Что такое Феминизм? Значение слова Феминизм в социологическом словаре

1) Феминизм - - англ. feminism; нем. Feminismus. Теория  равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение, за достижение  равноправия; массовый характер  приобретает с середины XX в.

2) Феминизм - (франц. feminisme от лат. femina - женщина) - движение в защиту прав и освобождения женщин, возникшее в эпоху бурж. революций во Франции, Англии и США. Имеется деление на старый и новый Ф. Для старого Ф., возникшего в XVIII в. и пережившего расцвет в конце XIX в., характерна трактовка соц. равенства женщин весьма узкая, лишь как правовое равенство  (суфражистское движение), при этом преувеличивалось значение  политич. свобод и прав женщин при капитализме .  Феминистская идеология  того времени отражала противоречивость бурж. мировоззрения, однако завоеванное избирательное право  можно занести в актив феминистского движения. С конца 20-х гг. XX в., когда конгресс США принял 19-ю поправку к конституции, на основании к-рой женщины получили избирательное право ,  волна женского движения угасла. Вновь это движение оформилось в конце 60-х - начале 70-х гг. под новым названием неофеминизма, в основном в США и Зап. Европе. Подчеркивая определенную преемственность со старым Ф., новый Ф., однако, имеет свои характерные черты. В нем выделяют 3 направления, условно названные либерально-реформистским, социалистич. и радикальным. Наряду с указанными существует консервативное направление, к-рое по сути - антифеминистское. Представители консервативного течения, опираясь на фрейдистскую теорию, идеализируют семью и материнскую функцию женщины, отрицая наличие какой-либо дискриминации женщины со стороны гос-ва. Детерминируя положение женщины ее биологич. сущностью, они утверждают, что рождение и воспитание  ребенка - ее основная функция ,  а занятие  обществ. производством  не входит в круг ее деятельности. Либерально-реформистское течение, к-рое называют умеренным, основано на предположении что достичь равенства женщин с мужчинами возможно в рамках существующего об-ва посредством соц.-экономич. и юридич. реформ. Не отвергая ценность  материнства и семьи, они выступают за массовое вовлечение женщин в профессиональную и политич. деятельность .  Фор-иыи методы  женских организаций данного направления определяются их реформистским характером и направлены на оказание давления на законодательные и исполнительные органы гос-ва. Радикальное направление Ф. оформилось в конце 60-х гг. XX в. Его представители критикуют либералов за их умеренную позицию. Среди представителей этого течения немало выходцев из движения "новых левых", к-рые принесли с собой опыт политич. борьбы, но одновременно и негативные элементы  идеологии мелкобурж. экстремизма. В основе историч. процесса ,  считают сторонницы радикального феминизма ,  лежит антагонизм  полов: поскольку власть  сосредоточена в руках мужчин, современное об-во, основанное на разделении по признаку пола, называется патриархальным. Только женская революция ,  считают представительницы радикального крыла, принесет женщине полное равноправие  и свободу. Лит.: Амундсен К. Женщины и американская демократия :  большинство, которое заставляют молчать. М., 1976; Идейно-политическая борьба и некоторые проблемы женского движения. М., 1981; Friedan В. The feminine mystique. N.Y., 1974; Adams Sh. Sex discrimination. L., 1980; Banks 0. Faces of feminism: A study of feminism as a social movement Oxford, 1981; Ferree M., Hess B.B. Controversy and coalition: The new feminist movement. Boston, 1985; Feminism and political economy: Womens work and womens struggles. Toronto, 1987. B.K. Ушакова.

3) Феминизм - - направление в гуманитарных науках  Запада и идеологическое течение, акцентирующие внимание на необходимости обеспечить женщине достойное положение в обществе. Подчеркивается необходимость учета женского мировосприятия в научных дисциплинах ,  литературе, политике, религии и т. д., устранения подчиненного положения женщины (по отношению к мужчине) как одного из видов социальной несправедливости.

4) Феминизм - 1. Целостная теория ,  связанная с характером глобального угнетения женщин и их подчинения мужчинам. 2. Социополитическая теория и практика ,  стремящаяся к освобождению всех женщин от мужского превосходства и эксплуатации. 3. Социальное движение ,  заключающее в себе стратегическую конфронтацию с гендерно-классовой системой. 4. Любая идеология ,  состоящая в диалектическом противоречии со всеми женоненавистническими идеологиями и действиями. Феминизм имеет долгую историю и может, вероятно, быть прослежен от 15-го столетия. Корни современной феминистской мысли прослеживаются с конца 18-го столетия и творчества Мэри Уоллстоункрафт. Позднее имели многочисленные проявления феминистской активности, сопровождаемые периодами относительного затишья. "Первую волну" феминизма  часто относят к середине 19 - началу 20-го столетия. "Вторая волна" идентифицировалась с возрождением феминизма в конце 1960-х гг. и сохранилась в качестве социального движения до настоящего времени. Пока нет единой идеологической позиции, которая бы объединила всех феминисток, но наиболее влиятельной является следующая: подчинение  женщин мужчинам есть результат социально-экономических факторов, а не биологического детерминизма .  … В настоящее время  феминизм остается заметным социальным движением, достигшим наибольших успехов в области культуры. Цит. по: COLLINS. Большой толковый социологический словарь. М.: "АСТ", 1999. Т. 2. С. 386-388.

5) Феминизм - (лат. femina - женщина) - общее название движения женщин против дискриминации по признаку пола. Речь  идет об одной из форм дискриминации - сексизме  (англ. sex - пол), которая бытует в культуре наряду с расизмом - дискриминацией по расовому, этническому принципу  - и эйджизмом (англ. age - возраст) - дискриминацией по возрасту. Статус   человека  в обществе определяется участием в экономической и политической жизни, контролем над собственностью  и продуктами труда ,  существующей системой власти. Поэтому по данным параметрам можно проследить зависимое положение женщины в обществе. Достаточно широко распространена профессиональная дискриминация :  исключительно горизонтальное профессиональное перемещение, - и сегрегация  женщин: формирование "женских" рабочих мест внутри профессий, как правило ,  непрестижных и малооплачиваемых. Идеи эмансипации женщин не новы. О равенстве полов, их подобии и комплементарности, о необходимости равного воспитания и образования говорил еще Кондорсе. Многие феминистские авторы считают Дидро, утверждающего различие  и в то же время  взаимодополняемость полов, своим непосредственным предшественником. Милль же в своих работах  открыто говорил об эксплуатации обществом  репродуктивных функций женщин. Появление первых женщин-феминисток традиционно относят к 18 в. Позже М. Волстонкрафт впервые заговорила о необходимости включения в рационалистическую культуру женского жизненного опыта. Она отмечала пагубность системы женского образования того времени и считала, что достоинства человека должны оцениваться вне зависимости от его половой принадлежности. В женском движении принято выделять два основных этапа. В первый - с середины 19 в. до 1960-х - женщины боролись за " равенство  полов", за равные права ,  в частности за предоставление им избирательных прав (так называемый "суфражизм"). К 1920-м такие права были предоставлены женщинам во многих странах: в Финляндии, Норвегии, Дании, Бельгии, Германии, Польше, Канаде, США и др. Такой успех женского движения на некоторое время приостановил женскую активность  в политическом отношении. Пробудилось женское движение в конце 1960-х - начале 1970-х под новым лозунгом - "равенство в различии". Это ознаменовало переход движения к новому этапу в своем развитии. И эпицентром "женского возрождения" стали США, где наблюдалось в этот период активное демократическое движение против различных типов дискриминации. Женское движение приобрело различные формы, став "женским освободительным движением" (Women’s liberation). В нем выделились три основных направления феминистской политики: либеральное, радикальное, социалистическое. Либеральный Ф. ориентируется на достижение  равенства мужчин и женщин без радикального изменения патриархатной системы, а с переориентацией разделения труда между полами. Отсутствие разделения труда по половому признаку, как предполагается, должно привести к формированию общества андрогинного типа (т.е. такого общества, в котором отсутствует указанное разделение труда  и не подчеркиваются анатомические признаки и различия индивидов). Радикальный Ф. борется за новый общественный порядок, в котором предполагается обособленное существование женщин от мужчин и от патриархатных структур общества. Главным инструментом подавления женщин через сексуальное рабство  и насильственное материнство  здесь считается семья .  Говоря о Ф. в этой форме, нередко подчеркивают несколько экстравагантную окраску этого движения, зачастую выливающегося в вызывающие и даже шокирующие традиционно настроенную общественность формы выражения протеста .  Критике подвергались сами устои общества, определяющие, с точки зрения радикального Ф., неравноправное положение женщин: любовь, семья, замужество, материнство и т.д. С одной стороны, такая форма  протеста способствовала пробуждению женского самосознания, а с другой  - давала повод обвинить движение в излишней радикальности, в нездоровом пристрастии к власти, в склонности к распущенности и т.п. Социалистический Ф. рассматривает женскую тему с точки зрения классового и расового господства, вместе с уничтожением которых должна быть разрушена и половая дискриминация. Здесь также нередко пропагандируется полная сексуальная свобода ,  отказ от материнства, отмена всех социальных различий пола. Последние две формы часто называют неофеминизмом, который пропагандирует идею "женской революции" против "мужского шовинизма "  и при этом ссылаются на деятельность  таких групп, как "Женщины против насилия над женщинами", "Сердитые женщины", "Красные чулки", "Ведьмы", "Хлеб и розы", "Шуазир" и др. Однако сам факт  активизации женского движения способствовал постановке целого ряда серьезных теоретических социально-философских проблем: о природе женщины и специфике женского бытия, о социальной роли женщины и исторических формах семьи, об отношении культуры к женскому жизненному опыту. Одним из результатов стало появление специальных академических исследований на женскую тему (Women’s studies), повлекших за собой открытие  факультетов университетов, центров и программ, специализирующихся в этой проблематике. Десятилетие 1975-1985 было объявлено ООН "десятилетием женщин". Феминистская мысль сегодня не сложилась как систематическая, логически связанная единой теорией. Она не имеет единого теоретика, идеолога, взгляды которого определили бы всю феминистскую мысль в целом. Так, американская феминистская мысль тяготеет к Дж.С. Миллю, Д. Дьюи, М. Веберу , Маркузе и Троцкому . А французская - к С. де Бовуар, Лакану , Деррида . Несмотря на имеющиеся различия, в основе всех этих воззрений лежит общий фундамент, основанный на тех идеях, что культура  западного общества - патриархатная по своей природе, маскулинистски (лат. masculine - мужчина, мужской) ориентированная, отмеченная мужской доминантой. Эта доминанта характеризуется апелляцией к рациональности и пренебрежением эмоциональностью и телесностью, культом силы и агрессии, безраздельным господством  верховной власти, попранием сферы приватного ради утверждения сферы публичного и политического, насилием  над природой и т.п. Социальные роли индивидов здесь неравнозначны. Женщина по сути является носителем и охранителем общечеловеческих моральных ценностей, национальных особенностей (этнографы различают народы  по особенностям в приготовлении пищи и воспитании детей - традиционно женских жизненных забот). Но биологическая особенность женщины не подняла, а опустила ее статус. В культуре сложилась такая социальная конструкция ,  в соответствии с которой подлинно человеческими качествами: свободой, активностью, способностью к созданию нового, - обладают только те существа, которые не выполняют репродуктивную функцию. Женщина здесь - вторичное бытие  или вообще небытие. "Человек" в такой культуре отождествляется с "мужчиной", и во всех философских определениях человека как "политического животного" ( Аристотель ) , "политического существа" (Гоббс), "существа, обладающего свободой" (Руссо), "рационального существа" (Кант), "существа, обладающего самодетерминацией свободной воли" (Фихте) и т.п. фигурирует именно мужчина. Женщина была исключена из общественной жизни и считалась носителем противоположных мужским качеств: иррациональности, эмоциональности, чувственности и т.п. Традиционно сущность женщины определялась через ряд негативных характеристик. Это неполноценное и зависимое существо, низшее по сравнению с мужчиной, ограниченное и слабое, весь смысл жизни  которого - служить мужчине и быть ему полезной. Тем самым вне сферы сексуальности и материнства жизнь  такого существа бессмысленна и имеет второстепенное значение .  Даже в домашней сфере ей выпадает исключительно обслуживающая роль .  Женщине даже отказывают в обладании мыслительными способностями и в статусе гражданина .  Сфера принятия  решений, наследование  и т.п. - прерогатива  мужчины. Гегель вообще предлагал не признавать женщин человеческими существами. Такое зависимое положение женщин закрепляется и в религиозной мысли. Женщина - принципиально вторичное существо как сотворенное из ребра Адама. Ева - это Другое Адама, "негатив" человека. Женщина - это "животное, которое лишено твердости и постоянства" (Августин), это "врата ада" (Тертуллиан), это "неудавшийся мужчина" (Фома Аквинский). Причем в христианской культуре женщина приобретает облик амбивалентного существа: Ева (олицетворение зла, ответственная за грехопадение) и Мария (олицетворение непорочности, вечной женственности). В ответ на утверждение мужской доминанты в религии феминистская мысль предлагает создать собственную религию, "женскую спиритуальность". "Спиритуальный Ф." поклоняется Богине (Goddess), которую рассматривает как нетрансцендентное природе начало, внутренний опыт человеческого "Я", в единобытийности богини прослеживается гармония тела и разума ,  плоти и духа, теории и практики, природы и человека. В области философии феминистская мысль развивается в трех основных направлениях. Это феминистская критика истории философии, ревизия этики и сфера эпистемологии и философии науки. Историко-философский дискурс  в Ф. опирается на целый ряд констатаций. Во-первых, это "мужская перспектива "  традиционной философии. Во-вторых, человек в философии отождествляется с мужчиной. В-третьих, констатируется, что опыт выдающихся женщин вовсе не учтен и не оценен в культуре. В области этики феминистская мысль сориентирована на критику этики индивидуализма  с ее принципами автономии личности, права, свободы, равенства. Подчеркивается, что главный субъект такой этики - мужчина. Став всеобщей, она может привести к отчуждению. Индивидуалистической этике феминистская критика противопоставляет "этику заботы" с ее принципами причастности, ответственности за других и перед другими, ориентацией на мир людей, а не на мир предметов. И если в радикальных версиях эти две этики противопоставляются в виде бинарной оппозиции, по принципу "или - или", то в либерально настроенных работах эти два типа этики рассматриваются как комплементарные, как две составляющие общечеловеческой "этики заботы". В области эпистемологии и философии науки феминистская мысль имеет наиболее скромные результаты. С одной стороны, в ней отрабатываются новые нетрадиционные подходы  к дуализмам разного рода, к бинарному видению реальности: духовное - телесное, рациональное - эмоциональное, объективное - субъективное и т.п. Эти оппозиции в культуре существуют как иерархически построенные модальности с явным превосходством в статусе тех из них, которые выражают в культуре мужской интерес :  духовное, рациональное, объективное. Новый образ  эпистемологии связан с построением недуалистической, неиерархической модели знания. В ней человеческий опыт должен быть взят в цельности своих сторон. При этом ни одна составляющая опыта не должна рассматриваться как низшая. В целом феминистская философия  имеет ярко выраженный социоцентристский характер с интересом к проблемам  власти, неравенства, справедливости, со стремлением ревизовать сложившиеся социальные стереотипы .  Наиболее значимой попыткой философского преодоления бинарных трактовок мужского и женского начала правомерно полагать постмодернистскую идею "соблазна". Е.И. Янчук

6) Феминизм - (feminism) — 1. Целостная теория ,  связанная с характером глобального угнетения женщин и их подчинения мужчинам. 2. Социополитическая теория и практика ,  стремящаяся к освобождению всех женщин от мужского превосходства и эксплуатации. 3. Социальное движение ,  заключающее в себе стратегическую конфронтацию с гендерно-классовой системой. 4. Любая идеология ,  состоящая в диалектическом противоречии со всеми женоненавистническими идеологиями и действиями. Феминизм  имеет долгую историю и может, вероятно, быть прослежен от 15-го столетия (Келли, 1982), а женское сопротивление подчинению, конечно же, предшествует возникновению феминизма как полностью сформулированной идеологии и практики (Рауботам, 1972). Корни современной феминистской мысли прослеживаются с конца 18-го столетия и творчества Мэри Уоллстоункрафт. Позднее имелись многочисленные проявления феминистской активности, сопровождаемые периодами относительного затишья. "Первую волну" феминизма часто относят к середине 19 — началу 20-го столетия. "Вторая волна" идентифицировалась с возрождением феминизма в конце 1960-х гг. и сохранилась в качестве социального движения до настоящего времени. Однако таких "волн" было много, и Сара (1982) подвергла критике идею "первой" и "второй волны" как этноцентристскую. Несмотря на то, что феминизм в конце 60-х гг. стремился понять и документально доказать, что угнетению обычно подвергаются все женщины, многие современные документы  подчеркивают многообразие подобных отношений не только в связи с мужским социальным порядком, но и из-за отношения женщин друг с другом. Следовательно, точнее было бы говорить о феминизмах, ибо Сибистайн (1978) выявила свыше десятка политических тенденций внутри феминизма в диапазоне от либеральной позиции равноправия до требования женского верховенства. Палмер (1989) перечислила следующие тенденции феминизма: академический, культурный, лесбийский, либеральный, психоаналитический, радикальный, социалистический, а также политическое лесбиянство .  Кроме того, " черный "  феминизм занимался скрытым и открытым расизмом, выделяя специфические проблемы из жизни черных женщин (Лорд, 1979). Изначальные четыре требования "второй волны" -немедленное равенство  зарплаты, образования и возможностей, свободная контрацепция, аборты  по желанию и свободные 24-часовые ясли — выражали интересы  белых, западных женщин, а доступ к продовольствию, топливу и воде — многих женщин стран "третьего мира ". Феминизм идентифицировался с культурой белых женщин, между тем как черные женщины одобряют термин  "вума-нистский" (Уолкер, 1983). Экофеминизм утверждает, что конец угнетения женщин связан с экологическими ценностями и с тем, что женщины должны быть, прежде всего, озабочены прекращением эксплуатации экосистем (Канард, 1988). Экофеминизм был особенно силен внутри радикального феминизма и внутри движения зеленых. Кейз (1988) исследовала обычное деление внутри феминизма на два главных теоретических направления: радикальный и материалистический (социалистический) феминизм. В соответствии с первым патриархат  — главная и универсальная причина  женского угнетения, а власть  в руках мужчин — коренная проблема .  Радикальный феминизм, преобладающая форма  в США, разработал понятие  исключительно женской культуры, наряду с убеждением  в потребности организации отдельно от мужчин. Материалистический (социалистический) феминизм настроен критически в отношении эссенциализма ,  скрыто присущему радикальному феминизму, и внеисторического подхода  к патриархату. Данная идеология имеет корни в марксизме  и наделяет приоритетным значением   социальный класс  как фактор ,  определяющий положение женщин при капитализме ,  будучи, следовательно, связана с интеракцией между диалектикой класса  и пола. Не без теоретических проблем Гартман (1979) назвал " брак "  между марксизмом и феминизмом несчастным. Деление на радикальных феминисток, которые желают организоваться отдельно от мужчин, и материалистических феминисток, стремящихся к солидарности с "благосклонными" мужчинами, остается непреодоленным. Академический феминизм придал импульс обучению и исследованиям во многих академических учреждениях. Направление женских исследований было связано с пересмотром и оспариванием широкого разнообразия академических дисциплин, включая социологию, историю, английскую литературу, с критикой "слепого в отношении пола" характера академического знания. В социологии все чаще появлялась литература о положении женщин в обществе и развитии особой феминистской методологии исследования (Стэнли и Вайз, 1983). Пока нет единой идеологической позиции, которая бы объединила всех феминисток, но наиболее влиятельной является следующая: подчинение  женщин мужчинам есть результат социально-экономических факторов, а не биологического детерминизма .  Таким образом, широко распространено убеждение в том, что главное социальное изменение ,  кульминацией которого станет освобождение женщин, — вполне возможно. В настоящее время  феминизм остается жизненным и заметным социальным движением, достигшим наибольших успехов в области культуры. Несмотря на громкие предсказания постфеминисткой эры, продолжающееся социальное   неравенство  женщин и его искоренение остаются в центре внимания феминизма во всех его формах. См. также Матриархат . 

Феминизм

- англ. feminism; нем. Feminismus. Теория  равенства полов, лежащая в основе движения женщин за освобождение , за достижение  равноправия; массовый характер  приобретает с середины XX в.

(франц. feminisme от лат. femina - женщина) - движение в защиту прав и освобождения женщин, возникшее в эпоху бурж. революций во Франции, Англии и США. Имеется деление на старый и новый Ф. Для старого Ф., возникшего в XVIII в. и пережившего расцвет в конце XIX в., характер на трактовка соц. равенства женщин весьма узкая, лишь как правовое равенство  (суфражистское движение), при этом преувеличивалось значение  политич. свобод и прав женщин при капитализме .  Феминистская идеология  того времени отражала противоречивость бурж. мировоззрения, однако завоеванное избирательное право  можно занести в актив феминистского движения . С конца 20-х гг. XX в., когда конгресс США принял 19-ю поправку к конституции, на основании к-рой женщины получили избирательное право ,  волна женского движения угасла. Вновь это движение оформилось в конце 60-х - начале 70-х гг. под новым названием неофеминизма, в основном в США и Зап. Европе. Подчеркивая определенную преемственность со старым Ф., новый Ф., однако, имеет свои характерные черты. В нем выделяют 3 направления, условно названные либерально-реформистским, социалистич. и радикальным. Наряду с указанными существует консервативное направление, к-рое по сути - антифеминистское. Представители консервативного течения, опираясь на фрейдистскую теорию, идеализируют семью и материнскую функцию женщины, отрицая наличие какой-либо дискриминации женщины со стороны гос-ва. Детерминируя положение женщины ее биологич. сущностью, они утверждают, что рождение и воспитание  ребенка - ее основная функция ,  а занятие  обществ. производством  не входит в круг ее деятельности. Либерально-реформистское течение, к-рое называют умеренным, основано на предположении что достичь равенства женщин с мужчинами возможно в рамках существующего об-ва посредством соц.-экономич. и юридич. реформ. Не отвергая ценность  материнства и семьи, они выступают за массовое вовлечение женщин в профессиональную и политич. деятельность .  Фор-иыи методы  женских организаций данного направления определяются их реформистским характером и направлены на оказание давления на законодательные и исполнительные органы гос-ва. Радикальное направление Ф. оформилось в конце 60-х гг. XX в. Его представители критикуют либералов за их умеренную позицию. Среди представителей этого течения немало выходцев из движения "новых левых", к-рые принесли с собой опыт политич. борьбы, но одновременно и негативные элементы  идеологии мелкобурж. экстремизма. В основе историч. процесса ,  считают сторонницы радикального феминизма ,  лежит антагонизм  полов: поскольку власть  сосредоточена в руках мужчин, современное об-во, основанное на разделении по признаку пола, называется патриархальным. Только женская революция ,  считают представительницы радикального крыла, принесет женщине полное равноправие  и свободу. Лит.: Амундсен К. Женщины и американская демократия :  большинство, которое заставляют молчать. М., 1976; Идейно-политическая борьба и некоторые проблемы женского движения. М., 1981; Friedan В. The feminine mystique. N.Y., 1974; Adams Sh. Sex discrimination. L., 1980; Banks 0. Faces of feminism: A study of feminism as a social movement Oxford, 1981; Ferree M., Hess B.B. Controversy and coalition: The new feminist movement. Boston, 1985; Feminism and political economy: Womens work and womens struggles. Toronto, 1987. B.K. Ушакова.

- направление в гуманитарных науках  Запада и идеологическое течение, акцентирующие внимание на необходимости обеспечить женщине достойное положение в обществе. Подчеркивается необходимость учета женского мировосприятия в научных дисциплинах ,  литературе, политике, религии и т. д., устранения подчиненного положения женщины (по отношению к мужчине) как одного из видов социальной несправедливости.

1. Целостная теория ,  связанная с характер ом глобального угнетения женщин и их подчинения мужчинам. 2. Социополитическая теория и практика ,  стремящаяся к освобождению всех женщин от мужского превосходства и эксплуатации. 3. Социальное движение ,  заключающее в себе стратегическую конфронтацию с гендерно-классовой системой. 4. Любая идеология ,  состоящая в диалектическом противоречии со всеми женоненавистническими идеологиями и действиями. Феминизм имеет долгую историю и может, вероятно, быть прослежен от 15-го столетия. Корни современной феминистской мысли прослеживаются с конца 18-го столетия и творчества Мэри Уоллстоункрафт. Позднее имели многочисленные проявления феминистской активности, сопровождаемые периодами относительного затишья. "Первую волну" феминизма  часто относят к середине 19 - началу 20-го столетия. "Вторая волна" идентифицировалась с возрождением феминизма в конце 1960-х гг. и сохранилась в качестве социального движения до настоящего времени. Пока нет единой идеологической позиции, которая бы объединила всех феминисток, но наиболее влиятельной является следующая: подчинение  женщин мужчинам есть результат социально-экономических факторов, а не биологического детерминизма .  … В настоящее время  феминизм остается заметным социальным движением, достигшим наибольших успехов в области культуры. Цит. по: COLLINS. Большой толковый социологический словарь. М.: "АСТ", 1999. Т. 2. С. 386-388.

(лат. femina - женщина) - общее название движения женщин против дискриминации по признаку пола. Речь  идет об одной из форм дискриминации - сексизме  (англ. sex - пол), которая бытует в культуре наряду с расизмом - дискриминацией по расовому, этническому принципу  - и эйджизмом (англ. age - возраст) - дискриминацией по возрасту. Статус   человека  в обществе определяется участием в экономической и политической жизни, контролем над собственностью  и продуктами труда ,  существующей системой власти. Поэтому по данным параметрам можно проследить зависимое положение женщины в обществе. Достаточно широко распространена профессиональная дискриминация :  исключительно горизонтальное профессиональное перемещение, - и сегрегация  женщин: формирование "женских" рабочих мест внутри профессий, как правило ,  непрестижных и малооплачиваемых. Идеи эмансипации женщин не новы. О равенстве полов, их подобии и комплементарности, о необходимости равного воспитания и образования говорил еще Кондорсе. Многие феминистские авторы считают Дидро, утверждающего различие  и в то же время  взаимодополняемость полов, своим непосредственным предшественником. Милль же в своих работах  открыто говорил об эксплуатации обществом  репродуктивных функций женщин. Появление первых женщин-феминисток традиционно относят к 18 в. Позже М. Волстонкрафт впервые заговорила о необходимости включения в рационалистическую культуру женского жизненного опыта. Она отмечала пагубность системы женского образования того времени и считала, что достоинства человека должны оцениваться вне зависимости от его половой принадлежности. В женском движении принято выделять два основных этапа. В первый - с середины 19 в. до 1960-х - женщины боролись за " равенство  полов", за равные права ,  в частности за предоставление им избирательных прав (так называемый "суфражизм"). К 1920-м такие права были предоставлены женщинам во многих странах: в Финляндии, Норвегии, Дании, Бельгии, Германии, Польше, Канаде, США и др. Такой успех женского движения на некоторое время приостановил женскую активность  в политическом отношении. Пробудилось женское движение в конце 1960-х - начале 1970-х под новым лозунгом - "равенство в различии". Это ознаменовало переход движения к новому этапу в своем развитии. И эпицентром "женского возрождения" стали США, где наблюдалось в этот период активное демократическое движение против различных типов дискриминации. Женское движение приобрело различные формы, став "женским освободительным движением" (Women’s liberation). В нем выделились три основных направления феминистской политики: либеральное, радикальное, социалистическое. Либеральный Ф. ориентируется на достижение  равенства мужчин и женщин без радикального изменения патриархатной системы, а с переориентацией разделения труда между полами. Отсутствие разделения труда по половому признаку, как предполагается, должно привести к формированию общества андрогинного типа (т.е. такого общества, в котором отсутствует указанное разделение труда  и не подчеркиваются анатомические признаки и различия индивидов). Радикальный Ф. борется за новый общественный порядок, в котором предполагается обособленное существование женщин от мужчин и от патриархатных структур общества. Главным инструментом подавления женщин через сексуальное рабство  и насильственное материнство  здесь считается семья .  Говоря о Ф. в этой форме, нередко подчеркивают несколько экстравагантную окраску этого движения, зачастую выливающегося в вызывающие и даже шокирующие традиционно настроенную общественность формы выражения протеста .  Критике подвергались сами устои общества, определяющие, с точки зрения радикального Ф., неравноправное положение женщин: любовь, семья, замужество, материнство и т.д. С одной стороны, такая форма  протеста способствовала пробуждению женского самосознания, а с другой  - давала повод обвинить движение в излишней радикальности, в нездоровом пристрастии к власти, в склонности к распущенности и т.п. Социалистический Ф. рассматривает женскую тему с точки зрения классового и расового господства, вместе с уничтожением которых должна быть разрушена и половая дискриминация. Здесь также нередко пропагандируется полная сексуальная свобода ,  отказ от материнства, отмена всех социальных различий пола. Последние две формы часто называют неофеминизмом, который пропагандирует идею "женской революции" против "мужского шовинизма "  и при этом ссылаются на деятельность  таких групп, как "Женщины против насилия над женщинами", "Сердитые женщины", "Красные чулки", "Ведьмы", "Хлеб и розы", "Шуазир" и др. Однако сам факт  активизации женского движения способствовал постановке целого ряда серьезных теоретических социально-философских проблем: о природе женщины и специфике женского бытия, о социальной роли женщины и исторических формах семьи, об отношении культуры к женскому жизненному опыту. Одним из результатов стало появление специальных академических исследований на женскую тему (Women’s studies), повлекших за собой открытие  факультетов университетов, центров и программ, специализирующихся в этой проблематике. Десятилетие 1975-1985 было объявлено ООН "десятилетием женщин". Феминистская мысль сегодня не сложилась как систематическая, логически связанная единой теорией. Она не имеет единого теоретика, идеолога, взгляды которого определили бы всю феминистскую мысль в целом. Так, американская феминистская мысль тяготеет к Дж.С. Миллю, Д. Дьюи, М. Веберу , Маркузе и Троцкому . А французская - к С. де Бовуар, Лакану , Деррида . Несмотря на имеющиеся различия, в основе всех этих воззрений лежит общий фундамент, основанный на тех идеях, что культура  западного общества - патриархатная по своей природе, маскулинистски (лат. masculine - мужчина, мужской) ориентированная, отмеченная мужской доминантой. Эта доминанта характер изуется апелляцией к рациональности и пренебрежением эмоциональностью и телесностью, культом силы и агрессии, безраздельным господством  верховной власти, попранием сферы приватного ради утверждения сферы публичного и политического, насилием  над природой и т.п. Социальные роли индивидов здесь неравнозначны. Женщина по сути является носителем и охранителем общечеловеческих моральных ценностей, национальных особенностей (этнографы различают народы  по особенностям в приготовлении пищи и воспитании детей - традиционно женских жизненных забот). Но биологическая особенность женщины не подняла, а опустила ее статус. В культуре сложилась такая социальная конструкция ,  в соответствии с которой подлинно человеческими качествами: свободой, активностью, способностью к созданию нового, - обладают только те существа, которые не выполняют репродуктивную функцию. Женщина здесь - вторичное бытие  или вообще небытие. "Человек" в такой культуре отождествляется с "мужчиной", и во всех философских определениях человека как "политического животного" ( Аристотель ) , "политического существа" (Гоббс), "существа, обладающего свободой" (Руссо), "рационального существа" (Кант), "существа, обладающего самодетерминацией свободной воли" (Фихте) и т.п. фигурирует именно мужчина. Женщина была исключена из общественной жизни и считалась носителем противоположных мужским качеств: иррациональности, эмоциональности, чувственности и т.п. Традиционно сущность женщины определялась через ряд негативных характеристик. Это неполноценное и зависимое существо, низшее по сравнению с мужчиной, ограниченное и слабое, весь смысл жизни  которого - служить мужчине и быть ему полезной. Тем самым вне сферы сексуальности и материнства жизнь  такого существа бессмысленна и имеет второстепенное значение .  Даже в домашней сфере ей выпадает исключительно обслуживающая роль .  Женщине даже отказывают в обладании мыслительными способностями и в статусе гражданина .  Сфера принятия  решений, наследование  и т.п. - прерогатива  мужчины. Гегель вообще предлагал не признавать женщин человеческими существами. Такое зависимое положение женщин закрепляется и в религиозной мысли. Женщина - принципиально вторичное существо как сотворенное из ребра Адама. Ева - это Другое Адама, "негатив" человека. Женщина - это "животное, которое лишено твердости и постоянства" (Августин), это "врата ада" (Тертуллиан), это "неудавшийся мужчина" (Фома Аквинский). Причем в христианской культуре женщина приобретает облик амбивалентного существа: Ева (олицетворение зла, ответственная за грехопадение) и Мария (олицетворение непорочности, вечной женственности). В ответ на утверждение мужской доминанты в религии феминистская мысль предлагает создать собственную религию, "женскую спиритуальность". "Спиритуальный Ф." поклоняется Богине (Goddess), которую рассматривает как нетрансцендентное природе начало, внутренний опыт человеческого "Я", в единобытийности богини прослеживается гармония тела и разума ,  плоти и духа, теории и практики, природы и человека. В области философии феминистская мысль развивается в трех основных направлениях. Это феминистская критика истории философии, ревизия этики и сфера эпистемологии и философии науки. Историко-философский дискурс  в Ф. опирается на целый ряд констатаций. Во-первых, это "мужская перспектива "  традиционной философии. Во-вторых, человек в философии отождествляется с мужчиной. В-третьих, констатируется, что опыт выдающихся женщин вовсе не учтен и не оценен в культуре. В области этики феминистская мысль сориентирована на критику этики индивидуализма  с ее принципами автономии личности, права, свободы, равенства. Подчеркивается, что главный субъект такой этики - мужчина. Став всеобщей, она может привести к отчуждению. Индивидуалистической этике феминистская критика противопоставляет "этику заботы" с ее принципами причастности, ответственности за других и перед другими, ориентацией на мир людей, а не на мир предметов. И если в радикальных версиях эти две этики противопоставляются в виде бинарной оппозиции, по принципу "или - или", то в либерально настроенных работах эти два типа этики рассматриваются как комплементарные, как две составляющие общечеловеческой "этики заботы". В области эпистемологии и философии науки феминистская мысль имеет наиболее скромные результаты. С одной стороны, в ней отрабатываются новые нетрадиционные подходы  к дуализмам разного рода, к бинарному видению реальности: духовное - телесное, рациональное - эмоциональное, объективное - субъективное и т.п. Эти оппозиции в культуре существуют как иерархически построенные модальности с явным превосходством в статусе тех из них, которые выражают в культуре мужской интерес :  духовное, рациональное, объективное. Новый образ  эпистемологии связан с построением недуалистической, неиерархической модели знания. В ней человеческий опыт должен быть взят в цельности своих сторон. При этом ни одна составляющая опыта не должна рассматриваться как низшая. В целом феминистская философия  имеет ярко выраженный социоцентристский характер с интересом к проблемам  власти, неравенства, справедливости, со стремлением ревизовать сложившиеся социальные стереотипы .  Наиболее значимой попыткой философского преодоления бинарных трактовок мужского и женского начала правомерно полагать постмодернистскую идею "соблазна". Е.И. Янчук

(feminism) — 1. Целостная теория ,  связанная с характер ом глобального угнетения женщин и их подчинения мужчинам. 2. Социополитическая теория и практика ,  стремящаяся к освобождению всех женщин от мужского превосходства и эксплуатации. 3. Социальное движение ,  заключающее в себе стратегическую конфронтацию с гендерно-классовой системой. 4. Любая идеология ,  состоящая в диалектическом противоречии со всеми женоненавистническими идеологиями и действиями. Феминизм  имеет долгую историю и может, вероятно, быть прослежен от 15-го столетия (Келли, 1982), а женское сопротивление подчинению, конечно же, предшествует возникновению феминизма как полностью сформулированной идеологии и практики (Рауботам, 1972). Корни современной феминистской мысли прослеживаются с конца 18-го столетия и творчества Мэри Уоллстоункрафт. Позднее имелись многочисленные проявления феминистской активности, сопровождаемые периодами относительного затишья. "Первую волну" феминизма часто относят к середине 19 — началу 20-го столетия. "Вторая волна" идентифицировалась с возрождением феминизма в конце 1960-х гг. и сохранилась в качестве социального движения до настоящего времени. Однако таких "волн" было много, и Сара (1982) подвергла критике идею "первой" и "второй волны" как этноцентристскую. Несмотря на то, что феминизм в конце 60-х гг. стремился понять и документально доказать, что угнетению обычно подвергаются все женщины, многие современные документы  подчеркивают многообразие подобных отношений не только в связи с мужским социальным порядком, но и из-за отношения женщин друг с другом. Следовательно, точнее было бы говорить о феминизмах, ибо Сибистайн (1978) выявила свыше десятка политических тенденций внутри феминизма в диапазоне от либеральной позиции равноправия до требования женского верховенства. Палмер (1989) перечислила следующие тенденции феминизма: академический, культурный, лесбийский, либеральный, психоаналитический, радикальный, социалистический, а также политическое лесбиянство .  Кроме того, " черный "  феминизм занимался скрытым и открытым расизмом, выделяя специфические проблемы из жизни черных женщин (Лорд, 1979). Изначальные четыре требования "второй волны" -немедленное равенство  зарплаты, образования и возможностей, свободная контрацепция, аборты  по желанию и свободные 24-часовые ясли — выражали интересы  белых, западных женщин, а доступ к продовольствию, топливу и воде — многих женщин стран "третьего мира ". Феминизм идентифицировался с культурой белых женщин, между тем как черные женщины одобряют термин  "вума-нистский" (Уолкер, 1983). Экофеминизм утверждает, что конец угнетения женщин связан с экологическими ценностями и с тем, что женщины должны быть, прежде всего, озабочены прекращением эксплуатации экосистем (Канард, 1988). Экофеминизм был особенно силен внутри радикального феминизма и внутри движения зеленых. Кейз (1988) исследовала обычное деление внутри феминизма на два главных теоретических направления: радикальный и материалистический (социалистический) феминизм. В соответствии с первым патриархат  — главная и универсальная причина  женского угнетения, а власть  в руках мужчин — коренная проблема .  Радикальный феминизм, преобладающая форма  в США, разработал понятие  исключительно женской культуры, наряду с убеждением  в потребности организации отдельно от мужчин. Материалистический (социалистический) феминизм настроен критически в отношении эссенциализма ,  скрыто присущему радикальному феминизму, и внеисторического подхода  к патриархату. Данная идеология имеет корни в марксизме  и наделяет приоритетным значением   социальный класс  как фактор ,  определяющий положение женщин при капитализме ,  будучи, следовательно, связана с интеракцией между диалектикой класса  и пола. Не без теоретических проблем Гартман (1979) назвал " брак "  между марксизмом и феминизмом несчастным. Деление на радикальных феминисток, которые желают организоваться отдельно от мужчин, и материалистических феминисток, стремящихся к солидарности с "благосклонными" мужчинами, остается непреодоленным. Академический феминизм придал импульс обучению и исследованиям во многих академических учреждениях. Направление женских исследований было связано с пересмотром и оспариванием широкого разнообразия академических дисциплин, включая социологию, историю, английскую литературу, с критикой "слепого в отношении пола" характера академического знания. В социологии все чаще появлялась литература о положении женщин в обществе и развитии особой феминистской методологии исследования (Стэнли и Вайз, 1983). Пока нет единой идеологической позиции, которая бы объединила всех феминисток, но наиболее влиятельной является следующая: подчинение  женщин мужчинам есть результат социально-экономических факторов, а не биологического детерминизма .  Таким образом, широко распространено убеждение в том, что главное социальное изменение ,  кульминацией которого станет освобождение женщин, — вполне возможно. В настоящее время  феминизм остается жизненным и заметным социальным движением, достигшим наибольших успехов в области культуры. Несмотря на громкие предсказания постфеминисткой эры, продолжающееся социальное   неравенство  женщин и его искоренение остаются в центре внимания феминизма во всех его формах. См. также Матриархат . 

Значение слова Феминизм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Функционализм - направление в социологии, рассматривающее общество  как систему элементов, ...
  • Феминизм - (франц. feminisme от лат. femina женщина) ...
  • Факт - 1. Действительное, невымышленное происшествие, событие, явление. 2. ...
  • Формализация - отображение резтов мышления в точных понятиях или ...
  • Фольклор - (англ. folklore нар. мудрость, народное знание )  ...
  • Физика - (от греч. physis природа) наука  о ...
  • Функция - (от лат. functio исполнение, свершение) 1. ...
  • Физиология - (от греч. physis природа  и Zogos ...
  • Физикализм - (от греч. physis природа )  англ. ...
  • Фигура - (от лат. figura внешний вид, образ )  ...
  • Фетиш - (от фр. fetiche идол, амулет, талисман) англ. ...
  • Фермер - англ. farmer; нем. Farmer. Предприниматель  в сельском ...
  • Феодализм - англ. feudalism; нем. Feudalismus. 1. Тип СОЦ.ЭКОН. ...
  • Феод - (от лат. feodum владение) англ. feud/feod; нем. ...
  • Японизация - (Japanization) — принятие японской организационной практики в других ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари