(от греч . hegemonia - господство , руководство ) - англ. hegemony; нем. Hegemonie. Преобладание , руководство; господствующая руководящая роль к.-л. соц. субъекта (группы, класса , партии, государства) по отношению к другим.
(hegemony) — 1. Власть , осуществляемая одной социальной группой над другой. 2. Идеологически-культурное господство одного класса над другим, достигнутое с помощью "техники консенсуса " через управление содержанием культурных форм и главных учреждений. В смысле 2 термин раскрыт Грамши — итальянским марксистом, заключенным в тюрьму фашистами в 1926 г. Он использовал термин для критики узости подходов, сосредоточивающихся только на репрессивном потенциале капиталистического государства. Грамши доказывал, что господство идей в главных учреждениях капиталистического общества, включая римско-католическую церковь , правовую систему, систему образования, средства массовой информации и т.д., утверждали идеи и убеждения, приносящие пользу правящему классу. Грамши сравнивал гражданское общество с мощной системой "крепостных и земляных укреплений", поддерживающих государства. Как результат, проблема культурной гегемонии приобретала определяющее значение для понимания выживания капитализма . Для завоевания власти рабочему классу необходимо подорвать гегемонию правящего класса, разработав альтернативную. Как и в осуществлении руководства, это требовало культурной и идеологической борьбы за создание нового социалистического "здравого смысла" и изменения образа мысли и поведения. То есть угнетенный класс, помимо организации сопротивления физическому принуждению и подавлению, должен был систематически опровергать идеи правящего класса. В значении политической и теоретической борьбы идея гегемонии, а часто и сам термин, применялись, например, русскими марксистами (см. Андерсон, 1977). Наибольшее влияние на последующие работы Грамши оказал смещением акцентов с "контргегемонии" как политической необходимости на гегемонию как фактор стабилизации существующей структуры власти. В целом для социологов в этом нет ничего нового. Вебер, например, писавший более чем за десятилетие до Грамши, подчеркивал, что грубое применение силы было слишком непостоянным методом гарантии продолжения системы. Устойчивая система власти нуждалась также в социально принятом принципе легитимации (см. Легитимный авторитет ) . Но отличие вклада Грамши и его влияние на социологию заключается в побуждении к исследованию того, каким образом специальные учреждения функционируют в социальном воспроизводстве властных отношений, а также более широких теоретических проблем для понимания структур убеждений, идеологии и т.д. В Великобритании деятельность Центра современных культурных исследований (ЦСКИ) Бирмингемского университета (см. Культурные исследования ) была одним из важных факторов влияния на анализ и использование данного понятия. В последние годы многими учеными оно применялось к таким проблемам, как молодежные субкультуры рабочего класса, выпуск телевизионных новостей и развитие государственного образования.