(от англ. lobby - кулуары , коридор ) - способ решения тех или иных вопросов (в том числе и политических) в пользу чьих-либо интересов путем воздействия на законодателей, правительственных и иных должностных лиц, вплоть до их подкупа. Л. не всегда носит противоправный характер , поскольку агитация и иная поддержка того или иного закона , решения в интересах определенной части общества (напр., работников военно-промышленного комплекса , аграрного сектора, профсоюзов, экспортеров или импортеров и др.) чаще всего не выходит за рамки закона. Не случайно , напр., в США, где Л. возник как социально-политический институт , и в ряде др. стран он упорядочен и признан юридически. Процесс осуществления Л. называется лоббированием, а лица , его проводящие, - лоббистами, выступающими как своеобразная группа давления .
- давление со стороны определенных групп интересов на государственную и исполнительную власть с целью принятия выгодных для групп решений.
- одна из разновидностей групп давления на законодателей и государственных чиновников с целью налаживания контактов и принятия решений, отвечающих интересам различных организаций; осуществляется лоббистами - представителями заинтересованных сторон.
(англ, lobbyism lobby кулуары , крытые галереи) - целенаправленные воздействия групп интересов на органы власти с целью реализации своих специфических интересов. XVI в. из средневековой латыни в английский язык пришло слово " лобби " Первоначально оно применялось обозначения проходов или крытых галерей в монастырях, а в 40-х гг. XVII в. так называли вестибюль и два коридор а в здании Палаты общин британского парламента , куда депутаты уходили голосовать и где они могли по случаю встретиться с другими лица ми, которые не допускались на пленарные заседания. В современном (политическом) значении понятие "лобби" впервые появилось в 1808 в протоколах Конгресса США. С середины XIX в. термины "лобби" и "Л." относятся к числу самых употребительных в американском политическом лексиконе. Существование Л. обусловлено функциональным представительством интересов. Методами лоббистской деятельности являются: работа по подготовке законопроектов в комитетах и комиссиях парламента; парламентские слушания и дебаты ; личные встречи, контакты и переговоры ; использование средств массовой информации для формирования общественного мнения; организация кампаний "давления с мест"; подготовка и распространение результатов научных (прежде всего социологических) исследований; организация деятельности "своих" людей внутри органов власти; финансирование избирательных кампаний. Л. подразделяется на легальный и нелегальный . Под последним понимается прямой подкуп должностных лиц. В ряде демократических стран, с целью воспрепятствовать коррупции, приняты законы о Л. (США, Канада), которые регулируют лоббистскую деятельность. По целям, преследуемым группа ми интересов, Л. подразделяется на экономический, социальный и социокультурный. В зависимости от объектов лоббирования выделяются президентский, парламентский и правительственный Л. По отношению к политическим институт ам Л. делится на внешний (давление на органы власти со стороны) и внутренний (когда лоббистами выступают депутаты, члены правительства, президент ). К лоббистским организациям относятся многие юридические фирмы, различные консультативные бюро и агентства по связям с общественностью. Основным источником их кадров являются профессиональные адвокаты, специалисты в области рекламы, бывшие депутаты и чиновники.