Что такое Этноцентризм? Значение слова Этноцентризм в социологическом словаре

1) Этноцентризм - (от греч. ethnos - племянарод  и лат. centrum - центр  круга) - англ. ethnocentrism; нем. Ethnozentrismus. Свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать все явления окружающего мира сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего всеобщего эталона . 

2) Этноцентризм - - представление о превосходстве своей этнической группы.

3) Этноцентризм - - система  взглядов, в к-рых жизнь  др. народов, их нравы  и обычаи рассматриваются через призму традиционных установок и ценностных ориентации своей этнич. общности. Э. в бытовой сфере, на личност-но-семейном уровне связан с тем естественным противопоставлением "мы - они", к-рое лежит в основе этнич. идентификации, уходит своими корнями в особенности психики, негативно реагирующей на все незнакомое, и в конечном счете обусловлен этнокультурной апперцепцией, т. е. спецификой всего процесса  социализации личности в определенной этнокультурной среде, восприятием  бытующих в ней стереотипов и т. д. В более широких соц. группах  Э. обусловлен также установками и представлениями, полученными в ходе школьного обучения и обществ. воспитания на родном языке ,  под воздействием этнически окрашенной литературы и искусства, средств массовой информации и т. д. На этом уровне Э. нередко смыкается с идеологией национальной (см.) и может быть направлен в сторону резкого обособления народов, разжигания неприязни между ними. Э. обычно преодолевается в процессе общения с людьми, принадлежащими к др. этносам, с ростом уважения к их культуре, с распространением интернационализма .  Лит.: Козлов В.И. Национальный вопрос: парадигмы, теория  и политика / / История  СССР. 1990, № 1. В.И. Козлов.

4) Этноцентризм - - уверенность в превосходстве собственной культуры

5) Этноцентризм - - взгляд на общество ,  при котором определенная группа  считается центральной, а все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней.

6) Этноцентризм - - совокупность  взглядов, идей, ценностей, действий, которые приводят к абсолютизации ценностно-нормативной системы культуры данного этноса  и к недооценке, пренебрежению культурой другой  этнической группы, что чаще всего оборачивается возникновением конфликта  в сфере этнонациональных отношений финансовая, торговая и др.), различные типы экономических отношений между отдельными индивидами, их различными общностями (коллективами, объединениями и т.п.).

7) Этноцентризм - – свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать жизненные явления через призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего всеобщего эталона или оптимума.

8) Этноцентризм - присущее этническим группам   восприятие  себя в окружающем мире как центра мироздания.

9) Этноцентризм - (греч. ethnos - народ ,  племя ,  лат. centrum - центр круга, средоточие) - механизм межэтнического восприятия, заключающийся в склонности оценивать явления окружающего мира сквозь призму традиций и норм своей этнической группы, рассматриваемой в качестве всеобщего эталона. Термин  "Э." был впервые предложен в 1906 У. Самнером в работе " Народные обычаи "  ("Folkways"). Анализируя особенности внутри- и межгрупповых отношений в первобытных обществах, Самнер отмечал, что Э., проявляясь в чувстве превосходства над другими народами и в завышенной оценке собственной группы, неизбежно порождает более негативное отношение  к чужим группам ,  что приводит к отчуждению, неприязни и враждебности в межгрупповых отношениях. Фрейд рассматривал Э. как переориентированное выражение индивидуального нарциссизма .  Принимающий групповые масштабы, нарциссизм интерпретируется как психологический механизм, который обеспечивает самосохранение этноса  путем переноса его агрессии на внешние группы. С точки зрения Самнера, Э. является универсальным, единственно возможным механизмом межэтнического взаимодействия: отношениям внутри группы изначально придается дух сотрудничества, солидарности и консолидации, а неизбежным атрибутом отношений с представителями чужих внешних групп выступают проявления враждебности, неприятия, презрения, подозрительности и конкуренции. Однако многочисленные факты ,  выявленные в результате социологических и этнопсихологических исследований, явились убедительным опровержением универсальности положений теории Э. по Самнеру. Эмпирические данные  показывают, что отношения между представителями разных этнических групп могут носить характер взаимной толерантности и уважения при сохраняющейся тенденции более благоприятствовать собственной группе. В связи с этим значение  понятия "Э." значительно изменилось. Э. все реже используется для обозначения предубежденности и негативизма в отношениях к иноэтническим группам и, в отличие от терминов "этноэгоизм", "этнофобизм", рассматривается прежде всего как тенденция  предпочтения своей этногруппы и ее представителей в сравнении с другими группами. Рядом авторов применяется термин "гибкий или благожелательный Э.", предполагающий при сохранении более позитивного отношения к своей группе и терпимости к межгрупповым различиям также проявление  стремления понять и без предубежденности оценивать чужую культуру. Проявление Э. может приобретать разную степень выраженности, причины которой связывают как с особенностями самих этнических групп, так и с характером межэтнических отношений, с социальными условиями межэтнического взаимодействия, а также с результативностью последнего (его успешностью или неуспешностью). В условиях этнополитического конфликта  воинственный Э. может проявляться от ненависти чужих этногрупп, навязывания им своих ценностей до крайних форм делегитимизации, предполагающей исключение враждебной группы из рода человеческого и оправдывающей любые средства насилия над ней вплоть до уничтожения. Возникновению Э., с точки зрения разных авторов, способствуют такие факторы ,  как: ограниченность жизненных ресурсов, вызывающих неизбежную борьбу за выживание у взаимодействующих этногрупп, ожидание  внешней угрозы со стороны иноэтнических групп (Д.Т. Кэмпбелл); стремление к сохранению или приобретению группой более высокого статуса  в системе межэтнических отношений (Г. Триандис, В. Вассилиу); защита  от мигрантов коренным этносом своей исконной территории (И. Амир, С. Бочнер). Являясь одним из механизмов сплочения этноса, Э. зачастую целенаправленно стимулируется и эксплуатируется идеологическими и политическими структурами в целях быстрой и эффективной этнополитической мобилизации и консолидации. Л.И. Науменко

10) Этноцентризм - (ethnocentrism) — 1. Отношение  предубеждения или недоверия к посторонним, которые могут существовать внутри социальной группы; способ восприятия собственной культурной группы (внутренней группы) относительно других (внешних групп). Термин  внедрен У.Г. Самнером (1906) и включает убеждение ,  что собственная группа  наиболее важна или выше в культурном отношении. Так, собственная культура  рассматривается в расовом, нравственном и культурном отношении более ценной и значимой, чем другие, и становится подозрительным каждый из тех, кого считают посторонним. Это предполагает также неспособность подтвердить, что культурная дифференциация  не подразумевает неполноценности этнически отличных групп. 2. Характеристика некоторых типов индивидуальности. Этноцентристская индивидуальность  описана Т. Адорно  и др. (1950) в "Авторитарной личности" (см. Авторитарная личность ) . Первоначально исследование  было связано с социальными и психологическими аспектами антисемитизма ,  но развилось в изучение его более общих понятий. Адорно и др. занимались объяснением  отношения к таким "внешним группам" в американском обществе, как гомосексуальные и этнические меньшинства, доказывая, что антагонизм  (например, к евреям) редко существовал в изоляции. Они обнаружили, что этноцентризм  обычно был связан с авторитаризмом, догматизмом, жестокостью политическим и экономическим консерватизмом, а также скрытой антидемократической идеологией. Враждебность к одной "внешней группе" (см. Внутренняя группа и внешняя группа )  часто распространялась и проектировалась на другие. См. также Предубеждение ;  Дискриминация ;  Расизм ;  Отношение; Шкала отношений . 

Этноцентризм

(от греч . ethnos - племя ,  народ  и лат. centrum - центр  круга) - англ. ethnocentrism; нем. Ethnozentrismus. Свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать все явления окружающего мира сквозь призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего всеобщего эталона . 

- представление о превосходстве своей этнической группы.

- система  взглядов, в к-рых жизнь  др. народ ов, их нравы  и обычаи рассматриваются через призму традиционных установок и ценностных ориентации своей этнич. общности. Э. в бытовой сфере, на личност-но-семейном уровне связан с тем естественным противопоставлением "мы - они", к-рое лежит в основе этнич. идентификации, уходит своими корнями в особенности психики, негативно реагирующей на все незнакомое, и в конечном счете обусловлен этнокультурной апперцепцией, т. е. спецификой всего процесса  социализации личности в определенной этнокультурной среде, восприятием  бытующих в ней стереотипов и т. д. В более широких соц. группах  Э. обусловлен также установками и представлениями, полученными в ходе школьного обучения и обществ. воспитания на родном языке ,  под воздействием этнически окрашенной литературы и искусства, средств массовой информации и т. д. На этом уровне Э. нередко смыкается с идеологией национальной (см.) и может быть направлен в сторону резкого обособления народов, разжигания неприязни между ними. Э. обычно преодолевается в процессе общения с людьми, принадлежащими к др. этносам, с ростом уважения к их культуре, с распространением интернационализма .  Лит.: Козлов В.И. Национальный вопрос: парадигмы, теория  и политика / / История  СССР. 1990, № 1. В.И. Козлов.

- уверенность в превосходстве собственной культуры

- взгляд на общество ,  при котором определенная группа  считается центр альной, а все другие группы соизмеряются и соотносятся с ней.

- совокупность  взглядов, идей, ценностей, действий, которые приводят к абсолютизации ценностно-нормативной системы культуры данного этноса  и к недооценке, пренебрежению культурой другой  этнической группы, что чаще всего оборачивается возникновением конфликта  в сфере этнонациональных отношений финансовая, торговая и др.), различные типы экономических отношений между отдельными индивидами, их различными общностями (коллективами, объединениями и т.п.).

– свойство этнического самосознания воспринимать и оценивать жизненные явления через призму традиций и ценностей собственной этнической группы, выступающей в качестве некоего всеобщего эталона или оптимума.

присущее этническим группам   восприятие  себя в окружающем мире как центр а мироздания.

( греч . ethnos - народ ,  племя ,  лат. centrum - центр круга, средоточие) - механизм межэтнического восприятия, заключающийся в склонности оценивать явления окружающего мира сквозь призму традиций и норм своей этнической группы, рассматриваемой в качестве всеобщего эталона. Термин  "Э." был впервые предложен в 1906 У. Самнером в работе " Народ ные обычаи "  ("Folkways"). Анализируя особенности внутри- и межгрупповых отношений в первобытных обществах, Самнер отмечал, что Э., проявляясь в чувстве превосходства над другими народами и в завышенной оценке собственной группы, неизбежно порождает более негативное отношение  к чужим группам ,  что приводит к отчуждению, неприязни и враждебности в межгрупповых отношениях. Фрейд рассматривал Э. как переориентированное выражение индивидуального нарциссизма .  Принимающий групповые масштабы, нарциссизм интерпретируется как психологический механизм, который обеспечивает самосохранение этноса  путем переноса его агрессии на внешние группы. С точки зрения Самнера, Э. является универсальным, единственно возможным механизмом межэтнического взаимодействия: отношениям внутри группы изначально придается дух сотрудничества, солидарности и консолидации, а неизбежным атрибутом отношений с представителями чужих внешних групп выступают проявления враждебности, неприятия, презрения, подозрительности и конкуренции. Однако многочисленные факты ,  выявленные в результате социологических и этнопсихологических исследований, явились убедительным опровержением универсальности положений теории Э. по Самнеру. Эмпирические данные  показывают, что отношения между представителями разных этнических групп могут носить характер взаимной толерантности и уважения при сохраняющейся тенденции более благоприятствовать собственной группе. В связи с этим значение  понятия "Э." значительно изменилось. Э. все реже используется для обозначения предубежденности и негативизма в отношениях к иноэтническим группам и, в отличие от терминов "этноэгоизм", "этнофобизм", рассматривается прежде всего как тенденция  предпочтения своей этногруппы и ее представителей в сравнении с другими группами. Рядом авторов применяется термин "гибкий или благожелательный Э.", предполагающий при сохранении более позитивного отношения к своей группе и терпимости к межгрупповым различиям также проявление  стремления понять и без предубежденности оценивать чужую культуру. Проявление Э. может приобретать разную степень выраженности, причины которой связывают как с особенностями самих этнических групп, так и с характером межэтнических отношений, с социальными условиями межэтнического взаимодействия, а также с результативностью последнего (его успешностью или неуспешностью). В условиях этнополитического конфликта  воинственный Э. может проявляться от ненависти чужих этногрупп, навязывания им своих ценностей до крайних форм делегитимизации, предполагающей исключение враждебной группы из рода человеческого и оправдывающей любые средства насилия над ней вплоть до уничтожения. Возникновению Э., с точки зрения разных авторов, способствуют такие факторы ,  как: ограниченность жизненных ресурсов, вызывающих неизбежную борьбу за выживание у взаимодействующих этногрупп, ожидание  внешней угрозы со стороны иноэтнических групп (Д.Т. Кэмпбелл); стремление к сохранению или приобретению группой более высокого статуса  в системе межэтнических отношений (Г. Триандис, В. Вассилиу); защита  от мигрантов коренным этносом своей исконной территории (И. Амир, С. Бочнер). Являясь одним из механизмов сплочения этноса, Э. зачастую целенаправленно стимулируется и эксплуатируется идеологическими и политическими структурами в целях быстрой и эффективной этнополитической мобилизации и консолидации. Л.И. Науменко

(ethnocentrism) — 1. Отношение  предубеждения или недоверия к посторонним, которые могут существовать внутри социальной группы; способ восприятия собственной культурной группы (внутренней группы) относительно других (внешних групп). Термин  внедрен У.Г. Самнером (1906) и включает убеждение ,  что собственная группа  наиболее важна или выше в культурном отношении. Так, собственная культура  рассматривается в расовом, нравственном и культурном отношении более ценной и значимой, чем другие, и становится подозрительным каждый из тех, кого считают посторонним. Это предполагает также неспособность подтвердить, что культурная дифференциация  не подразумевает неполноценности этнически отличных групп. 2. Характеристика некоторых типов индивидуальности. Этно центр истская индивидуальность  описана Т. Адорно  и др. (1950) в "Авторитарной личности" (см. Авторитарная личность ) . Первоначально исследование  было связано с социальными и психологическими аспектами антисемитизма ,  но развилось в изучение его более общих понятий. Адорно и др. занимались объяснением  отношения к таким "внешним группам" в американском обществе, как гомосексуальные и этнические меньшинства, доказывая, что антагонизм  (например, к евреям) редко существовал в изоляции. Они обнаружили, что этноцентризм  обычно был связан с авторитаризмом, догматизмом, жестокостью политическим и экономическим консерватизмом, а также скрытой антидемократической идеологией. Враждебность к одной "внешней группе" (см. Внутренняя группа и внешняя группа )  часто распространялась и проектировалась на другие. См. также Предубеждение ;  Дискриминация ;  Расизм ;  Отношение; Шкала отношений . 

Значение слова Этноцентризм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Эмбарго - (от исп. embargo наложение ареста, запрещение) ...
  • Элита - (от фр. elite лучшее, отборное) англ. ...
  • Элемент - (от лат. elementum стихия ,  первоначальное вещество) ...
  • Эстетика - (от греч. aisthetikos чувствующий, чувствительный) англ. ...
  • Эсперанто - (от псевдонима создателя проекта  Л. Заменгофа Doktoro ...
  • Эскалация - (от англ. escalation расширить) англ. escalation; ...
  • Эргономика - (от греч. ergon работа  и nomos ...
  • Этатизм - англ. etatrnn; нем. Etatismus. Социол. теория ,  обосновывающая ...
  • Этап - (от фр. etape часть, дистанция )  ...
  • Эсхатология - (от греч. eschatos последний, конечный и logos ...
  • Этос - англ. ethos; нем. Ethos. В древнегреческой философии ...
  • Шизофрения - (schizophrenia) см. Психоз .  ...
  • Шкалирование - (scaling) — метод  измерения в социальных науках ,  ...
  • Шизоанализ - (греч. schizein расколоть) одно из направлений ...
  • Японизация - (Japanization) — принятие японской организационной практики в других ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари