Что такое Аргументация? Значение слова Аргументация в социологическом словаре

Аргументация - (лат. argumentatio) - понятие ,  обозначающее логико-коммуникативный процессслужащий обоснованию определенной точки зрения с целью  ее восприятия, понимания и (или) принятия индивидуальным или коллективным реципиентом. С этой точки зрения, А. выступает как цельный, сложный, многоуровневый феномен, который регулируется логическими нормами и законами. Как речевая коммуникативная деятельность  А. включает в себя нелингвистические компоненты, мировоззренческо-этические, психологические параметры ,  обеспечивающие вписывание того или иного научного знания в культуру. Структурно-функциональный анализ  научной аргументации позволяет проводить необходимое четкое разграничение понятий "А.", " обоснование " , "доказательство", которые часто используются как синонимы. Как всякий языковой феномен, процедура  А. связана с соответствующими логическими формами. Подобно тому, как слову (словосочетанию) соответствует понятие, предложению - суждение, А. соответствует обоснование. Обоснование, таким образом, является логическим каркасом А. Разведение понятий обоснования и А. следует проводить по двум линиям - логической и языковой. А. не сводится лишь к логическому обоснованию, это не только логический, но и коммуникативный процесс, направленный на адекватное восприятие  отстаиваемой точки зрения, ее субъектно-смысловую идентификацию, понимание  и вписывание в культуру. В зависимости от специфики изучаемой предметной области в процессе научной А. используются различные виды обоснования. Исходя из специфики тезиса, привлекаемых аргументов и способа связи между ними, можно выделить такие виды обоснования, как доказательство, опровержение, подтверждение, объяснениеинтерпретацияопределениеоправдание и др. В строгом смысле слова доказательство представляет собой логический процесс, заключающийся в обосновании истинности того или иного положения с помощью других положений, истинность  которых уже установлена. В соответствии с этим использование понятия доказательства в широком смысле слова (как всякое обоснование) является неточным. Всякое доказательство есть обоснование, но далеко не всякое обоснование есть доказательство. Различие  между указанными видами обоснования заключается не только в логической структуре, включающей тезис, аргументы и способ связи между ними, но и в содержательном наполнении этой структуры. Как только логическая структура  А. погружается в коммуникативно-прагматическое измерение ,  все ее компоненты, все виды обоснования приобретают дополнительные характеристики. Всякий коммуникативный процесс предполагает субъект-субъектные отношения, однако в качестве адресата  в А. не всегда выступает конкретный человекчаще всего он предстает как обобщенный представитель того или иного сообщества, которому адресован текстконцепция  и т.п. А. как коммуникативно-прагматический процесс включает следующие основные этапы и соответственно компоненты: идентификация  выдвигаемых концепций с идеально-смысловыми структурами реципиента  (или их восприятие), понимание, принятие (непринятие), убеждение  (его отсутствие). Обосновываемая концепция для определенного реципиента первоначально выступает как соответствующая информация ,  изложенная в научном тексте или в иной форме. Она еще не понята, не идентифицирована с идеально-смысловыми структурами реципиента, и тем более не принята им, она пока еще только воспринимается адресатом. До тех пор, пока субъект не включился в процесс "со-творчества" понимающих, в деятельностный процесс "по-знания", т.е. "приобщения к знанию", к смыслам используемых терминов, А. не стала действенной и знание  существует только в виде определенной информации, не наполненной смыслами. Когда информация благодаря А. пропускается через интеллектуальные, социокультурные и этико-мировоззренческие установки познающего субъекта, это и создает предпосылки для ее расшифровки, т.е. идеально-смысловая идентификация предъявленной реципиенту концепции есть своего рода "предпонимание". Приобретая в рамках коммуникативной системы новые содержательные характеристики, различные виды А. обеспечивают не только восприятие, но и понимание выдвигаемой концепции. Гуманитаризация современной науки, с одной стороны, а также постоянно возрастающий уровень абстрактности теоретических и математических моделей А. обусловили трансляцию проблемы понимания из традиции  герменевтики и гуманитарных наук в анализ  естественнонаучного знания и науки в целом. Становится ясно, что не только уникальные объекты  гуманитарного знания, с их неповторимостью, "непрозрачностью", "человеческим миром", но и объекты современного естествознания и математики с их сложным содержанием, высокоабстрактной конструктивностью, со снятой в их содержании "сделанностью", математическими формализмами нуждаются в расшифровке научных смыслов, распредмечивании и реконструкции познавательной деятельности. Понимание той или иной концепции является предпосылкой ее принятия и вписывания в культуру. Термин  "принятие" используется, как правило ,  без достаточно четкой его экспликации. Как определенный компонент научной А. и коммуникативной связи субъектов творческой деятельности принятие предполагает понимание той или иной концепции, признание ее истинности или приемлемости, преломление через теоретические, интеллектуальные и этические установки познающего субъекта (реципиента), соотнесенность с господствующими в научном сообществе философско-мировоз-зренческими и теоретическими представлениями и в результате всего этого приобретение прагматических характеристик и параметров, алгоритмических измерений, позволяющих экспериментировать, действовать, поступать в соответствии с данной концепцией. Логические и коммуникативно-прагматические средства А. создают предпосылки не только для принятия тех или иных положений, концепций, но и для формирования соответствующих убеждений рационального характера. Смена устоявшихся убеждений осуществляется именно через механизмы аргументационных конструкций. Используемые логико-коммуникативные приемы и способы А. работают на реализацию ее цели - формирование новых убеждений в том или ином сообществе. Я.С. Яскевич

Аргументация

(лат. argumentatio) - понятие ,  обозначающее логико- коммуникативный процесс ,  служащий обоснованию определенной точки зрения с целью  ее восприятия, понимания и (или) принятия индивидуальным или коллективным реципиентом. С этой точки зрения, А. выступает как цельный , сложный , многоуровневый феномен , который регулируется логическими нормами и законами. Как речевая коммуникативная деятельность  А. включает в себя нелингвистические компонент ы, мировоззренческо-этические, психологические параметры ,  обеспечивающие вписывание того или иного научного знания в культуру. Структурно-функциональный  анализ  научной аргументации позволяет проводить необходимое четкое разграничение понятий "А.", " обоснование " , " доказательство ", которые часто используются как синонимы . Как всякий языковой феномен, процедура  А. связана с соответствующими логическими формами. Подобно тому , как слову (словосочетанию) соответствует понятие, предложению - суждение , А. соответствует обоснование. Обоснование , таким образом, является логическим каркасом А. Разведение понятий обоснования и А. следует проводить по двум линиям - логической и языковой. А. не сводится лишь к логическому обоснованию, это не только логический , но и коммуникативный процесс, направленный на адекватное восприятие  отстаиваемой точки зрения, ее субъект но- смыслов ую идентификацию, понимание  и вписывание в культуру. В зависимости от специфики изучаемой предметной области в процессе научной А. используются различные виды обоснования. Исходя из специфики тезис а, привлекаемых аргументов и способ а связи между ними , можно выделить такие виды обоснования, как доказательство, опровержение , подтверждение , объяснение ,  интерпретация ,  определение ,  оправдание и др. В строгом смысле слова доказательство представляет собой логический процесс, заключающийся в обосновании истинности того или иного положения с помощью других положений, истинность  которых уже установлена. В соответствии с этим использование понятия доказательства в широком смысле слова (как всякое обоснование) является неточным. Всякое доказательство есть обоснование, но далеко не всякое обоснование есть доказательство. Различие  между указанными видами обоснования заключается не только в логической структуре, включающей тезис, аргументы и способ связи между ними, но и в содержательном наполнении этой структуры. Как только логическая структура  А. погружается в коммуникативно-прагматическое измерение ,  все ее компоненты , все виды обоснования приобретают дополнительные характеристики . Всякий коммуникативный процесс предполагает субъект-субъектные отношения , однако в качестве адресата  в А. не всегда выступает конкретный человек ,  чаще всего он предстает как обобщенный представитель того или иного сообщества, которому адресован текст ,  концепция  и т.п. А. как коммуникативно-прагматический процесс включает следующие основные этапы и соответственно компоненты: идентификация  выдвигаемых концепций с идеально-смысловыми структурами реципиента  (или их восприятие), понимание, принятие ( непринятие ), убеждение  (его отсутствие ). Обосновываемая концепция для определенного реципиента первоначально выступает как соответствующая информация ,  изложенная в научном тексте или в иной форме. Она еще не понята, не идентифицирована с идеально-смысловыми структурами реципиента, и тем более не принята им, она пока еще только воспринимается адресатом. До тех пор, пока субъект не включился в процесс "со-творчества" понимающих, в деятельностный процесс "по-знания", т.е. "приобщения к знанию", к смыслам используемых терминов, А. не стала действенной и знание  существует только в виде определенной информации, не наполненной смыслами. Когда информация благодаря А. пропускается через интеллектуальные, социокультурные и этико-мировоззренческие установки познающего субъекта, это и создает предпосылки для ее расшифровки, т.е. идеально-смысловая идентификация предъявленной реципиенту концепции есть своего рода "предпонимание". Приобретая в рамках коммуникативной системы новые содержательные характеристики, различные виды А. обеспечивают не только восприятие, но и понимание выдвигаемой концепции. Гуманитаризация современной науки , с одной стороны, а также постоянно возрастающий уровень абстрактности теоретических и математических моделей А. обусловили трансляцию проблемы понимания из традиции  герменевтики и гуманитарных наук в анализ  естественнонаучного знания и науки в целом . Становится ясно , что не только уникальные объекты  гуманитарного знания, с их неповторимостью, "непрозрачностью", "человеческим миром", но и объекты современного естествознания и математики с их сложным содержанием, высокоабстрактной конструктивностью, со снятой в их содержании "сделанностью", математическими формализмами нуждаются в расшифровке научных смыслов, распредмечивании и реконструкции познавательной деятельности. Понимание той или иной концепции является предпосылкой ее принятия и вписывания в культуру. Термин  "принятие" используется, как правило ,  без достаточно четкой его экспликации. Как определенный компонент научной А. и коммуникативной связи субъектов творческой деятельности принятие предполагает понимание той или иной концепции, признание ее истинности или приемлемости, преломление через теоретические, интеллектуальные и этические установки познающего субъекта (реципиента), соотнесенность с господствующими в научном сообществе философско-мировоз-зренческими и теоретическими представлениями и в результате всего этого приобретение прагматических характеристик и параметров, алгоритмических измерений, позволяющих экспериментировать , действовать , поступать в соответствии с данной концепцией. Логические и коммуникативно-прагматические средства А. создают предпосылки не только для принятия тех или иных положений, концепций, но и для формирования соответствующих убеждений рационального характера. Смена устоявшихся убеждений осуществляется именно через механизмы аргументационных конструкций. Используемые логико-коммуникативные приемы и способы А. работают на реализацию ее цели - формирование новых убеждений в том или ином сообществе. Я.С. Яскевич

Значение слова Аргументация в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Абсолютизация - (лат. absolutus безусловный) абстракция  наиболее высокого ...
  • Америка - ("Amerique". Pаris, 1986) философскохудожественное эссе Бодрийара . ...
  • Алкоголь - этиловый спирт, этанол. Наиболее распространенное в Европе, ...
  • Актуализация - (лат. actualis деятельный, действенный) 1) действие ...
  • Аксиология - (греч. axia ценность ,  logos слово, ...
  • Антисемитизм - форма  национальной нетерпимости, выражающаяся во враждебном отношении ...
  • Аномия - (франц. anomie отсутствие закона ,  организации) ...
  • Адаптация - приспособление  самоорганизующийся системы к изменяющимся условиям среды. ...
  • Агрегирование - преобразование модели в модель  с меньшим числом ...
  • Авторитаризм - система  самовластия, государственный строй, характеризующийся режимом личной ...
  • Автократия - власть ,  основанная на полном произволе одного ...
  • Абстракция - момент (этап) познания, основанный на мысленном выделении ...
  • Алгоритм - набор инструкций, задающих последовательность действий для получения ...
  • Аксиология - (от греч. axios ценность  и logos ...
  • Граф - (от греч. grapho пишу) англ. graph; ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари