(от лат. ciwlis - гражданский , государственный ) - англ. civilization; нем. Zivilisation. 1. См. КУЛЬТУРА . 2. Уровень , ступень обществ, развития материальной и духовной культуры, связанный с разделением труда , рационализацией производства, потребления и распределения , формированием гражданского общества . 3. Ступень обществ, развития, следующая за варварством (Л. Морган , Ф. Энгельс ).
- многозначное понятие , обозначающее: а) определенный уровень общественного развития материальной и духовной культуры общества ; б) период развития общества, следующий за варварством ; в) конкретный культурно-исторический тип развития общества.
(от лат. civis - гражданский , гос.) - 1. Синоним культуры (см.). 2. Уровень развития об-ва или культуры. 3. Ступень развития об-ва, следующая за варварством . В широком смысле Ц. - такой уровень развития об-ва, при к-ром оно, будучи свободным от необходимости бороться за простое выживание, способно совершенствовать свою соц. структуру и культурные ценности . Основные признаки Ц. - сложная система разделения труда , наличие гос-ва, рыночная экономика , высоко развитые искусство и религия .
- 1) историческая эпоха, пришедшая на смену "варварству", 2) высший этап развития человечества. 3) культурно-географическое образование , например, восточная, западная, китайская цивилизации, 4) глобальная цивилизации, охватывающая планету.
— (пер. с лат. — гражданский ), уровень развития материальной и духовной культуры, определяемый способом производства.
– ступень в развитии общества ; уровень социального и культурного развития, который связан с разделением труда .
(лат. civilis - государственный , гражданский ) - в высшей степени эклектичное и многозначное понятие , могущее обозначать: 1) одно из разнокачественных состояний общества в его изменении в реальном историческом времени; 2) этап в эволюции человеческого общества, пришедший на смену "первобытному варварству" ( Морган - ); 3) совокупность организационных средств (программ деятельности), посредством которых люди стремятся достичь тех общественных целей, которые заданы существующими универсалиями культуры и фундаментальными символами последней. В риториках и полемиках публицистическо-пропагандистского уровня слово "Ц." обычно исполняет роль позитивного компонента конфликтной диады "Свои" - "Чужие" ("Мы" - "Они"). Возникновение понятия "Ц." (близкое термину " культура " ) традиционно относимо к 18 в. (Французские философы-просветители именовали общество , основанное на идеалах справедливости и разума , - "цивилизованным". В отличие от немецкого и русского языков во французском - понятия "Ц." и "культура" жестко не разведены.) Именно осознание того обстоятельства, что культура любого отдельно взятого общества являет собой внутренне неразрывно взаимосвязанную, самоценную систему собственной науки (пусть в облике процедур колдовства), собственной литературы (пусть на уровне фольклора ) , собственных моральных и правовых норм (пусть в ипостаси табу ) и т.п. предопределило широкое распространение понятия "Ц.". Доминирующими в 19-20 вв. явились трактовки Ц. либо как таких замкнутых общественных организмов, к индивидуальной судьбе и взаимодействию которых правомерно редуцировать всемирную историю - Н. Данилевский , А. Тойнби , - либо как завершающего фазиса упадка в развитии любой когда-то целостной и органичной "культуры" (О. Шпенглер - ). Ц. - набор культурных программ ("рабочих чертежей"), реализовавшийся в облике самодостаточного и уникального общественного организма. Культурные же программы задаются "метафизикой" Ц. (глубочайшими истинами о природе Вселенной и о месте человека в ней и / или ее базовыми смыслами и ценностями. В этом контексте приоритетными могут выступать (Ч.У. Моррис - , "Шесть образов жизни"): подчинение инстинктам и желаниям (Ц. дионисийского типа); самоотречение ради личного покоя (Ц. буддийского типа); самоочищение во имя духовных ценностей (ранняя христианская Ц.); растворение личности в процедурах "газавата" (исламская Ц.); покорение и реорганизация окружающей среды посредством науки и техники ("Прометеевская", техногенная Ц.) и т.д. А.А. Грицанов
(civilization) — 1. Развитые культурные формы (например, центральное правительство, искусство и наука , озабоченность моралью и манерами) в городах и общества х, в которых они существуют. Термин происходит от латинского civis — " гражданин " . 2. Отдельное общество или область культуры, обладающая вышеупомянутыми характеристиками (например, "китайская цивилизация " или "западная цивилизация"). Исторически использование термина нередко было несколько грубо оценочным, например, контрастируя с предшествующими стадиями дикости или варварства. См. также Процесс цивилизованности .