Что такое Этнометодология? Значение слова Этнометодология в социологическом словаре

1) Этнометодология - - англ. ethnomethodology; нем. Ethnomethod-ologie. Направление (Г. Гарфинкель и др.) в социологии, стремящееся превратить методы  этнологии и соц. антропологии в общую методологию соц. наук; предметом Э. выступают процедуры интерпретаций, скрытые, неосознаваемые, нерефлексированные механизмы  соц. коммуникации между людьми.

2) Этнометодология - теоретическое направление, опирающееся на базовое предположение о том, что правила, регулирующие контакты между людьми, обычно принимаются ими на веру, в готовом виде.

3) Этнометодология - - теоретич. и ме-тодологич. направление в амер. социологии, превращающее методы  этнографии и соц. антропологии в общую методологию всех соц. наук. Основателем Э. является Г. Гарфинкель. Будучи весьма экзотичной по своей терминологии, по способу определения предмета и методов исследования, резко противопоставляемых предмету и методам всей прежней социологии, Э. имеет свои идейные истоки, прежде всего экзистенциализм ,  феноменологич. социологию, культурную и соц. антропологию. Э. распалась на ряд течений: анализ  разговорной речи (Г. Сакс, Дж. Джефферсон), этнометодологическую герменевтику (А. Блюм, П. Мак-Хью), анализ обыденной повседневной жизни (Д. Циммерман, М. Поллнер), этнография ,  исследование  науки и достижения консенсуса  в диалогах ученых (К. Д. Кнорр-Це-тин, Б. Латур, С. Вулгар и др.). Э. пытается превратить методы исследования  антропологами примитивных культур и общин в процедуры изучения соц. и культурных явлений. Тем самым Э. универсализирует методы этнографии и способы организации повседневной жизнедеятельности людей в примитивных культурах ,  пытается увидеть в них основание социологич. анализа современной соц. жизни. Предмет Э. - процедуры интерпретации, скрытые, неосознаваемые, нерефлексивные механизмы соц. коммуникации между людьми. Причем все формы соц. коммуникации сводятся Э. к речевой коммуникации, к повседневной речи. Подчеркивая уникальность каждой ситуации повседневного общения, Э. отводит большое место механизмам рефлексии в работе познавательного аппарата: рефлексия по сути дела формирует когнитивные структуры различн. уровня - и повседневные представления о соц. реальности, и социологич. теории, вырастающие на почве обыденных представлений. Э. основывается на определенных теоретич. допущениях, к-рые по-разному были встречены в амер. и европейской социологии. Среди этих допущений следует отметить, во-первых, отождествление соц. взаимодействия с речевой коммуникацией, во-вторых, отождествление исследования с истолкованием и интерпретацией действий и речи другого - собеседника; в-третьих, выделение двух слоев в интерпретации - понимания и разговора ;  в-четвертых, отождествление структурной организации разговора с синтаксисом повседневной речи. Э. не приемлет принципиального разрыва между субъектом и объектом описания, полагая, что подобное противопоставление характерно для позитивистской модели научн. исследования. Согласно Э., необходимо построить социологич. исследование на взаимосопряженности исследователя и исследуемого. Поэтому Э. принимает методы организации речи и жизнедеятельности, характерные для примитивных культур, не только в качестве объекта ,  но и средства описания. Подчеркивая, что этнометодолог и социолог (поскольку Э. стремится стать общей методологией социологии) не могут занять позицию отстраненного, дистанцированного наблюдателя, что он всегда включен в контекст  повседневного общения и разговора, представители Э. обращают внимание на то, что коммуникация  между людьми содержит более существенную информацию, чем та, к-рая выражена вербально, что существует неявное, фоновое знание ,  подразумеваемые смыслы, молчаливо принимаемые участниками взаимодействия и объединяющие их. Э. понимает язык  повседневного общения весьма широко, включая в него не только вербальный язык, но и язык жестов, выразительных движений, ритуал  и даже молчание. Так истолкованный язык повседневного общения оказывается фундаментальной сокровищницей соц. смыслов и значений и задает горизонт осмысления мира, в т. ч. и научн. постижения реальности. Л.Г. Ионин.

4) Этнометодология - - направление в социологии, использующее методы  этнографии и социальной антропологии.

5) Этнометодология - — раздел социологии, изучающий обыденные нормы ,  правила поведения, смыслы языка  общения, которые регулируют взаимодействия между людьми.  

6) Этнометодология - (ethnomethodology). Изучение того, как люди вкладывают смысл в сказанное и сделанное ими в рамках повседневного социального взаимодействия. Этнометодология  изучает “этнометоды”, посредством которых люди в процессе  взаимодействия передают друг другу смысловое значение . 

7) Этнометодология - – изучение обыденных норм, правил поведения, смыслов языка  общения, которые регулируют взаимодействия между людьми.

8) Этнометодология - (ethтo - народ ,  metod - методы ,  logy - исследование ;  буквально - "учение о том, как поступают народы") - радикальное теоретико-методологическое направление в американской социологии, принципиально переинтерпретировавшее на основе феноменологических установок и процедур культурной и социальной антропологии предмет и задачи  социологии как научной дисциплины. Среди других источников Э. можно назвать лингвистическую философию Л. Витгенштейна и "диалектический гиперэмпиризм" Г. Гурвича . С одной стороны, Э. конституировалась на основе последовательного критического отвержения классического социологического наследия в силу его натуралистической установки. Основные объекты  критики Э. - функционализм  в лице Дюркгейма (прежде всего его классический тезис об отношении к социальным фактам как к вещам) и Парсонса, а также - позитивизм  и марксизм .  Натурализму  противопоставлялась феноменологическая альтернатива (перераставшая у ряда этнометодологов в герменевтическую), которая затем (в свою очередь) радикализировалась. С другой  стороны, конституирующую роль  для Э. выполнила не менее последовательная критика традиционной методологии, понимаемой как совокупность  методов обнаружения неизменных свойств мира "фактов", а также ее гипостазировано рационалистических (приписывание "разумных" мотивов поведению индивида )  и априорных (непроблематичное принятие "очевидностей") исходных допущений. Традиционной социологической методологии противопоставлялись подходы  и способы работы "полевой" антропологии, предполагавшие непосредственное "включение" в жизнь  исследуемых сообществ, которые затем в Э. универсализировались до общесоциальных методов исследовательской работы. Неудивительно, что в 1970-е (пору наибольшего "взлета" Э.) она встретила резкое неприятие со стороны университетской социологии (дело доходило до запретов на преподавание Э.). Возникновение Э. как самостоятельного направления связывают с выходом сборника статей Г. Гарфинкеля (р. 1917) "Исследования по этнометодологии" (1967). Другим крупнейшим представителем этого направления является А. Сикурел (р. 1928), концепцию которого ряд авторов рассматривает как самостоятельный проект  когнитивной социологии, а также Г. Сакс, А. Блюм, П. Мак-Хью, Б. Лутар, М. Поллнер и др. Принципиально уходя  от вопросов субстанциональной природы общества и не приемля как доминантную проблему условий возникновения социального порядка, Э., вслед за феноменологической социологией, актуализирует в качестве темы первостепенного внимания социологии - мир повседневности, однако делает акцент на проблеме выявления методов того, как люди создают и поддерживают друг у друга предположения о том, что социальный  мир действительно носит реальный характер и является миром упорядоченным. Реализация этой целевой дисциплинарной установки потребовала выдвижения Э. семи альтернативных классическим методологических предположений (Дж. Тэрнер) относительно природы социального мира. Исходное допущение - стремление людей во всех ситуациях взаимодействия достичь видимого согласия относительно "релевантных черт обстановки взаимодействия" (1). Это согласие может базироваться на установках ,  верованиях ,  знаниях о природе ситуации взаимодействия (2). Оно предполагает различные практики межличностного взаимодействия и соответствующие им методы конструирования, поддержания и изменения кажущегося согласия, которые могут быть как эксплицитны, так и (большей частью) имплицитны (3). Эти практики и методы обеспечиваются восприятием  (постоянно создающимся и разрушающимся) того, что ситуации взаимодействия имеют упорядоченную структуру (4). Видимость согласия есть не только результат соглашения (" конвенции " ), но и выражение согласия каждого из участников с "правилами и процедурами" создания и разрушения этого согласия, т.е. видимое согласие предполагает "молчаливое" подразумевание ряда допускаемых всеми условий - правил взаимодействия-общения (5). Каждая ситуация уникальна в своем роде и предполагает собственное определение  в согласии, которое не может быть некритически перенесено из какой-либо иной ситуации (6). Каждый раз создавая, вновь утверждая или изменяя правила для определения ситуации, втянутые в нее люди предлагают друг другу кажущийся упорядоченным и связанным мир "вне их", побуждающий их к определенным восприятиям и действиям (7). Таким образом, обнаруживается, что любая ситуация взаимодействия проблемна, что все "очевидности" являются результатом постоянных усилий людей по их поддержанию, т.е. по созданию общего смысла, что каждый раз реально люди имеют дело с переходящими друг в друга ситуациями, по поводу которых люди и могут "договориться". Социокультурная реальность понимается в Э. как поток неповторимых (уникальных) ситуаций, схватываемых и конституируемых (определяемых) в человеческих практиках ,  прежде всего мыслительных и коммуникативных, редуцируемых в Э. в большинстве случаев к речевому повседневному общению. Отсюда делается кардинальный для судеб социологии вывод Э. - социальный порядок  является не субстанционально "положенным" и не "предзаданным" социокультурными механизмами (ценностями, нормами, институтами и т.д.), а каждый раз конституируемым благодаря способности индивидов постоянно создавать и разрушать совокупность представлений в каждой отдельной ситуации взаимодействия и находить "методологическое" согласие в процедурах  понимания, рефлексии и интерпретации в речевом (в пределе) общении по поводу легитимизации этого "социального порядка". Отсюда проистекает предельная радикализация феноменологической ориентации в социологии. С точки зрения Э., речь  должна идти не о различении конструктов первого и второго порядков (вычлененных из мира повседневности и созданных на их основе), а о принципиальном единстве методов "профанов" и "спецов", задающимся общим пониманием  пути, который необходимо пройти, чтобы, достигнув согласия, утвердиться в существовании "во вне" реальности. Разница лишь в том, что "спец" (социолог) призван выполнить при этом особую миссию - эксплицировать имплицитно встроенные в интерпретационные взаимодействия людей общие правила-методы-схемы. Таким образом, непосредственный предмет социологии  в Э. задается как исследование процедур интерпретаций и нерефлексированных механизмов, делающих возможным понимание в коммуникации, а следовательно и саму эту коммуникацию. Это предельно радикальным образом снимает субъект-объектную проблему (как некритическое основание натуралистической социологии), делает недопустимым разрыв между предметом и языком-объектом, с одной стороны, средствами описания и методами анализа ,  метаязыком - с другой (полная ревизия традиционной методологии), налагает принципиальный запрет на дистанцирование исследователя в "независимого наблюдателя", в силу принципиальной его включенности в контексты  повседневного общения - разговора  (окончательная ревизия методического оснащения социологического исследования). Коммуникация ,  согласно Э., всегда содержит сверхвербальную информацию, т.к. она поддерживается неявным фоновым знанием ,  "по умолчанию" предполагает подразумеваемые смыслы, объединяющие участников взаимодействия. Задача социолога во многом и выполнима только за счет занятия рефлексивной позиции, позволяющей эксплицировать имплицитное, выявлять во взаимодействии когнитивные структуры, "переводить" "индексные суждения" в "объективные". Индексные суждения контекстуально и инструментально характеризуют уникальность "предметов", объективные - описывают (эксплицируют) их общие свойства, "снимая" с них ситуативные характеристики (по аналогии с процедурами типизации в феноменологической социологии). При этом акцент в объективных суждениях делается не на их значениях, а на мере универсальности в их применении. По сути, вопрос ставится о том, как в ходе коммуникации мы способны представить значения своих индексных суждений в терминах объективных признаков, приписываемых реальности "вне нас", ведь социальный порядок поддерживается нашей способностью убедить друг друга в его существовании, нашим общим "видением". Несомненным приоритетом обладает, следовательно, "практический разум " . Социологам ( "теоретикам") самим приходится решать эту же практическую задачу на "своем уровне" - как найти способы описания событий, приемлемые для сообщества ученых, работающих независимо друг от друга (через рефлексию общих элементов описаний). В конкретных этнометодологических исследованиях было, в частности, показано, что содержание решения (судьи, например) существует ранее, чем решение  принимается. То же относится к ставимому диагнозу (например, психиатром). Точно так же текст  приобретает осмысленность только тогда, когда уже известен "правильный" подход к нему. В дальнейшем разворачиваются лишь процедуры ретроспективного и контекстуального определения этого решения, диагноза, прочтения, выявление оснований, делающих их "правильными". Рефлексия предполагает "знание" исходной точки начала движения (от непроявленного смысла) и предполагаемого конечного продукта  (эксплицированного смысла или порядка отношений различных значений). Объективные суждения суть лишь инструмент и метод преодоления уникальности конкретных ситуаций, приписывания им наших значений и смыслов, т.е. унификации и типизации ситуаций и объективизации своих описаний в качестве квазикатегорий. Таким образом, научное знание есть "инобытие" тематизированного и проясненного повседневного опыта (здравого смысла), объективация и онтологизация индексных суждений, выявление имманентной радикальности обыденной жизни. ("...поддержание впечатления социального порядка есть никогда не прекращающаяся деятельность " .) А. Сикурел усилил этот тезис, переинтерпретировав саму деятельность в " активность  толкования значений", когда сама попытка стимулировать (например, социологическая практика) или избежать толкования  уже сама по себе есть "толковательная" операция  на основе "само собой разумеющихся" правил (но не "само собой разумеющихся" субстанционализированных "очевидных" знаний - выпад в сторону феноменологической социологии). Социальность  тогда (как продукт взаимодействия) есть следствие, выводимое из отношения между "поверхностными" ( нормы  повседневной жизни как "данность") и "интерпретационными" ( "глубинными") правилами как внутренней структуры первых, так и основанием возможности любых значений, определяющим закономерности возникновения и функционирования последних: "интерпретационные правила нельзя усвоить в воспитании и обучении". Наоборот, они делают возможными и воспитание ,  и обучение. При своей контекстуальности значения не переоткрываются каждый раз заново, а лишь получают новое звучание в конкретике ситуаций, т.е. фактически - они инструменты, используемые разными способами в конкретике "случаев". Задача речевых практик состоит в " переводе "  многомерных (объемных) восприятий в одномерность (как основы взаимопонимания) речи. Тогда любые конституирующие социальную реальность взаимодействия есть трансляции - переводы восприятий в словесные описания. Описания событий никогда же не будут совпадать с самими событиями, обрекая людей на необходимость перманентного создания "впечатления социального порядка". Таким образом, Э. окончательно выявила возможности иного способа "социологизирования", постулированного в понимающей социологии и разработанного в феноменологической социологии и социологии знания, как альтернативы классической социологии. В.Л. Абушенко

9) Этнометодология - (ethnomethodology) — теоретический и 1 специальный подход  в социологии, инициированный Гарольдом Гарфинкелем, по выявлению методов (членских методов) и социальной компетентности, которую мы как члены социальных групп используем в конструировании нашего понимания социальной действительности. Этнометодологи утверждают: социологи основного направления не сумели не только изучить, но даже продемонстрировать какое-либо понимание  наличия у членов социальной компетентности, относясь к ним просто как к "культурным поглотителям", а не подтверждая, что социальная действительность создается личностями. По мнению этнометодологов, социальную действительность всегда следует рассматривать как "рациональный продукт "  личностей. Если обычные социологи, например, Дюркгейм в "Самоубийстве" (1897) или "символические интеракционисты", воспринимают способность акторов строить "значения" как просто неисследованный "ресурс", то этнометодология  делает "темой" для анализа  " методы "  и подразумеваемое знание ,  которыми обладают члены. Этнометодологи пытаются анализировать оценки ,  обеспечиваемые членами в особых контекстах (отсюда и широкое использование расшифровок стенограммы обычного диалога ) . В этом имеются некоторые сходства и преемственность с символическим интеракционизмом. Кроме того, этнометодологи стремились показать более универсальные членские методы ,  задействованные в "созидании" социальной жизни, в частности, организованное "употребление оборотов" в разговоре  (см. также Диалоговый анализ ) . Этнометодология стремится достичь универсальных обобщений, но их форма  (например, подчеркивание постоянной индексальности (см. Индексальное выражение )  в оценках  членов) предполагает, что тип обобщений, традиционно изучавшийся социологией, вряд ли может быть достигнут или что, по крайней мере, претензии на них являются преждевременными. Таким же образом многие из методов исследования и предположений о методе и измерении в обычной социологии критикуются этнометодологами за измерения по декрету (см. А. Сикурел, 1964). Хотя этнометодология поначалу представлялась одним из вариантов социологии, выведенная из нее познавательная способность во многих случаях была заимствована более традиционными подходами, особенно в творчестве Энтони Гидденса  (1976а и следующие) — см. также Стратификационная модель социальной деятельности и сознания ;  Двойная герменевтика .  Наилучший общий краткий обзор  этнометодологии подготовлен Дж. Херитиджем "Гарфинкель и этнометодология" (1984). См. также Опросные листы; Аггрегативный анализ данных ;  Официальная статистика ;  Практическое рассуждение . 

Этнометодология

- англ. ethnomethodology; нем. Ethnomethod-ologie. Направление (Г. Гарфинкель и др.) в социологии, стремящееся превратить методы  этнологии и соц. антропологии в общую методологию соц. наук; предметом Э. выступают процедуры интерпретаций, скрытые, неосознаваемые, нерефлексированные механизмы  соц. коммуникации между людьми.

теоретическое направление , опирающееся на базовое предположение о том, что правила, регулирующие контакты между людьми, обычно принимаются ими на веру, в готовом виде.

- теоретич. и ме-тодологич. направление в амер. социологии, превращающее методы  этнографии и соц. антропологии в общую методологию всех соц. наук. Основателем Э. является Г. Гарфинкель. Будучи весьма экзотичной по своей терминологии, по способу определения предмета и методов исследования, резко противопоставляемых предмету и методам всей прежней социологии, Э. имеет свои идейные истоки, прежде всего экзистенциализм ,  феноменологич. социологию, культурную и соц. антропологию. Э. распалась на ряд течений: анализ  разговорной речи (Г. Сакс, Дж. Джефферсон), этнометодологическую герменевтику (А. Блюм, П. Мак-Хью), анализ обыденной повседневной жизни (Д. Циммерман, М. Поллнер), этнография ,  исследование  науки и достижения консенсуса  в диалогах ученых (К. Д. Кнорр-Це-тин, Б. Латур, С. Вулгар и др.). Э. пытается превратить методы исследования  антропологами примитивных культур и общин в процедуры изучения соц. и культурных явлений. Тем самым Э. универсализирует методы этнографии и способы организации повседневной жизнедеятельности людей в примитивных культурах ,  пытается увидеть в них основание социологич. анализа современной соц. жизни. Предмет Э. - процедуры интерпретации, скрытые, неосознаваемые, нерефлексивные механизмы соц. коммуникации между людьми. Причем все формы соц. коммуникации сводятся Э. к речевой коммуникации, к повседневной речи. Подчеркивая уникальность каждой ситуации повседневного общения, Э. отводит большое место механизмам рефлексии в работе познавательного аппарата: рефлексия по сути дела формирует когнитивные структуры различн. уровня - и повседневные представления о соц. реальности, и социологич. теории, вырастающие на почве обыденных представлений. Э. основывается на определенных теоретич. допущениях, к-рые по-разному были встречены в амер. и европейской социологии. Среди этих допущений следует отметить, во-первых, отождествление соц. взаимодействия с речевой коммуникацией, во-вторых, отождествление исследования с истолкованием и интерпретацией действий и речи другого - собеседника; в-третьих, выделение двух слоев в интерпретации - понимания и разговора ;  в-четвертых, отождествление структурной организации разговора с синтаксисом повседневной речи. Э. не приемлет принципиального разрыва между субъектом и объектом описания, полагая, что подобное противопоставление характерно для позитивистской модели научн. исследования. Согласно Э., необходимо построить социологич. исследование на взаимосопряженности исследователя и исследуемого. Поэтому Э. принимает методы организации речи и жизнедеятельности, характерные для примитивных культур, не только в качестве объекта ,  но и средства описания. Подчеркивая, что этнометодолог и социолог (поскольку Э. стремится стать общей методологией социологии) не могут занять позицию отстраненного, дистанцированного наблюдателя, что он всегда включен в контекст  повседневного общения и разговора, представители Э. обращают внимание на то, что коммуникация  между людьми содержит более существенную информацию, чем та, к-рая выражена вербально, что существует неявное, фоновое знание ,  подразумеваемые смыслы, молчаливо принимаемые участниками взаимодействия и объединяющие их. Э. понимает язык  повседневного общения весьма широко, включая в него не только вербальный язык, но и язык жестов, выразительных движений, ритуал  и даже молчание. Так истолкованный язык повседневного общения оказывается фундаментальной сокровищницей соц. смыслов и значений и задает горизонт осмысления мира, в т. ч. и научн. постижения реальности. Л.Г. Ионин.

- направление в социологии, использующее методы  этнографии и социальной антропологии.

— раздел социологии, изучающий обыденные нормы ,  правила поведения, смыслы языка  общения, которые регулируют взаимодействия между людьми.  

(ethnomethodology). Изучение того, как люди вкладывают смысл в сказанное и сделанное ими в рамках повседневного социального взаимодействия. Этнометодология  изучает “этнометоды”, посредством которых люди в процессе  взаимодействия передают друг другу смысловое значение . 

– изучение обыденных норм, правил поведения, смыслов языка  общения, которые регулируют взаимодействия между людьми.

(ethтo - народ ,  metod - методы ,  logy - исследование ;  буквально - "учение о том, как поступают народы") - радикальное теоретико-методологическое направление в американской социологии, принципиально переинтерпретировавшее на основе феноменологических установок и процедур культурной и социальной антропологии предмет и задачи  социологии как научной дисциплины. Среди других источников Э. можно назвать лингвистическую философию Л. Витгенштейна и "диалектический гиперэмпиризм" Г. Гурвича . С одной стороны, Э. конституировалась на основе последовательного критического отвержения классического социологического наследия в силу его натуралистической установки. Основные объекты  критики Э. - функционализм  в лице Дюркгейма (прежде всего его классический тезис об отношении к социальным фактам как к вещам) и Парсонса, а также - позитивизм  и марксизм .  Натурализму  противопоставлялась феноменологическая альтернатива (перераставшая у ряда этнометодологов в герменевтическую), которая затем (в свою очередь) радикализировалась. С другой  стороны, конституирующую роль  для Э. выполнила не менее последовательная критика традиционной методологии, понимаемой как совокупность  методов обнаружения неизменных свойств мира "фактов", а также ее гипостазировано рационалистических (приписывание "разумных" мотивов поведению индивида )  и априорных (непроблематичное принятие "очевидностей") исходных допущений. Традиционной социологической методологии противопоставлялись подходы  и способы работы "полевой" антропологии, предполагавшие непосредственное "включение" в жизнь  исследуемых сообществ, которые затем в Э. универсализировались до общесоциальных методов исследовательской работы. Неудивительно, что в 1970-е (пору наибольшего "взлета" Э.) она встретила резкое неприятие со стороны университетской социологии (дело доходило до запретов на преподавание Э.). Возникновение Э. как самостоятельного направления связывают с выходом сборника статей Г. Гарфинкеля (р. 1917) "Исследования по этнометодологии" (1967). Другим крупнейшим представителем этого направления является А. Сикурел (р. 1928), концепцию которого ряд авторов рассматривает как самостоятельный проект  когнитивной социологии, а также Г. Сакс, А. Блюм, П. Мак-Хью, Б. Лутар, М. Поллнер и др. Принципиально уходя  от вопросов субстанциональной природы общества и не приемля как доминантную проблему условий возникновения социального порядка, Э., вслед за феноменологической социологией, актуализирует в качестве темы первостепенного внимания социологии - мир повседневности, однако делает акцент на проблеме выявления методов того, как люди создают и поддерживают друг у друга предположения о том, что социальный  мир действительно носит реальный характер и является миром упорядоченным. Реализация этой целевой дисциплинарной установки потребовала выдвижения Э. семи альтернативных классическим методологических предположений (Дж. Тэрнер) относительно природы социального мира. Исходное допущение - стремление людей во всех ситуациях взаимодействия достичь видимого согласия относительно "релевантных черт обстановки взаимодействия" (1). Это согласие может базироваться на установках ,  верованиях ,  знаниях о природе ситуации взаимодействия (2). Оно предполагает различные практики межличностного взаимодействия и соответствующие им методы конструирования, поддержания и изменения кажущегося согласия, которые могут быть как эксплицитны, так и (большей частью) имплицитны (3). Эти практики и методы обеспечиваются восприятием  (постоянно создающимся и разрушающимся) того, что ситуации взаимодействия имеют упорядоченную структуру (4). Видимость согласия есть не только результат соглашения (" конвенции " ), но и выражение согласия каждого из участников с "правилами и процедурами" создания и разрушения этого согласия, т.е. видимое согласие предполагает "молчаливое" подразумевание ряда допускаемых всеми условий - правил взаимодействия-общения (5). Каждая ситуация уникальна в своем роде и предполагает собственное определение  в согласии, которое не может быть некритически перенесено из какой-либо иной ситуации (6). Каждый раз создавая, вновь утверждая или изменяя правила для определения ситуации, втянутые в нее люди предлагают друг другу кажущийся упорядоченным и связанным мир "вне их", побуждающий их к определенным восприятиям и действиям (7). Таким образом, обнаруживается, что любая ситуация взаимодействия проблемна, что все "очевидности" являются результатом постоянных усилий людей по их поддержанию, т.е. по созданию общего смысла, что каждый раз реально люди имеют дело с переходящими друг в друга ситуациями, по поводу которых люди и могут "договориться". Социокультурная реальность понимается в Э. как поток неповторимых (уникальных) ситуаций, схватываемых и конституируемых (определяемых) в человеческих практиках ,  прежде всего мыслительных и коммуникативных, редуцируемых в Э. в большинстве случаев к речевому повседневному общению. Отсюда делается кардинальный для судеб социологии вывод Э. - социальный порядок  является не субстанционально "положенным" и не "предзаданным" социокультурными механизмами (ценностями, нормами, институтами и т.д.), а каждый раз конституируемым благодаря способности индивидов постоянно создавать и разрушать совокупность представлений в каждой отдельной ситуации взаимодействия и находить "методологическое" согласие в процедурах  понимания, рефлексии и интерпретации в речевом (в пределе) общении по поводу легитимизации этого "социального порядка". Отсюда проистекает предельная радикализация феноменологической ориентации в социологии. С точки зрения Э., речь  должна идти не о различении конструктов первого и второго порядков (вычлененных из мира повседневности и созданных на их основе), а о принципиальном единстве методов "профанов" и "спецов", задающимся общим пониманием  пути, который необходимо пройти, чтобы, достигнув согласия, утвердиться в существовании "во вне" реальности. Разница лишь в том, что "спец" (социолог) призван выполнить при этом особую миссию - эксплицировать имплицитно встроенные в интерпретационные взаимодействия людей общие правила-методы-схемы. Таким образом, непосредственный предмет социологии  в Э. задается как исследование процедур интерпретаций и нерефлексированных механизмов, делающих возможным понимание в коммуникации , а следовательно и саму эту коммуникацию. Это предельно радикальным образом снимает субъект-объектную проблему (как некритическое основание натуралистической социологии), делает недопустимым разрыв между предметом и языком-объектом, с одной стороны, средствами описания и методами анализа ,  метаязыком - с другой (полная ревизия традиционной методологии), налагает принципиальный запрет на дистанцирование исследователя в "независимого наблюдателя", в силу принципиальной его включенности в контексты  повседневного общения - разговора  (окончательная ревизия методического оснащения социологического исследования). Коммуникация ,  согласно Э., всегда содержит сверхвербальную информацию, т.к. она поддерживается неявным фоновым знанием ,  "по умолчанию" предполагает подразумеваемые смыслы, объединяющие участников взаимодействия. Задача социолога во многом и выполнима только за счет занятия рефлексивной позиции, позволяющей эксплицировать имплицитное, выявлять во взаимодействии когнитивные структуры, "переводить" "индексные суждения" в "объективные". Индексные суждения контекстуально и инструментально характеризуют уникальность "предметов", объективные - описывают (эксплицируют) их общие свойства, "снимая" с них ситуативные характеристики (по аналогии с процедурами типизации в феноменологической социологии). При этом акцент в объективных суждениях делается не на их значениях, а на мере универсальности в их применении. По сути, вопрос ставится о том, как в ходе коммуникации мы способны представить значения своих индексных суждений в терминах объективных признаков, приписываемых реальности "вне нас", ведь социальный порядок поддерживается нашей способностью убедить друг друга в его существовании, нашим общим "видением". Несомненным приоритетом обладает, следовательно, "практический разум " . Социологам ( "теоретикам") самим приходится решать эту же практическую задачу на "своем уровне" - как найти способы описания событий, приемлемые для сообщества ученых, работающих независимо друг от друга (через рефлексию общих элементов описаний). В конкретных этнометодологических исследованиях было, в частности, показано, что содержание решения (судьи, например) существует ранее, чем решение  принимается. То же относится к ставимому диагнозу (например, психиатром). Точно так же текст  приобретает осмысленность только тогда, когда уже известен "правильный" подход к нему. В дальнейшем разворачиваются лишь процедуры ретроспективного и контекстуального определения этого решения, диагноза, прочтения, выявление оснований, делающих их "правильными". Рефлексия предполагает "знание" исходной точки начала движения (от непроявленного смысла) и предполагаемого конечного продукта  (эксплицированного смысла или порядка отношений различных значений). Объективные суждения суть лишь инструмент и метод преодоления уникальности конкретных ситуаций, приписывания им наших значений и смыслов, т.е. унификации и типизации ситуаций и объективизации своих описаний в качестве квазикатегорий. Таким образом, научное знание есть "инобытие" тематизированного и проясненного повседневного опыта (здравого смысла), объективация и онтологизация индексных суждений, выявление имманентной радикальности обыденной жизни. ("...поддержание впечатления социального порядка есть никогда не прекращающаяся деятельность " .) А. Сикурел усилил этот тезис, переинтерпретировав саму деятельность в " активность  толкования значений", когда сама попытка стимулировать (например, социологическая практика) или избежать толкования  уже сама по себе есть "толковательная" операция  на основе "само собой разумеющихся" правил (но не "само собой разумеющихся" субстанционализированных "очевидных" знаний - выпад в сторону феноменологической социологии). Социальность  тогда (как продукт взаимодействия) есть следствие, выводимое из отношения между "поверхностными" ( нормы  повседневной жизни как "данность") и "интерпретационными" ( "глубинными") правилами как внутренней структуры первых, так и основанием возможности любых значений, определяющим закономерности возникновения и функционирования последних: "интерпретационные правила нельзя усвоить в воспитании и обучении". Наоборот, они делают возможными и воспитание ,  и обучение. При своей контекстуальности значения не переоткрываются каждый раз заново, а лишь получают новое звучание в конкретике ситуаций, т.е. фактически - они инструменты, используемые разными способами в конкретике "случаев". Задача речевых практик состоит в " переводе "  многомерных (объемных) восприятий в одномерность (как основы взаимопонимания) речи. Тогда любые конституирующие социальную реальность взаимодействия есть трансляции - переводы восприятий в словесные описания. Описания событий никогда же не будут совпадать с самими событиями, обрекая людей на необходимость перманентного создания "впечатления социального порядка". Таким образом, Э. окончательно выявила возможности иного способа "социологизирования", постулированного в понимающей социологии и разработанного в феноменологической социологии и социологии знания, как альтернативы классической социологии. В.Л. Абушенко

(ethnomethodology) — теоретический и 1 специальный подход  в социологии, инициированный Гарольдом Гарфинкелем, по выявлению методов (членских методов) и социальной компетентности, которую мы как члены социальных групп используем в конструировании нашего понимания социальной действительности. Этнометодологи утверждают: социологи основного направления не сумели не только изучить, но даже продемонстрировать какое-либо понимание  наличия у членов социальной компетентности, относясь к ним просто как к "культурным поглотителям", а не подтверждая, что социальная действительность создается личностями. По мнению этнометодологов, социальную действительность всегда следует рассматривать как "рациональный продукт "  личностей. Если обычные социологи, например, Дюркгейм в "Самоубийстве" (1897) или "символические интеракционисты", воспринимают способность акторов строить "значения" как просто неисследованный "ресурс", то этнометодология  делает "темой" для анализа  " методы "  и подразумеваемое знание ,  которыми обладают члены. Этнометодологи пытаются анализировать оценки ,  обеспечиваемые членами в особых контекстах (отсюда и широкое использование расшифровок стенограммы обычного диалога ) . В этом имеются некоторые сходства и преемственность с символическим интеракционизмом. Кроме того, этнометодологи стремились показать более универсальные членские методы ,  задействованные в "созидании" социальной жизни, в частности, организованное "употребление оборотов" в разговоре  (см. также Диалоговый анализ ) . Этнометодология стремится достичь универсальных обобщений, но их форма  (например, подчеркивание постоянной индексальности (см. Индексальное выражение )  в оценках  членов) предполагает, что тип обобщений, традиционно изучавшийся социологией, вряд ли может быть достигнут или что, по крайней мере, претензии на них являются преждевременными. Таким же образом многие из методов исследования и предположений о методе и измерении в обычной социологии критикуются этнометодологами за измерения по декрету (см. А. Сикурел, 1964). Хотя этнометодология поначалу представлялась одним из вариантов социологии, выведенная из нее познавательная способность во многих случаях была заимствована более традиционными подходами, особенно в творчестве Энтони Гидденса  (1976а и следующие) — см. также Стратификационная модель социальной деятельности и сознания ;  Двойная герменевтика .  Наилучший общий краткий обзор  этнометодологии подготовлен Дж. Херитиджем "Гарфинкель и этнометодология" (1984). См. также Опросные листы; Аггрегативный анализ данных ;  Официальная статистика ;  Практическое рассуждение . 

Значение слова Этнометодология в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Элемент - (от лат. elementum стихия ,  первоначальное вещество) ...
  • Эстетика - (от греч. aisthetikos чувствующий, чувствительный) англ. ...
  • Эсперанто - (от псевдонима создателя проекта  Л. Заменгофа Doktoro ...
  • Эскалация - (от англ. escalation расширить) англ. escalation; ...
  • Эргономика - (от греч. ergon работа  и nomos ...
  • Эпохе - англ. epoche; нем. epochal. 1. В античной ...
  • Эпифеноменализм - англ. ерiphenomenalism; нем. Epiphanomenalismus. Учение  (Т. Гоббс), ...
  • Эсхатология - (от греч. eschatos последний, конечный и logos ...
  • Этос - англ. ethos; нем. Ethos. В древнегреческой философии ...
  • Шизофрения - (schizophrenia) см. Психоз .  ...
  • Шкалирование - (scaling) — метод  измерения в социальных науках ,  ...
  • Шизоанализ - (греч. schizein расколоть) одно из направлений ...
  • Шкала - ряд показателей, которые можно упорядочить таким образом, ...
  • Шаман - (shaman). Человек ,  по мнению окружающих, имеющий особую ...
  • Форма - (от лат. forma вид, образ ,  устройство) ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари