Что такое Революция? Значение слова Революция в политическом словаре

1) Революция - (от лат. revolutio - поворот, изменение) - способ перехода от одного общественно-политического строя к другому, более прогрессивному, посредством активных действий самих граждан. Главный вопрос революции - вопрос о государственной власти, хотя чаще всего революция - это социальный сдвиг и качественный переворот во всей социально-экономичекой структуре общества. Вопреки утверждениям вульгарной политологии, пытающейся изобразить революцию как нечто всегда разрушительное и негативное в ходе истории, действительная революция - по своему существу позитивная, созидательная форма общественного развития, нацеленная не на разрушение, а на спасение и умножение главного общественного богатства - уже созданных обществом производительных сил. Разрушительная функция любой настоящей революции ограничивается устранением сил, препятствующих общественному прогрессу , ставящих свои эгоистические интересы выше интересов всего общества, большинства его граждан. Но случается и так, что революционный процесс , выйдя за свои естественно-исторические рамки, разрушает не только препятствующие прогрессу силы и структуры, но и сами общечеловеческие механизмы прогресса. Тогда речь идет уже не о революции, а о ее трансформации, перерождении в принципиально иной процесс. Экономической основой революции всегда являются противоречия экономического развития, но вовсе не всегда они сводятся к противоречию между ростом производительных сил и отжившими, ставшими тормозом производственными отношениями, как это считают марксистские догматики . Истории, особенно в XX в., известны революции (например, антитоталитарные, посткоммунистические), экономической основой которых является противоречие между возросшими экономическими потребностями общества и застоем, деградацией мобилизационной экономики казарменного псевдосоциализма, оказавшегося в социально-экономическом тупике. Поэтому историческое призвание революции может состоять как в том, чтобы разрушить отжившие производственные отношения , утратившие стимулы развития производительных сил, ставшие оковами их развития, так и в том, чтобы порвать с тупиковой линией эволюции и восстановить общечеловеческие механизмы прогресса. Но во всех случаях революция - это локомотив истории, ускоритель ее развития, ибо, спасая уже созданные производительные силы от разрушения, она вместе с тем утверждает новые, эффективные стимулы их быстрого роста. Творцами или движителями революции являются общественные группы, слои, классы , граждане, объективно заинтересованные в назревших переменах, чье недовольство существующими порядками выпивается в активные выступления против них. Так как степень нужды и бедствий у разных таких групп различна, а уровень их сознания и организованности неодинаков, то не каждый класс , социальный слой и группа , составляющие народ , объективно заинтересованный в общественном прогрессе, активно действует, вершит революцию. Революцию творят только политически активные, передовые представители этих социальных групп и сил, составляющие революционный народ, т.е. активно действующий авангард народа. Общественнополитическая сила, класс, группа, действующая в революции наиболее последовательно, решительно и радикально, как правило, оказывается гегемоном революции, сплачивающим вокруг себя всех ее творцов. Главным вопросом любой революции является вопрос о власти, ибо, не свергнув прежнюю государственно-политическую власть , стоящую на страже устаревших порядков, и не утвердив власть передовых сил, заинтересованных в переменах нельзя решить социально-экономические задачи революции обеспечить замену одного строя другим, прежнего - новым. Эти два главных аспекта центрального вопроса - вопроса о власти свержение прежней и утверждение новой - чаще всего осуществляются одними и теми же революционными силами - революционным народом страны. Но обстоятельства могут сложиться и так, что эти задачи история возлагает на разные силы, как это было при освобождении от фашизма стран Центральной и Юго-Восточной Европы, где задачи по свержению и разрушению гитлеровского "нового порядка" выполняла советская армияосвободительница в союзе с внутренними силами этих стран (воссозданными армейскими формированиями и партизанами), которые, учитывая мощь гитлеровской военной машины, сами, в одиночку были не в состоянии решить эту задачу. Вторая же задача - утверждение новой политической власти в этих странах - решалась уже их народами в присутствии советских войск, что породило особый комплекс проблем. С точки зрения форм борьбы за власть, форм политического переворота, принципиальное значение имеет разграничение мирной и немирной форм развития революции. Суть этого разграничения сводится к тому: имело ли место в ходе революции применение вооруженного насилия, было ли кровопролитие при свержении прежней власти, утверждении и защите новой? Так, относительно бескровное вооруженное восстание Октября 1917 г. в России было сопряжено с кровопролитной гражданской войной 1918-1921 гг. в целях защиты этой власти "красными" от "белых". Мирным был переход от первого ко второму этапу революций в странах "народной демократии" в конце 40-х гг., мирными и немирными, "бархатными" и "небархатными" были антитоталитарные революции в этих странах в конце 80-х гг. Характер (содержание) революции определяется в первую очередь характером ключевых социально-экономических и общественнополитических противоречий, разрешаемых революцией, а также природой ее движущих сил, социальным сдвигом и реальной переменой власти, ее преобразованиями. Если в основе революции лежит внутреннее противоречие между ростом производительных сил и сковывающими это развитие отжившими отношениями, то в соответствии с характером утверждаемых отношений и природой социальной силы, призванной утвердить эти отношения, революция может быть, например антифеодальной, буржуазной (такими были голландская, английская революции, а позже французская революция 1789- 1794 гг., такой же характер имела и революция в России 1905 г., а позже Февральская революция 1917 г. и др.). Истории известны и революции, считавшие своей задачей утверждение рабочим классом социалистических порядков ( Октябрьская революция 1917 г., социалистические революции в странах "народной демократии" Европы во второй половине 40- х гг., а также революции в Китае, Вьетнаме и др.). Если же в основе революции лежат не только внутренние противоречия развития, но и противоречие между интересами национального развития и засильем иностранного капитала , гнетом империализма , тогда налицо революции национально-освободительные, национально-демократические и т. п. Важно также иметь в виду, что революции, осуществляемые широкими слоями народа, народными массами, независимо от социально-экономического содержания преобразований (буржуазного, национально-освободительного, антифашистского или антитоталитарного и т.д.) являются народными революциями в противоположность "верхушечным" революциям и дворцовым переворотам.Вопреки догматическим представлениям, согласно которым будто бы революций существует столько, сколько имеется качественных переходов от одной общественно-экономической формации к другой,- а значит, всего четыре: при переходе к рабству, феодализму , капитализму и социализму . - многообразие революций выглядит иначе. Прежде всего надо доказать, насколько общеприменима схема деления всей истории на известные общественно-экономические формации. Но даже если согласиться с этой спорной схемой, то и тогда, во-первых, отнюдь не каждый качественный переход в общественном развитии является революцией: о последней можно говорить только там, где такая форма перехода обеспечивается открытым столкновением общественно-политических сил, а главное - наличием у революционных сил класса или социальной группы - носителя нового общественного строя. Учитывая это, видимо, нельзя говорить о революции при переходе от бесклассового общества к классовому, а также при переходе от рабовладения к феодализму. Во-вторых, неверна догма , сводящая вce многообразие революций только к революциям межформационным, так как есть и другие причины существующего здесь многообразия. 1. Широко известно, что и внутри одной и той же общественно-экономической формации возможен ряд революций, связанных с разными социально-политическими сдвигами и борьбой разных сил. Так, во Франции становление и совершенствование капитализма знало не только революцию 17891794 гг., но и революции 1830 г., 1848 г., а также революцию 1871 г., предшествовавшую Парижской Коммуне. Следует напомнить и о том, что ряд революций, нацеленных на утверждение капитализма, прошла и Россия. 2. Теперь очевидно и то, что случаются революции и совсем иного рода, связанные с возникновением внеформационных устройств, обществ-монстров, казарменного псевдосоциализма. В этом случае революционные перемены направлены на разрыв с тупиковой эволюцией и налицо антитоталитарные, посткоммунистические, демократические революции. Вряд ли можно утверждать, что история уже исчерпала все многообразие возможных революций. Однако недовольство недовольством, а революция - это нечто совершенно иное. Люди могут испытывать недовольство в отношении того или иного аспекта - крестьяне в отношении цен на сельскохозяйственную продукцию, интеллигенция по поводу недостатка свободы, бизнесмены в отношении коррупции и т.д. Однако если не существует какой-либо организации, способной сфокусировать их недовольство, то, возможно, из этого совершенно ничего не выльется. Беспорядки и волнения сами по себе не приводят к падению режима ; для того, чтобы это произошло, абсолютно необходима организационная работа. В исследовании, посвященном изучению политических течений в Бразилии, Питер Мак Доноху и Антонио Лопес Пина выявили "наличие существенного уровня ни на что не направленного недовольства авторитарным режимом", однако это было "стихийное" возмущение, особо ориентированное против находящихся у власти военных. Исследователи пришли к выводу, что "отсутствие организованных альтернатив чаще всего выражается в форме апатии и безразличия". Рассмотренные нами факторы могут привести к насилию - беспорядкам и забастовкам - однако без организации из этого не получится революции. Кто же создает такую организацию? Чтобы выяснить это, нам необходимо рассмотреть роль интеллигенции. Интеллигенты и революция. Интеллигенты почти везде выражают недовольство существующим положением вещей, поскольку они получили хорошее образование и знакомы с широким спектром теорий, многие из которых носят утопический характер. Проповедники, преподаватели, юристы, журналисты и другие, кто имеет дело с идеями, зачастую имеют профессиональный интерес в критике системы. Если бы все представлялось в полном порядке, тогда бы не о чем было говорить или писать. Интеллигенты, как правило, не бедные люди, однако редко бывают богачами. Они склонны без оптимизма относиться к тем, кто лучше обеспечен материально, но не столь умен, как они - к бизнесменам и правительственным чиновникам. Подобные факторы подталкивают некоторых интеллигентов - но ни в коем случае не всех и даже не большинство из них - к развитию в себе того, что Джеймс Биллингтон назвал "революционной верой" в то, что имеющаяся система может быть заменена чем-то гораздо лучшим. Согласно Биллингтону, революции начинаются, прежде всего, с такого "горения в умах людей". Простой народ, простые рабочие и крестьяне редко проявляют интерес к абстрактным идеологиям интеллигентов... они стремятся лишь к улучшению своего материального положения. Однако, именно идеалистические убеждения интеллигенции предоставляют революционным движениям тот цемент, который скрепляет их вместе, те цели, на которые они направлены, а также прослойку их руководителей. Интересно отметить, что у истоков и у руководства большинства революционных движений XX в. стояли образованные люди. Ленин, сын провинциального работника просвещения, получил блестящее и разностороннее образование. Мао Цзэдун активно участвовал в создании Китайской коммунистической партии, будучи библиотекарем в Пекинском государственном университете. Фидель Кастро и большинство из его первоначальных партизанских соратников вузов не оканчивали. Однако один из них - знаменитый Че Гевара, который был убит в 1967 г., когда он пытался поднять революцию в Боливии, - имел диплом врача. Лидер движения "Сияющий путь" в Перу был университетским профессором. Лидеры антишахской революции в Иране были выпускниками либо религиозных, либо светских высших учебных заведений. Этапы революции. В небольшой книге, опубликованной в 1938 г. и ставшей впоследствии классическим трудом, историк из Гарвардского университета Крейн Бринтон развил теорию о том, что все революции проходят через похожие стадии, подобно тому как человеческий организм проходит через стадии болезни. В Английской революции 1640-х гг., Американской революции 1776 г., Французской революции 1789 г. и революции в России в 1917 г. Бринтон выявил следующие общие черты. Распад старого режима. Система управления приходит в расстройство, происходит рост налогов. Народ больше не верит в свое правительство ; более того, само правительство уже не верит в себя. Интеллигенция утрачивает лояльность режиму и выражает преданность новой идеализированной системе. И всё это происходит в то время, когда экономика , как правило, находится на подъеме, однако это как раз вызывает недовольство и зависть. Первый этап революции. Образуются многочисленные комитеты , движения, ячейки и тайные общества, имеющие целью свержение старого режима. Население отказывается выплачивать налоги. Возникает политический тупик, из которого нет выхода, поскольку противостояние зашло слишком далеко. И когда правительство вызывает на помощь войска, этот шаг приводит к обратным результатам, так как войска отказываются подчиняться, а гнев населения возрастает. Первоначальный захват власти не составляет труда , так как старый режим уже сам почти отстранился от дел. Народ торжествует свою победу. Первоначальный приход к власти умеренных сил. Те, кто боролся со старым режимом, но все еще остается связанным с ним в силу своего происхождения или образования, принимают власть. Они начинают проводить умеренные, половинчатые реформы. Эти преобразования недостаточны для экстремистского крыла революционеров, и его представители обвиняют умеренных в трусости и в попытках пойти на компромисс с силами старого режима. Умеренные - "добрые ребята" и не настолько решительны, чтобы сокрушить радикалов. Приход к власти экстремистских сил. Экстремисты , которые более безжалостны и лучше организованы, чем умеренные силы, и которые точно знают, чего они хотят, вытесняют умеренных и доводят революцию до безумного апогея. Ниспровергается все старое. От населения требуют следовать канонам нового, идеалистического общества, которое пытаются создать экстремисты. Тех, кто с этим не согласен, уничтожают в разгуле террора. Ведут на казнь даже революционных соратников, которые якобы отошли от верного пути: "революция пожирает своих детей". Похоже, что все общество близко к безумию, которое Бринтон сравнил с лихорадкой во время болезни. " Термидор ", конец разгула террора. В конце концов, общество уже не может терпеть дальнейшего нагнетания напряженности. Население приходит к мысли о том, что неплохо было бы успокоиться, снова наладить экономику и обрести определенный уровень личной безопасности и благоденствия. Людям надоела революция. Даже экстремисты от нее устали. Затем наступает "термидор" - так назывался месяц во французском революционном календаре, когда лидер экстремистов Робеспьер сам был гильотинирован - этот период Бринтон сравнивает с выздоровлением от лихорадки. Зачастую какой-нибудь диктатор , который в конечном итоге мало чем отличается от тиранов прежнего режима, берется за восстановление порядка, и большинство населения ничего не имеет против.

2) Революция - - глубокое качественное изменение в развитии, перерыв постепенности, качественный скачок в развитии. Революция отличается от эволюции - постепенного количественного развития без изменения качества процесса. Социальная революция - способ перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации к более прогрессивной, коренной качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества. Критерием прогрессивности является большая степень обобществления собственности на элементы производства. Революцию нельзя путать с вооруженным восстанием каких-либо социальных групп или классов против существующей политической власти. Революционное восстание происходит тогда, когда существующая политическая власть сохраняет устаревшие производственные отношения и противится установлению новых производственных отношений, соответствующих новой формации. В этом случае целью революционного восстания является захват политической власти прогрессивным классом для осуществления социальной революции. Поскольку во всех досоциалистических общественно-экономических формациях власть принадлежала правящему классу , заинтересованному в сохранении устаревших производственных отношений, новый, революционный класс завоевывал власть в ходе вооруженной борьбы, осуществляя затем социальную революцию. При социализме власть находится в руках трудящихся, заинтересованных в переходе от социализма к коммунизму , сам этот переход происходит без социальных потрясений и является коммунистической революцией, осуществляемой действующей властью "сверху" при активном содействии трудящихся масс. Коммунистическая революция будет направлена на полное обобществление производства, включая предметы потребления , и ликвидацию товарно-денежных отношений и в сфере потребления. Механизмом осуществления коммунистической революции будет приоритетное развитие общественной сферы потребления и поэтапный вывод ее из сферы товарно-денежных отношений.

3) Революция - (от позднелат. revolutio - поворот, переворот), глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания (напр., cоциальная революция , а также геологическая, промышленная, научно-техническая, культурная революция, революция в физике, в философии и т. д.).

4) Революция - - глубокое и качественное изменение в развитии общества, в способе производства, в различных областях знания.

5) Революция - ( лат. revolutio поворот, переворот) - качественное изменение в развитии какого-л. явления или процесса в природе и различных сферах жизни общества. Р. представляет собой резкое нарушение постепенности, качественный скачок в развитии. В истории политической мысли существовало несколько различных подходов к проблеме Р. Так, теоретик элитизма В.Парето рассматривает Р. как способ, обеспечивающий циркуляцию элит. По его мнению, Р. выполняет необходимую социальную функцию - способствует очищению каналов социальной мобильности. В марксизме Р. понимается как способ перехода от исторически изжившей себя общественно-экономической формации к более прогрессивной. Согласно марксистскому видению истории, высшим типом социальной Р. является Р. социалистическая, которая освобождает общество от всех форм эксплуатации и социального гнета. В.И.Ленин подчеркивал, что переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак Р. как в строго научном, так и в практически-политическом значении этого понятия. Сторонники концепции "социологии революции" подчеркивают неэффективность социальных и политических Р., акцептируя внимание на "издержках" этого процесса. "Леворадикальные" концепции, напротив, превозносят роль Р., их "очищающий" общество характер. В современной западной политологии Р. трактуется чаще всего как кризис процесса модернизации (С. Хантингтон). Есть и такие трактовки Р., где последняя понимается как состояние социальной системы, выведенной из положения равновесия (Ч.Джонсон). Существуют различные типологии Р.: в зависимости от сферы общества различают социальную, политическую, культурную, научную, промышленную Р.; в зависимости от ее движущих сил - классов, участвующих в общественных преобразованиях, - крестьянские, буржуазные, пролетарские, народные Р.; в зависимости от применяемых средств и методов - мирные и немирные Р.

6) Революция - - процесс социально-политических, экономических и идеологических изменений, в котором задействованы массовые социальные движения и партии, связанный с использованием насилия для свержения существующего политического режима с последующим формированием нового правительства. Революция отличается от заговора тем, что она носит массовый характер и приводит к значительным переменам в политической системе. Заговор, (как и бунт ) - это формы вооруженного захвата власти для смены политического лидера , но без радикальных перемен в политике ( путч - неудавшийся заговор).

7) Революция - 1) Коренной переворот, резкий, скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому. 2) Социальная Р.- коренной переворот в общественном и политическом (государственном) строе, в развитии общественных сил. Р. совершается либо насильственным, немирным путем - в ходе вооруженного восстания, либо - при благоприятных условиях-мирным путем. Р. может быть успешной только при наличии революционной ситуации в стране, при наличии объективных (политический кризис , тяжелое состояние экономики и др.) и субъективных (наличие революционной партии, опытных руководителей революционного движения и пр.) условий. Р.- высшая форма борьбы классов. Буржуазные революции привели к установлению капиталистического строя. Социалистическая Р., свергает власть буржуазии, создает государство диктатуры пролетариата . Образцом социалистической Р. является Великая Октябрьская социалистическая революция в России В 1917.

Революция

(от лат. revolutio - поворот , изменение ) - способ переход а от одного общественно-политического строя к другому, более прогрессивному, посредством активных действий самих граждан. Главный вопрос революции - вопрос о государственной власти, хотя чаще всего революция - это социальный сдвиг и качественный переворот во всей социально-экономичекой структуре общества . Вопреки утверждениям вульгарной политологии, пытающейся изобразить революцию как нечто всегда разрушительное и негативное в ходе истории, действительная революция - по своему существу позитивная, созидательная форма общественного развития, нацеленная не на разрушение , а на спасение и умножение главного общественного богатства - уже созданных общество м производительных сил. Разрушительная функция любой настоящей революции ограничивается устранением сил, препятствующих общественному прогрессу , ставящих свои эгоистические интересы выше интересов всего общества, большинства его граждан. Но случается и так, что революционный процесс , выйдя за свои естественно-исторические рамки , разрушает не только препятствующие прогрессу силы и структуры, но и сами общечеловеческие механизмы прогресса. Тогда речь идет уже не о революции, а о ее трансформации, перерождении в принципиально иной процесс. Экономической основой революции всегда являются против оречия экономического развития, но вовсе не всегда они сводятся к противоречию между рост ом производительных сил и отжившими, ставшими тормозом производственными отношения ми, как это считают марксистские догма тики . Истории, особенно в XX в., известны революции ( например , антитоталитарные, посткоммунистические), экономической основой которых является противоречие между возросшими экономическими потребностями общества и застоем, деградацией мобилизационной экономики казарменного псевдосоциализма, оказавшегося в социально-экономическом тупик е. Поэ тому историческое призвание революции может состоять как в том, чтобы разрушить отжившие производственные отношения , утратившие стимулы развития производительных сил, ставшие оковами их развития, так и в том, чтобы порвать с тупиковой линией эволюции и восстановить общечеловеческие механизмы прогресса. Но во всех случаях революция - это локомотив истории, ускоритель ее развития, ибо, спасая уже созданные производительные силы от разрушения, она вместе с тем утверждает новые, эффективные стимулы их быстрого роста . Творцами или движителями революции являются общественные группы, слои , класс ы , граждане , объективно заинтересованные в назревших переменах, чье недовольство существующими порядками выпивается в активные выступления против них. Так как степень нужды и бедствий у разных таких групп различна, а уровень их сознания и организованности не один аков, то не каждый класс , социальный слой и группа , составляющие народ , объективно заинтересованный в общественном прогрессе, активно действует, вершит революцию. Революцию творят только политически активные, передовые представители этих социальных групп и сил, составляющие революционный народ, т.е. активно действующий авангард на рода . Общественнополитическая сила , класс, группа, действующая в революции наиболее последовательно, решительно и радикально, как правило , оказывается гегемоном революции, сплачивающим вокруг себя всех ее творцов. Главным вопросом любой революции является вопрос о власти, ибо, не свергнув прежнюю государственно-политическую власть , стоящую на страже устаревших порядков, и не утвердив власть передовых сил, заинтересованных в переменах нельзя решить социально-экономические задачи революции обеспечить замену одного строя другим, прежнего - новым. Эти два главных аспекта центрального вопроса - вопроса о власти свержение прежней и утверждение новой - чаще всего осуществляются одними и теми же революционными силами - революционным народом страны. Но обстоятельства могут сложиться и так, что эти задачи история возлагает на разные силы, как это было при освобождении от фашизма стран Центральной и Юго-Вос точно й Европы, где задачи по свержению и разрушению гитлеровского "нового порядка" выполняла советская армияосвободительница в союзе с внутренними силами этих стран (воссозданными армейскими формированиями и партиза нами ), которые, учитывая мощь гитлеровской военной машины, сами, в одиночку были не в состоянии решить эту задачу. Вторая же задача - утверждение новой политической власти в этих странах - решалась уже их народами в присутствии советских войск, что породило особый комплекс проблем. С точки зрения форм борьбы за власть, форм политического переворота, принципиальное значение имеет разграничение мирной и немирной форм развития революции. Суть э того разграничения сводится к тому: имело ли место в ходе революции применение вооруженного насилия, было ли кровопролитие при свержении прежней власти, утверждении и защите новой? Так, относительно бескровное вооруженное восстание Октября 1917 г. в России было сопряжено с кровопролитной гражданской войной 1918-1921 гг. в целях защиты этой власти "красными" от "белых". Мирным был переход от первого ко второму этапу революций в странах "народной демократии" в конце 40-х гг., мирными и немирными, "бархатными" и "небархатными" были антитоталитарные революции в этих странах в конце 80-х гг. Характер ( содержание ) революции определяется в первую очередь характером ключевых социально-экономических и общественнополитических противоречий, разрешаемых революцией, а также природой ее движущих сил, социальным сдвигом и реальной переменой власти, ее преобразованиями. Если в основе революции лежит внутреннее противоречие между ростом производительных сил и сковывающими это развитие отжившими отношениями, то в соответствии с характером утверждаемых отношений и природой социальной силы, призванной утвердить эти отношения, революция может быть , например антифеодальной, буржуазной (такими были голландская, английская революции, а позже французская революция 1789- 1794 гг., такой же характер имела и революция в России 1905 г., а позже Февральская революция 1917 г. и др.). Истории известны и революции, считавшие своей задачей утверждение рабочим классом социалистических порядков ( Октябрьская революция 1917 г., социалистические революции в странах "народной демократии" Европы во второй половине 40- х гг., а также революции в Китае, Вьетнаме и др.). Если же в основе революции лежат не только внутренние противоречия развития, но и противоречие между интересами национального развития и засильем иностранного капитала , гнетом империализма , тогда налицо революции национально-освободительные, национально-демократические и т. п. Важно также иметь в виду, что революции, осуществляемые широкими слоями народа, народными массами, независимо от социально-экономического содержания преобразований (буржуазного, национально-освободительного, антифашистского или антитоталитарного и т.д.) являются народными революциями в противоположность "верхушечным" революциям и дворцовым переворотам.Вопреки догматическим представлениям, согласно которым будто бы революций существует столь ко, сколько имеется качественных переходов от одной общественно-экономической формации к другой,- а значит , всего четыре : при переходе к рабству, феодализму , капитализму и социализму . - многообразие революций выглядит иначе . Прежде всего надо доказать , насколько общеприменима схема деления всей истории на известные общественно-экономические формации. Но даже если согласиться с этой спорной схемой, то и тогда, во-первых , отнюдь не каждый качественный переход в общественном развитии является революцией: о последней можно говорить только там, где такая форма перехода обеспечивается открытым столкновением общественно-политических сил, а главное - наличием у революционных сил класса или социальной группы - носителя нового общественного строя. Учитывая это, видимо , нельзя говорить о революции при переходе от бесклассового общества к классовому, а также при переходе от рабовладения к феодализму. Во-вторых, неверна догма , сводящая вce многообразие революций только к революциям межформационным, так как есть и другие причины существующего здесь многообразия. 1. Широко известно , что и внутри одной и той же общественно-экономической формации возможен ряд революций, связанных с разными социально-политическими сдвигами и борьбой разных сил. Так, во Франции становление и совершенствование капитализма знало не только революцию 17891794 гг., но и революции 1830 г., 1848 г., а также революцию 1871 г., предшествовавшую Парижской Коммуне. Следует напомнить и о том, что ряд революций, нацеленных на утверждение капитализма, прошла и Россия . 2. Теперь очевидно и то, что случаются революции и совсем иного рода, связанные с возникновением внеформационных устройств, обществ-монстров, казарменного псевдосоциализма. В этом случае революционные перемены направлены на разрыв с тупиковой эволюцией и налицо антитоталитарные, посткоммунистические, демократические революции. Вряд ли можно утверждать , что история уже исчерпала все многообразие возможных революций. Однако недовольство недовольством, а революция - это нечто совершенно иное. Люди могут испытывать недовольство в отношении того или иного аспекта - крестьяне в отношении цен на сельскохозяйственную продукцию, интеллигенция по поводу недостатка свободы, бизнесмены в отношении коррупции и т.д. Однако если не существует какой- либо организации, способной сфокусировать их недовольство, то, возможно , из этого совершенно ни чего не выльется. Беспорядки и волнения сами по себе не приводят к падению режим а ; для того, чтобы это произошло, абсолютно необходима организационная работа . В исследовании, посвященном изучению политических течений в Бразилии, Питер Мак Доноху и Антонио Лопес Пина выявили "наличие существенного уровня ни на что не направленного недовольства авторитарным режимом", однако это было "стихийное" возмущение , особо ориентированное против находящихся у власти военных. Исследователи пришли к выводу, что "отсутствие организованных альтернатив чаще всего выражается в форме апатии и безразличия". Рассмотренные нами факторы могут привести к насилию - беспорядкам и забастовкам - однако без организации из этого не получится революции. Кто же создает такую организацию? Чтобы выяснить это, нам необходимо рассмотреть роль интеллигенции. Интеллигенты и революция. Интеллигенты почти везде выражают недовольство существующим положением вещей, поскольку они получили хорошее образование и знакомы с широким спектром теорий, многие из которых носят утопический характер. Проповедники, преподаватели, юристы, журналисты и другие, кто имеет дело с идеями, зачастую имеют профессиональный интерес в критике системы. Если бы все представлялось в полном порядке, тогда бы не о чем было говорить или писать . Интеллигенты, как правило, не бедные люди, однако редко бывают богачами. Они склонны без оптимизма относиться к тем, кто лучше обеспечен материально , но не столь умен, как они - к бизнесменам и правительственным чиновникам. Подобные факторы подталкивают некоторых интеллигентов - но ни в коем случае не всех и даже не большинство из них - к развитию в себе того, что Джеймс Биллингтон назвал "революционной верой" в то, что имеющаяся система может быть заменена чем-то гораздо лучшим. Согласно Биллингтону, революции начинаются, прежде всего, с такого "горения в умах людей". Простой народ, простые рабочие и крестьяне редко проявляют интерес к абстрактным идеологиям интеллигентов... они стремятся лишь к улучшению своего материального положения. Однако, именно идеалистические убеждения интеллигенции предоставляют революционным движения м тот цемент , который скрепляет их вместе, те цели, на которые они направлены, а также прослойку их руководителей. Интерес но отметить , что у истоков и у руководства большинства революционных движений XX в. стояли образованные люди. Ленин , сын провинциального работника просвещения, получил блестящее и разностороннее образование. Мао Цзэдун активно участвовал в создании Китайской коммунистической партии, будучи библиотекарем в Пекинском государственном университете. Фидель Кастро и большинство из его первоначальных партизанских соратников вузов не оканчивали. Однако один из них - знаменитый Че Гевара , который был убит в 1967 г., когда он пытался поднять революцию в Боливии, - имел диплом врача. Лидер движения "Сияющий путь" в Перу был университетским профессором. Лидеры антишахской революции в Иране были выпускниками либо религиозных, либо светских высших учебных заведений. Этап ы революции. В небольшой книге, опубликованной в 1938 г. и ставшей впоследствии классическим трудом, историк из Гарвардского университета Крейн Бринтон развил теорию о том, что все революции проходят через похожие стадии, подобно тому как человеческий организм проходит через стадии болезни . В Английской революции 1640-х гг., Американской революции 1776 г., Французской революции 1789 г. и революции в России в 1917 г. Бринтон выявил следующие общие черты. Распад старого режима. Система управления приходит в расстройство , происходит рост налогов. Народ больше не верит в свое правительство ; более того, само правительство уже не верит в себя. Интеллигенция утрачивает лояльность режиму и выражает преданность новой идеализированной системе. И всё это происходит в то время , когда экономика , как правило, находится на подъеме, однако это как раз вызывает недовольство и зависть . Первый этап революции. Образуются многочисленные комитеты , движения, ячейки и тайные общества, имеющие целью свержение старого режима. Население отказывается выплачивать налоги . Возникает политический тупик, из которого нет выхода, поскольку противостояние зашло слишком далеко . И когда правительство вызывает на помощь войска , этот шаг приводит к обратным результатам, так как войска отказываются подчиняться , а гнев населения возрастает. Первоначальный захват власти не составляет труда , так как старый режим уже сам почти отстранился от дел. Народ торжествует свою победу. Первоначальный приход к власти умеренных сил. Те, кто боролся со старым режимом, но все еще остается связанным с ним в силу своего происхождения или образования, принимают власть. Они начинают проводить умеренные, половинчатые реформы . Эти преобразования недостаточны для экстремистского крыла революционеров, и его представители обвиняют умеренных в трусости и в попытках пойти на компромисс с силами старого режима. Умеренные - "добрые ребята" и не на столько решительны, чтобы сокрушить радикалов. Приход к власти экстремистских сил. Экстремисты , которые более безжалостны и лучше организованы, чем умеренные силы, и которые точно знают, чего они хотят, вытесняют умеренных и доводят революцию до безумного апогея. Ниспровергается все старое . От населения требуют следовать канонам нового, идеалистического общества, которое пытаются создать экстремисты. Тех, кто с этим не согласен, уничтожают в разгуле террора. Ведут на казнь даже революционных соратников, которые якобы отошли от верного пути: "революция пожирает своих детей". Похоже, что все общество близко к безумию, которое Бринтон сравнил с лихорадкой во время болезни. " Термидор ", конец разгула террора. В конце концов, общество уже не может терпеть дальнейшего нагнетания напряженности. Население приходит к мысли о том, что неплохо было бы успокоиться , снова наладить экономику и обрести определенный уровень личной безопасности и благоденствия. Людям надоела революция. Даже экстремисты от нее устали. Затем наступает "термидор" - так назывался месяц во французском революционном календаре, когда лидер экстремистов Робеспьер сам был гильотинирован - этот период Бринтон сравнивает с выздоровлением от лихорадки. Зачастую какой-нибудь диктатор , который в конечном итоге мало чем отличается от тиранов прежнего режима, берется за восстановление порядка, и большинство населения ничего не имеет против.

- глубокое качественное изменение в развитии, перерыв постепенности, качественный скачок в развитии. Революция отличается от эволюции - постепенного количественного развития без изменения качества процесс а. Социальная революция - способ переход а от исторически изжившей себя общественно-экономической форма ции к более прогрессивной, коренной качественный переворот во всей социально-экономической структуре общества . Критерием прогрессивности является большая степень обобществления собственности на элементы производства. Революцию нельзя путать с вооруженным восстание м каких- либо социальных групп или класс ов против существующей политической власти. Революционное восстание происходит тогда , когда существующая политическая власть сохраняет устаревшие производственные отношения и противится установлению новых производственных отношений, соответствующих новой формации. В этом случае целью революционного восстания является захват политической власти прогрессивным классом для осуществления социальной революции. Поскольку во всех досоциалистических общественно-экономических формациях власть принадлежала правящему классу , за интерес ованному в сохранении устаревших производственных отношений, новый, революционный класс завоевывал власть в ходе вооруженной борьбы, осуществляя затем социальную революцию. При социализме власть находится в руках трудящихся, заинтересованных в переходе от социализма к коммунизму , сам этот переход происходит без социальных потрясений и является коммунистической революцией, осуществляемой действующей властью "сверху" при активном содействии трудящихся масс. Коммунистическая революция будет направлена на полное обобществление производства, включая предметы потребления , и ликвидацию товарно-денежных отношений и в сфере потребления. Механизмом осуществления коммунистической революции будет приоритетное развитие общественной сферы потребления и по этап ный вывод ее из сферы товарно-денежных отношений.

(от позднелат. revolutio - поворот , переворот ), глубокие качественные изменения в развитии каких- либо явлений природы, общества или познания (напр., cоциальная революция , а также геологическая, промышленная, научно-техническая, культурная революция, революция в физике, в философии и т. д.).

- глубокое и качественное изменение в развитии общества , в способ е производства, в различных областях знания.

( лат. revolutio поворот , переворот ) - качественное изменение в развитии какого-л. явления или процесс а в природе и различных сферах жизни общества . Р. представляет собой резкое нарушение постепенности, качественный скачок в развитии. В истории политической мысли существовало не сколько различных подходов к проблеме Р. Так, теоретик элитизма В.Парето рассматривает Р. как способ , обеспечивающий циркуляцию элит. По его мнению, Р. выполняет необходимую социальную функцию - способствует очищению каналов социальной мобильности. В марксизме Р. понимается как способ переход а от исторически изжившей себя общественно-экономической форма ции к более прогрессивной. Согласно марксистскому видению истории, высшим типом социальной Р. является Р. социалистическая, которая освобождает общество от всех форм эксплуатации и социального гнета. В.И. Ленин подчеркивал, что переход государственной власти из рук одного в руки другого класс а есть первый , главный , основной признак Р. как в строго научном, так и в практически-политическом значении э того понятия. Сторонники концепции "социологии революции" подчеркивают неэффективность социальных и политических Р., акцептируя внимание на "издержках" этого процесса. "Леворадикальные" концепции, на против , превозносят роль Р., их "очищающий" общество характер . В современной западной политологии Р. трактуется чаще всего как кризис процесса модернизации (С. Хантингтон). Есть и такие трактовки Р., где последняя понимается как состояние социальной системы, выведенной из положения равновесия (Ч.Джонсон). Существуют различные типологии Р.: в зависимости от сферы общества различают социальную, политическую, культурную, научную, промышленную Р.; в зависимости от ее движущих сил - классов, участвующих в общественных преобразованиях, - крестьянские, буржуазные, пролетарские, народ ные Р.; в зависимости от применяемых средств и методов - мирные и немирные Р.

- процесс социально-политических, экономических и идеологических изменений, в котором задействованы массовые социальные движения и партии, связанный с использованием насилия для свержения существующего политического режим а с последующим формированием нового правительства. Революция отличается от заговора тем, что она носит массовый характер и приводит к значит ельным переменам в политической системе. Заговор, (как и бунт ) - это формы вооруженного захват а власти для смены политического лидер а , но без радикальных перемен в политике ( путч - неудавшийся заговор).

1) Коренной переворот , резкий, скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому. 2) Социальная Р.- коренной переворот в общественном и политическом (государственном) строе, в развитии общественных сил. Р. совершается либо насильственным, немирным путем - в ходе вооруженного восстания, либо - при благоприятных условиях-мирным путем. Р. может быть успешной только при наличии революционной ситуации в стране, при наличии объективных ( политический кризис , тяжелое состояние экономики и др.) и субъективных (наличие революционной партии, опытных руководителей революционного движения и пр.) условий. Р.- высшая форма борьбы класс ов. Буржуазные революции привели к установлению капиталистического строя. Социалистическая Р., свергает власть буржуазии, создает государство диктатуры пролетариата . Образцом социалистической Р. является Великая Октябрьская социалистическая революция в России В 1917.

Значение слова Революция в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Регион - 1) группа стран, объединяемых общностью географического положения; ...
  • Реваншизм - политика сил, потерпевших поенное или политическое поражение ...
  • Расизм - система антинаучных взглядов и практических действий, исходящая ...
  • Реформизм - в рабочем движении политическое течение, стремящееся к ...
  • Революция - (от позднелат. revolutio поворот, переворот), глубокие качественные ...
  • Республика - (от лат. res publicа общественное дело) ...
  • Ракчеев - (ок. 1886 ?). Член ПЛСР. Служащий. Образование ...
  • Референдум - — (лат. referendum — то, что должно быть ...
  • Реклама - — (лат. reclamo — выкрикиваю) торговая популяризация товаров ...
  • Раса - — одно из «запрещённых» слов в лексиконе общечеловеков, ...
  • Разжигание - — один из многочисленных ярлыков, который используется в ...
  • Пэр - Звание представителей высшего слоя феодального дворянства в Великобритании ...
  • Публикация - Сообщение, объявление чеголибо в печатных изданиях газетах, ...
  • Процессия - Торжественное, обычно многолюдное шествие. П. политического характера называется ...
  • Якобинство - в широком политическом смысле радикальное революционное течение, ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари