Что такое Экономика? Значение слова Экономика в социологическом словаре

1) Экономика - - англ. economics;. нем. Okonomie. 1. Исторически определенная совокупность  общественно-производственных отношений, экон. базис  общества. 2. Народное хозяйство  данной страны или его часть, включающая соответствующие отрасли и производство .  3. Научная дисциплина ,  занимающаяся изучением секторов и отраслей народного хозяйства, а также нек-рых условий и элементов производства.

2) Экономика - (от греч. oikonomike - букв. искусство  ведения домашнего хозяйства) - наук об использовании конкретными людьми и об-вом в целом ограниченных производительных ресурсов ( земля ,  труд ,  машины производственного назначения, технич. знания) для производства различн. товаров и услуг и распределения их в целях потребления между отдельными людьми с группами об-ва в настоящем и будущем. Другими словами, Э. изучает, каким образом об-во с дефицитными ресурсами решает, что, как и для кого производить. Крупнейший англ. экономист XIX в. А. Маршалл определяет Э. как "учение о нормальной жизнедеятельности человечества", подчеркивая тем самым значимость проблемы выбора в Э., т. е. принятия решений об использовании ограниченных ресурсов для удовлетворения неограниченных человеческих потребностей и желаний. Если Э. констатирует развитие  определенных явлений и тенденций, ищет им объективные или научные объяснения, изучает то, что есть или может быть, то мы имеем дело с позитивным или дискриптивным направлением в Э. Если во главу угла ставится вопрос о том, что должно быть, как должна работать Э., чтобы быть эффективной, то мы имеем дело с нормативной Э., основанной на субъективных личных оценочных суждениях. Э. - сложная многоуровневая система ,  где все уровни взаимосвязаны и взаимозависимы. Тем не менее, принципы  функционирования фирмы, отрасли, семейного хозяйства не могут не отличаться от законов развития Э. в целом. Поэтому Э. изучает проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов на микро- и макроуровнях, т. е. разделяется на микроэкономику и макроэкономику. Несмотря на различия в акцентах, микро- и макроэкономика не являются различн. дисциплинами. Одни и те же концепции и основные идеи используются в обеих областях, и понимание  одной невозможно без познания другой .  Если экономическое развитие  осуществляется на неизменной технологической основе, без применения соц. инноваций, вступает в действие  закон убывающий производительности факторов производства. Относительное, а затем абсолютное сокращение производственных возможностей об-ва стимулирует развитие техники и технологии. Этот процесс  может осуществляться эволюционным и революционным путем. Последний в отличие от первого ведет к принципиальному изменению технологич. основы Э. Развитие технологии в любой форме нейтрализует Действие закона  убывающей производительности факторов производства. Проблема  экономич. организации в каждом обществе решается специфическими методами. В традиционных об-вах такое решение  достигает-на основе опыта, традиций, обычаев; в ко-омике на первый план  выдвигает-шанное планирование ;  в рыночном хозяйстве экономич. выбор предопределяет рынок. В смешанной экономике главная роль  отводится рынку, к-рый подвергается влиянию и централизованных решений, и опыта, и традиций конкретной страны. Необходимо отметить, что классифицировать современные экономич. системы по такой теоретич. схеме невозможно. Все реальные Э. сегодня являются смешанными, хотя одни тяготеют более к командным системам, в то время  как другие опираются в основном на рыночные. Относительная значимость гос-ва и рынка существенно изменяется по странам. В современных промышленно развитых странах гос-во играет в экономич. жизни огромную роль, но при этом важное место отводится и рыночным силам .  Так в Скандинавских странах и во Франции правительства разрабатывают экономич. планы. Во Франции они разрабатываются на 4 года и называются индикативными, т. к. указывают частному сектору вероятное или желательное направление развития Э. на предстоящее четырехлетие. Германская Э. считается основанной на свободном рынке, однако масштабы вмешательства правительства в функционирование Э. довольно значительны: более 40% ВНП изымается гос-вом в виде разного рода налогов. В японском экономическом чуде огромная роль принадлежит правительству, уделяющему первостепенную роль развитию системы образования, формирующей хорошие трудовые навыки  и обеспечивающей высокий уровень базового образования. Смысл приведенных примеров заключается в том, что все страны стоят перед лицом одних и тех же проблем: "что", "как" и "для кого" производить, однако решают они их различн. способами. Сравнение  темпов экономического роста свидетельствует о том, что темпы роста централизованно планируемых Э. не обязательно выше, чем Э., использующих рынок в процессе распределения ресурсов. Точно также и использование рынка не гарантирует быстрого экономич. роста. Как показывает практика ,  например, в Советском Союзе, централизованно планируемые экономики достигают своего быстрого роста за счет наращивания инвестиций в тяжелую промышленность ценой снижения потребления. Этим Э. так и не удалось обеспечить трудящимся более высокий уровень потребления, к-рый должен был бы явиться следствием экономич. роста. Относительная значимость гос-ва и рынка в каждой конкретной стране также меняется на протяжении определенного историч. периода. Так современная Э. Германии, Франции, Соединенных Штатов отличается от той чисто капиталистической экономики, к-рую анализировал К. Маркс. Гос-во берет на себя все возрастающую ответственность  за экономич. стабильность  и играет более значимую роль в экономич. жизни, чем это было, например, до Великой депрессии. Являясь рез-том современного прогресса ,  смешанные Э. крупных промышленно развитых стран наглядно демонстрируют ошибочность предсказаний К. Маркса о возрастающей нищете рабочего класса .  Тезис о том, что экономики современных стран существенно отличаются от тех, к-рые анализировали классики марксизма ,  означает признание неудержимости историч. процесса. Сегодня все гос-ва, в т. ч. и страны с "переходной Э.", к числу к-рых относятся бывшие социалистич. страны, вынуждены участвовать в едином общецивилизационном процессе, направленном на поиск оптимального, устойчивого экономич. и соц. развития, способного подчиниться гу-манистич., соц. и экологич. императивам третьего тысячелетия. Лит.: Маркс К. Капитал .  Т. 1, 2; Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23-24; Самуэльсон П. Экономика .  М., 1964; Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993; Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. I-III, М., 1993; Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994; Радаев В.В., Бузгалин А.В. Экономика переходного периода. М., 1995; Халипов В.Ф., Лисиненко И.В. Социология предпринимательства .  М., 1996; McConnel С, S. Brue Economics: Principles, Problems and Policies. New York, 1990. И.Б. Орлова.

3) Экономика - (economy) — 1. Организованное управление  человеческими материальными ресурсами, товарами и услугами. 2. Социальные учреждения, связанные с управлением, производством  и распределением  человеческих ресурсов. Утверждалось, что все главные направления социологии подразумевают политэкономию. И историки, и социологи различают формы общества по используемым в нем орудиям труда  и по экономической мощи. В социологии наиболее влиятельные модели экономических форм и их отношений к типам общества происходят от Маркса и Вебера. Центральной проблемой, пронизывающей большую часть социологии, является степень определяющего воздействия экономики или институциональная и культурная автономия  видов деятельности, отличных от экономики. См. также Способ производства ;  Разделение труда ;  Экономическое и социальное развитие ;  Экономическая интерпретация истории ;  Политэкономия  (economics); Политическая экономия  (politic economy); Экономическая социология . 

Экономика

- англ. economics;. нем. Okonomie. 1. Исторически определенная совокупность  общественно-производственных отношений, экон. базис  общества. 2. Народное хозяйство  данной страны или его часть , включающая соответствующие отрасли и производство .  3. Научная дисциплина ,  занимающаяся изучением секторов и отраслей народного хозяйства, а также нек-рых условий и элементов производства.

(от греч. oikonomike - букв. искусство  ведения домашнего хозяйства) - наук об использовании конкретными людьми и об-вом в целом ограниченных производительных ресурсов ( земля ,  труд ,  машины производственного назначения, технич. знания) для производства различн. товаров и услуг и распределения их в целях потребления между отдельными людьми с группами об-ва в настоящем и будущем. Другими словами, Э. изучает, каким образом об-во с дефицитными ресурсами решает, что, как и для кого производить. Крупнейший англ. экономист XIX в. А. Маршалл определяет Э. как "учение о нормальной жизнедеятельности человечества", подчеркивая тем самым значимость проблемы выбора в Э., т. е. принятия решений об использовании ограниченных ресурсов для удовлетворения неограниченных человеческих потребностей и желаний. Если Э. констатирует развитие  определенных явлений и тенденций, ищет им объективные или научные объяснения, изучает то, что есть или может быть, то мы имеем дело с позитивным или дискриптивным направлением в Э. Если во главу угла ставится вопрос о том, что должно быть, как должна работать Э., чтобы быть эффективной, то мы имеем дело с нормативной Э., основанной на субъективных личных оценочных суждениях. Э. - сложная многоуровневая система ,  где все уровни взаимосвязаны и взаимозависимы. Тем не менее, принципы  функционирования фирмы, отрасли, семейного хозяйства не могут не отличаться от законов развития Э. в целом. Поэтому Э. изучает проблемы эффективного использования ограниченных ресурсов на микро- и макроуровнях, т. е. разделяется на микроэкономику и макроэкономику. Несмотря на различия в акцентах, микро- и макроэкономика не являются различн. дисциплинами. Одни и те же концепции и основные идеи используются в обеих областях, и понимание  одной невозможно без познания другой .  Если экономическое развитие  осуществляется на неизменной технологической основе, без применения соц. инноваций, вступает в действие  закон убывающий производительности факторов производства. Относительное, а затем абсолютное сокращение производственных возможностей об-ва стимулирует развитие техники и технологии. Этот процесс  может осуществляться эволюционным и революционным путем. Последний в отличие от первого ведет к принципиальному изменению технологич. основы Э. Развитие технологии в любой форме нейтрализует Действие закона  убывающей производительности факторов производства. Проблема  экономич. организации в каждом обществе решается специфическими методами. В традиционных об-вах такое решение  достигает-на основе опыта, традиций, обычаев; в ко-омике на первый план  выдвигает-шанное планирование ;  в рыночном хозяйстве экономич. выбор предопределяет рынок. В смешанной экономике главная роль  отводится рынку, к-рый подвергается влиянию и централизованных решений, и опыта, и традиций конкретной страны. Необходимо отметить, что классифицировать современные экономич. системы по такой теоретич. схеме невозможно. Все реальные Э. сегодня являются смешанными, хотя одни тяготеют более к командным системам, в то время  как другие опираются в основном на рыночные. Относительная значимость гос-ва и рынка существенно изменяется по странам. В современных промышленно развитых странах гос-во играет в экономич. жизни огромную роль, но при этом важное место отводится и рыночным силам .  Так в Скандинавских странах и во Франции правительства разрабатывают экономич. планы. Во Франции они разрабатываются на 4 года и называются индикативными, т. к. указывают частному сектору вероятное или желательное направление развития Э. на предстоящее четырехлетие. Германская Э. считается основанной на свободном рынке, однако масштабы вмешательства правительства в функционирование Э. довольно значительны: более 40% ВНП изымается гос-вом в виде разного рода налогов. В японском экономическом чуде огромная роль принадлежит правительству, уделяющему первостепенную роль развитию системы образования, формирующей хорошие трудовые навыки  и обеспечивающей высокий уровень базового образования. Смысл приведенных примеров заключается в том, что все страны стоят перед лицом одних и тех же проблем: "что", "как" и "для кого" производить, однако решают они их различн. способами. Сравнение  темпов экономического роста свидетельствует о том, что темпы роста централизованно планируемых Э. не обязательно выше, чем Э., использующих рынок в процессе распределения ресурсов. Точно также и использование рынка не гарантирует быстрого экономич. роста. Как показывает практика ,  например, в Советском Союзе, централизованно планируемые экономики достигают своего быстрого роста за счет наращивания инвестиций в тяжелую промышленность ценой снижения потребления. Этим Э. так и не удалось обеспечить трудящимся более высокий уровень потребления, к-рый должен был бы явиться следствием экономич. роста. Относительная значимость гос-ва и рынка в каждой конкретной стране также меняется на протяжении определенного историч. периода. Так современная Э. Германии, Франции, Соединенных Штатов отличается от той чисто капиталистической экономики, к-рую анализировал К. Маркс. Гос-во берет на себя все возрастающую ответственность  за экономич. стабильность  и играет более значимую роль в экономич. жизни, чем это было, например, до Великой депрессии. Являясь рез-том современного прогресса ,  смешанные Э. крупных промышленно развитых стран наглядно демонстрируют ошибочность предсказаний К. Маркса о возрастающей нищете рабочего класса .  Тезис о том, что экономики современных стран существенно отличаются от тех, к-рые анализировали классики марксизма ,  означает признание неудержимости историч. процесса. Сегодня все гос-ва, в т. ч. и страны с "переходной Э.", к числу к-рых относятся бывшие социалистич. страны, вынуждены участвовать в едином общецивилизационном процессе, направленном на поиск оптимального, устойчивого экономич. и соц. развития, способного подчиниться гу-манистич., соц. и экологич. императивам третьего тысячелетия. Лит.: Маркс К. Капитал .  Т. 1, 2; Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 23-24; Самуэльсон П. Экономика .  М., 1964; Фишер С, Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М., 1993; Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. I-III, М., 1993; Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М., 1994; Радаев В.В., Бузгалин А.В. Экономика переходного периода. М., 1995; Халипов В.Ф., Лисиненко И.В. Социология предпринимательства .  М., 1996; McConnel С, S. Brue Economics: Principles, Problems and Policies. New York, 1990. И.Б. Орлова.

(economy) — 1. Организованное управление  человеческими материальными ресурсами, товарами и услугами. 2. Социальные учреждения, связанные с управлением, производство м  и распределением  человеческих ресурсов. Утверждалось, что все главные направления социологии подразумевают политэкономию. И историки, и социологи различают формы общества по используемым в нем орудиям труда  и по экономической мощи. В социологии наиболее влиятельные модели экономических форм и их отношений к типам общества происходят от Маркса и Вебера. Центральной проблемой, пронизывающей большую часть социологии, является степень определяющего воздействия экономики или институциональная и культурная автономия  видов деятельности, отличных от экономики. См. также Способ производства ;  Разделение труда ;  Экономическое и социальное развитие ;  Экономическая интерпретация истории ;  Политэкономия  (economics); Политическая экономия  (politic economy); Экономическая социология . 

Однокоренные и похожие слова:

копьеметалка эконом эконом... эконом1 м. эконом2 м. устар. экономить экономить несов. перех. и неперех. экономиться экономиться несов. экономка экономка ж. экономно1 нареч. экономно2 предикатив экономный экономный прил. экономов экономия экономия материальных ресурсов экономия политическая экономия, связанная с масштабами производства экономия1 ж. экономия2 ж. устар. экономика большая открытая экономика ж. экономика закрытая экономика латентная экономика открытая экономика открытая большая экономика рыночная экономика рыночная регулируемая экономика теневая экономики и организации промышленного производства институт экономики и прогнозирования научно-технического прогресса институт(иэпнтп) ан ран экономики институт (иэ) ран экономики строительства институт экономико-географические карты экономико-математические методы экономико-математические модели

Значение слова Экономика в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Эйдетика - англ. eidetics; нем. Eudetika. В феноменологии Э. Гуссерля ...
  • Эзотеризм - (от греч. esoterikos внутренний) англ. esoterism; ...
  • Эготизм - англ. egotism; нем. Едоtismus. Преувеличенное мнение  о ...
  • Эго - (от лат.едо "Я") англ.едо;нем. Ego("ich"). 1. В философии ...
  • Эвфункция - англ. eufunction; нем. Eufunktion. Равновесие  системы, достигающееся ...
  • Эвристика - (от греч. heurisko отыскиваю) англ. heuristics; ...
  • Экогенез - (от греч. offcos дом, жилище ,  местопребывание ...
  • Экстремум - (от лат. extremum крайнее) англ. extreme; ...
  • Экстремаль - (от лат. extremus крайний) англ. extreme; ...
  • Экстерриториальность - (от лат. ех из, от и territorialis ...
  • Экстериоризация - (от лат. exterior внешний) англ. exteriorization; ...
  • Экстенсивность - (от лат. extensivus расширительный, растяжимый) англ. ...
  • Экспромт - (от лат. expromptus находящийся в готовности, под ...
  • Экспорт - (от лат. exporto вывожу) англ. export; ...
  • Японизация - (Japanization) — принятие японской организационной практики в других ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари