направление в социологии, рассматривающее общество как систему элементов, выполняющих различные функции и тем самым обеспечивающих гармоничное существование системы.
(functionalism). Теоретическое направление , основанное на представлении, что социальные события могут быть наилучшим образом объяснимы с точки зрения их функций, т. е. их влияния на общественные процессы .
(functionalism) — теории в социологии и социальной антропологии, направленные на объяснение социальных учреждений, прежде всего с точки зрения выполняемых ими функций. Чтобы говорить о функции чего-либо, необходимо объяснить социальную активность или явление путем изучения его последствий для функционирования какой-либо другой социальной активности, учреждения либо общества в целом. Современные функционалисты рассматривают общества как системы взаимодействующих и саморегулирующихся частей. В 19-м столетии социальные мыслители расценивали общество сточки зрения органической аналогии. Герберт Спенсер писал: "Все виды существ подобны настолько, насколько каждый их них осуществляет взаимодействие своих составных частей ради пользы целого, и эта черта, присущая всем им, является также общей чертой обществ". Идея изучения социальной жизни под углом социальных функций тоже была важной в начале 20-го столетия в британской социальной антропологии. Радклифф-Браун и Малиновский использовали понятие функции, утверждая, что общество можно осмыслить как состоящее из взаимозависимых частей, которые действуют совместно для удовлетворения различных социальных потребностей. В 1950-х — начале 1960-х гг. " структурный функционализм " стал доминирующей теоретической перспективой в североамериканской социологии. В 50-х гг. функционалистский подход применялся в теории систем (см. также Структурный функционализм ) , сформулированной Толкоттом Парсонсом в Гарвардском университете . Теория Парсонса пользовалась большим влиянием , хотя и критиковалась другими функционалистами (см Мертон) и нефункционалистами (см. Миллс). В 1970—80-х гг. звезда функционализма угасла, отчасти в результате внутренних теоретических слабостей, отчасти из-за изменений в политическом климате (см. Гоулднер). Одна из центральных сфер дебатов касалась характера функционалистского объяснения, другая — его подхода к социальным порядку, конфликту и изменению. Вопрос состоял в том, что функционалистская перспектива пренебрегает независимой "волей" индивидуальных социальных акторов, имея тенденцию взаимодействовать со "сверхсоциализированной концепцией" человеческого субъекта (см. Сверхсоциализированная концепция человека ) , например, расценивая людей как "культурных остолопов" (см. Этнометодология ) . Социальные роли скорее предписаны нормами и статическими ожиданиями поведения, а не "принимаются" активно и не восстанавливаются путем интеракции с другими (ср. Символический интеракционизм ) . Кроме того, с подобной позиции трудно объяснить социальные конфликты и нестабильность. Вся эта критика имеет определенное основание, но в некотором роде преувеличена. Парсонс, в частности, стремился сочетать "сферу компетенции действия" с системой и социальными функциями. Несмотря на частое выделение условий "социального порядка" (включая функции социального конфликта) в историческом плане (например, в отношении Спенсера), и в своем позднем творчестве функционализм Парсонса также стремился сочетать анализ социального порядка с эволюционной теорией социального изменения, то есть с моделью растущей социальной дифференциации и с возрастающей функциональной адаптацией общества (см. также Эволюционная социология ; Эволюционные всеобщности ) . В свою очередь, эти модели тоже широко критиковались (см. Модернизация ; Теория зависимости ) , но их существование показывает, что скорее частная модель, чем теория, пренебрегает изменением , которое должен обсуждать функционализм. Невзирая на сильную критику, термин " функция " и функционалистская перспектива сохраняют широко распространенное значение в социологии, поскольку относятся к определяющим проблемам взаимосвязи частей и целого в человеческом обществе, отношения между социальной структурой и человеческой волей, состояния социального порядка и социального изменения.