Что такое Евразийство? Значение слова Евразийство в политическом словаре

1) Евразийство - - сложное геополитическое понятие ; соединяет в себе: исторически восточный сектор человеческой цивилизации, стратегически актуальный или потенциальный блок государств и наций, отказывающихся признавать императив либерально-демокра тической идеологии, стратегически актуальное или потенциальное объединение в военный альянс восточных, "теллурократических " стран, социально ориентация на "идеократию ", социальное государство , некапиталистический экономический строй.

2) Евразийство - — идейно-политическое и философское течение в русской эмиграции 1920 — 1930-х гг. Началом движения стал выход сборника «Исход к Востоку » молодых философов и публицистов Н. С. Трубецкого, П. Н. Савицкого, Г. В. Флоровского и П. П. Сувчинского. Историо-философская и геополитическая доктрина евразийства, следуя идеям поздних славянофилов (Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов, К. Н. Леонтьев), во всём противопоставляла исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада и трактовала Россию как «Евразию», особый срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры. На первом этапе движения евразийцы осуществили ряд плодотворных историко-культурных разработок; однако затем евразийство всё более приобретало политическую окраску, наследуя «сменовеховству» в признании закономерности русской революции и оправдании большевизма . Эта тенденция , усиленно проводившаяся левым крылом евразийства (П. П. Сувчинский, Л. П. Карсавин, П. С. Арапов, Т. П. Святополк-Мирский и др.), сочетавшаяся с проникновением в движение агентуры Государственного Политического Управления (Н. Н. Ланговой, С. Я. Эфрон и др.), вызывала протест другой части евразийцев и после ряда расколов евразийство пошло на убыль . На переломе столетий (XX и XXI) идею евразийства опять достали из пыльного ящика, куда её забросила сама история. При этом, необходимо отметить, что достали её отнюдь не друзья, хотя они и прикрываются славянофильской наследственностью и любовью к Русскому народу . Идеологом и двигателем т. н. неоевразийства сегодня является А. Г. Дугин, философ и публицист. Он ратует за объединение всех евразийских народов в мощную империю под крылом и объединяющим началом Русских, но договорился уже до того, что необходимо переименовать русский язык в российский, ибо по его словам это будет больше соответствовать действительности. Т. е. по существу одна из главных целей евразийства — превращение Русских в неких обезличенных россиян. Таким образом, видно, что новые евразийцы являются наследниками тех, кто ранее пропагандировал оголтелый интернационализм за счёт Русского народа, т. е. эти также будут использовать Русских в качестве «топлива» для продвижения своих идей. С другой стороны демократы и либералы рассматривают евразийство как некую антагонистическую их взглядам идею, т. к. в ней что-то говорится об объединении народов. Более того, некоторые наиболее рьяные демократы (т. н. демшиза ) вообще склонны смешивать концепты евразийства, национализма , экстремизма и прочих понятий, тем самым вводя в заблуждение многих людей, несведущих в политических тонкостях. Однако не стоит питать никаких иллюзий относительно неоевразийства только потому, что его якобы ругают демократы. Это — элемент одной и той же игры, окончательная цель которой — растворить и окончательно уничтожить Русский народ . Просто для этого запущены разные процессы, используются разные механизмы воздействия: одни вымрут от голода, другие — растворятся в более пассионарных пришельцах с юга, третьи — будут физически уничтожены и т. д.

3) Евразийство - - идеологическое философское течение русской зарубежной мысли, возникшее в Европе между двумя мировыми войнами, которое поставило в центр своего внимания историософскую проблему "русского пути". Идеологические и политические установки евразийства, его ценности и идеалы базировались на антиевропейской традиции в русском общественном сознании. Подлинные евразийцы считали, что России нечего делать в Европе, она должна повернуться в другую сторону, захлопнуть окно на Запад , которое отворил Петр I . Россия не есть часть европейской христианской цивилизации, она есть симбиоз ордынских, византийских, других "восточных начал". Первый сборник трудов, излагавших доктрину евразийства, носил программное название "Исход к Востоку . Предчувствия и свершения. Утверждения евразийцев". Издан был в Софии в 1921 году. К числу теоретиков относятся географ и политический мыслитель П.Н.Савицкий, философы Г.В.Флоренский, Л.П.Карсавин, лингвист Н.С.Трубецкой, музыковед и публицист П.П.Сувчинский. На раннем этапе к евразийству примыкали и другие известные русские философы и культурологи. Историософская концепция евразийства исходила из того, что идея европейского превосходства, заимствованная европейцами у Древнего Рима, была своего рода бичом человечества, главным источником кризисов ХХ века. П.Н. Савицкий видит сущность европоцентристской программы в "отрицании "абсолютности" новейшей "европейской" культуры, ее качества быть "завершением" всего доселе протекавшего процесса культурной эволюции мира". Такое отрицание западноевропейской культуры не могло не вызвать терпимого отношения к точке зрения большевиков. Позиции евразийцев и большевиков в ряде мест совпадали. Н.С.Трубецкой отмечал, что " евразийство сходится с большевизмом в отвержении не только тех или иных политических форм, но всей той культуры, которая существовала в России непосредственно до революции и продолжает существовать в странах романо-германского Запада, и в требовании коренной перестройки всей этой культуры". Также сходство наблюдалось и в вопросе "об освобождении народов Азии и Африки, порабощенных колониальными державами". Скептическое отношение к политическим традициям Запада с их гражданскими правами и свободами приводили евразийцев в конечном счете не только к выпячиванию азиатских компонентов России, но и к принятию восточного деспотизма , пренебрежению правами человека. В сегодняшней России наблюдается оживление интереса к евразийству, к изучению его наследства. Для реанимации этого учения имеются политические и мировоззренческие предпосылки, связанные в первую очередь с распадом СССР и ожиданием восстановления целостности постсоветского пространства.

4) Евразийство - - социально-политическая и философская концепция , возникшая в среде русских эмигрантов в 20-е гг. XX в. Идеи Е. оказали существенное влияние на развитие общественной мысли русского зарубежья и возрождаются в современных культурологических и геополитических концепциях. В основании движения стояли молодые эмигранты из России: Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, Г. В. Флоровский (1893-1979) и П. П. Сувчинский (1892-1985). В 1921 в Софии они выпускают сборник статей под названием "Исход к Востоку . Предчувствия и свершения, Утверждение евразийцев". Евразийский политический идеал - государство демотической природы, которое носит надклассовый характер. "Демотическое" они толкуют как построенное на глубоких народных основах и соответствующее "народной воле". Евразийцы отказываются от понятия народного суверенитета , считая, что при этом дезорганизованном, анархическом суверенитете строятся западные демократии, где "народный суверенитет" равен механическому агрегату мнений отдельных достигших политической зрелости граждан. Евразийский проект государственного переустройства предполагает замену искусственно-анархического порядка представительства отдельных лиц и партий органическим порядком представительства потребностей, знаний, идей. Эта система обеспечивает органическую и постоянную связь верхов государства с его низами. Механизм этой связи обеспечивается путем вхождения низших советов в высшие на основе делегирования первыми своих членов в высшие. При данной системе делегат является постоянным членом своего (низшего) совета. В учении евразийцев власть представлена как "демотический правящий слой". Они полагают, что в демотическом государстве, едином и сильном по своей природе, правящий слой несравнимо объединеннее и организованнее, чем в существующих демократических режимах. Правящий слой возглавляет "демотическое правительство ", которое обозначается как "государственный актив". Существенными характеристиками последнего является то, что он, во-первых, не совпадает с составом высших органов государственной власти; во-вторых, "прорезает" правящий слой сверху донизу; в-третьих, является стержнем правящего слоя; в-четвертых, представляет собой идеологическое объединение. Особое место в евразийской концепции занимает учение о государстве правды, которое противопоставлялось теории правового государства. Власть в государстве правды происходит от бога, который устанавливает не только власть вообще, но и конкретную форму правления, и власть индивидуального правителя. Оценивая Е. в целом, необходимо отметить, что эта идеология является по своему характеру консервативной утопией, ядро которой составляет идея тотального переустройства мира на основах безличностного коллективизма.

Евразийство

- сложное геополитическое понятие ; соединяет в себе : исторически восточный сектор человеческой цивилизации, стратегически актуальный или потенциальный блок государств и наций, отказывающихся признавать императив либерально-демокра тической идеологии, стратегически актуальное или потенциальное объединение в военный альянс восточных, "теллурократических " стран, социально ориентация на "идеократию ", социальное государство , некапиталистический экономический строй .

— идейно-политическое и философское течение в русской эмиграции 1920 — 1930-х гг. Началом движения стал выход сборника «Исход к Востоку » молодых философов и публицистов Н. С. Трубецкого, П. Н. Савицкого, Г. В. Флоровского и П. П. Сувчинского. Историо-философская и геополитическая доктрина евразийства, следуя идеям поздних славянофилов (Н. Я. Данилевский, Н. Н. Страхов, К. Н. Леонтьев), во всём противопоставляла исторические судьбы, задачи и интересы России и Запада и трактовала Россию как «Евразию», особый срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры. На первом этапе движения евразийцы осуществили ряд плодотворных историко-культурных разработок; однако затем евразийство всё более приобретало политическую окраску, наследуя «сменовеховству» в признании закономерности русской революции и оправдании большевизма . Эта тенденция , усиленно проводившаяся левым крылом евразийства (П. П. Сувчинский, Л. П. Карсавин, П. С. Арапов, Т. П. Святополк-Мирский и др.), сочетавшаяся с проникновением в движение агентуры Государственного Политического Управления (Н. Н. Ланговой, С. Я. Эфрон и др.), вызывала протест другой части евразийцев и после ряда расколов евразийство пошло на убыль . На переломе столетий (XX и XXI) идею евразийства опять достали из пыльного ящика, куда её забросила сама история. При этом, необходимо отметить, что достали её отнюдь не друзья, хотя они и прикрываются славянофильской наследственностью и любовью к Русскому народу . Идеологом и двигателем т. н. неоевразийства сегодня является А. Г. Дугин, философ и публицист. Он ратует за объединение всех евразийских народов в мощную империю под крылом и объединяющим началом Русских, но договорился уже до того, что необходимо переименовать русский язык в российский, ибо по его словам это будет больше соответствовать действительности. Т. е. по существу одна из главных целей евразийства — превращение Русских в неких обезличенных россиян. Таким образом, видно, что новые евразийцы являются наследниками тех, кто ранее пропагандировал оголтелый интернационализм за счёт Русского народа, т. е. эти также будут использовать Русских в качестве «топлива» для продвижения своих идей. С другой стороны демократы и либералы рассматривают евразийство как некую антагонистическую их взглядам идею, т. к. в ней что-то говорится об объединении народов. Более того, некоторые наиболее рьяные демократы (т. н. демшиза ) вообще склонны смешивать концепты евразийства, национализма , экстремизма и прочих понятий, тем самым вводя в заблуждение многих людей, несведущих в политических тонкостях. Однако не стоит питать никаких иллюзий относительно неоевразийства только потому, что его якобы ругают демократы. Это — элемент одной и той же игры, окончательная цель которой — растворить и окончательно уничтожить Русский народ . Просто для этого запущены разные процессы, используются разные механизмы воздействия: одни вымрут от голода, другие — растворятся в более пассионарных пришельцах с юга, третьи — будут физически уничтожены и т. д.

- идеологическое философское течение русской зарубежной мысли, возникшее в Европе между двумя мировыми войнами, которое поставило в центр своего внимания историософскую проблему "русского пути". Идеологические и политические установки евразийства, его ценности и идеалы базировались на антиевропейской традиции в русском общественном сознании. Подлинные евразийцы считали, что России нечего делать в Европе, она должна повернуться в другую сторону, захлопнуть окно на Запад , которое отворил Петр I . Россия не есть часть европейской христианской цивилизации, она есть симбиоз ордынских, византийских, других "восточных начал". Первый сборник трудов, излагавших доктрину евразийства, носил программное название "Исход к Востоку . Предчувствия и свершения. Утверждения евразийцев". Издан был в Софии в 1921 году. К числу теоретиков относятся географ и политический мыслитель П.Н.Савицкий, философы Г.В.Флоренский, Л.П.Карсавин, лингвист Н.С.Трубецкой, музыковед и публицист П.П.Сувчинский. На раннем этапе к евразийству примыкали и другие известные русские философы и культурологи. Историософская концепция евразийства исходила из того, что идея европейского превосходства, заимствованная европейцами у Древнего Рима, была своего рода бичом человечества, главным источником кризисов ХХ века. П.Н. Савицкий видит сущность европоцентристской программы в "отрицании "абсолютности" новейшей "европейской" культуры, ее качества быть "завершением" всего доселе протекавшего процесса культурной эволюции мира". Такое отрицание западноевропейской культуры не могло не вызвать терпимого отношения к точке зрения большевиков. Позиции евразийцев и большевиков в ряде мест совпадали. Н.С.Трубецкой отмечал, что " евразийство сходится с большевизмом в отвержении не только тех или иных политических форм, но всей той культуры, которая существовала в России непосредственно до революции и продолжает существовать в странах романо-германского Запада, и в требовании коренной пере строй ки всей этой культуры". Также сходство наблюдалось и в вопросе "об освобождении народов Азии и Африки, порабощенных колониальными державами". Скептическое отношение к политическим традициям Запада с их гражданскими правами и свободами приводили евразийцев в конечном счете не только к выпячиванию азиатских компонентов России, но и к принятию восточного деспотизма , пренебрежению правами человека. В сегодняшней России наблюдается оживление интереса к евразийству, к изучению его наследства. Для реанимации этого учения имеются политические и мировоззренческие предпосылки, связанные в первую очередь с распадом СССР и ожиданием восстановления целостности постсоветского пространства.

- социально -политическая и философская концепция , возникшая в среде русских эмигрантов в 20-е гг. XX в. Идеи Е. оказали существенное влияние на развитие общественной мысли русского зарубежья и возрождаются в современных культурологических и геополитических концепциях. В основании движения стояли молодые эмигранты из России: Н. С. Трубецкой, П. Н. Савицкий, Г. В. Флоровский (1893-1979) и П. П. Сувчинский (1892-1985). В 1921 в Софии они выпускают сборник статей под названием "Исход к Востоку . Предчувствия и свершения, Утверждение евразийцев". Евразийский политический идеал - государство демотической природы, которое носит надклассовый характер. "Демотическое" они толкуют как построенное на глубоких народных основах и соответствующее "народной воле". Евразийцы отказываются от понятия народного суверенитета , считая, что при этом дезорганизованном, анархическом суверенитете строятся западные демократии, где "народный суверенитет" равен механическому агрегату мнений отдельных достигших политической зрелости граждан. Евразийский проект государственного переу строй ства предполагает замену искусственно-анархического порядка представительства отдельных лиц и партий органическим порядком представительства потребностей, знаний, идей. Эта система обеспечивает органическую и постоянную связь верхов государства с его низами. Механизм этой связи обеспечивается путем вхождения низших советов в высшие на основе делегирования первыми своих членов в высшие. При данной системе делегат является постоянным членом своего (низшего) совета. В учении евразийцев власть представлена как "демотический правящий слой". Они полагают, что в демотическом государстве, едином и сильном по своей природе, правящий слой несравнимо объединеннее и организованнее, чем в существующих демократических режимах. Правящий слой возглавляет "демотическое правительство ", которое обозначается как "государственный актив". Существенными характеристиками последнего является то, что он, во-первых, не совпадает с составом высших органов государственной власти; во-вторых, "прорезает" правящий слой сверху донизу; в-третьих, является стержнем правящего слоя; в-четвертых, представляет собой идеологическое объединение . Особое место в евразийской концепции занимает учение о государстве правды, которое противопоставлялось теории правового государства. Власть в государстве правды происходит от бога, который устанавливает не только власть вообще, но и конкретную форму правления, и власть индивидуального правителя. Оценивая Е. в целом, необходимо отметить, что эта идеология является по своему характеру консервативной утопией, ядро которой составляет идея тотального переустройства мира на основах безличностного коллективизма.

Значение слова Евразийство в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Заговор - тайное соглашение нескольких лиц о совместных действиях ...
  • Заборщиков - (ок. 1892 ?). Член ПЛСР. Из интеллигенции. ...
  • Закон - нормативный акт высшего органа государственной власти, принятый ...
  • Запад - синоним талассократии, атлантизма . ...
  • Жонглирование - (Перен.) ловкое, но не вполне честное пользование фактами, ...
  • Жандарм - 1) Нижний чин жандармской полиции. 2) (Перен.) душитель ...
  • Журналист - – лицо, занимающиеся редактированием, созданием, сбором или подготовкой ...
  • Диспропорция - Отсутствие пропорциональности, правильного соотношения между частями целого, несоразмерность. ...
  • Дискриминация - Намеренное умаление прав, преимуществ одних лиц, организаций или ...
  • Дипломатия - 1) Совокупность методов и приемов, применяемых при сношениях ...
  • Диктатура - Власть диктатора . ...
  • Диктат - Принуждение с помощью политического и экономического давления ...
  • Дивиденд - Часть прибыли, выделяемая акционерным обществом для распределения среди ...
  • Дзайбацу - Группа крупнейших монополистических объединений (концернов) в Японии, ...
  • Ассамблея - 1) Род общественных собраний. 2) Генеральная Ассамблея ООН ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари