(от англ. behaviour - поведение ) - англ. behaviourism; нем. Behaviourismus. Исследовательское направление в современной психологии, соц. психологии, социологии, заключающееся в изучении объективными методами отношений между воздействиями среды и реакция ми человека и животных по схеме " стимул - реакция " ; предметом исследования считается наблюдаемое поведение, отвергается интроспекция , интерпретация и др. субъективные методы . См. ИНТЕРАКЦИОНИЗМ СИМВОЛИЧЕСКИЙ , НЕОБИХЕВИОРИЗМ , РЕДУКЦИОНИЗМ , РЕФЛЕКСОЛОГИЯ .
(от англ. behaviour - поведение ) - одно из ведущих направлений в амер. психологии, возникшее на рубеже XIX-XX вв. в рез-те кризиса интроспективной психологии сознания. Предметом своего исследования полагает поведение, к-рое рассматривает как совокупность реакций организма на воздействия среды ( стимул ы ) . В качестве основного метода использует описание , регистрацию и измерение внешних проявлений поведения в контролируемых условиях, при этом собственно психич. явления ( восприятие , представление, мышление и др.) и их нейрофизиологич. субстрат выносятся за пределы исследования. Филос. основания Б. - позитивизм и неореализм; экспериментальная основа - исследования поведения животных. Термин и первая программа Б. предложены Дж. Уотсоном (1913). Подчеркивая необходимость внешней детерминации поведения и объективность метода его изучения, Б. содействовал выработке более адекватных теоретич. представлений психологии, расширению ее экспериментальной базы и решению нек-рых практич. задач. Однако и принцип детерминизма , и объективный метод трактовались бихевиористами очень узко, односторонне. Прямая связь между стимулом и реакцией абсолютизировалась и рассматривалась как универсальный объяснительный принцип. Попытки преодолеть ограниченность схемы "стимул - реакция " путем включения в нее дополнительного звена - "промежуточных переменных" (Э. Толмен, К. Халл) или "оперантного подкрепления" (Б. Скиннер) - сохранили главный порок Б. - механистич. понимание человека и его поведения. Б. оказал значительное влияние на все отрасли знания, связанные с изучением человека . В социологии оно выразилось в появлении "соц. Б." (Дж. Ландберг), впитавшего в себя основные идеи, методы и термины Б. Применяя схему "стимул - реакция" к анализу поведения личности и малых групп, соц. Б. игнорирует природу и роль не только индивидуального, но и обществ. (группового) сознания. Лит.: Уотсон Д.Б. Психология как наука о поведении. М. - Л., 1926; Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1966; Ярошевский М.Г., Анциферова Л.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974; Tol-man E.C. Purposive behaviour in animals and men. N.Y., 1932; Hull C.L. Principles of behaviour. N.Y.; 1943; Skinner B.F. Verbal behaviour. L., 1957; Lundberg G. Sociology. N.Y. 1968; ltman I. The environment and social behaviour. Monterey (Cal.), 1975; Collett R. Social rubs and social behaviour. Oxford, 1977. B.A. Барабанщиков
направление в современной социологии, психологии, социальной психологии, согласно которому социальное поведение человека является реакцией на различные внешние стимул ы и раздражители. В основе бихевиористских исследований социального поведения лежит схема «стимул - реакция ». При этом представителями социального бихевиоризма игнорируется роль как индивидуального, так и социального начала.
- направление в методологии социальных наук первой половины ХХ века, представители которого считали, что предметом исследования должно выступать не сознание , а поведение , понимаемое как совокупность двигательных и сводимых к ним словесных и эмоциональных ответов (реакций) на воздействия ( стимул ы ) внешней среды.
(англ. behaviour - поведение ) - одно из ведущих направлений в психологии конца 19 - начала 20 в. Явился также одним из оснований формирования так называемой "поведенческой" парадигмы в социологии - наряду с работами Тарда , Лебона и др. по формам коллективного поведения и психологическим эволюционизмом Уорда , Гиддингса и др., - т.е. психологического направления в социологии. Родоначальником Б. считается Э. Торндайк. Программа Б. и сам термин были впервые предложены Дж. Б. Уотсоном (1913). На формирование научных основ Б. большое влияние оказали работы И. Павлова и В. Бехтерева. Классиком социальной версии Б. является Б. Скиннер . В основе Б. лежит понимание поведения человека как совокупности двигательных, вербальных и эмоциональных реакций на воздействия ( стимул ы ) внешней среды. Общеметодологической предпосылкой Б. явились принципы философии позитивизма , согласно которым наука должна описывать и анализировать только непосредственно наблюдаемое. Отсюда основной тезис Б.: психология (и социология ) изучает внешнефиксируемое поведение, а не сознание , которое в принципе непосредственно не наблюдаемо. Нововведение же в Б. понимается как совокупность связей, сводимых к схеме "стимул- реакция " . В качестве объясняющей подход Б. может быть использована выработанная позднее в кибернетике обобщенная схема "черного ящика", предполагающая фиксацию сигнала "на входе" и "на выходе", и отвлечение от процессов, происходящих "внутри". Изначально Б. экстраполировал на социальную жизнь механизмы условных рефлексов, выявленные на основе экспериментальных исследований психики животных. Согласно Б., у человека имеется набор врожденных схем поведения, которые "достраиваются" в процессе научения вырабатываемыми сложными навыками, постоянно психологически подкрепляемыми в сложившихся стратегиях поведения и институционально контролируемыми. Адекватность реакции на стимул определяется в ходе многократных проб и ошибок. Найденная адекватная реакция закрепляется подкрепляемым повторением, автоматизирующим и включающим ее в постоянный поведенческий "репертуар" (" закон упражнения"). Закрепление реакции в "репертуаре" порождает тенденцию к ее воспроизведению в соответствующих типах ситуаций ("закон эффекта " ). Период наивысшего развития Б. в его классической форме приходится на начало 1920-х, когда его подходы получили развитие в антропологии, педагогике, а главное - в социологии. Однако бихевиористы, по сути редуцируя социальное к психическому, а то, в свою очередь, к условно-рефлекторному уровню психики и к ее физиологическим основам, в итоге "встретились с непреодолимыми препятствиями на пути объяснения и интерпретации социальных явлений в терминах этой биологической дисциплины" (П. Сорокин - ). Поворот к объективному изучению психики, разработка новых методик эксперимента , широкое привлечение в психологию математических средств составили сильную сторону Б. Однако устранение из психологии (а следовательно и социологии) таких фундаментальных понятий, как сознание, мышление, воля и т.д., игнорирование социальной природы психики, примитивизация поведения человека дали повод для серьезной критики Б. (фрейдизм, гештальтпсихология, Л. Выготский, С. Рубинштейн, Ж. Пиаже и др.). Результатом потери популярности Б. и попыткой самообновления стал необихевиоризм , возникший к 1930-м (работы К. Халла и Э. Толмена). В схему "стимул-реакция" было введено промежуточное звено - совокупность познавательных и побудительных факторов, - позволяющее анализировать регулятивные механизмы поведения. В социологии схема необихевиоризма созвучна принципам коррелятивного анализа в функционализме (независимая, латентная и зависимая переменные) как позволяющего описать реальную сеть социальных взаимодействий и взаимоотношений. То же можно сказать о различных вариантах теорий "социальных ролей". Наибольшее же влияние бихевиористские идеи оказали на теорию социального обмена Блау и, особенно, Хоманса . Как " социальный Б." определял свою позицию Дж.Г. Мид , хотя он существенно дистанцировался от идей Б. В.Л. Абушенко
(behaviourism) — 1. Школа в психологии, главная заповедь которой состоит в том, что ее предметом является только наблюдаемое поведение . 2. Изучение, главным образом в ходе экспериментов над животными, принципов обучения (называемых также образованием условных рефлексов) и использование этих принципов для познания и управления поведением человека . 3. { Философия , например, Райл " Понятие разума", 1949) концепция , согласно которой "умственные понятия могут анализироваться в терминах открытых действий и высказываний" (Флу, 1979). По Райлу, смыслу 1 ошибочно присваивается исключительность умственного и физического, Дуализма разума и тела. Бихевиоризм как школа психологии был основан в США Э.Л. Торн-дайком (1911), разработавшим Закон эффекта — вознаграждаемое поведение имеет тенденцию к повторяемости, а не вознаграждаемое — к прекращению. Почти в то же самое время в России И. Павлов (1846—1936) исследовал условные рефлексы. Его эксперименты привели к формулировке теории классического образования условных рефлексов (Павлов, 1911). Наиболее влиятельным и плодовитым бихевиористом, однако, является Б.Ф. Скиннер (1904—1990). Его имя стало почти синонимом бихевиоризма, и он изобрел блок Скиннера — прибор, обеспечивающий управляемую среду для исследования обучения животных ( оперантное образование условных рефлексов ) . В школе психологии наблюдаемое поведение может включать в себя и устное поведение, выражаемое мыслями. Тем не менее бихевиористы прежде всего предпочитают игнорировать умственные функции или эффект организма на стимул (S) и ответ (R). Только S и R способны контролироваться и измеряться, а следовательно — изучаться. Чтобы точно исследовать принципы обучения, поведение должно быть простым, а процедуры — этически приемлемыми. Это предполагало сосредоточение на экспериментах над животными, нередко в управляемой среде блока Скиннера, где обычно наблюдалась реакция крыс или голубей на S (с помощью рычага или диска) и R (нажатием или бросанием) при различных режимах стимулирования (использование пищевых шариков). Такие работы пополнили багаж знаний об обстоятельствах, при которых происходит образование условных рефлексов , и о переменных, воздействующих на их силу и применение. Эти идеи в 30—40-х гг. господствовали в академической психологии и проникли в общую культуру, в частности, оказав влияние на практику воспитания детей. Впоследствии они утратили свое значение в психологии, но все еще широко используются в лечении душевнобольных. См. Модификация поведения. Скиннер также оказал влияние на область усвоения языка ("Устное поведение", 1957), предположив, что новорожденный постигает язык через процесс создания условных рефлексов — его/ее устное поведение формируется стимулированием к звукам его/ее родного языка. Это противоречит теории Чомского (см. Механизм усвоения языка).