- система государственной власти, при которой четко разграничиваются функции ее законодательных и исполнительных органов при признании приоритетной роли парламент а как высшего представительного и законодательного органа. В рамках П. парламент формирует ответственное перед ним правительство , которое он контролирует и может отправить в отставку. Именно парламенту принадлежит функция законотворчества. При П. полномочия монарха или президента обычно носят протокольно-представительный характер . В современной России, где полномочия Федерального Собрания очень сильно ограничены и утвердилась не парламентская, а президентская республика с очень широкими полномочиями именно президента, трудно говорить о реализации многих принципов П.
– система государственного устройства, при которой парламент играет преобладающую роль не только в качестве законодательного органа, но и в качестве органа верховного контроля над властью исполнительной.
- система правления, основанная на парламентском правлении. Наличие парламента еще не означает наличие парламентаризма . Парламент аризм предполагает наличие парламента, но настоящая власть имеется там, где существует парламентская республика или парламентская монархия . Определяющим фактором является роль парламента в его взаимоотношениях с правительством , то есть исполнительным органом власти. Если парламент формирует правительство, другие институты государственной власти, которые ему подотчетны, подконтрольны, а также избирает президента , то можно говорить о наличии парламентской республики. Ее эффективная деятельность во многом определяется наличием устойчивой партийной структуры, сложившейся в обществе и представленной ее представителями в парламенте. При отсутствии в обществе нескольких сильных, стабильно действующих политических партий, как показывает мировой опыт, у парламентаризма отсутствует надежная социально-политическая опора. И его раздирают постоянные конфликты , противоречия, что ведет к нестабильности как парламента, так и правительства. В этом случае смена правительства наступает очень часто и является показателем слабости парламентаризм или его отсутствия. Российская Конституция закрепила президентскую форму правления, при которой парламент не может конт роли ровать правительство. В условиях слабой партийной структуры, многопартийности в России президентская форма правления выглядит предпочтительней. Поэтому Президент РФ с согласия Государственной Думы назначает Председателя Правительства, сам принимает решение о его отставке. Он может распустить Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ. Правительство осуществляет полномочия , возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, Указами Президента, то есть оно "выходит" в своей деятельности на главу государства, а не на парламент. Российский парламентаризм начал возрождаться с 1990 года. Он очень слаб, поскольку конституционно-правовой статус парламента урезан и не дают ему возможности занять подобающее место в системе разделения властей, в осуществлении конкретных функций над исполнительной властью и т.п.
- система правления, характер изующаяся четким распределением законодательной и исполнительной функций при формальном верховенстве представительного законодательного органа - парламент а по отношению кдр. государственным органам. В условиях П. правительство формируется парламентом и ответственно перед ним.