Что такое Суверенитет? Значение слова Суверенитет в политическом словаре

1) Суверенитет - – верховенство, совокупность верховных прав, принадлежащих государству или его главе. Над властью , которой принадлежит суверенитет , не должно стоять никакой другой власти, имеющей полномочие давать ей повеления или препятствовать осуществлению ее воли. Суверенитет может принадлежать монарху , царствующему по собственному праву, хотя, первоначальным носителем государственного суверенитета является народ , который в  интересах управления и порядка, делегирует свою власть монарху, вследствие чего теряет свой суверенитет и обращается в подданного. В Англии суверенитет признается принадлежащим «королю в парламенте », т.е. королю, палате лордов и палате общин, взятым вместе. Из них палата общин действует не по собственному праву, а по полномочию от народа. Президент республики, власть которого делегируется ему народом, является должностным лицом, а не сувереном. С 18 в. распространилась идея , что суверенитет может и должен принадлежать одному лишь народу в его совокупности. Эта идея нашла юридическое выражение в законодательстве Великой французской революции, признавшем, что вся полнота верховных государственных прав принадлежит народу, который осуществляет свое право посредством всеобщего голосования. Та же идея выражена и в конституции Соединенных Штатов, которая начинается словами: «Мы, народ Соединенных Штатов, вводим и утверждаем эту конституцию... с целью образовать более прочный союз, утвердить правосудие, обеспечить внутреннее спокойствие... способствовать общему благосостоянию и обеспечить благо свободы». Однако вопрос о народном суверенитете представляет большую трудность вследствие неопределенности понятия народ. С точки зрения международного права, суверенитет есть абсолютное и исключительное право государства решать все внутренние вопросы независимо от воли других и вступать с другими государствами во всевозможные соглашения. Международное общение возможно только при взаимном признании государственного суверенитета.   

2) Суверенитет - (от франц. souverainete - верховная власть ) - верховенство прав. Суверенитет нации - верховенство прав нации, неделимое и неотделяемое право каждой нации самостоятельно без чуждого воздействия решать все вопросы своей внутренней и международной жизни; одно из важнейших международных прав, лежащее наряду с другими в основе демократических отношений, право, закрепленное в Уставе ООН и других международных актах. Необходимо различать национальный и государственный суверенитеты означающие соответственно верховенство прав нации и прав государства, где суверенитет нации является первоосновой, а государственный суверенитет - одной из форм реализации суверенитета нации, живущей в данном государстве. Суверенитет нации, национальный суверенитет уже со времен Французской революции прочно входит в число основополагающих демократических принципов и прав. Бурное развитие производства и его интернационализация, связанные с перекройкой государственных границ и созданием колониальных империй, с закабалением одних наций другими, с непрекращающейся миграцией населения и перемешиванием наций и народностей, а также развитие национального самосознания и национальных движений ставят проблему развития наций, межнациональных отношений и утверждения суверенитета нации на одно из первых мест. XX век обострил эту проблематику: две мировые войны, Октябрьская революция и провозглашенное ею право наций на самоопределение, вплоть до отделения и создания самостоятельных государств, а также распад колониальных империй в середине и конце XX в. еще больше драматизировали эту проблематику, сделали ее осью многих международных конфликтов и предметом многочисленных международных переговоров. Несмотря на всю актуальность и остроту межнациональных проблем и проблем суверенитета наций можно утверждать, что ни одно течение общественнополитической мысли и ни одно политологическое направление не сумело пока предложить научного решения этих проблем, о чем свидетельствуют острые, а иногда и весьма кровопролитные, не прекращающиеся межнациональные конфликты на Ближнем Востоке и в Великобритании, в Канаде и США, на территории бывшего Советского Союза. Наиболее обширным и поучительным является эксперимент коммунистов, попытавшихся на марксистской основе решить национальный вопрос в странах "реального социализма ". Правильно объявив национальный вопрос частью общесоциальных проблем, но не поняв органической связи национальных проблем не только с классовыми отношениями, но и с общечеловеческой проблемой прав и свобод граждан, марксизм , а позже ленинизм , хотя и наметили ряд решений, допустили много принципиальных просчетов и ошибок. Реализуя эти концепции на практике, коммунисты хотя и решили некоторые вопросы (спасение от вырождения и исчезновения ряда народов, создание национально-государственных структур, возрождение языков и культур, выравнивание уровней социально-экономического развития, провозглашение равноправия и дружбы народов, налаживание практического сотрудничества и взаимодействия народов и др.), в целом не решили проблему межнациональных отношений. Более того, допущенные ими грубейшие несправедливости, просчеты и ошибки обусловили то, что созданные под их эгидой многонациональные объединения и образования - " содружество социалистических стран", Советский Союз РСФСР, СФРЮ, Чехословакия - в своем коммунистическом виде не выдержали испытания временем: одни распались, другие столкнулись с небывалыми трудностями и конфликтами. Особенно негативно сказалось здесь наследие сталинизма . Одним из центральных постулатов сталинского преобразования Советского Союза, задуманного как федерация , в унитарно-тоталитарное, сверхцентрализованное государство , в новую "тюрьму народов" или сталинскую империю - реальный Советский Союз, был постулат "ограничения суверенитета", т.е включения республик в Советский Союз с "ограниченным" суверенитетом. Позже эта великодержавная идея воспроизводилась всеми советскими номенклатурными руководителями - Н.Хрущевым, Л.Брежневым (" доктрина Брежнева"), К.Черненко, М.Горбачевым, Б.Ельциным ( концепция "делегирования республиканских прав в центр"). В чем ее суть? Советский Союз (сейчас Россия) как единое, централизованное государство объявлялся носителем общих интересов всех людей (народов), всех республик, которые во имя этих интересов, для их реализации добровольно "ограничивают" свой суверенитет, передавая (или, как стали говорить при М.Горбачеве и Б.Ельцине - "делегируя") часть своих суверенных прав в Центр. При принятии сталинской Конституции 1936 г. широко обосновывалось "ограничение суверенитета" как необходимое и естественное условие успешного развития Союза. Чем это обернулось для всех советских народов, особенно русского, оказавшегося даже в худшем положении, в сравнении с другими, не говоря уже о "выселенных" народах, утративших свои национально-государственные структуры, свои земли, народах, подвергшихся ограничениям в развитии национального языка, литературы, культуры, - всем известно. Концепция "ограниченного суверенитета" (и все ее разновидности - от "доктрины Брежнева" до концепции Горбачева о "делегировании части суверенных прав республик в Центр") глубоко ошибочна и вредна. Чтобы убедиться в ее ошибочности, задумаемся над содержащейся в ней логикой. Она проста: дескать, чем больше развивается производство, чем органичнее связи между республиками, их специализация и кооперация, тем большим становится и объем общих координирующих и управляющих функций, а значит - тем больший объем суверенных прав и полномочий республик должен быть передан Центру. Таким образом, каждый шаг вперед общесоюзного производства, республиканской специализации и кооперации означает шаг назад в развитии суверенитета нации ( народа ), чем дальше продвинулась интернационализация и интеграция производства, тем ограниченнее суверенитет нации (народа). Однако жизнь свидетельствует о другом: суверенитет нации (народа) как совокупность их прав и полномочий, определяющих их развитие, их судьбу, в демократическом обществе неделим и неотчуждаем ни полностью, ни по частям. Но этот суверенитет не следует смешивать с государственно-политическими формами его реализации, которые могут быть разными: национально-государственными (республиканскими), межреспубликанскими (в СССР или в СНГ) и надгосударственными (скажем, с помощью ООН). Спрашивается: есть ли возможность мирным путем, политическими договоренностями решить вставшие здесь острые вопросы? Да, есть! Во всех случаях, когда речь идет о многонациональных объединениях, федерациях, конфедерациях или других образованиях, должен быть провозглашен и обеспечен абсолютный и неотчуждаемый суверенитет всех и каждой входящей в такое объединение нации (народа). Если внутри подобных политических или государственных объединений возникает потребность в создании общих координирующих или даже управляющих органов, то должно быть заявлено, что этим органам никто не делегирует, не отдает какие бы то ни было права и полномочия республик (наций), что в этих органах представители наций, народов, республикгосударств СОВМЕСТНО РЕШАЮТ вопросы, представляющие для них и индивидуальный и общий интерес. При этом каждая нация ( республика ) имеет неотчуждаемое право принимать или не принимать участие в том или ином акте, соглашении, действии. Каждая республика-государство будет участвовать в решении общих проблем либо в федеративных, либо в конфедеративных формах, либо как ассоциированный член. Иначе говоря, никакие решения государственных или политических органов подобного объединения, скажем, СНГ, как и своих национальнореспубликанских, затрагивающие интересы данной нации (народа), не могут иметь места без законодательно предусмотренного согласия нации (народа), их полномочных представителей. Понятие суверенитета относится к праву данного государства на существование. Суверенитет - слово дошедшее до нас из средних веков (от еврофранцузского "править, господствовать") - исходно означало власть монарха на господство в своем королевстве. Впоследствии значение данного термина расширилось, и он стал употребляться для обозначения национального контроля над территорией страны, владение ее землями. Нации довольно ревностно относятся к своему суверенитету, а правительства прилагают все усилия к его сохранению. Они содержат армии для отражения вторжения извне, они охраняют целостность граним путем введения паспортного и визового режима . Они выслеживают и захватывают террористов, имеющих целью нарушение суверенитета данного государства. Споры в отношении суверенитета являются одними из наиболее яростных в мире. Эти споры сотрясают многие страны. Большинство палестинцев хотело бы чтобы Израиль как государство исчез с лица земли, а вместо него возникло бы новое суверенное государственное образование - Палестина. Некоторые умеренно настроенные палестинцы согласились бы на "остатки страны", имея в виду ее сохранившиеся части, т.е. западный берег реки Иордан и сектор Газа. Палестинские террористы, однако, готовы убить каждого, кто, по их мнению, противостоит их принципам, включая американских туристов и дружественных арабов. Израиль, естественно, не собирается жертвовать своим суверенитетом и оказывает им твердое противодействие. В Северной Ирландии тоже стоит вопрос о суверенитете. Ирландская революционная армия, представляющая католические меньшинства в стране, занялась организацией убийств и взрывов с целью выделения Ольстера из сферы действия британского суверенитета. ИРА стоит за объединение Северной Ирландии с Республикой Ирландией. Монархисты же, представляющие протестантское большинство, клянутся, что они этого никогда не допустят. В результате - гражданская война , в которой погибли уже 2500 человек. На севере Испании баскские сепаратисты занимаются убийствами полицейских и правительственных чиновников, безуспешно пытаясь основать независимое государство басков, чего Мадрид никогда не допустит. Очевидно, что понятия законности и суверенитета взаимосвязаны. Король или королева могут с помощью силы установить суверенитет своего государства, но их наследники, безусловно, его потеряют, если они не сумеют доказать законности своей власти. С утратой суверенитета исчезает и законность. На примере Ливана можно проиллюстрировать, как с утратой режимом законности может серьезно встать вопрос о национальном суверенитете. Десятилетиями у власти в Ливане находились христиане, хотя в целом в стране их было меньшинство. В глазах большинства ливанских мусульман правительство в Бейруте не обладало законностью, т.к. большей частью проводило прохристианскую политику и мало прислушивалось к голосу мусульман. В 1975 г. началось восстание, в котором между более чем десятком национальнополитических вооруженных формирований развернулась борьба за первенство. В 1976 г. Сирия заняла восточную часть страны, а в 1982 г. Израиль оккупировал юг Ливана. Ливан, по существу, потерял свою независимостъ. Правительство больше не контролировало ситуацию в стране и не могло организовать отпор иностранным захватчикам. Страны со слабой законностью власти становятся легкой добычей для своих агрессивных соседей. С другой стороны, чем больше дипломатического признания получает страна, тем сильнее ее суверенитет и законность власти. Международная политика имеет небольшое отличие от политики внутренней, которую мы рассматривали. Внутренняя политика имеет место в рамках суверенного субъекта международных отношений - то, что мы называем государством или страной, - в то время как международная политика имеет место между такими субъектами международных отношений. Суверенитет ... означает быть хозяином на своей собственной земле, сохранять за собой последнее слово в юридических спорах на территории страны. Понятие суверенитета возникло в XVI в., когда абсолютистские монархии укрепляли свои позиции и искали правовое оправдание для этого. Суверенитет является одерживающей силой в стране. Преступники, повстанцы и отступники теоретически контролируются или подавляются суверенным правителем, которым сейчас является уже не король, а национальное правительство. Суверенитет также означает, что иностранные державы не имеют никакого права вмешиваться в дела вашей страны; их влияние прекращается на ваших границах .

3) Суверенитет - - политическая независимость государства.

4) Суверенитет - - у государства предполагает во внутренней жизни страны верховенство правительства и формируемых им административных структур, во внешнеполитических делах - признанное мировым сообществом, субъектами межгосударственных отношений право данного правительства на юридически равных правах вступать во взаимоотношения с другими правительствами.

5) Суверенитет - (нем. Souveranitat фр. souverainete верховная власть ) - верховенство и независимость власти. Понятие "С." было введено в политическую науку французским юристом Жденом, который определял С. как полную и независимую власть государства. В Новое время учение о С. было развито Т.Гоббсом и Ж.Ж-Руссо. Последний связывал идею С. с выражением общей народной воли. Различают несколько видов С.: 1) С. государственный (независимость государства во внешней сфере и верховенство государственной власти внутри страны); С. является атрибутом государства; уважение С. - основополагающий принцип международного права, закрепленный в Уставе ООН; 2) С. национальный - полновластие нации, ее политическая свобода , обладание реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, включая способность политически самоопределяться вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; 3) С. народный (этот принцип впервые нашел юридическое закрепление во французской Декларации прав и свобод человека и гражданина (1789) - полновластие народа , т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства. При всей своей значимости принцип С. не рассматривается ныне как неограниченный и абсолютный, а находится в определенных отношениях с другими основополагающими, общепризнанными принципами международного и конституционного права. В сфере внутренних отношений он не должен вступать в противоречие с правами человека и гражданина в том виде, как они провозглашены международным правом и конституционно закреплены. Во внешних отношениях С. ограничен рядом общепризнанных принципов международного права, как, напр., запретом развязывания войны, обязательствами, взятыми на себя государством как членом международных (напр., Организация Объединенных Наций), региональных (напр., Совет Европы ) надгосударственных организаций.

Суверенитет

– верховенство , совокупность верховных прав, принадлежащих государству или его главе. Над власть ю , которой принадлежит суверенитет , не должно стоять никакой другой власти, имеющей полномочие давать ей повеления или препятствовать осуществлению ее воли. Суверенитет может принадлежать монарху , царствующему по собственному праву, хотя , первоначальным носителем государственного суверенитета является народ , который в  интересах управления и порядка, делегирует свою власть монарху, вследствие чего теряет свой суверенитет и обращается в подданного. В Англии суверенитет признается принадлежащим «королю в парламенте », т.е. королю, палате лордов и палате общин, взятым вместе . Из них палата общин действует не по собственному праву, а по полномочию от народа. Президент республики, власть которого делегируется ему народом, является должностным лицом, а не сувереном. С 18 в. распространилась идея , что суверенитет может и должен принадлежать одному лишь народу в его совокупности. Эта идея нашла юридическое выражение в законодательстве Великой французской революции, признавшем, что вся полнота верховных государственных прав принадлежит народу, который осуществляет свое право посредством всеобщего голосования. Та же идея выражена и в конституции Соединенных Штатов, которая начинается словами: «Мы, народ Соединенных Штатов, вводим и утверждаем эту конституцию... с целью образовать более прочный союз , утвердить правосудие , обеспечить внутреннее спокойствие ... способствовать общему благо состоянию и обеспечить благо свободы». Однако вопрос о народном суверенитете представляет большую трудность вследствие неопределенности понятия народ. С точки зрения международного права , суверенитет есть абсолютное и исключительное право государства решать все внутренние вопросы независимо от воли других и вступать с другими государствами во всевозможные соглашения. Международное общение возможно только при взаимном признании государственного суверенитета.   

(от франц. souverainete - верховная власть ) - верховенство прав. Суверенитет нации - верховенство прав нации, неделимое и неотделяемое право каждой нации самостоятельно без чуждого воздействия решать все вопрос ы своей внутренней и между народ ной жизни; одно из важнейших международных прав, лежащее наряду с другими в основе демократических отношений, право, закрепленное в Уставе ООН и других международных актах. Необходимо различать национальный и государственный суверенитеты означающие соответственно верховенство прав нации и прав государства, где суверенитет нации является первоосновой, а государственный суверенитет - одной из форм реализации суверенитета нации, живущей в данном государстве. Суверенитет нации, национальный суверенитет уже со времен Французской революции прочно входит в число основополагающих демократических принципов и прав. Бурное развитие производства и его интернационализация, связанные с перекройкой государственных границ и созданием колониальных империй, с закабалением одних наций другими, с непрекращающейся миграцией населения и перемешиванием наций и народностей, а также развитие национального самосознания и национальных движений ставят проблему развития наций, межнациональных отношений и утверждения суверенитета нации на одно из первых мест. XX век обострил эту проблематику: две мировые войны, Октябрьская революция и провозглашенное ею право наций на самоопределение, вплоть до отделения и создания самостоятельных государств, а также распад колониальных империй в середине и конце XX в. еще больше драматизировали эту проблематику, сделали ее осью многих международных конфликтов и предметом многочисленных международных переговоров. Несмотря на всю актуальность и остроту межнациональных проблем и проблем суверенитета наций можно утверждать, что ни одно течение общественнополитической мысли и ни одно политологическое направление не сумело пока предложить научного решения этих проблем, о чем свидетельствуют острые, а иногда и весьма кровопролитные, не прекращающиеся межнациональные конфликты на Ближнем Востоке и в Великобритании, в Канаде и США, на территории бывшего Советского Союз а. Наиболее обширным и поучительным является эксперимент коммунистов, попытавшихся на марксистской основе решить национальный вопрос в странах "реального социализма ". Правильно объявив национальный вопрос частью общесоциальных проблем, но не поняв органической связи национальных проблем не только с классовыми отношениями, но и с общечеловеческой проблемой прав и свобод граждан, марксизм , а позже ленинизм , хотя и наметили ряд решений, допустили много принципиальных просчетов и ошибок. Реализуя эти концепции на практике, коммунисты хотя и решили некоторые вопросы (спасение от вырождения и исчезновения ряда народов, создание национально-государственных структур, возрождение языков и культур, выравнивание уровней социально-экономического развития, провозглашение равноправия и дружбы народов, налаживание практического сотрудничества и взаимодействия народов и др.), в целом не решили проблему межнациональных отношений. Более того, допущенные ими грубейшие несправедливости, просчеты и ошибки обусловили то, что созданные под их эгидой многонациональные объединения и образования - " содружество социалистических стран", Советский Союз РСФСР, СФРЮ, Чехословакия - в своем коммунистическом виде не выдержали испытания временем: одни распались, другие столкнулись с небывалыми трудностями и конфликтами. Особенно негативно сказалось здесь наследие сталинизма . Одним из центральных постулатов сталинского преобразования Советского Союза, задуманного как федерация , в унитарно-тоталитарное, сверхцентрализованное государство , в новую "тюрьму народов" или сталинскую империю - реальный Советский Союз, был постулат "ограничения суверенитета", т.е включения республик в Советский Союз с "ограниченным" суверенитетом. Позже эта великодержавная идея воспроизводилась всеми советскими номенклатурными руководителями - Н.Хрущевым, Л.Брежневым (" доктрина Брежнева"), К.Черненко, М.Горбачевым, Б.Ельциным ( концепция "делегирования республиканских прав в центр"). В чем ее суть? Советский Союз (сейчас Россия) как единое, централизованное государство объявлялся носителем общих интересов всех людей (народов), всех республик, которые во имя этих интересов, для их реализации добровольно "ограничивают" свой суверенитет, передавая (или, как стали говорить при М.Горбачеве и Б.Ельцине - "делегируя") часть своих суверенных прав в Центр. При принятии сталинской Конституции 1936 г. широко обосновывалось "ограничение суверенитета" как необходимое и естественное условие успешного развития Союза. Чем это обернулось для всех советских народов, особенно русского, оказавшегося даже в худшем положении, в сравнении с другими, не говоря уже о "выселенных" народах, утративших свои национально-государственные структуры, свои земли, народах, подвергшихся ограничениям в развитии национального языка, литературы, культуры, - всем известно. Концепция "ограниченного суверенитета" (и все ее разновидности - от "доктрины Брежнева" до концепции Горбачева о "делегировании части суверенных прав республик в Центр") глубоко ошибочна и вредна. Чтобы убедиться в ее ошибочности, задумаемся над содержащейся в ней логикой. Она проста: дескать, чем больше развивается производство, чем органичнее связи между республиками, их специализация и кооперация, тем большим становится и объем общих координирующих и управляющих функций, а значит - тем больший объем суверенных прав и полномочий республик должен быть передан Центру. Таким образом, каждый шаг вперед общесоюзного производства, республиканской специализации и кооперации означает шаг назад в развитии суверенитета нации ( народа ), чем дальше продвинулась интернационализация и интеграция производства, тем ограниченнее суверенитет нации (народа). Однако жизнь свидетельствует о другом: суверенитет нации (народа) как совокупность их прав и полномочий, определяющих их развитие, их судьбу, в демократическом обществе неделим и неотчуждаем ни полностью, ни по частям. Но этот суверенитет не следует смешивать с государственно-политическими формами его реализации, которые могут быть разными: национально-государственными (республиканскими), межреспубликанскими (в СССР или в СНГ) и надгосударственными (скажем, с помощью ООН). Спрашивается: есть ли возможно сть мирным путем, политическими договоренностями решить вставшие здесь острые вопросы? Да, есть! Во всех случаях, когда речь идет о многонациональных объединениях, федерациях, конфедерациях или других образованиях, должен быть провозглашен и обеспечен абсолютный и неотчуждаемый суверенитет всех и каждой входящей в такое объединение нации (народа). Если внутри подобных политических или государственных объединений возникает потребность в создании общих координирующих или даже управляющих органов, то должно быть заявлено, что этим органам никто не делегирует, не отдает какие бы то ни было права и полномочия республик (наций), что в этих органах представители наций, народов, республикгосударств СОВМЕСТНО РЕШАЮТ вопросы, представляющие для них и индивидуальный и общий интерес. При этом каждая нация ( республика ) имеет неотчуждаемое право принимать или не принимать участие в том или ином акте, соглашении, действии. Каждая республика-государство будет участвовать в решении общих проблем либо в федеративных, либо в конфедеративных формах, либо как ассоциированный член. Иначе говоря, никакие решения государственных или политических органов подобного объединения, скажем, СНГ, как и своих национальнореспубликанских, затрагивающие интересы данной нации (народа), не могут иметь места без законодательно предусмотренного согласия нации (народа), их полномочных представителей. Понятие суверенитета относится к праву данного государства на существование. Суверенитет - слово дошедшее до нас из средних веков (от еврофранцузского "править, господствовать") - исходно означало власть монарха на господство в своем королевстве. Впоследствии значение данного термина расширилось, и он стал употребляться для обозначения национального контроля над территорией страны, владение ее землями. Нации довольно ревностно относятся к своему суверенитету, а правительства прилагают все усилия к его сохранению. Они содержат армии для отражения вторжения извне, они охраняют целостность граним путем введения паспортного и визового режима . Они выслеживают и захватывают террористов, имеющих целью нарушение суверенитета данного государства. Споры в отношении суверенитета являются одними из наиболее яростных в мире. Эти споры сотрясают многие страны. Большинство палестинцев хотело бы чтобы Израиль как государство исчез с лица земли, а вместо него возникло бы новое суверенное государственное образование - Палестина. Некоторые умеренно настроенные палестинцы согласились бы на "остатки страны", имея в виду ее сохранившиеся части, т.е. западный берег реки Иордан и сектор Газа. Палестинские террористы, однако, готовы убить каждого, кто, по их мнению, противостоит их принципам, включая американских туристов и дружественных арабов. Израиль, естественно, не собирается жертвовать своим суверенитетом и оказывает им твердое противодействие. В Северной Ирландии тоже стоит вопрос о суверенитете. Ирландская революционная армия, представляющая католические меньшинства в стране, занялась организацией убийств и взрывов с целью выделения Ольстера из сферы действия британского суверенитета. ИРА стоит за объединение Северной Ирландии с Республикой Ирландией. Монархисты же, представляющие протестантское большинство, клянутся, что они этого никогда не допустят. В результате - гражданская война , в которой погибли уже 2500 человек. На севере Испании баскские сепаратисты занимаются убийствами полицейских и правительственных чиновников, безуспешно пытаясь основать независимо е государство басков, чего Мадрид никогда не допустит. Очевидно, что понятия законности и суверенитета взаимосвязаны. Король или королева могут с помощью силы установить суверенитет своего государства, но их наследники, безусловно, его потеряют, если они не сумеют доказать законности своей власти. С утратой суверенитета исчезает и законность. На примере Ливана можно проиллюстрировать, как с утратой режимом законности может серьезно встать вопрос о национальном суверенитете. Десятилетиями у власти в Ливане находились христиане, хотя в целом в стране их было меньшинство. В глазах большинства ливанских мусульман правительство в Бейруте не обладало законностью, т.к. большей частью проводило прохристианскую политику и мало прислушивалось к голосу мусульман. В 1975 г. началось восстание, в котором между более чем десятком национальнополитических вооруженных формирований развернулась борьба за первенство. В 1976 г. Сирия заняла восточную часть страны, а в 1982 г. Израиль оккупировал юг Ливана. Ливан, по существу, потерял свою независимостъ. Правительство больше не контролировало ситуацию в стране и не могло организовать отпор иностранным захватчикам. Страны со слабой законностью власти становятся легкой добычей для своих агрессивных соседей. С другой стороны, чем больше дипломатического признания получает страна, тем сильнее ее суверенитет и законность власти. Международная политика имеет небольшое отличие от политики внутренней, которую мы рассматривали. Внутренняя политика имеет место в рамках суверенного субъекта международных отношений - то, что мы называем государством или страной, - в то время как международная политика имеет место между такими субъектами международных отношений. Суверенитет ... означает быть хозяином на своей собственной земле, сохранять за собой последнее слово в юридических спорах на территории страны. Понятие суверенитета возникло в XVI в., когда абсолютистские монархии укрепляли свои позиции и искали правовое оправдание для этого. Суверенитет является одерживающей силой в стране. Преступники, повстанцы и отступники теоретически контролируются или подавляются суверенным правителем, которым сейчас является уже не король, а национальное правительство. Суверенитет также означает, что иностранные державы не имеют никакого права вмешиваться в дела вашей страны; их влияние прекращается на ваших границах .

- политическая независимо сть государства.

- у государства предполагает во внутренней жизни страны верховенство правительства и формируемых им административных структур, во внешнеполитических делах - признанное мировым сообществом, субъектами межгосударственных отношений право данного правительства на юридически равных права х вступать во взаимоотношения с другими правительствами.

(нем. Souveranitat фр. souverainete верховная власть ) - верховенство и независимо сть власти. Понятие "С." было введено в политическую науку французским юристом Жденом, который определял С. как полную и независимую власть государства. В Новое время учение о С. было развито Т.Гоббсом и Ж.Ж-Руссо. Последний связывал идею С. с выражение м общей народ ной воли. Различают несколько видов С.: 1) С. государственный (независимость государства во внешней сфере и верховенство государственной власти внутри страны); С. является атрибутом государства; уважение С. - основополагающий принцип международного права , закрепленный в Уставе ООН; 2) С. национальный - полновластие нации, ее политическая свобода , обладание реальной возможно стью определять характер своей национальной жизни, включая способность политически самоопределяться вплоть до отделения и образования самостоятельного государства; 3) С. народный (этот принцип впервые нашел юридическое закрепление во французской Декларации прав и свобод человека и гражданина (1789) - полновластие народа , т.е. обладание народом социально-экономическими и политическими средствами для реального участия в управлении делами общества и государства. При всей своей значимости принцип С. не рассматривается ныне как неограниченный и абсолютный, а находится в определенных отношениях с другими основополагающими, общепризнанными принципами международного и конституционного права. В сфере внутренних отношений он не должен вступать в противоречие с правами человека и гражданина в том виде, как они провозглашены международным право м и конституционно закреплены. Во внешних отношениях С. ограничен рядом общепризнанных принципов международного права, как, напр., запретом развязывания войны, обязательствами, взятыми на себя государством как членом международных (напр., Организация Объединенных Наций), региональных (напр., Совет Европы ) надгосударственных организаций.

Значение слова Суверенитет в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Секта - (от лат. secta учение, направление, школа), религиозная ...
  • Статус - общее положение личности или социальной группы в ...
  • Секуляризация - (от лат. saecularis светский) в ...
  • Сакральный - (от лат. sacri священный) относящийся ...
  • Спонтанный - (‹ лат. spontaneous самопроизвольный) вызванный не внешними ...
  • Сотрудничество - в психологическом смысле: позитивное взаимодействие в котором ...
  • Самоподкрепление - (SELFREINFORCEMENT). Процесс, в котором люди улучшают и сохраняют ...
  • Секвестр - — (лат. sequestro — ставлю вне, отделяю) реструктуризация ...
  • Самоуправление - — термин введённый во времена перестройки в СССР ...
  • Самоокупаемость - — одно из составляющих «трёх «С» ( самоокупаемость ...
  • Суша - см. Земля ...
  • Север - в сакральной географии (и у Дойблера) символ ...
  • Рэкетир - Главарь банды, использующих в своей преступной деятельности методы ...
  • Рубикон - Важный рубеж, крый надо преодолеть, для того чтобы ...
  • Ландскнехт - 1) наемный солдат в Западной Европе в ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари