Что такое Аутизм? Значение слова Аутизм в социологическом словаре

1) Аутизм - (от греч. autos - сам) - англ. autism; нем. Autismus. Состояние  психики, характеризующееся преобладанием  замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира; иногда считается симптомом шизофрении.

2) Аутизм - (от греч. autos - сам) - отстранение от окружающей действительности, погружение в мир собственных переживаний, ориентация  на самого себя. 1) Понятие  "А." было введено швейцарским психиатром Э. Блейером для описания заболевания, характеризующегося психическим расстройством, связанным с бегством человека  от внешней реальности в мир собственных фантазий, галлюцинаций и грез. Явление А. рассматривалось им как одно из проявлений психического заболевания, названного им "шизофренией". В работе "Аутическое мышление" он подчеркивал, что, наряду с другими симптомами, для шизофрении характерно преобладание  внутренней жизни, связанной с активным отстранением от внешнего мира. А. не означает пассивность человека: отстранение от внешнего мира может сопровождаться такой активностью ,  в результате которой все помыслы, стремления и действия человека могут быть направлены на переустройство, преобразование мира независимо от того, насколько это реально и в какой степени действия человека адекватны сложившейся ситуации. Аутическое мышление, аутические желания оказываются превалирующими, подчиняющими себе реальные возможности человека и его адекватные оценки  окружающей действительности. Для А. характерно иллюзорное восприятие  внешнего мира, превращение реального в желаемое вопреки тому, что имеет место на самом деле. При А. отстранение от окружающей действительности чаще всего осуществляется за счет отождествления собственного мира бредовых идей и представлений с миром как таковым. Фантазия и вымысел могут приобрести такую силу и власть  над человеком, что он будет воспринимать их не в качестве продуктов своей психической деятельности, а как нечто внешнее, независимое от него и самостоятельно существующее. "Аутическая психика" находится во власти всевозможных страхов, подозрений, фантастических образов, имеющих инфантильную природу и свидетельствующих о дезинтеграции психических функций, ложных представлениях человека о внешнем мире и неопределенных границах  представления о самом себе. Погрузившись в себя, человек не отличает собственное Я от окружающего, не видит различий между фантазией и действительностью. В поле зрения психоаналитиков чаще всего попадает инфантильный А., связанный с неспособностью ребенка общаться со своими родителями и другими людьми, будь то взрослые или дети. При инфантильном А. ребенок отстраняется от мира окружающих его людей, создает свое собственное замкнутое пространство ,  в котором реально значимыми для него оказываются не живые люди, а неодушевленные предметы. Ребенок не доверяет своим родителям, избегает общения с ними или не реагирует на их присутствие, зато получает удовольствие от игры с различными предметами, которые наделяются им качествами "хороших" объектов. Общение  с людьми тяготит ребенка: он может испытывать страх перед ними, воспринимать их как угрозу своему существованию, находится во власти бессознательных мыслей о том, что взрослые (родители) хотят его убить. Аутичные дети чаще всего отчуждены от своих родителей, замкнуты в себе: они живут в своей, созданной ими самими психической реальности, не имеют тесных связей с реальным миром. Аутичный ребенок может заниматься изо дня в день одним и тем же. Создается впечатление, что удовлетворение  у такого ребенка вызывают не разнообразные действия, а именно неоднократное повторение чего-то одного. При этом он может выражать безразличие по отношению к чему-то, что он делает и с чем играет. Аутичный ребенок может монотонно колотить каким-то предметом по полу или стенке, но если родители отбирают у него этот предмет, то он не будет капризничать, кричать, плакать, а легко примирится со своей потерей. Безразличие, индифферентность аутичного ребенка наблюдаются не только дома, в семье, но и при встрече с аналитиком, в процессе  лечения. Поэтому при психоаналитическом лечении таких детей требуется проявление  со стороны аналитика особого эмпатического (участливого) наблюдения за маленькими пациентами и способности к пониманию субъективной, психической реальности, составляющей пространство их жизни. 2) Жизненная установка  и не всегда осознаваемый поведенческий принцип .  В случае А. восприятие окружающего мира, а также потенциальное (как правило ,  преобладающее) и осуществляемое воздействия на него преломляются через нравственно-психологические координаты и мировоззренческий камертон собственного Я и его сиюминутных состояний. Черты А. очень часто присущи профессиональным программистам, переносящим на реальный мир принципы бинарной логики, а также воспринимающим окружающую среду в виде совокупности разнообразных алгоритмов. В.М. Лейбин

Аутизм

(от греч . autos - сам) - англ. autism; нем. Autismus. Состояние  психики, характеризующееся преобладанием  замкнутой внутренней жизни и активным отстранением от внешнего мира ; иногда считается симптомом шизофрении.

(от греч . autos - сам) - отстранение от окружающей действительности, погружение в мир собственных переживаний, ориентация  на самого себя. 1) Понятие  "А." было введено швейцарским психиатром Э. Блейером для описания заболевания, характеризующегося психическим расстройством, связанным с бегством человека  от внешней реальности в мир собственных фантазий, галлюцинаций и грез. Явление А. рассматривалось им как одно из проявлений психического заболевания, названного им "шизофренией". В работе "Аутическое мышление" он подчеркивал, что, наряду с другими симптомами, для шизофрении характерно преобладание  внутренней жизни, связанной с активным отстранением от внешнего мира . А. не означает пассивность человека: отстранение от внешнего мира может сопровождаться такой активностью ,  в результате которой все помыслы, стремления и действия человека могут быть направлены на переустройство, преобразование мира независимо от того, насколько это реально и в какой степени действия человека адекватны сложившейся ситуации. Аутическое мышление, аутические желания оказываются превалирующими, подчиняющими себе реальные возможности человека и его адекватные оценки  окружающей действительности. Для А. характерно иллюзорное восприятие  внешнего мира, превращение реального в желаемое вопреки тому, что имеет место на самом деле. При А. отстранение от окружающей действительности чаще всего осуществляется за счет отождествления собственного мира бредовых идей и представлений с миром как таковым. Фантазия и вымысел могут приобрести такую силу и власть  над человеком, что он будет воспринимать их не в качестве продуктов своей психической деятельности, а как нечто внешнее, независимое от него и самостоятельно существующее. "Аутическая психика" находится во власти всевозможных страхов, подозрений, фантастических образов, имеющих инфантильную природу и свидетельствующих о дезинтеграции психических функций, ложных представлениях человека о внешнем мире и неопределенных границах  представления о самом себе. Погрузившись в себя, человек не отличает собственное Я от окружающего, не видит различий между фантазией и действительностью. В поле зрения психоаналитиков чаще всего попадает инфантильный А., связанный с неспособностью ребенка общаться со своими родителями и другими людьми, будь то взрослые или дети. При инфантильном А. ребенок отстраняется от мира окружающих его людей, создает свое собственное замкнутое пространство ,  в котором реально значимыми для него оказываются не живые люди, а неодушевленные предметы. Ребенок не доверяет своим родителям, избегает общения с ними или не реагирует на их присутствие, зато получает удовольствие от игры с различными предметами, которые наделяются им качествами "хороших" объектов. Общение  с людьми тяготит ребенка: он может испытывать страх перед ними, воспринимать их как угрозу своему существованию, находится во власти бессознательных мыслей о том, что взрослые (родители) хотят его убить. Аутичные дети чаще всего отчуждены от своих родителей, замкнуты в себе: они живут в своей, созданной ими самими психической реальности, не имеют тесных связей с реальным миром. Аутичный ребенок может заниматься изо дня в день одним и тем же. Создается впечатление, что удовлетворение  у такого ребенка вызывают не разнообразные действия, а именно неоднократное повторение чего-то одного. При этом он может выражать безразличие по отношению к чему-то, что он делает и с чем играет. Аутичный ребенок может монотонно колотить каким-то предметом по полу или стенке, но если родители отбирают у него этот предмет, то он не будет капризничать, кричать, плакать, а легко примирится со своей потерей. Безразличие, индифферентность аутичного ребенка наблюдаются не только дома, в семье, но и при встрече с аналитиком, в процессе  лечения. Поэтому при психоаналитическом лечении таких детей требуется проявление  со стороны аналитика особого эмпатического (участливого) наблюдения за маленькими пациентами и способности к пониманию субъективной, психической реальности, составляющей пространство их жизни. 2) Жизненная установка  и не всегда осознаваемый поведенческий принцип .  В случае А. восприятие окружающего мира, а также потенциальное (как правило ,  преобладающее) и осуществляемое воздействия на него преломляются через нравственно-психологические координаты и мировоззренческий камертон собственного Я и его сиюминутных состояний. Черты А. очень часто присущи профессиональным программистам, переносящим на реальный мир принципы бинарной логики, а также воспринимающим окружающую среду в виде совокупности разнообразных алгоритмов. В.М. Лейбин

Значение слова Аутизм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Абстракция - (от лат. abstractio отвлечение) англ. abstraction; ...
  • Абсолютизм - (от лат. absolutus безусловный, неограниченный) англ. ...
  • Абсентеизм - (от лат. absentia отсутствие) англ. absenteeism; ...
  • Аппарат - (от лат. apparatus оборудование) англ. apparatus; ...
  • Апатрид - (от греч. apatris, apolis лишенный отечества, родины) ...
  • Апартеид - (от языка  африкаанс apartheid раздельное проживание) ...
  • Антропософия - (от лат. anthropos человек  и sophia ...
  • Архив - (от лат. archivum хранилище документов) англ. ...
  • Аутсайдер - англ. outsider; нем. Aussenseiter. 1. Индивид  или ...
  • Авторитет - англ. authority; нем. Autoritat. 1. Общепризнанное значение ...
  • Автономия - (от греч. autonomia самоуправление )  англ. ...
  • Автократия - (от греч. autokrateia самодержавие ,  самовластие) ...
  • Автобиография - См. БИОГРАФИЯ .  ...
  • Австромарксизм - англ. AustroMarxism; нем. Austro Marxismus. Течение в ...
  • Номос - базовый принцип  организации любого пространства (географического, социального, политического, ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари