Что такое Диаспора? Значение слова Диаспора в социологическом словаре

1) Диаспора - (от греч. diaspora - разрозненность) - англ. diaspora; нем. Diaspora. Пребывание части народа  (этнической общности) вне страны его происхождения при сохранении чувства идентификации со своей родиной. См. ГЕНОЦИД ,  ЭМИГРАЦИЯ . 

2) Диаспора - - это часть этноса ,  живущая вне места его происхождения, в различных странах мира.

3) Диаспора - - устойчивая совокупность  людей единого этнического или национального происхождения, живущая за пределами своей исторической родины и имеющая социальные институты  для поддержания и развития своей общности. Обычно термин  "Д." относится к части народа  (этнической общности, нации), живущей вне страны своего происхождения и образующей сложившиеся, сплоченные, устойчивые, хорошо укоренившиеся и ставшие необходимыми для принимающих стран этнические группы. Они чаще всего успешно взаимодействуют с властями и коренным населением  и могут служить примером благополучного сосуществования различных категорий населения. Отношения с Д. сегодня большинство стран рассматривают как важное направление своей государственной политики. В мире много примеров, когда Д. играют огромную роль  в развитии тех или иных государств. Достаточно сослаться на Израиль, Армению, Индию и ряд других, чьи Д. оказывают существенную политическую и экономическую поддержку своим странам, формируя привлекательный образ  исторической родины в мире, способствуя созданию благоприятных условий для торговли, экономической помощи, пониманию в мире политики своей страны. Однако отношения с Д., как правило ,  не сводятся к чисто меркантильным. Не меньшее значение  имеет сохранение различных проявлений своеобразной национальной культуры, включая национальное самосознание .  Объективная сложность и разноплановость такого явления как Д. приводит к тому, что в научной среде нет единства в понимания этого феномена. Одним из общепризнанных признаков Д. является пребывание этнической общности людей за пределами страны (территории) их происхождения в иноэтническом окружении. Следующий шаг в определении Д. состоит в том, что Д. понимается как такая этническая общность ,  которая сохраняет важные характеристики национальной самобытности своего народа, содействует развитию национального языка ,  культуры, сознания. Нельзя отнести к Д. любую группу лиц определенной национальности, если у них нет внутреннего стимула ,  потребности к самосохранению, что, в свою очередь, предполагает соответствующие организационные формы реализации этой потребности. В соответствии с этим признаком нельзя назвать Д. или принадлежащей к Д. дисперсную группу эмигрантов, проживающих в зарубежной стране. Д. качественно отличается от дисперсной эмиграции наличием организационных форм своего функционирования и развития, начиная от такой как землячество и кончая наличием общественных, национально-культурных и политических движений. Как правило, привлекательность Д. для эмигранта  во многом определяется тем, что Д. берут на себя функцию социальной защиты конкретных эмигрантов, помогают им интегрироваться в новую социальную среду. Особую роль в становлении и сохранении Д. сыграл религиозный фактор .  История  Д. показывает, что именно религия  чаще всего становится цементирующим фактором консолидации группы эмигрантов. Так, например, религиозный фактор сыграл огромную роль в выживании очень влиятельных в мире армянской и еврейской Д. и в то же время  крайне негативно сказался на формировании белорусской Д. в различных странах. Для Беларуси развитие  отношений с Д. - важное направление интеграции с бывшими советскими республиками, в первую очередь Россией, с Европой и всем остальным миром. В настоящее время за пределами Беларуси по разным оценкам  проживает до трех миллионов выходцев из нашей страны и их потомков. Процесс  формирования и развития Д. не прекращается и сегодня. Более того, глобализация  способствует расширению миграционных процессов в мире. Для нашей страны это означает формирование достаточно массовой "третьей волны" эмиграции: в отличие от второй волны, она носит прежде всего экономический характер. Полноценная белорусская Д. во многих зарубежных странах в силу различных причин, в том числе из-за отсутствия соответствующей поддержки этого направления работы на государственном уровне, пока не сформировалась и ее потенциал  пока не задействован в полной мере для решения наиболее актуальных задач, стоящих перед белорусским обществом .  Я.В. Леверовская

4) Диаспора - (diaspora) (от греческого dia — через и speiro - рассеивать) — положение какой-либо группы людей, будь то насильственно или добровольно рассеянной по всему миру. Хотя данный термин  связан прежде всего с еврейским опытом, он может применяться по отношению к любой подобной мигрирующей группе.

Диаспора

(от греч . diaspora - разрозненность ) - англ. diaspora; нем. Diaspora. Пребывание части народа  (этнической общности) вне страны его происхождения при сохранении чувства идентификации со своей родиной. См. ГЕНОЦИД ,  ЭМИГРАЦИЯ . 

- это часть этноса ,  живущая вне места его происхождения, в различных странах мира.

- устойчивая совокупность  людей единого этнического или национального происхождения, живущая за пределами своей исторической родины и имеющая социальные институты  для поддержания и развития своей общности. Обычно термин  "Д." относится к части народа  (этнической общности, нации), живущей вне страны своего происхождения и образующей сложившиеся, сплоченные, устойчивые, хорошо укоренившиеся и ставшие необходимыми для принимающих стран этнические группы. Они чаще всего успешно взаимодействуют с властями и коренным населением  и могут служить примером благополучного сосуществования различных категорий населения. Отношения с Д. сегодня большинство стран рассматривают как важное направление своей государственной политики. В мире много примеров, когда Д. играют огромную роль  в развитии тех или иных государств. Достаточно сослаться на Израиль, Армению, Индию и ряд других, чьи Д. оказывают существенную политическую и экономическую поддержку своим странам, формируя привлекательный образ  исторической родины в мире, способствуя созданию благоприятных условий для торговли, экономической помощи, пониманию в мире политики своей страны. Однако отношения с Д., как правило ,  не сводятся к чисто меркантильным. Не меньшее значение  имеет сохранение различных проявлений своеобразной национальной культуры, включая национальное самосознание .  Объективная сложность и разноплановость такого явления как Д. приводит к тому, что в научной среде нет единства в понимания этого феномена. Одним из общепризнанных признаков Д. является пребывание этнической общности людей за пределами страны (территории) их происхождения в иноэтническом окружении. Следующий шаг в определении Д. состоит в том, что Д. понимается как такая этническая общность ,  которая сохраняет важные характеристики национальной самобытности своего народа, содействует развитию национального языка ,  культуры, сознания. Нельзя отнести к Д. любую группу лиц определенной национальности, если у них нет внутреннего стимула ,  потребности к самосохранению, что, в свою очередь, предполагает соответствующие организационные формы реализации этой потребности. В соответствии с этим признаком нельзя назвать Д. или принадлежащей к Д. дисперсную группу эмигрантов, проживающих в зарубежной стране. Д. качественно отличается от дисперсной эмиграции наличием организационных форм своего функционирования и развития, начиная от такой как землячество и кончая наличием общественных, национально-культурных и политических движений. Как правило, привлекательность Д. для эмигранта  во многом определяется тем, что Д. берут на себя функцию социальной защиты конкретных эмигрантов, помогают им интегрироваться в новую социальную среду. Особую роль в становлении и сохранении Д. сыграл религиозный фактор .  История  Д. показывает, что именно религия  чаще всего становится цементирующим фактором консолидации группы эмигрантов. Так, например, религиозный фактор сыграл огромную роль в выживании очень влиятельных в мире армянской и еврейской Д. и в то же время  крайне негативно сказался на формировании белорусской Д. в различных странах. Для Беларуси развитие  отношений с Д. - важное направление интеграции с бывшими советскими республиками, в первую очередь Россией, с Европой и всем остальным миром. В настоящее время за пределами Беларуси по разным оценкам  проживает до трех миллионов выходцев из нашей страны и их потомков. Процесс  формирования и развития Д. не прекращается и сегодня. Более того, глобализация  способствует расширению миграционных процессов в мире. Для нашей страны это означает формирование достаточно массовой "третьей волны" эмиграции: в отличие от второй волны, она носит прежде всего экономический характер. Полноценная белорусская Д. во многих зарубежных странах в силу различных причин, в том числе из-за отсутствия соответствующей поддержки этого направления работы на государственном уровне, пока не сформировалась и ее потенциал  пока не задействован в полной мере для решения наиболее актуальных задач, стоящих перед белорусским обществом .  Я.В. Леверовская

(diaspora) (от греч еского dia — через и speiro - рассеивать) — положение какой-либо группы людей, будь то насильственно или добровольно рассеянной по всему миру. Хотя данный термин  связан прежде всего с еврейским опытом, он может применяться по отношению к любой подобной мигрирующей группе.

Значение слова Диаспора в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари