Что такое Тоталитаризм? Значение слова Тоталитаризм в политическом словаре

1) Тоталитаризм - — (позднелат. totalitas — цельность, полнота, totalis — весь, целый, полный) одна из форм авторитарного государства, а также направление политической мысли, оправдывающее авторитаризм . Идеи о всеобъёмлющем характере государства выдвигались в прошлом с определёнными оговорками некоторыми философами (Т. Гоббс, Гегель). Особенно широкое распространение тоталитаризм получил с развитием фашистских течений, став официальной идеологией фашистской Италии. В период «холодной войны» понятие тоталитаризма использовалось антикоммунистической пропагандой по отношению к социалистическим государствам, которые противопоставлялись «демократическому», «свободному» обществу. После распада СССР понятие тоталитаризма вошло и в официальную пропаганду Российской Федерации, которая использовала его для оттенения реального положения дел в стране. В современных условиях доктрина тоталитаризма дискредитирована в глазах широких масс и утратила влияние на Западе , однако обострение социальных противоречий в странах золотого миллиарда вызывает оживление тоталитарных тенденций . С другой стороны под тоталитаризмом можно понимать систему управления военизированного, мобилизационного типа с приоритетом национальных интересов. Основная цель тоталитарного государства — защита своих национальных интересов от внешней агрессии мировой либеральной демократии и транснациональной олигархии, а также противодействием предателям внутри страны. Тоталитарные режимы нельзя путать с государствами диктатуры демократического правительства, в котором основным противником государства является собственный ограбленный народ , а международная олигархиясоюзник и настоящий хозяин экономики. В тоталитарных государствах укрепляется армия , в государствах диктатуры демократического правительства укрепляется репрессивно-полицейский аппарат . См. также: антифашизм , диктатор , диссидент , Запад, консенсус , парламент , реформа школьного образования , элита .

2) Тоталитаризм - (от позднелатинского totelitas - весь, целый, полный) - антигуманная общественно- политическая система , которая ради определенных целей своих создателей стремится к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества и всеми сторонами жизни каждого индивида . Слово "тоталитарный" (totalitario) впервые было употреблено в Италии в начале 20-х гг. XX в. Дж.Амендола и П.Гобетти при критике Муссолини, утверждавшего однопартийную фашистскую систему. Перехватывая инициативу, Муссолини сам провозгласил тогда своей целью создание "тоталитарного государства" (stato totalitario). Позже в положительном смысле термин "тоталитарное государство " употреблялся нацистскими правителями в Германии. Негативный смысл в понятие " тоталитаризм ", "тоталитарное" в 20-е и 30-е гг. вкладывали итальянские и немецкие антифашисты, критиковавшие фашистские порядки. Новая полоса расширяющегося употребления понятия "тоталитаризм", а также производного "тоталитарный" начинается после Второй мировой войны, в условиях "холодной войны" между Западом и Востоком. На этом этапе наряду с прежним употреблением этих понятий они широко применяются для характеристики сталинского Советского Союза, а позже маоистского Китая, Кампучии "красных кхмеров". В большой степени этому способствовали книги Х.Арендт "Происхождение тоталитаризма" (1951 г.) и К.Фридриха и З.Бжезинсного "Тоталитарная диктатура и автократия " (1956 г.), содержавшие как социологическую, так и политологическую характеристику рассматриваемого явления. Многообразие форм и способов реализации тотального контроля над обществом и его гражданами обусловливает большой разброс в раскрытии сути рассматриваемого явления. И все же наиболее существенные черты тоталитаризма таковы. Во-первых, абсолютное (тотальное) господство над обществом и человеком рассматриваемой системы обеспечивается, как правило, сочетанием политического господства с идеологическим порабощением, что проявляется не только в том, что в тоталитарных системах налицо господство определенных идей ( идеократия ), обосновывающих право подобных режимов на существование, стремящихся цель режима и его организацию сделать единственно возможными для всех. Особенно важно то, что в силу этого в тоталитарных системах всегда господствуют не государственные, а партийные структуры ( партия -государство). Соответственно, вся власть сосредоточивается в руках политического лидера харизматического типа, вождя, присоединяющего к своим политическим атрибутам властвования еще суеверное поклонение граждан, что достигается путем сознательного насаждения культа вождя. Вместе с тем идеократический характер тоталитарного режима связан с его идеологической нетерпимостью, с преследованием инакомыслия, что приводит не только к запрещению других партий, но и к подавлению всякого инакомыслия внутри правящей политической организации. Во-вторых, идеократия в условиях тоталитаризма органически связана с монопольным использованием власть имущими средств массовой информации, что позволяет не только господствовать над мыслями граждан, но и обращаться через пропаганду к чувствам граждан, насаждая угодные власти мифы и мифологию, культы и культики, воспитывая население в духе обожествления своих вождей, окружая их ореолом всемогущества и непогрешимости. Широко используемый в этих целях популизм призван внушить гражданам не только то, что поставленная перед обществом цель наилучшим образом отвечает интересам каждого человека, но и то, что стоящие у власти лидеры - наилучшие выразители устремлений и чаяний народа . В-третьих, тотальное подчинение общества и граждан власть имущим закономерно связано с проникновением идейно-политического контроля во все сферы жизнедеятельности человека и общества, что неизбежно ведет к стиранию грани между политическим и социальным, к отрицанию водораздела между государственной властью и обществом, к уничтожению всякой автономии индивида и его жизни, что приводит к поглощению гражданского общества государством. В самом деле, о какой частной жизни индивида, составляющей основу или фундамент гражданского общества, может идти речь, если все аспекты человеческой жизнедеятельности (хозяйственной, общественной, семейной и личностной) оказываются подконтрольными общественно-политическим институтам, государственнопартийным структурам? В тоталитарном обществе человек нигде и никогда не находится у себя caмого, а общество почти никогда и ни в каком аспекте не выступает как гражданское общество , отделенное от государства и существующее отдельно и независимо от него, ибо для существующей в тоталитарном обществе власти нет никаких законодательных или правовых ограничений, закрывающих ей доступ в те или иные сферы общественной или личной жизни: все подконтрольно, а сам контроль тотален. В-четвертых, одно из центральных мест в тоталитарных системах отводится системе насилия, механизму репрессий, призванных обеспечивать и поддерживать контроль власть имущих над всем обществом и его гражданами. Конечно, репрессивные органы, обеспечивающие существование и функционирование тоталитаризма как антигуманной общественно-политической системы, возникают и складываются не в один день и, естественно, отличаются друг от друга не только по своей структуре, но и по своей жестокости. Весьма существенны здесь различия также на разных ступенях истории той или другой системы тоталитаризма. Однако неизменно то, что, где бы ни имел место тоталитарный режим, террор - неотъемлемое средство его внутренней политики, а страх граждан перед произволом, необоснованными репрессиями - один из важнейших гарантов стабильности тоталитарных систем. Хотя перечисленные черты отнюдь не исчерпывают всех признаков тоталитаризма, они все же позволяют уловить наиболее существенное в этой антигуманной системе. Разумеется, в зависимости от конкретной разновидности тоталитаризма, а также ступеней его развития в той или иной стране, в связи с конкретными условиями жизни названные черты или свойства тоталитаризма реализуются с разной полнотой: одни больше, другие меньше; на одних этапах больше внимания уделяется одним из них, на других - другим. Всегда имеются и различия в степени контроля тоталитарным режимом тех или иных сфер общественной жизни. Стремление обеспечить режиму большую выживаемость ведет к ослаблению контроля в тех или иных сферах, что создает условия для возникновения "очагов сопротивления" тоталитаризму. А если еще учесть неспособность тоталитарных режимов к саморазвитию, их слабую адаптацию к изменениям общественных реалий, то станет ясно, что раньше или позже, но неизбежно возникают предпосылки и возможности для разрушения или низвержения тоталитаризма. Слово "тоталитаризм" стало применяться западными социологами после Второй мировой войны. С помощью этого термина делались попытки охарактеризовать правление и Сталина, и Гитлера, а также некоторых их союзников, сателлитов. Появление термина связано с резкими изменениями во внешней политике, наступившими в то время, когда западные союзники тотчас же после разгрома держав оси оказались вовлеченными в ожесточенную холодную войну со своими прежними союзниками. Термин этот нельзя считать удачным, поскольку, представляя собой попытку найти какой-то общий знаменатель для обоих режимов, он не отражал существенных различий в предпосылках, структуре, целях и функционировании этих режимов. При составлении перечня специфических черт, присущих и третьему рейху, и СССР, исследователи столкнулись с тем фактом, что обе системы претерпели изменения... Западные исследователи, по-прежнему используя этот термин, стали говорить о смягченном тоталитаризме, о тоталитаризме нового направления, что уже само по себе показывает, насколько неудовлетворителен сам термин. Тоталитаризму можно дать следующее определение, с которым, пожалуй, согласятся все, кто о нем пишет: тоталитарной политической системой является такая система, в которой вся деятельность людей подчиняется политическим задачам и все человеческие взаимоотношения организуются и планируются. Наблюдая подобные системы со стороны, можно обнаружить некое давление, молчаливую трансформацию или извращение всех убеждений, всех ценностей, всего образа жизни в соответствии с установленными нормами. По существу это сводится к распространению бюрократических принципов организации, принятия решений и контроля на все области человеческой жизни. Здесь конечно, предполагается существование господствующей элиты или иерархии, достаточно могущественной, чтобы провести подобную перестройку всего общества... ...Во всех бюрократических системах основные цели предопределены. Цели устанавливаются теми, кто принимает окончательные решения. Конечно, цели могут быть изменены, и бывают случаи, когда руководители под влиянием острого кризиса или быстрых изменений в обществе оказываются вынужденными решать этот вопрос. И все же бюрократии всех типов в основном исходят из той предпосылки, что глубокое, всестороннее обсуждение целей и интересов излишне и вредно. Именно в этом смысле можно сказать, что бюрократии означают отмирание политики. Однако бюрократии не удается вовсе устранить политику, поскольку люди, как отдельные индивидуумы , так и их сообщества, слишком автономны, а цели самих иерархов слишком противоречивы. Таким образом, идеально функционирующая бюрократия - это мираж. Отсюда проистекают хронические трения между официальными и неофициальными организациями, постоянное несоответствие между постановлениями и их исполнением, между планами и реальной действительностью. Сложность человеческой деятельности ограничивает и делает тщетными все бюрократические законы . Поэтому исследователи "тоталитаризма" вынуждены отмечать, что он никогда не встречается в чистом виде, а всегда является либо целью, либо тенденцией... Те, кто осуждает СССР как абсолютно антигуманную форму правления, часто не видят жестокостей своего собственного политического строя, подобно тому как советские специалисты по общественным отношениям не признают никаких обвинений по адресу их режима. И те, и другие фарисейски утверждают - либо открыто, либо завуалированно - что их система близка к совершенству. Правильнее было бы построить систему ценностей, а затем посмотреть, насколько разные политические системы, включая советскую, соответствуют ей. Такой комплекс критериев должен включать в себя максимально возможное число норм, касающихся свободы, равенства и уважения человеческой личности. Каждый человек мог бы сгруппировать эти нормы в систему мер - создать, так сказать, свою личную утопию - и прикладывать эти меры к различным политическим режимам. Вполне вероятно, что при такой оценке ни один из режимов ни по одному из критериев нельзя будет оценить как лучший. Другим критерием оценки существующих систем являются интересы и цели тех, кто в них живет и действует. При этом необходимо помнить, что цели могут изменяться и что различные группы в обществе могут иметь противоречивые интересы и взгляды... Следует поинтересоваться, насколько хорошей или ненавистной оказывается система, если оценивать ее с точки зрения надежд и чаяний, нужд и опасений рабочих, крестьян и многих других групп, включая самих лидеров правящих партий и привилегированные группы населения.

3) Тоталитаризм - - полное подчинение всех сторон жизни общества государственным интересам буржуазии и контроль за ними со стороны государства. Тоталитарным государствам и режимам свойственны огосударствление всех легальных организаций, не ограниченные законом полномочия властей, запрещение демократических организаций, ликвидация конституционных прав и свобод, милитаризация общественной жизни, репрессии в отношении прогрессивных сил и инакомыслящих вообще. Крайними тоталитарными государствами были фашистские Германия и Италия. В период "Холодной войны", накануне и после свержения Советской власти термин " тоталитаризм " использовался антикоммунистической пропагандой по отношению к СССР и странам народной демократии, которые клеветнически отождествлялись с фашистскими режимами и противопоставлялись "демократическому" "свободному" обществу в капиталистических странах.

4) Тоталитаризм - - (от лат.totalis - весь, целый, полный) - термин , применяемый для характеристики таких политических систем, которые стремятся к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности. В научный язык политологии понятие тоталитаризма впервые ввели в 1923 году итальянские либералы Джованни Амендола и Пиерро Гобетти для обозначения установленной в 1923 году в Италии фашистской диктатуры с целью подчеркнуть качественное отличие итальянского фашизма от прежних типов диктатур: деспотизма , олигархии, тирании и т.д. Муссолини и его сподвижники придавали данному термину положительный смысл, превознося и прославляя тоталитарный дух, тоталитарную волю, тоталитарное государство . Но за пределами итальянского фашизма и немецкого нацизма термин "тоталитарный" имеет негативный смысл и с 20-х годов становится термином науки политологии. Во второй половине 40-х годов началась " холодная война ". Концепция тоталитаризма стала одним из ключевых элементов в идеологической борьбе между Западом и Востоком; демократию и тоталитаризм стали рассматривать как два противоположных образа жизни, две противоположные культуры. Анализируя работы таких авторов, как Х.Арендт ("Истоки тоталитаризма",1951), К.Фридриха и З.Бжезинского ("Тоталитарная диктатура и автократия ",1956), Р.Арона (" Демократия и тоталитаризм",1965) следует видеть их серьезный научный вклад в анализ феномена тоталитаризма. Например, К.Фридрих выделил пять основных признаков тоталитаризма, которые приобрели всеобщее признание и сохраняют как свою актуальность, так и теоретическую значимость: 1. одна идеология ; 2. одна партия ; 3.террористическая тайная полиция; 4. монополия на средства массовой информации; 5. централизованная экономика . Тоталитарный режим государственной власти характеризуется самопорабощением общества, где все принимают участие в порабощении друг друга. Если в традиционном деспотическом обществе функции правящей группы - принуждение людей соблюдать нормы и регламенты функционирования данного общества, в единоличном подборе аппарата контроля, в недопущении широких масс к управлению, то тоталитаризм подразумевает выполнение якобы всеми, а не только избранными функции управления и контроля. Люди воспринимают это как "самопринуждение" ради общего блага, а существующие аппараты управления и контроля рассматривают как инструменты самого народа , выполняющие его волю. А культ тирана , свойственный любому тоталитарному режиму, воспринимается как культ власти самого народа. При тоталитаризме граждане формально допускаются в политический процесс , но в реальности они оказываются полностью отчужденными, но сохраняют при этом иллюзию участия в общественном управлении и общественном контроле. В условиях тоталитаризма люди уверены, что они "сами творят свою историю", сами и определяют рамки и пределы принуждения, в результате чего последние могут быть безгранично расширены, что имело место и в гитлеровской Германии, и в сталинском СССР, и в полпотовской Кампучии. Таким образом, главная отличительная черта в механизме осуществления власти тоталитарного общества заключается в том, что человек как бы идентифицирует себя с государством и считает субъектом политической власти, хотя в действительности наблюдается полное отчуждение человека от власти. Типичной чертой тоталитаризма является постепенное, неуклонное деклассирование общества. Этот процесс осуществляется путем разрушения органических связей, отчуждения людей от собственности и власти и подключения в дальнейшем каждого отдельного человека к общественной системе вне всяких горизонтальных или любых других несанкционированных связей. Низведение общества в аморфное, бесструктурное состояние - это одно из принципиальных условий и функционирования тоталитарной системы. Все, что обеспечивает самостоятельность человека, а тем более - какой-либо социальной группы, подлежит искоренению. Характерной чертой тоталитарного режима становится абсолютное насилие субъективного фактора над объективной реальностью. Любой тоталитарный режим стремится к полной отмене объективных регуляторов общественной жизни, беря на себя все больше обязанностей, пока не будет регулировать все стороны жизни общества и каждого отдельного человека. Практически отсутствует или исчезает разделение гражданского общества и государства, а последнее безраздельно господствует над обществом . Осуществляется предельная политизация и идеологизация общественной жизни. Поскольку такое состояние общества противоестественно, то в этом заключается и нежизнеспособность такого политического режима и его историческая обреченность.

5) Тоталитаризм - (от лат. totalis - весь, целый, полный) - политический режим , характеризующийся полным контролем государства во главе с правящей партией над всеми общественными сферами и частной жизнью индивида .

6) Тоталитаризм - (от ср.-век. лат. totalis - весь, целый, полный), 1) одна из форм государства (тоталитарное государство ), характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих (напр., различные формы тоталитаризма в фашистской Италии, Германии, коммунистический режим в СССР, франкизм в Испании и др. - с кон. 20-х гг. 20 в.). 2) Направление политической мысли, оправдывающее этатизм , авторитаризм . С 20-х гг. 20 в. тоталитаризм стал официальной идеологией фашистских Германии и Италии

7) Тоталитаризм - - определенный тип политической системы и общества, характеризующийся всеобъемлющей идеологизацией и политизацией общественной жизни, гипертрофией власти и поглощением ею гражданского общества, отсутствием свободы личности, всепроникающим контролем со стороны слившегося воедино партийно-государственного аппарата , подчинением всей социальной системы коллективным целям и официальной идеологий.

8) Тоталитаризм - - государственный строй, осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни.

9) Тоталитаризм - ( лат. totalis весь, целый, полный) - политический режим , при котором государство стремится к полному всеохватывающему контролю над всеми сторонами общественной жизни. Т. - разновидность диктатуры. Термин "Т." впервые был введен в политический лексикон лидером итальянских фашистов Б. Муссолини в 1925 для характеристики своего движения и режима . В 1929 газета "Тайме" употребила данное понятие для характеристики режима, сложившегося в Советском Союзе. После Второй мировой войны тоталитарными стали называть режимы, существовавшие в фашистской Германии, СССР, странах "победившего социализма ". Основные черты Т. были выделены в работах Х. Арендт "Истоки тоталитаризма " (1951), Р. Арона " Демократия и тоталитаризм" (1956), К. Фридриха и З. Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия " (1956). Классическими считаются признаки Т., выделенные Фридрихом и Бжезинским: 1) официальная идеология , отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества; 2) монополия на власть единой массовой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером; 3) система террористического полицейского контроля; 4) партийный контроль над всеми средствами массовой информации; 5) всеобъемлющий контроль над вооруженными силами; 6) централизованный контроль за экономикой и система бюрократического управления экономической деятельностью. Т. отличается от других диктатур наиболее высокой степенью регламентации и контроля. По существу, он стирает грань между государством и обществом , между политическим и социальным, между общественным и частным. Т. - это " реакция " общества на кризисы периода индустриализации, ускоренную модернизацию, форсирование, догоняющее развитие. В такие периоды общество испытывает сильные перегрузки: разрушаются традиционные структуры, у человека рождается чувство потерянности и одиночества, требующее консолидации на новой основе. В условиях возникновения "массового производства" и "массового человека" особую роль в процессе консолидации играет идеология. Через Т. прошли, главным образом, те страны, где демократические структуры либо только нарождались, либо были неустойчивы (Россия, Германия, Италия, Португалия, Испания). Т. возник в 20- 30-х гг. XX в. на периферии европейской цивилизации как результат синтеза элементов азиатского деспотизма с радикальными идеологическими доктринами, так или иначе апеллировавшими к идее социализма (" марксизм-ленинизм ", "национал-социализм"). Т. весьма устойчивый политический режим, однако его стабильность постепенно разрушается из-за низкой степени адаптации на новые требования, неразвитость процессов артикуляции и агрегирования интересов. Различают правый и левый тоталитаризм. Первый существовал в фашистской Германии, второй - в коммунистических странах.

Тоталитаризм

— (позднелат. totalitas — цель ность, полнота , totalis — весь , целый , полный ) одна из форм авторитарного государства, а также направление политической мысли, оправдывающее авторитаризм . Идеи о всеобъёмлющем характере государства выдвигались в прошлом с определёнными оговорками некоторыми философами (Т. Гоббс , Гегель ). Особенно широкое распространение тоталитаризм получил с развитием фашистских течений, став официальной идеологией фашистской Италии. В период «холодной войны» понятие тоталитаризма использовалось антикоммунистической пропагандой по отношению к социалистическим государствам, которые противопоставлялись «демократическому», «свободному» обществу. После распада СССР понятие тоталитаризма вошло и в официальную пропаганду Российской Федерации, которая использовала его для оттенения реального положения дел в стране. В современных условиях доктрина тоталитаризма дискредитирована в глазах широких масс и утратила влияние на Запад е , однако обострение социальных противоречий в странах золотого миллиарда вызывает оживление тоталитарных тенденций . С другой стороны под тоталитаризмом можно понимать систему управления военизированного, мобилизационного типа с приоритетом национальных интересов. Основная цель тоталитарного государства — защита своих национальных интересов от внешней агрессии мировой либеральной демократии и транснациональной олигархии, а также противодействием предателям внутри страны. Тоталитарные режимы нельзя путать с государствами диктатуры демократического правительства, в котором основным противником государства является собственный ограбленный народ , а международная олигархия — союзник и настоящий хозяин экономики. В тоталитарных государствах укрепляется армия , в государствах диктатуры демократического правительства укрепляется репрессивно-полицейский аппарат . См. также: антифашизм , диктатор , диссидент , Запад, консенсус , парламент , реформа школьного образования , элита .

(от позднелатинского totelitas - весь, целый , полный ) - антигуманная общественно- политическая система , которая ради определенных целей своих создателей стремится к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества и всеми сторонами жизни каждого индивида . Слово "тоталитарный" (totalitario) впервые было употреблено в Италии в начале 20-х гг. XX в. Дж.Амендола и П.Гобетти при критике Муссолини, утверждавшего однопартийную фашистскую систему. Перехватывая инициативу, Муссолини сам провозгласил тогда своей цель ю создание "тоталитарного государства" (stato totalitario). Позже в положительном смысле термин "тоталитарное государство " употреблялся нацистскими правителями в Германии. Негативный смысл в понятие " тоталитаризм ", "тоталитарное" в 20-е и 30-е гг. вкладывали итальянские и немецкие антифашисты, критиковавшие фашистские порядки. Новая полоса расширяющегося употребления понятия "тоталитаризм", а также производного "тоталитарный" начинается после Второй мировой войны, в условиях "холодной войны" между Запад ом и Востоком. На этом этапе наряду с прежним употреблением этих понятий они широко применяются для характеристики сталинского Советского Союза, а позже маоистского Китая, Кампучии "красных кхмеров". В большой степени этому способствовали книги Х.Арендт "Происхождение тоталитаризма" (1951 г.) и К.Фридриха и З.Бжезинсного "Тоталитарная диктатура и автократия " (1956 г.), содержавшие как социологическую, так и политологическую характеристику рассматриваемого явления. Многообразие форм и способов реализации тотального контроля над обществом и его гражданами обусловливает большой разброс в раскрытии сути рассматриваемого явления. И все же наиболее существенные черты тоталитаризма таковы. Во-первых, абсолютное (тотальное) господство над обществом и человеком рассматриваемой системы обеспечивается, как правило, сочетанием политического господства с идеологическим порабощением, что проявляется не только в том, что в тоталитарных системах налицо господство определенных идей ( идеократия ), обосновывающих право подобных режимов на существование, стремящихся цель режима и его организацию сделать единственно возможными для всех. Особенно важно то, что в силу этого в тоталитарных системах всегда господствуют не государственные, а партийные структуры ( партия -государство). Соответственно, вся власть сосредоточивается в руках политического лидера харизматического типа , вождя, присоединяющего к своим политическим атрибутам властвования еще суеверное поклонение граждан, что достигается путем сознательного насаждения культа вождя. Вместе с тем идеократический характер тоталитарного режима связан с его идеологической нетерпимостью, с преследованием инакомыслия, что приводит не только к запрещению других партий, но и к подавлению всякого инакомыслия внутри правящей политической организации. Во-вторых, идеократия в условиях тоталитаризма органически связана с монопольным использованием власть имущими средств масс овой информации, что позволяет не только господствовать над мыслями граждан, но и обращаться через пропаганду к чувствам граждан, насаждая угодные власти мифы и мифологию, культы и культики, воспитывая население в духе обожествления своих вождей, окружая их ореолом всемогущества и непогрешимости. Широко используемый в этих целях популизм призван внушить гражданам не только то, что по став ленная перед обществом цель наилучшим образом отвечает интересам каждого человека, но и то, что стоящие у власти лидеры - наилучшие выразители устремлений и чаяний народ а . В-третьих, тотальное подчинение общества и граждан власть имущим закономерно связано с проникновением идейно-политического контроля во все сферы жизнедеятельности человека и общества, что неизбежно ведет к стиранию грани между политическим и социальным, к отрицанию водораздела между государственной властью и обществом, к уничтожению всякой автономии индивида и его жизни, что приводит к поглощению гражданского общества государством. В самом деле, о какой частной жизни индивида, составляющей основу или фундамент гражданского общества, может идти речь, если все аспекты человеческой жизнедеятельности (хозяйственной, общественной, семейной и личностной) оказываются подконтрольными общественно-политическим институтам, государственнопартийным структурам? В тоталитарном обществе человек нигде и никогда не находится у себя caмого, а общество почти никогда и ни в каком аспекте не выступает как гражданское общество , отделенное от государства и существующее отдельно и независимо от него, ибо для существующей в тоталитарном обществе власти нет никаких законодательных или правовых ограничений, закрывающих ей доступ в те или иные сферы общественной или личной жизни: все подконтрольно, а сам контроль тотален. В-четвертых, одно из центральных мест в тоталитарных системах отводится системе насилия, механизму репрессий, призванных обеспечивать и поддерживать контроль власть имущих над всем обществом и его гражданами. Конечно, репрессивные органы, обеспечивающие существование и функционирование тоталитаризма как антигуманной общественно-политической системы, возникают и складываются не в один день и, естественно, отличаются друг от друга не только по своей структуре, но и по своей жестокости. Весь ма существенны здесь различия также на разных ступенях истории той или другой системы тоталитаризма. Однако неизменно то, что, где бы ни имел место тоталитарный режим, террор - неотъемлемое средство его внутренней политики, а страх граждан перед произволом, необоснованными репрессиями - один из важнейших гарантов стабильности тоталитарных систем. Хотя перечисленные черты отнюдь не исчерпывают всех признаков тоталитаризма, они все же позволяют уловить наиболее существенное в этой антигуманной системе. Разумеется, в зависимости от конкретной разновидности тоталитаризма, а также ступеней его развития в той или иной стране, в связи с конкретными условиями жизни названные черты или свойства тоталитаризма реализуются с разной полнотой: одни больше, другие меньше; на одних этапах больше внимания уделяется одним из них, на других - другим. Всегда имеются и различия в степени контроля тоталитарным режимом тех или иных сфер общественной жизни. Стремление обеспечить режиму большую выживаемость ведет к ослаблению контроля в тех или иных сферах, что создает условия для возникновения "очагов сопротивления" тоталитаризму. А если еще учесть неспособность тоталитарных режимов к саморазвитию, их слабую адаптацию к изменениям общественных реалий, то станет ясно, что раньше или позже, но неизбежно возникают предпосылки и воз можно сти для разрушения или низвержения тоталитаризма. Слово "тоталитаризм" стало применяться западными социологами после Второй мировой войны. С помощью этого термина делались попытки охарактеризовать правление и Сталина, и Гитлера, а также некоторых их союзник ов, сателлитов. Появление термина связано с резкими изменениями во внешней политике, наступившими в то время, когда западные союзники тотчас же после разгрома держав оси оказались вовлеченными в ожесточенную холодную войну со своими прежними союзниками. Термин этот нельзя считать удачным, поскольку, представляя собой попытку найти какой-то общий знаменатель для обоих режимов, он не отражал существенных различий в предпосылках, структуре, целях и функционировании этих режимов. При составлении перечня специфических черт, присущих и третьему рейху, и СССР, исследователи столкнулись с тем фактом, что обе системы претерпели изменения... Западные исследователи, по-прежнему используя этот термин, стали говорить о смягченном тоталитаризме, о тоталитаризме нового направления, что уже само по себе показывает, насколько неудовлетворителен сам термин. Тоталитаризму можно дать следующее определение, с которым, пожалуй, согласятся все, кто о нем пишет: тоталитарной политической системой является такая система, в которой вся деятельность людей подчиняется политическим задачам и все человеческие взаимоотношения организуются и планируются. Наблюдая подобные системы со стороны, можно обнаружить некое давление, молчаливую трансформацию или извращение всех убеждений, всех ценностей, всего образа жизни в соответствии с установленными нормами. По существу это сводится к распространению бюрократических принципов организации, принятия решений и контроля на все области человеческой жизни. Здесь конечно, предполагается существование господствующей элиты или иерархии, достаточно могущественной, чтобы провести подобную перестройку всего общества... ...Во всех бюрократических системах основные цели предопределены. Цели устанавливаются теми, кто принимает окончательные решения. Конечно, цели могут быть изменены, и бывают случаи, когда руководители под влияние м острого кризиса или быстрых изменений в обществе оказываются вынужденными решать этот вопрос. И все же бюрократии всех типов в основном исходят из той предпосылки, что глубокое, всестороннее обсуждение целей и интересов излишне и вредно. Именно в этом смысле можно сказать, что бюрократии означают отмирание политики. Однако бюрократии не удается вовсе устранить политику, поскольку люди, как отдельные индивидуумы , так и их сообщества, слишком автономны, а цели самих иерархов слишком противоречивы. Таким образом, идеально функционирующая бюрократия - это мираж. Отсюда проистекают хронические трения между официальными и неофициальными организациями, постоянное несоответствие между постановлениями и их исполнением, между планами и реальной действительностью. Сложность человеческой деятельности ограничивает и делает тщетными все бюрократические законы . Поэтому исследователи "тоталитаризма" вынуждены отмечать, что он никогда не встречается в чистом виде, а всегда является либо целью, либо тенденцией... Те, кто осуждает СССР как абсолютно антигуманную форму правления, часто не видят жестокостей своего собственного политического строя, подобно тому как советские специалисты по общественным отношениям не признают никаких обвинений по адресу их режима. И те, и другие фарисейски утверждают - либо открыто, либо завуалированно - что их система близка к совершенству. Правильнее было бы построить систему ценностей, а затем посмотреть, насколько разные политические системы, включая советскую, соответствуют ей. Такой комплекс критериев должен включать в себя максимально возможное число норм, касающихся свободы, равенства и уважения человеческой личности. Каждый человек мог бы сгруппировать эти нормы в систему мер - создать, так сказать, свою личную утопию - и прикладывать эти меры к различным политическим режимам. Вполне вероятно, что при такой оценке ни один из режимов ни по одному из критериев нельзя будет оценить как лучший. Другим критерием оценки существующих систем являются интересы и цели тех, кто в них живет и действует. При этом необходимо помнить, что цели могут изменяться и что различные группы в обществе могут иметь противоречивые интересы и взгляды... Следует поинтересоваться, насколько хорошей или ненавистной оказывается система, если оценивать ее с точки зрения надежд и чаяний, нужд и опасений рабочих, крестьян и многих других групп, включая самих лидеров правящих партий и привилегированные группы населения.

- полное подчинение всех сторон жизни общества государственным интересам буржуазии и контроль за ними со стороны государства. Тоталитарным государствам и режимам свойственны огосударствление всех легальных организаций, не ограниченные законом полномочия властей, запрещение демократических организаций, ликвидация конституционных прав и свобод, милитаризация общественной жизни, репрессии в отношении прогрессивных сил и инакомыслящих вообще. Крайними тоталитарными государствами были фашистские Германия и Италия. В период "Холодной войны", накануне и после свержения Советской власти термин " тоталитаризм " использовался антикоммунистической пропагандой по отношению к СССР и странам народ ной демократии, которые клеветнически отождествлялись с фашистскими режимами и противопо став лялись "демократическому" "свободному" обществу в капиталистических странах.

- (от лат.totalis - весь , целый , полный ) - термин , применяемый для характеристики таких политических систем, которые стремятся к полному (тотальному) контролю над всей жизнью общества в целом и над жизнью каждого человека в отдельности. В научный язык политологии понятие тоталитаризма впервые ввели в 1923 году итальянские либералы Джованни Амендола и Пиерро Гобетти для обозначения установленной в 1923 году в Италии фашистской диктатуры с цель ю подчеркнуть качественное отличие итальянского фашизма от прежних типов диктатур: деспотизма , олигархии, тирании и т.д. Муссолини и его сподвижники придавали данному термину положительный смысл, превознося и прославляя тоталитарный дух, тоталитарную волю, тоталитарное государство . Но за пределами итальянского фашизма и немецкого нацизма термин "тоталитарный" имеет негативный смысл и с 20-х годов становится термином науки политологии. Во второй половине 40-х годов началась " хол одна я война ". Концепция тоталитаризма стала одним из ключевых элементов в идеологической борьбе между Запад ом и Востоком; демократию и тоталитаризм стали рассматривать как два противоположных образа жизни, две противоположные культуры. Анализируя работы таких авторов, как Х.Арендт ("Истоки тоталитаризма",1951), К.Фридриха и З.Бжезинского ("Тоталитарная диктатура и автократия ",1956), Р.Арона (" Демократия и тоталитаризм",1965) следует видеть их серьезный научный вклад в анализ феномена тоталитаризма. Например, К.Фридрих выделил пять основных признаков тоталитаризма, которые приобрели всеобщее признание и сохраняют как свою актуальность, так и теоретическую значимость: 1. одна идеология ; 2. одна партия ; 3.террористическая тайная полиция; 4. монополия на средства масс овой информации; 5. централизованная экономика . Тоталитарный режим государственной власти характеризуется самопорабощением общества, где все принимают участие в порабощении друг друга. Если в традиционном деспотическом обществе функции правящей группы - принуждение людей соблюдать нормы и регламенты функционирования данного общества, в единоличном подборе аппарат а контроля, в недопущении широких масс к управлению, то тоталитаризм подразумевает выполнение якобы всеми, а не только избранными функции управления и контроля. Люди воспринимают это как "самопринуждение" ради общего блага, а существующие аппараты управления и контроля рассматривают как инструменты самого народ а , выполняющие его волю. А культ тирана , свойственный любому тоталитарному режиму, воспринимается как культ власти самого народа. При тоталитаризме граждане формально допускаются в политический процесс , но в реальности они оказываются полностью отчужденными, но сохраняют при этом иллюзию участия в общественном управлении и общественном контроле. В условиях тоталитаризма люди уверены, что они "сами творят свою историю", сами и определяют рамки и пределы принуждения, в результате чего после дние могут быть безгранично расширены, что имело место и в гитлеровской Германии, и в сталинском СССР, и в полпотовской Кампучии. Таким образом, главная отличительная черта в механизме осуществления власти тоталитарного общества заключается в том, что человек как бы идентифицирует себя с государством и считает субъектом политической власти, хотя в действительности наблюдается полное отчуждение человека от власти. Типичной чертой тоталитаризма является постепенное, неуклонное деклассирование общества. Этот процесс осуществляется путем разрушения органических связей, отчуждения людей от собственности и власти и подключения в дальнейшем каждого отдельного человека к общественной системе вне всяких горизонтальных или любых других несанкционированных связей. Низведение общества в аморфное, бесструктурное состояние - это одно из принципиальных условий и функционирования тоталитарной системы. Все, что обеспечивает самостоятельность человека, а тем более - какой-либо социальной группы, подлежит искоренению. Характерной чертой тоталитарного режима становится абсолютное насилие субъективного фактора над объективной реальностью. Любой тоталитарный режим стремится к полной отмене объективных регуляторов общественной жизни, беря на себя все больше обязанностей, пока не будет регулировать все стороны жизни общества и каждого отдельного человека. Практически отсутствует или исчезает разделение гражданского общества и государства, а последнее безраздельно господствует над обществом . Осуществляется предельная политизация и идеологизация общественной жизни. Поскольку такое состояние общества противоестественно, то в этом заключается и нежизнеспособность такого политического режима и его историческая обреченность.

(от лат. totalis - весь , целый , полный ) - политический режим , характеризующийся полным контролем государства во главе с правящей партией над всеми общественными сферами и частной жизнью индивида .

(от ср.-век. лат. totalis - весь , целый , полный ), 1) одна из форм государства (тоталитарное государство ), характеризующаяся его полным (тотальным) контролем над всеми сферами жизни общества, фактической ликвидацией конституционных прав и свобод, репрессиями в отношении оппозиции и инакомыслящих (напр., различные формы тоталитаризма в фашистской Италии, Германии, коммунистический режим в СССР, франкизм в Испании и др. - с кон. 20-х гг. 20 в.). 2) Направление политической мысли, оправдывающее этатизм , авторитаризм . С 20-х гг. 20 в. тоталитаризм стал официальной идеологией фашистских Германии и Италии

- определенный тип политической системы и общества, характеризующийся всеобъемлющей идеологизацией и политизацией общественной жизни, гипертрофией власти и поглощением ею гражданского общества, отсутствием свободы личности, всепроникающим контролем со стороны слившегося воедино партийно-государственного аппарат а , подчинением всей социальной системы коллективным целям и официальной идеологий.

- государственный строй, осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни.

( лат. totalis весь , целый , полный ) - политический режим , при котором государство стремится к полному всеохватывающему контролю над всеми сторонами общественной жизни. Т. - разновидность диктатуры. Термин "Т." впервые был введен в политический лексикон лидером итальянских фашистов Б. Муссолини в 1925 для характеристики своего движения и режима . В 1929 газета "Тайме" употребила данное понятие для характеристики режима, сложившегося в Советском Союзе. После Второй мировой войны тоталитарными стали называть режимы, существовавшие в фашистской Германии, СССР, странах "победившего социализма ". Основные черты Т. были выделены в работах Х. Арендт "Истоки тоталитаризма " (1951), Р. Арона " Демократия и тоталитаризм" (1956), К. Фридриха и З. Бжезинского "Тоталитарная диктатура и автократия " (1956). Классическими считаются признаки Т., выделенные Фридрихом и Бжезинским: 1) официальная идеология , отрицающая предыдущий порядок и призванная сплотить граждан для построения нового общества; 2) монополия на власть единой масс овой партии, строящейся по олигархическому признаку и возглавляемой харизматическим лидером; 3) система террористического полицейского контроля; 4) партийный контроль над всеми средствами массовой информации; 5) всеобъемлющий контроль над вооруженными силами; 6) централизованный контроль за экономикой и система бюрократического управления экономической деятельностью. Т. отличается от других диктатур наиболее высокой степенью регламентации и контроля. По существу, он стирает грань между государством и обществом , между политическим и социальным, между общественным и частным. Т. - это " реакция " общества на кризисы период а индустриализации, ускоренную модернизацию, форсирование, догоняющее развитие. В такие периоды общество испытывает сильные перегрузки: разрушаются традиционные структуры, у человека рождается чувство потерянности и одиночества, требующее консолидации на новой основе. В условиях возникновения "массового производства" и "массового человека" особую роль в процессе консолидации играет идеология. Через Т. прошли, главным образом, те страны, где демократические структуры либо только нарождались, либо были неустойчивы (Россия, Германия, Италия, Португалия, Испания). Т. возник в 20- 30-х гг. XX в. на периферии европейской цивилизации как результат синтеза элементов азиатского деспотизма с радикальными идеологическими доктрина ми, так или иначе апеллировавшими к идее социализма (" марксизм-ленинизм ", "национал-социализм"). Т. весьма устойчивый политический режим, одна ко его стабильность постепенно разрушается из-за низкой степени адаптации на новые требования, неразвитость процессов артикуляции и агрегирования интересов. Различают правый и левый тоталитаризм. Первый существовал в фашистской Германии, второй - в коммунистических странах.

Однокоренные и похожие слова:

Значение слова Тоталитаризм в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Тоталитаризм - (от лат. totalis весь, целый, полный) ...
  • Тирания - ничем не ограниченная власть отличающаяся особой жестокостью ...
  • Торчеhков - (? ?). Социалдемократ. Рабочий. Член РСДРП. Образование ...
  • Толпа - основной субъект стихийного поведения; контактная, внешне не ...
  • Терроризм - негосударственное применение или угроза применения насилия с ...
  • Тоталитаризм - (от лат.totalis весь, целый, полный) ...
  • Технократия - (греч. techne мастерство, ремесло и kratos ...
  • Статут - 1) Устав, положение о правах, обязанностях и деятельности ...
  • Спич - Тост; краткая застольная речь, произнесенная по случаю какоголибо ...
  • Социальный - Общественный, относящийся к жизни общества и его классов, ...
  • Софизм - Умышленно ложное, двусмысленное умозаключение или довод; словесные ухищрения, ...
  • Сионизм - Реакционное националистическое движение, возникшее в конце 19 в. ...
  • Синод - Высший орган управления православной церковью в России; учрежден ...
  • Синекура - Хорошо оплачиваемая должность, не требующая от занимающего ее ...
  • Якобинство - в широком политическом смысле радикальное революционное течение, ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари