Что такое Функционализм? Значение слова Функционализм в социологическом словаре

1) Функционализм - направление в социологии, рассматривающее общество  как систему элементов, выполняющих различные функции и тем самым обеспечивающих гармоничное существование системы.

2) Функционализм - (functionalism). Теоретическое направление, основанное на представлении, что социальные события могут быть наилучшим образом объяснимы с точки зрения их функций, т. е. их влияния на общественные процессы . 

3) Функционализм - (functionalism) — теории в социологии и социальной антропологии, направленные на объяснение  социальных учреждений, прежде всего с точки зрения выполняемых ими функций. Чтобы говорить о функции чего-либо, необходимо объяснить социальную активность  или явление путем изучения его последствий для функционирования какой-либо другой  социальной активности, учреждения либо общества в целом. Современные функционалисты рассматривают общества как системы взаимодействующих и саморегулирующихся частей. В 19-м столетии социальные мыслители расценивали общество  сточки зрения органической аналогии. Герберт Спенсер писал: "Все виды существ подобны настолько, насколько каждый их них осуществляет взаимодействие  своих составных частей ради пользы целого, и эта черта, присущая всем им, является также общей чертой обществ". Идея изучения социальной жизни под углом социальных функций тоже была важной в начале 20-го столетия в британской социальной антропологии. Радклифф-Браун  и Малиновский использовали понятие  функции, утверждая, что общество можно осмыслить как состоящее из взаимозависимых частей, которые действуют совместно для удовлетворения различных социальных потребностей. В 1950-х — начале 1960-х гг. " структурный функционализм "  стал доминирующей теоретической перспективой в североамериканской социологии. В 50-х гг. функционалистский подход  применялся в теории систем (см. также Структурный функционализм ) , сформулированной Толкоттом Парсонсом в Гарвардском университете .  Теория  Парсонса пользовалась большим влиянием ,  хотя и критиковалась другими функционалистами (см Мертон) и нефункционалистами (см. Миллс). В 1970—80-х гг. звезда функционализма угасла, отчасти в результате внутренних теоретических слабостей, отчасти из-за изменений в политическом климате (см. Гоулднер). Одна из центральных сфер дебатов касалась характера функционалистского объяснения, другая — его подхода к социальным порядку, конфликту  и изменению. Вопрос состоял в том, что функционалистская перспектива  пренебрегает независимой "волей" индивидуальных социальных акторов, имея тенденцию взаимодействовать со "сверхсоциализированной концепцией" человеческого субъекта (см. Сверхсоциализированная концепция человека ) , например, расценивая людей как "культурных остолопов" (см. Этнометодология ) . Социальные роли скорее предписаны нормами и статическими ожиданиями поведения, а не "принимаются" активно и не восстанавливаются путем интеракции с другими (ср. Символический интеракционизм ) . Кроме того, с подобной позиции трудно объяснить социальные конфликты и нестабильность. Вся эта критика имеет определенное основание, но в некотором роде преувеличена. Парсонс, в частности, стремился сочетать "сферу компетенции действия" с системой и социальными функциями. Несмотря на частое выделение условий "социального порядка" (включая функции социального конфликта) в историческом плане  (например, в отношении Спенсера), и в своем позднем творчестве функционализм Парсонса также стремился сочетать анализ  социального порядка с эволюционной теорией социального изменения, то есть с моделью  растущей социальной дифференциации и с возрастающей функциональной адаптацией общества (см. также Эволюционная социология ;  Эволюционные всеобщности ) . В свою очередь, эти модели тоже широко критиковались (см. Модернизация ;  Теория зависимости ) , но их существование показывает, что скорее частная модель, чем теория, пренебрегает изменением ,  которое должен обсуждать функционализм. Невзирая на сильную критику, термин  " функция "  и функционалистская перспектива сохраняют широко распространенное значение  в социологии, поскольку относятся к определяющим проблемам  взаимосвязи частей и целого в человеческом обществе, отношения между социальной структурой и человеческой волей, состояния социального порядка и социального изменения.

Функционализм

направление в социологии, рассматривающее общество  как систему элементов, выполняющих различные функции и тем самым обеспечивающих гармоничное существование системы.

(functionalism). Теоретическое направление , основанное на представлении, что социальные события могут быть наилучшим образом объяснимы с точки зрения их функций, т. е. их влияния на общественные процессы . 

(functionalism) — теории в социологии и социальной антропологии, направленные на объяснение  социальных учреждений, прежде всего с точки зрения выполняемых ими функций. Чтобы говорить о функции чего-либо, необходимо объяснить социальную активность  или явление путем изучения его последствий для функционирования какой-либо другой  социальной активности, учреждения либо общества в целом. Современные функционалисты рассматривают общества как системы взаимодействующих и саморегулирующихся частей. В 19-м столетии социальные мыслители расценивали общество  сточки зрения органической аналогии. Герберт Спенсер писал: "Все виды существ подобны настолько, насколько каждый их них осуществляет взаимодействие  своих составных частей ради пользы целого, и эта черта, присущая всем им, является также общей чертой обществ". Идея изучения социальной жизни под углом социальных функций тоже была важной в начале 20-го столетия в британской социальной антропологии. Радклифф-Браун  и Малиновский использовали понятие  функции, утверждая, что общество можно осмыслить как состоящее из взаимозависимых частей, которые действуют совместно для удовлетворения различных социальных потребностей. В 1950-х — начале 1960-х гг. " структурный функционализм "  стал доминирующей теоретической перспективой в североамериканской социологии. В 50-х гг. функционалистский подход  применялся в теории систем (см. также Структурный функционализм ) , сформулированной Толкоттом Парсонсом в Гарвардском университете .  Теория  Парсонса пользовалась большим влиянием ,  хотя и критиковалась другими функционалистами (см Мертон) и нефункционалистами (см. Миллс). В 1970—80-х гг. звезда функционализма угасла, отчасти в результате внутренних теоретических слабостей, отчасти из-за изменений в политическом климате (см. Гоулднер). Одна из центральных сфер дебатов касалась характера функционалистского объяснения, другая — его подхода к социальным порядку, конфликту  и изменению. Вопрос состоял в том, что функционалистская перспектива  пренебрегает независимой "волей" индивидуальных социальных акторов, имея тенденцию взаимодействовать со "сверхсоциализированной концепцией" человеческого субъекта (см. Сверхсоциализированная концепция человека ) , например, расценивая людей как "культурных остолопов" (см. Этнометодология ) . Социальные роли скорее предписаны нормами и статическими ожиданиями поведения, а не "принимаются" активно и не восстанавливаются путем интеракции с другими (ср. Символический интеракционизм ) . Кроме того, с подобной позиции трудно объяснить социальные конфликты и нестабильность. Вся эта критика имеет определенное основание, но в некотором роде преувеличена. Парсонс, в частности, стремился сочетать "сферу компетенции действия" с системой и социальными функциями. Несмотря на частое выделение условий "социального порядка" (включая функции социального конфликта) в историческом плане  (например, в отношении Спенсера), и в своем позднем творчестве функционализм Парсонса также стремился сочетать анализ  социального порядка с эволюционной теорией социального изменения, то есть с моделью  растущей социальной дифференциации и с возрастающей функциональной адаптацией общества (см. также Эволюционная социология ;  Эволюционные всеобщности ) . В свою очередь, эти модели тоже широко критиковались (см. Модернизация ;  Теория зависимости ) , но их существование показывает, что скорее частная модель, чем теория, пренебрегает изменением ,  которое должен обсуждать функционализм. Невзирая на сильную критику, термин  " функция "  и функционалистская перспектива сохраняют широко распространенное значение  в социологии, поскольку относятся к определяющим проблемам  взаимосвязи частей и целого в человеческом обществе, отношения между социальной структурой и человеческой волей, состояния социального порядка и социального изменения.

Значение слова Функционализм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Фенотип - это совокупность  свойств, образующихся из развивающихся в процессе ...
  • Функция - (лат. functio) исполнение, совершение ...
  • Фрейдомарксизм - учение, которое с марксизмом сближает озабоченность проблемами ...
  • Фрустрация - психическое состояние человека ,  выражающееся в характерных ...
  • Фундаментализм - (fundamentalism). Вера ,  связанная с возвращением буквального значения ...
  • Федерация - — форма  национальногосударственного устройства, при которой входящие в ...
  • Феминизм - направление в гуманитарных науках  Запада и идеологическое ...
  • Футурология - (лат. futurum будущее, греч. logos учение) ...
  • Фасилитатор - – человек ,  занимающийся организацией и ведением групповых ...
  • Фактор - (от лат. factor делающий, производящий) англ. ...
  • Фаза - (от греч. phasis появление) англ. phase; нем. ...
  • Фаворит - (от лат. favor благосклонность) англ. favourite; ...
  • Феноменализм - англ. phenomenalism; нем. Phanomenalismus. чешск./епотепаШтиз. Учение ,  согласно ...
  • Феногенетика - англ. phenogenetics; нем. Phanogenetik. Раздел генетики, изучающий ...
  • Историография - (historiography) — 1. Написание истории; письменная история .  ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари