- интеграция , сбалансированное сочетание мужских и женских (в традиционном понимании) характеристик, личностных черт . Термин "А." возник и получил свое развитие в рамках психологии Юнга . Изначально понятие "А." служило для обозначения литературного и психологического идеального типа личности , для которого характерно гармоничное сочетание женской и мужской природы. Понятие "А." было введено в феминистский дискурс в начале 1970-х. Концепция А. сформировалась в качестве реакции феминистской мысли на существующие в обществе гендерно-ролевые стереотипы и связанные с ними социальные ожидания дискриминационного характера. Суть такого рода стереотипов заключается в убежденности (на уровне массового сознания) в существовании коренных врожденных различий между пола ми (черты характера и особенности поведения), предопределяющих социальные роли представителей каждого пола. Принцип А. акцентировал тот факт , что все люди , независимо от принадлежности каждого из них к определенному биологическому полу, являются, в первую очередь , не мужчинами или женщинами, а человеческими существами. Концепция А. имела своей целью упразднить сте-реотипы, препятствующие реализации личностного потенциала каждого человека (в первую очередь женщин), а также создать условия для формирования свободного мышления и идеологии эгалитарного развития личности. Понятие "А." легло в основу концепции психолога С. Бем (Sandra Bem). Согласно результатам проведенных автором исследований, фемининность и маскулинность представляют собой особые психологические типы и не связаны с биологическим полом (встречаются психологические типы "маскулинных женщин" и "фемининных мужчин"). Предположение С. Бем заключалось в том, что типы поведения, традиционно воспринимаемые в качестве "мужского" и "женского", являются не противоположными полюсами одного континуума, а скорее двумя различными конфигурациями поведения. Как маскулинные, так и фемининные черты проявляются в личности и поведении любого человека. В зависимости от степени выраженности маскулинных и фемининных черт С. Бем выделила четыре (психологических) типа личности: маскулинный, фемининный, недифференцированный и андрогинный. Для последнего типа личности характерна высокая степень выраженности как фемининных, так и маскулинных черт. Понятие "А." также получило разработку в трудах литературного теоретика К. Хейлбран (Carolin Heilbrun). А. рассматривалась в качестве возможного решения проблемы социально сконструированных гендерных ролей и связанной с ней проблемы гендерного неравенства. Андрогинная личность в данной концепции выступает в качестве идеального типа, ориентация на который способствует личностному росту и развитию представителей обоих полов. Женщины, по мнению автора, должны стремиться осваивать , имитировать типично мужские модели поведения, направленного на достижения (и тем самым приближаться к андрогинному идеалу ) . Значение принципа А. в качестве феминистского идеала стало уменьшаться в связи с последовавшей критикой в 1980-1990-е. Сконструированный идеальный андрогинный тип человека сочетал в себе стереотипизированные "типично мужские" и "типично женские" черты. Таким образом, в рамках андрогинного идеала продолжали существовать социально сконструированные гендерно-ролевые стереотипы . В.В. Костюк
Что такое Андрогиния? Значение слова Андрогиния в социологическом словаре
Андрогиния - - интеграция , сбалансированное сочетание мужских и женских (в традиционном понимании) характеристик, личностных черт. Термин "А." возник и получил свое развитие в рамках психологии Юнга . Изначально понятие "А." служило для обозначения литературного и психологического идеального типа личности , для которого характерно гармоничное сочетание женской и мужской природы. Понятие "А." было введено в феминистский дискурс в начале 1970-х. Концепция А. сформировалась в качестве реакции феминистской мысли на существующие в обществе гендерно-ролевые стереотипы и связанные с ними социальные ожидания дискриминационного характера. Суть такого рода стереотипов заключается в убежденности (на уровне массового сознания) в существовании коренных врожденных различий между полами (черты характера и особенности поведения), предопределяющих социальные роли представителей каждого пола. Принцип А. акцентировал тот факт , что все люди, независимо от принадлежности каждого из них к определенному биологическому полу, являются, в первую очередь, не мужчинами или женщинами, а человеческими существами. Концепция А. имела своей целью упразднить сте-реотипы, препятствующие реализации личностного потенциала каждого человека (в первую очередь женщин), а также создать условия для формирования свободного мышления и идеологии эгалитарного развития личности. Понятие "А." легло в основу концепции психолога С. Бем (Sandra Bem). Согласно результатам проведенных автором исследований, фемининность и маскулинность представляют собой особые психологические типы и не связаны с биологическим полом (встречаются психологические типы "маскулинных женщин" и "фемининных мужчин"). Предположение С. Бем заключалось в том, что типы поведения, традиционно воспринимаемые в качестве "мужского" и "женского", являются не противоположными полюсами одного континуума, а скорее двумя различными конфигурациями поведения. Как маскулинные, так и фемининные черты проявляются в личности и поведении любого человека. В зависимости от степени выраженности маскулинных и фемининных черт С. Бем выделила четыре (психологических) типа личности: маскулинный, фемининный, недифференцированный и андрогинный. Для последнего типа личности характерна высокая степень выраженности как фемининных, так и маскулинных черт. Понятие "А." также получило разработку в трудах литературного теоретика К. Хейлбран (Carolin Heilbrun). А. рассматривалась в качестве возможного решения проблемы социально сконструированных гендерных ролей и связанной с ней проблемы гендерного неравенства. Андрогинная личность в данной концепции выступает в качестве идеального типа, ориентация на который способствует личностному росту и развитию представителей обоих полов. Женщины, по мнению автора, должны стремиться осваивать, имитировать типично мужские модели поведения, направленного на достижения (и тем самым приближаться к андрогинному идеалу ) . Значение принципа А. в качестве феминистского идеала стало уменьшаться в связи с последовавшей критикой в 1980-1990-е. Сконструированный идеальный андрогинный тип человека сочетал в себе стереотипизированные "типично мужские" и "типично женские" черты. Таким образом, в рамках андрогинного идеала продолжали существовать социально сконструированные гендерно-ролевые стереотипы . В.В. Костюк
Значение слова Андрогиния в других словарях:
- Что такое Андрогиния? Сексологический словарь
- Определение термина Андрогиния? Словарь иностранных слов
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- Агрессия - (лат. aggredio нападать) понятие , используемое ...
- Автоматизация - качественные изменения в профессиональноквалификационной структуре рабочей силы, ...
- Автаркия - (греч. autarkeia самоудовлетворение) независимость от всех ...
- Абсурд - (лат. ad absurdum исходящий от глухого) ...
- Абсолютизация - (лат. absolutus безусловный) абстракция наиболее высокого ...
- Америка - ("Amerique". Pаris, 1986) философскохудожественное эссе Бодрийара . ...
- Алкоголь - этиловый спирт, этанол. Наиболее распространенное в Европе, ...
- Антропоанализ - (греч. anthropos человек и analysis разложение, ...
- Антитехницизм - мировоззренческая установка относительно функций и значимости техники ...
- Анкетирование - метод исследования, посредством которого при обследовании респондент ...
- Ассимиляция - – постепенное слияние группы меньшинства с доминирующей культурой. ...
- Адаптация - приспособление самоорганизующийся системы к изменяющимся условиям среды. ...
- Агрегирование - преобразование модели в модель с меньшим числом ...
- Авторитаризм - система самовластия, государственный строй, характеризующийся режимом личной ...
- Пенсия - (от лат. pensio платеж) англ. pension; ...