояние эстетически завершенной культурной и нравственной эволюции "подлинно человечного" индивида ,  и Гая Юлия Цезаря, осуществлявшего политику "милосердия"), перманентно подвергающееся осмыслению и рефлексии в канонах ценностных подходов Ренессанса  и более поздних философских систем. (В узком смысле может трактоваться как определенное культурное движение Ренессанса.) Термин  "Г." был введен в научно-просветительский оборот немецким педагогом Ф. Нитхаммером в 1808. Постулирует высшую, самодостаточную и самоосознающую значимость человека  ; провозглашает вне- и античеловеческим все, что способствует его отчуждению и самоотчуждению; отвергает идею приоритета идей и истин "сверхчеловеческого" происхождения в ряду феноменов посюстороннего мира. Теоретики Г. в эпоху средневековья противостояли схоластам по вопросам содержания и направленности "чисто человеческого" образования, опираясь на авторитет  мыслителей Древней Греции и Древнего Рима. К представителям данного течения эпохи Возрождения и Нового времени традиционно относят Данте, Дж. Бокаччо, Леонардо да Винчи, Л. Валла, Эразма Роттердамского, Дж. Бруно, Ж. Бодена, М. Монтеня, Ф. Рабле, Ф. Бэкона, Т. Мора, У. Цвингли и др. Церковная реформация в Западной Европе положила конец Г. (особенно в Германии) как особому направлению философствования и сопряженной интеллектуальной традиции .  В дальнейшем усилиями представителей школы романтизма, а также таких самодостаточных философских фигур как Ф. Шиллер, И. Гете, Г. Лессинг, И. Гердер - Г. был вновь легитимизирован в контексте  реконструкции идеалов античного миропредставления. По И. Канту, человек может быть для другого человека только целью ,  но никогда не средством. Г., исповедуемый идеологами индустриализма и Просвещения, основывался на идее естественного прогресса   общества в контексте линейных представлений о развитии и истории . Кризис этой разновидности Г., связанный с экономическими кризисами и античеловеческой общественной практикой большевизма  и фашизма  в 20 в., был в ряде случаев интерпретирован как крушение ценностей европейской цивилизации и культуры, да и самой Европы в целом (Ф. Ницше, О. Шпенглер, Э. Фромм - - и др.). Вступление авангардных либеральных государств 20 в. в стадию развития, близкую канонам "постиндустриального" , "информационного" общества, актуализировала проблему оптимизации функционирования человеческого фактора  в социальной жизни. Г. приобрел праксеологический срез "очеловечивания" и сопряженной тематизации всей совокупности общекультурных, образовательных, просветительских и "социализаторских" стандартов (идеи и гипотезы "общечеловеческих ценностей", "человеческих качеств" и т.д.). Наряду с этим, в 20 в. идеология  и теория   прагматизма ,  центрируясь в конечном счете на идее многомерной (по целям, мотивам, потенциально достижимому объему и процедурам  интерпретации) обусловленности нашего познания природой человека, также выступает как одна из версий философского (в данном случае - методологического) Г. В концепции экзистенциализма  Ж.-П. Сартра Г. трактуется как "обреченность человека на свободу". Люди, будучи заброшенными однажды в мир, всегда отвечают за все свои действия. Высокогуманистичную абсолютность свободы Сартр дополняет тотальностью ответственности. Г., по Сартру, - это интенция человека на уяснение, своеобычную декодировку своего подлинного потенциала  и тем самым воссоздание самого себя. Достаточно нетрадиционную трактовку Г. осуществила постмодернистская философия  в рамках концепции " сверхчеловека "  ( Сверхчеловек). А.А. Грицанов

3) Гуманизм - (humanism) — 1. Сосредоточение на человеческих потребностях и свершениях, не прибегая к религиозным понятиям. 2. Признание творческого потенциала  человечества и ценности  субъекта. 3. Акцентирование внимания на рукописях молодого Маркса (включая интерес  к отчуждению), признаваемых исследователями этого периода его творчества менее детерминистскими, чем более поздние работы. " Гуманизм "  в философии и социальных науках  был главной мишенью структурализма  и постструктурализма ,  провозглашающих "смерть субъекта" и децентрированное "Я". Гуманистический марксизм  является объектом критики со стороны марксистов, выделяющих позднего "научного" Маркса и его " Капитал "  (см. Альтюссер ) . См. также Ницше.

Гуманизм

(от лат. humanus - человеческий ) - англ. humanism; нем. Humanismus. 1. Идеология  и практика ,  основанные на принципах равенства, справедливости, рассматривающие человека  как высшую ценность .  2. Направление в философии, науке и искусстве, акцентирующее внимание  на внутренних и внешних качествах человека и рассматривающее его как "меру всех вещей".

(лат. humanitas - человечность) - мировоззрение антропоцентризма (характерного еще для мышления и социальной практики античности в версиях Цицерона, именовавшего "гуманистическим" состояние эстетически завершенной культурной и нравственной эволюции "подлинно человечного" индивида ,  и Гая Юлия Цезаря, осуществлявшего политику "милосердия"), перманентно подвергающееся осмыслению и рефлексии в канонах ценностных подходов Ренессанса  и более поздних философских систем. (В узком смысле может трактоваться как определенное культурное движение Ренессанса.) Термин  "Г." был введен в научно-просветительский оборот немецким педагогом Ф. Нитхаммером в 1808. Постулирует высшую, самодостаточную и самоосознающую значимость человека  ; провозглашает вне- и античеловеческим все, что способствует его отчуждению и самоотчуждению; отвергает идею приоритета идей и истин "сверхчеловеческого" происхождения в ряду феноменов посюстороннего мира. Теоретики Г. в эпоху средневековья противостояли схоластам по вопросам содержания и направленности "чисто человеческого" образования, опираясь на авторитет  мыслителей Древней Греции и Древнего Рима. К представителям данного течения эпохи Возрождения и Нового времени традиционно относят Данте, Дж. Бокаччо, Леонардо да Винчи, Л. Валла, Эразма Роттердамского, Дж. Бруно, Ж. Бодена, М. Монтеня, Ф. Рабле, Ф. Бэкона, Т. Мора, У. Цвингли и др. Церковная реформация в Западной Европе положила конец Г. (особенно в Германии) как особому направлению философствования и сопряженной интеллектуальной традиции .  В дальнейшем усилиями представителей школы романтизма, а также таких самодостаточных философских фигур как Ф. Шиллер, И. Гете, Г. Лессинг, И. Гердер - Г. был вновь легитимизирован в контексте  реконструкции идеалов античного миропредставления. По И. Канту, человек может быть для другого человека только целью ,  но никогда не средством. Г., исповедуемый идеологами индустриализма и Просвещения, основывался на идее естественного прогресса   общества в контексте линейных представлений о развитии и истории . Кризис этой разновидности Г., связанный с экономическими кризисами и античеловеческой общественной практикой большевизма  и фашизма  в 20 в., был в ряде случаев интерпретирован как крушение ценностей европейской цивилизации и культуры, да и самой Европы в целом (Ф. Ницше, О. Шпенглер, Э. Фромм - - и др.). Вступление авангардных либеральных государств 20 в. в стадию развития, близкую канонам "постиндустриального" , "информационного" общества, актуализировала проблему оптимизации функционирования человеческого фактора  в социальной жизни. Г. приобрел праксеологический срез "очеловечивания" и сопряженной тематизации всей совокупности общекультурных, образовательных, просветительских и "социализаторских" стандартов (идеи и гипотезы "общечеловеческих ценностей", "человеческих качеств" и т.д.). Наряду с этим, в 20 в. идеология  и теория   прагматизма ,  центрируясь в конечном счете на идее многомерной (по целям, мотивам, потенциально достижимому объему и процедурам  интерпретации) обусловленности нашего познания природой человека, также выступает как одна из версий философского (в данном случае - методологического) Г. В концепции экзистенциализма  Ж.-П. Сартра Г. трактуется как "обреченность человека на свободу". Люди, будучи заброшенными однажды в мир, всегда отвечают за все свои действия. Высокогуманистичную абсолютность свободы Сартр дополняет тотальностью ответственности. Г., по Сартру, - это интенция человека на уяснение, своеобычную декодировку своего подлинного потенциала  и тем самым воссоздание самого себя. Достаточно нетрадиционную трактовку Г. осуществила постмодернистская философия  в рамках концепции " сверхчеловека "  ( Сверхчеловек). А.А. Грицанов

(humanism) — 1. Сосредоточение на человеческих потребностях и свершениях, не прибегая к религиозным понятиям. 2. Признание творческого потенциала  человечества и ценности  субъекта. 3. Акцентирование внимания на рукописях молодого Маркса (включая интерес  к отчуждению), признаваемых исследователями этого периода его творчества менее детерминистскими, чем более поздние работы. " Гуманизм "  в философии и социальных науках  был главной мишенью структурализма  и постструктурализма ,  провозглашающих "смерть субъекта" и децентрированное "Я". Гуманистический марксизм  является объектом критики со стороны марксистов, выделяющих позднего "научного" Маркса и его " Капитал "  (см. Альтюссер ) . См. также Ницше.

Значение слова Гуманизм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Гипогамия - (от греч. hypo под, внизу и gamos ...
  • Гипергамия - (от греч. hyper над, сверх и gamos ...
  • Гигиена - (от греч. hygieinos здоровый) англ. hygiene; ...
  • Гештальт - (от нем. Gestalt целостная форма ,  образ ...
  • Гетеросексуализм - (от греч. heteros другой  и лат. sexualis ...
  • Господство - англ. authority /domination/power; нем. Herrschaft. 1. Институциональное ...
  • Город - англ. city; нем. Stadt. Соц. территориальная общность ...
  • Власть - (power) — 1. "Преобразующая способность" человека ,  то ...
  • Восстание - (rebellion) — успешные или неудачные массовые мятежи против ...
  • Восприятие - (perception) — получение и интерпретация  стимулов. Предполагает сенсорные ...
  • Волюнтаризм - (voluntarism) — теория ,  утверждающая, что индивидуальные цели, ...
  • Война - (warfare) — 1. Силовой, как правило  вооруженный, конфликт ...
  • Время - (time) — непрерывное протекание существования. Может измеряться с ...
  • Вероятность - термин  теории вероятностей и математической статистики, используемый ...
  • Традиционность - англ. traditionalism /nature/caracter, tradition; нем. Traditionalitat. 1. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари