отклонение от поведенческой нормы , рассматриваемое большинством членов общества как предосудительное и недопустимое.
(от позднелат. deviatio - отклонение ) - отклонение в поведении человека от общепринятых норм.
- отклонение в поведении человека от общепринятых норм.
- отклонение от общепринятой в социальной группе или обществе нормы , правила, которое влечет за собой моральное осуждение, изоляцию, лечение, наложение штрафа, увольнение с работы, тюремное заключение или другое наказание нарушителя.
– поведение , которое рассматривается как отклонение от групповых норм и приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.
(deviance) — социальное поведение, отклоняющееся от считающегося "нормальным" или социально приемлемым в обществе либо в социальном контексте . Хотя девиация охватывает и преступное поведение , ее сфера намного шире. Кроме того, не всякое преступное поведение оценивается как девиация, например, мелкие нарушения правил дорожного движения (см. также Преступление ; Криминология ) . Хотя среди форм социального поведения имеются некоторые возвращающиеся элементы, считаемые обществом девиантными, социальная девиация должна рассматриваться главным образом как социально обусловленное явление, в том смысле, что представления о нормальности и девиации связаны с социальным контекстом и варьируются в различных общества х, субкультурах и т.д. Согласно Эрвину Гофману все социальные акторы девиантны, поскольку никто в полной мере не отвечает канонам социально приемлемого поведения, не соответствует полностью социальному идеалу , и все мы иногда оказываемся в ситуациях, в которых являемся социально девиантными. Есть и другой важнейший вопрос: кто или что в обществе определяет "девиацию"? По мнению Беккера (1963), "девиация является не качеством действия, а скорее следствием применения правил и санкций другими". Поэтому вопрос о том, кем и как "клеймится" девиация, становится определяющим в ее объяснении (см. Теория стигмации (наклеивания ярлыков или клеймения)). Можно выделить два основных социологических подхода к изучению девиантного поведения. Первый предполагает функционалистские оценки . Например, в работах Дюркгейма содержатся два взаимодополняющих употребления термина "девиация". В "Правилах социологического метода " (1895) он описывает преступление как "норму", в смысле универсальности явления в обществах и функциональности в той мере, в какой представления и церемонии, окружающие преступление, обеспечивают "социальную реакцию" на него и ритуальное "переподтверждение" социальных ценностей, укрепляющих социальный порядок . В "Самоубийстве" (1897) Дюркгейм сосредоточивается на девиации как на социальной проблеме, возникающей из "анормальных" или "патологических" форм социальной солидарности, особенно чрезмерного индивидуализма (" эгоизма " ) и аномии. Современные функционалистские оценки преступления в значительной степени следовали за дюркгеймовской. Так, для Парсонса девиация вытекает из неадекватной социализации, а Мертон открыто пользуется дюркгеймовским понятием "аномии". Второй подход развился, в частности, в противовес " позитивизму " , который, как считалось, покоился на ортодоксальной криминологии и близких к ней методах изучения девиации. Начальной его точкой стала теория стигмации (наклеивания ярлыков или клеймения) Беккера и других, применяемая особенно в трудах радикальных теоретиков девиации (Тейлор и др., 1973), с возрождением общих критических дискуссий о девиации и социальном контроле, включая теорию преступления Маркса. См. также Первичная и вторичная девиация; Девиационное преувеличение ; Национальная конференция по девиации .