Что такое Идеология? Значение слова Идеология в политическом словаре

1) Идеология - (от греч. idea - идея , представление и logos - понятие , учение) - более или менее целостная система идей и взглядов, идеалов, выражающих интересы и ценности того или иного общества или его части ( класса , социального слоя, группы, нации, партии, движения и т.д.). В И. включаются самые различные взгляды и идеи, но особенно важное место в ней занимают философские, политические, социальные, правовые, моральные, эстетические, религиозные. В них осознается и отражается отношение того или иного социального субъекта к социально-политической реальности, дается ее оценка с позиций его интересов, ценностей, целей и идеалов. И. обычно разрабатывается теоретиками партий, организаций, движений, выступающими в этой связи в качестве их идеологов. Характер И. определяется природой того класса, социальной группы, общности, партии или движения, интересы которого она выражает. Процесс одностороннего, однобокого понимания и истолкования социально-политических явлений и процессов как только выражения классовых интересов, внедрение такого подхода в разностороннюю жизнедеятельность общества вплоть до прямого подчинения ему всей теоретической, политической и практической деятельности ( идеократия ) называется идеологизацией. Она не учитывает др., помимо классовых, интересов и факторов, не признает примата общечеловеческих интересов и ценностей. Но, отказываясь от утвердившейся у нас в прошлом «сверхидеологизации», нельзя в то же время не видеть важной роли И. и идеологической борьбы в общественном развитии.

2) Идеология - – это система идей, которая стремится объяснять мир, и изменять его. Термин « идеология » появился во время французской Революции, его ввел философ Антуан-Луи-Клод де Траси (de Тrасу, 1754—1836). Конкретная идеология определяется пятью характеристиками: 1. объяснительной теорией человеческого опыта и мироздания, 2. программой социальных и политических преобразований, 3. методами реализации программы, 4. методами привлечения, подготовки и организации сторонников идеологии, 5. методами управления самыми широкими слоями населения и, в случае прихода к власти, государством .   

3) Идеология - (от греческих слов idea - понятие и logos - учение) - вероучение или система взглядов, рисующих желанное для данной социальной силы общественное состояние (социальный идеал ), а также путь, ведущий к нему. Составляющий основной смысл идеологии социальный идеал - не что иное, как логический (словесный) образ предполагаемого, желаемого, ожидаемого общественного устройства. Приверженцы того или иного coциального идеала, выдвигая его, преследуют, по меньшей мере, три цели: нарисовать ту цель, к которой они стремятся, и тем самым ориентировать свои практические действия; дать мотивировку для действий своих сторонников и союзников; определить пути и средства достижений желаемой цели. Впервые понятие " идеология " было введено в обиход французским философом Антуаном Дестюг де Траси в XVIII в. Если социальный идеал, составляющий вместе со средствами его достижения основное содержание той или иной идеологии, всегда рисует общество не в реальном, а идеально-желанном виде, то и идеология, претендующая на отражение реальной жизни, является достаточно своеобразным ее отражением. Она показывает не столько то, что есть, сколько то, что, по мнению творцов идеологии, "должно" быть, а само это должное в свою очередь выступает как причудливый синтез или сочетание реальных процессов и тенденций с интересами, желаниями и верованиями той силы, о чьей идеологии идет речь, а также с тем, что от этой силы ожидается, что ею обещано своим сторонникам и союзникам. По этой причине идеология всегда полна не только верных, но и сомнительных зарисовок грядущего, а также утопических ожиданий, пожеланий и устремлений. На этом основании Маркс и Энгельс называли всю прежнюю идеологию "извращенным сознанием ", но заявляли при этом, что только выработанные ими воззрения ( марксизм , учение о социализме ) представляют собой не "извращенное сознание", а научно верное отражение действительности. Рабочему классу (чьей идеологией и является марксизм) нет надобности никого обманывать, поскольку коренные интересы рабочего класса не противоречат ходу истории, ведущей к социализму и коммунизму , что и позволяет коммунистам рисовать исторический процесс и его будущее, не фальсифицируя их в угоду интересам своего класса. Однако жизнь не подтвердила этот прогноз: став идеологией и предметом социальной борьбы, "марксизм", "научный социализм", позже " ленинизм " не избежали судьбы любой идеологии. Основное противоречие всякого социального идеала и соответственно политической идеологии - противоречие между мировоззренческими и социально-классовыми функциями, между необходимым для объяснения мира и создания идеала объективным знанием и сознательно преследуемой узкоклассовой, социальной целью, социальными интересами, ради обслуживания которых и создается социальный идеал, обретая необходимый для этого вид. Каждая социальная сила, предлагая обществу свои идеал, стремится доказать гражданам, что предлагаемый ею социальный порядок, не только лучше существующего, но и более приемлем для всех (по крайней мере, для большинства граждан), хотя на самом деле он идеален только для данной социальной силы. Здесь истоки расхождения слова и дела, причины неправды и корни элементов утопизма в любой политической идеологии. Выдвигая свой социальный идеал, каждая новая, идущая к господству социальная сила должна "зажечь" своими лозунгами, призывами, обещаниями возможно более широкий круг граждан (без этого нельзя свергнуть существующие порядки), а это увеличивает долю обещаний и элементов утопизма в предлагаемой обществу политической идеологии. Но именно благодаря растущему авторитету новой (революционной) идеологии, благодаря тому, что новый социальный идеал правдами и неправдами все шире овладевает массами, подрывается легитимность существующего строя, обосновывается незаконность его дальнейшего существования и естественность, легитимность (законность) его замены другим, идущим ему на смену, предлагаемым революционной идеологией устройством. Чаще всего социальная сила, выдвинувшая революционную идеологию, наделенную на свержение существующего строя и утверждение нового, действительно имеет с большинством населения общий коренной интерес - свержение существующего строя, что и позволяет революционной идеологии собирать, как правило, необходимые для такой цели могущественные общественные силы. Но как только эта общая цель - свержение старого строя - достигнута, в передовом, революционном лагере начинается разброд и шатания, обнаруживается все углубляющееся расхождение соединявшихся для свержения старого общественных сил. Будучи по своей природе разными социальными силами со своими особыми интересами, они подобно лебедю, щуке и раку начинает тянуть общество в разные стороны - в сторону своих особых интересов. Прежней политической идеологии, объединявшей всех борцов воедино, приходит конец, а на её развалинах складываются новые идеологии, возникают новые "измы", причем некоторые объявляют себя наследниками, преемниками прошлой идеологии, хотя это не всегда так. В качества примера можно взять взгляды Маркса и Ленина, которые из политическом идеологии революционных рабочих путем определенных подтасовок были превращены И. Сталиным в пресловутый "марксизмленинизм" как моноидеологию тоталитаризма коммунистических цветов. Как стало возможным подобное? Суть этого процесса сводится к тому, что марксизм (а позже и ленинизм) выступал на общественной арене, претендуя одновременно на роль и науки, и идеологии освободительной борьбы рабочего класса, всех трудящихся. Как наука он призван был дать объективное отражение процессов реальной действительности со всеми её сложностями и противоречиями, а в качестве идеологии его задача - сформулировать определенные, мобилизующие массы установки, выразить идеалы рабочего класса и всех трудящихся, наметить пути и средства их реализации. Это несовпадение двух функций обусловило то, что с первых шагов коммунистического движения под знаменем этой идеологии сначала марксизм, а потом и ленинизм не были застрахованы от опасности выхолащивания научного содержания, от упрощенного усвоения и сознательных попыток превратить их в сумму "идеологических установок", "средств мобилизации масс", манипулируя которыми по своему усмотрению, те или иные деятели рассчитывали достичь своих целей, не совпадающих или прямо расходящимися с коренными интересами рабочего класса. С утверждением революционным путем новой власти подобные опасности не только не исчезали, но и увеличивались: власть могла стать мощным орудием достижения собственных целей тех или других оказавшихся у власти социальных сил или даже отдельных лидеров. Став после смерти В.Ленина у руководства большевистской партией, И.Сталин начал и постепенно осуществил подмену научных представлений об общественном развитии и будущем обществе, содержавшихся во взглядах Маркса, Энгельса и Ленина, созданным им и его окружением "марксизмом-ленинизмом", выражавшим социальный идеал партийно-государственной бюрократии, возглавляемой И.Сталиным номенклатуры. Этот " марксизм-ленинизм " со своим особым содержанием и весьма своеобразным отношением к действительным воззрениям Маркса, Энгельса и Ленина стал теоретическим фундаментом создания мобилизационной экономики и опирающегося на нее строя казарменного псевдосоциализма. "Марксизм-ленинизм" превратился в моноидеологию сталинского тоталитаризма коммунистических цветов. Из "первой страны реального социализма" - Советского Союза - эта моноидеология была распространена на другие страны "реального социализма" и на значительную часть международного коммунистического движения. Распространение "марксизма-ленинизма" как моноидеологии тоталитарного общества коммунистических цветов имело в разных странах свою специфику. Так, если в 30-е или 70-е гг. проанализировать идеологический арсенал всех партий, называвших себя " марксистско-ленинскими", то нетрудно убедиться в его большом несовпадении (особенно в 70-е гг.) и не только потому, что возможности объективного познания общественного развития у разных партий далеко не одинаковы. Даже те объективные знания которые уже имелись (в своей стране или зарубежных странах), отнюдь не прямо, не непосредственно включались в официальный идеологический арсенал соответствующей партии для внедрения в общественное сознание.Если говорить о тогдашней практике, то руководство каждой партии по своему усмотрению (а это уже зависело от многих обстоятельств) отбирало те идеи, выводы, установки, которые считались особо важными для партийной работы. Они сначала формулировались в официальных партийных документах, а затем с помощью всего пропагандистского аппарата (печать, радио, телевидение) многократно умножались, тиражировались (порой весьма упрощенно), внедрялись в массовое сознание . В результате такого формирования официальной идеологии, изображаемой везде в качестве "марксистско-ленинской", в нее включались самые разнообразные тезисы: истинные и ложные, опирающиеся на факты и чисто утопические, продолжавшие взгляды Mapкca, Энгельса, Ленина или не только расходящиеся с ними, но и глубоко чуждые им. Так, в СССР в условиях "культа личности" в качестве объективных истин "марксизма-ленинизма" провозглашались, например сталинский тезис "об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму" (со всеми его практическими выводами), тезис о необходимости свертывать товарно-денежные отношения и спивать две формы собственности, тезис о близости коммунизма и т.д. Нелепость моноидеологии становилась явной, приближая неизбежный конец казарменного псевдосоциализма. Что такое идеология? Идеология начинается с веры в то, что вещи могут быть лучше, чем они есть на самом деле; по сути, это план совершенствования общества. Как это представлял Энтони Даунс, идеология - это "словесный образ лучшего общества и основных путей создания такого общества". Последователи любой идеологии утверждают, что если следовать их плану, вещи можно сделать значительно лучше, чем они есть в настоящее время. Значит, политические идеологии - это совсем не то, что политология ; это значит, что они не являются спокойными рациональными попытками понять политические системы. Скорее, они представляют собой попытки изменить политические системы (исключением может служить лишь классический консерватизм , не ставящий своей целью значительно изменить систему), Приверженцы какой-либо идеологии бывают плохими политологами, так как они часто путают идеологическое "должно быть" с политологическим "есть". Французский философ XVIII в. Антуан Дестюг де Траси ввел термин "идеология" для обозначения того, что он назвал новой "наукой об идеях ". Большинство идеологий могут быть прослежены к создавшим их философам... Классический либерализм , например, можно проследить к его создателю, английскому философу семнадцатого века Джону Локку подчеркивавшему особое значение личных прав, собственности, разумности. Коммунизм может быть прослежен к немецкому философу XIX в. Гегелю, который утверждал, что все грани человеческого общества - искусство , музыка, архитектура, государство , закон и так далее - висят вместе в одной связке с так называемым основополагающим принципом. Однако мысли философов часто упрощаются, популяризируются и искажаются до неузнаваемости. Идеологи хотят создать план действий, а не абстрактные идеи. Маркс, например, "поставил на голову Гегеля", чтобы доказать, что экономика является основополагающим принципом всего в обществе. Позднее Ленин поставил на голову Маркса, чтобы применить его идеи к отсталой стране, к которой Маркс никогда бы их не применил. Мао Цзэдун применил ленинские идеи к еще более отсталой стране, к которой они вообще были неприменимы. Гегель и Маркс, должно быть, крутились в своих гробах Но идеологи не связывают себя верностью исходным идеям; они желают изменений. Как только идеи становятся менее абстрактными и приобретают более прикладной характер они становятся цементом, связывающим политические движения, партии и революционные группы. Для того, чтобы бороться и идти на жертвы людям необходима идеологическая мотивировка. Они должны во что-то верить. Американцы иногда бывали неспособны ухватить этот важный момент. С их склонностью к умеренности и прагматизму выражавшимся в принципе "если это годится, используй", они не понимали возбуждающего эффекта, который идеология производила в современном мире. "Наши" и южные вьетнамцы физически не отличались от вьетконговцев и северных вьетнамцев. И "наши" были лучше вооружены. Но вьетнамцы, вооруженные доктриной, в которую они верили, представлявшую смесь идей Маркса, Ленина и Мао, замешанную на крутой дозе национализма и антиколониализма, - победили в войне против американцев, не имевших такой веры. Кроме того, американцы были поражены падением шаха, на смену которому пришли фанатичные политикорелигиозные революционеры. Это был и для нас большой сюрприз: нам следовало более внимательно следить за тем, чтобы у шаха всегда имелась наготове правдоподобная идеологическая подстилка для народа . Мы забываем, что более двух столетий назад американцы также имели идеологию и, вдохновленные жаждой свободы и самоуправления, не без помощи трудов Джона Локка и Томаса Пейна одолели более многочисленную и лучше вооруженную армию англичан и наемников, не имевших таких веских поводов сражаться. Разве мы забыли силу идей? Большую часть идеологий составляет их экономический раздел. Большинство идеологий довольно много рассуждает об экономике, поскольку именно экономика обеспечивает основу для совершенствования общества. Это относится и к консерватизму Рейгана, и к коммунизму Горбачева: оба делают основной упор на экономику. С некоторой степенью упрощения идеологии можно классифицировать, располагая их слева направо. Этот обычай берет свое начало с заседания Французской национальной ассамблеи в 1789 г. Для того, чтобы объединить делегатов со сходными взглядами и отделить их от горячих противников, которые сражались не только словами, но и кулаками, члены Ассамблеи были расположены в полукруглом зале заседаний в следующем порядке: консерваторы (поддерживавшие сохранение монархии) располагались справа от спикера , радикалы (стоявшие за свержение системы и создание республики свободы и равенства) сидели слева от него; и умеренные (предлагавшие лишь некоторые изменения в системе) занимали места в центре. С тех пор мы называем их идеологические уклоны левым, правым и центристским, хотя содержание их взглядов коренным образом изменилось. Теперь левые поддерживают равенство , программы повышения благосостояния и не возражают против правительственного руководства экономикой. Правые подчеркивают значение личной инициативы и частной экономической деятельности. Центристы пытаются смягчить и синтезировать обе точки зрения. Люди, разделяющие частично левые, частично правые взгляды, называются, соответственно, левые центристы и правые центристы. Политические партии Швеции представляют довольно четкий ряд в направлении слева направо: малочисленная коммунистическая партия , довольно многочисленная (правящая) социал-демократическая партия и средние по численности центристская (представляющая, в основном, фермеров), либеральная и консервативная партии. Идеология представляет собой план. Как идеологии осуществляются на практике? Они никогда не действуют так, как предсказывали их создатели. Некоторые из них просто никуда не годятся. Все идеологии содержат в той или иной степени неосуществимые идеи, которые разрушаются перед лицом действительности. Идеологии представляют воображаемый, совершенный мир; действительность же далека от совершенства. Классический либерализм Адама Смита содействовал экономическому росту в XIX в., однако он также привел к значительному неравенству в распределении богатства и периодически повторяющимся депрессиям : он нуждался в переосмыслении современным либерализмом. Коммунизм привел к ряду тиранических режимов. Коммунистическими странами, в которых еще была возможна жизнь, оставались Венгрия и Югославия, где коммунистическая доктрина была настолько разбавлена, что практически не действовала. Тысячелетние надежды движений за национальное освобождение постоянно терпели крах, как только революционеры вставали у власти. Если оценивать идеологии с точки зрения их применимости к действительности, все они имеют в большей или меньшей степени недостатки. Их необходимо воспринимать с определенной долей недоверия.

4) Идеология - - система взглядов, идей, понятий, в которой концентрируетсятся отношения собственности, отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты , содержатся цели социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение общественных отношений. Идеология - надстройка на экономическом базисе в сфере сознания и средство защиты классовых интересов. Идеология защищает интересы того или иного класса и всегда является классовой. Принципиально существуют две основные идеологии - идеология эксплуатирующего класса (на современном этапе - буржуазии) и идеология эксплуатируемого класса (на современном этапе - промышленного и сельскохозяйственного рабочего класса, а также части интеллигенции). Первая основана на стремлении к прибыли и на допустимости эксплуатации, каждый человек рентабелен лишь постольку, поскольку приносит прибыль, формально провозглашает равенство всех людей ( общество равных возможностей), на самом деле оправдывает привилегии собственников средств производства и денег; общество, другие личности и природа оказываются подчиненными интересам отдельных лиц - обладателей капитала . Эта идеология разобщает людей, создает войну всех против всех, противопоставляет личность обществу и другим личностям, позволяет хищнически эксплуатировать природу, не компенсируя нанесенный ей паразитическими действиями ущерб. Вторая основана на стремлении улучшения жизни людей (производство для человека), поэтому отрицает эксплуатацию и стремление к прибыли, ставит на первое место общественные интересы, тем самым воспитывая коллективизм, взаимопомощь, гуманизм , бережное отношение к обществу, друг к другу и к природе, обеспечивает реальное равенство людей. Идеология оказывает активное влияние на развитие общества, ускоряя или тормозя его. При капитализме буржуазная идеология навязывается массам через СМИ - средства массовой информации (газеты, телевидение, радио, кино, театры и т.д.), в определенной мере стабилизируя социальную обстановку в целях сохранения господства буржуазии. На данном этапе развития в обществе существует три основных идеологии: - буржуазная - идеология паразитических слоев общества, владельцев крупного капитала, защищающая право частной собственности на средства производства , право собственников на эксплуатацию людей наемного труда , правомерность разделения людей по имущественному признаку, приоритет потребления, праздности, удовольствий над трудом и производством; - мелкобуржуазная - идеология значительной части населения, ставящей личные интересы выше общественных, стремящейся к получению личных благ за счет общества или других людей; - коммунистическая - идеология передовой части трудящихся, основанная на приоритете труда и общественных интересов перед групповыми и личными и на отрицании эксплуатации и угнетения человека человеком в любых формах.

5) Идеология - (от греч. idea - идея и logos - учение: учение об идеях) - в пространстве промышленной культуры осмысление политической и иной социальной структуры с позиций обособленного субъекта познания. Развитие науки в Западной культуре привело к господству "объектного" осознания предмета. Объект и субъект познания в этой парадигме жестко противопоставлены и разделены, задача человека - осмыслить предмет так, как он есть в себе. В обществе такое познание затруднено и проблематично, поскольку люди осмысливают свой внутренний опыт, а он всегда частичен. К частичности опыта присоединяются ценностные ориентации и цели деятельности людей и их различных корпораций, которые модифицируют содержание знания об общества. Развитие свободы в Западной политике привело к возникновению либерального сознания, которое становится оппозиционным по отношению к господствующей государственной ментальности, которая до этого момента была доминирующей. Возникает дихотомия официальной и оппозиционной идеологии, которые взаимодействуют сложным образом, в зависимости от соответствия общества и государства. Особенно жестко эта дифференциация идеологий проявляется с появлением радикализма , в особенности, пролетарского, в частности, марксизма . Идеология получает развитие в трех основных формах, которые выражали аспекты основы и тенденции эволюции промышленной культуры. К этим формам идеологии относятся консерватизм , либерализм и радикализм. К консерватизму тяготеют традиционные политические силы, выражающие интересы наличной культуры. Либеральная идеология выразила содержание развитой промышленной культуры. Радикализм, критически осмысливая реальность, нацеливал оппозиционеров в отношении к наличной культуре на революционно-реформационные действия по кардинальному преобразованию общества. Политическая и идеологическая история промышленной Европы представляет собой, по сути дела, историю взаимодействия, борьбы политических субъектов консервативной, либеральной и радикальной ориентации. Проблема идеологии тесно связана с управлением обществом , с проблемой насилия и, соответственно, с судьбами практически всех людей планеты. Поэтому в современном обществе делаются попытки разделить идеологию и утопию (К.Ясперс, К.Мангейм и др.). Идеология позволяет обосновать господство в политике и обществе исторически актуализированных субъектов, способствовать их превращению в политическую элиту. Утопия ориентирована на псевдоисторию, позволяет актуализироваться мнимым политическим и социальным субъектам. В реальности социализация утопии как консервативной, так и радикальной, приводит к социальным деструкциям и к росту насилия. В современном мире насилие приобрело форму Апокалипсиса , поэтому проблема утопичности политической деятельности становится одной из самых актуальных проблем. В то же время разделить идеологию и утопию принципиально невозможно, это противоречие разрешается в практической сфере. Поэтому можно констатировать, что мощь человечества, которая создана в постиндустриальном обществе, востребует новую идеологию и новую организацию планетарного сообщества. Отрицательные стороны идеологии привели к возникновению попыток отказаться от этой "нестрогой и субъективированной" формы осмысления общества и обоснования форм деятельности в нем. Эта "идеология" получила название "деидеологизации" (Д.Белл). Но практика показала утопичность этой идеи, поскольку принципиально невозможно создать альтернативное "неидеологичное" осознание общества. Очевидно, что снижение уровня корпоративности и спекулятивности идеологического сознания связано с развитием политической и общечеловеческой культуры. В постмодернистском ментальном и плюралистичном политическом пространствах идеологическая актуализация осуществляется за счет бесцензурного открытого взаимодействия множества культурно-политических субъектов. Получает востребованность интегративная идеология, в основе которой зафиксирована идея сотрудничества, а не противоборства различных идеологических и политических субъектов. Для современной России характерна в высшей степени неопределенная и спекулятивная идеология.

6) Идеология - - это система взглядов, теорий, доктрин, выражающих интересы и властные устремления определенных социальных групп.

7) Идеология - (от идея и ...логия), система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Термин " Идеология " нередко употребляется также для обозначения ложного, иллюзорного, оторванного от действительности сознания.

8) Идеология - - система взглядов, идей и ценностей, выражающих отношение социальных групп, движений и партий к действительности; существует обычно в форме концепций, доктрин, учений, служащих основой политических действий.

9) Идеология - - система взглядов и идей, в которых выражается отношение к той или иной действительности, взгляды, интересы, цели, намерения, умонастроения людей, субъектов политики и власти тех или иных эпох, поколений, общественных движений, искусства, литературы и др., вплоть до мировоззрения и жизненных позиций носителей какой-либо идеологии. Политика и И. - наиболее экспансивные, навязчивые системы общественного сознания и организации общества, они не только способны проникать в другие сферы его жизни, но и сочетаться друг с другом. При этом всякий дефицит политики, любая ее слабость, политический вакуум, замещается И.

10) Идеология - - система взглядов и идей, дающая целостную трактовку общественной жизни, ее смысла, направленности, перспектив и предписывающая определенные способы решения общественных проблем.

11) Идеология - (гр. idea понятие , идея + logos учение) - система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности. В 1796 французский философ Д. де Траси впервые употребил термин "И." для обозначения новой эмпирической науки об идеях. В мировой политологии сложились различные суждения об И. В марксизме , напр., этот термин используется в трех смыслах: 1) ложного, извращенного сознания; 2) вида теоретического сознания; 3) всей совокупности сознания определенного класса . По К. Марксу, И. включает широкий спектр духовных образований (религию, идеалистическую философию и т.д.) и служит средством подчинения трудящихся господствующим классам, которые монополизируют функцию идеологического производства. Попытку социологического исследования И. предпринял К .Маннгейм. Для него И. - способ понимания общественно-политических явлений правящим классом, признаваемый им единственно истинным. Ученый подчеркивает важную характеристику И. - ее систематизированность, а также способность сплачивать людей, аккумулировать их энергию для действия. В современной политологии И. чаще всего характеризуют как систему ценностей и предпочтений людей, вовлеченных в политическое действие (Д. Истон, М. Дюверже и др.). Несмотря на критические суждения об И., связанные с влиянием человеческих интересов на идеологическое сознание , отсутствием четкой границы между истинами и ценностями, многие современные И. претендуют на научность, представляя со-1 бой целостную, взаимосвязанную систему взглядов, идей, в которой выражается отношение к той или иной действительности, взгляды, интересы, цели, намерения, умонастроения людей, классов, партий, субъектов политики и власти тех или иных эпох, поколений, общественных движений, искусства, литер туры и т.д.

12) Идеология - - общие идеи и верования, служащие для поддержки и оправдания интересов господствующих групп. Идеологии существуют во всех обществах, в которых существует четко выраженное неравенство между группами. Понятие " идеология " связано с понятием " власть ", поскольку идеологические системы служат для придания законности различиям в степени власти, которой обладают разные группы. ИДЕОЛОГИЯ, считается одним из самых противоречивых понятий в общественных науках . Чаще всего выделяют три смысловых акцента: 1) Идеология как совокупность некоторых (чаще политических, но не всегда) идей, представлений, убеждений, концентрированных вокруг неких базовых ценностей ( гуманизм , либерализм , фашизм , социализм , пацифизм , католицизм , постмодернизм и т.д.) и распространяемых в обществе их сторонниками (с большей или меньшей долей агрессивности в зависимости от социального статуса носителей этих идей). Данная трактовка восходит к пониманию идеологии у де Траси ("Элементы идеологии", 1801-1815); здесь идеология может быть прогрессивной, революционной, реакционной, оппозиционной и любой другой. Критический пафос выступлений первых идеологов стал предметом жестких оценок со стороны Наполеона, назвавшего их "ветрогонами и идеологами, которые всегда боролись против существующих авторитетов". Особо примечательной является такая отповедь Наполеона: "Ваши идеологи разрушают все иллюзии, а время иллюзий, как для отдельных людей, так и для народов, - время счастья". Здесь термин иллюзия используется в переносном значении - как нечто несбыточное, мечта. Но его основное значение - обман чувств, нечто кажущееся (идеолог - фокусник-иллюзионист, маскирующий себя за "своего"?). Но и сам Наполеон раскрыт здесь как подлинный идеолог. Позднее (в 1895, "Психология толпы") Г. Лебон также заметил: "Нет ничего более разрушительного, чем прах умерших богов". 2) Идеология как любые социально детерминированные идеи и убеждения, вырабатываемые различными социальными группами (но не только классами) и процессами (например, конкуренцией). Основной "фигурант" - К. Маннгейм и его социология знания. В. Парето полагал, что природа идеологизации кроется в необходимости оправдания социального поведения путем создания псевдологических теорий или "дериваций" (религиозных учений, этических и политических доктрин и т.п.), которые затушевывают истинную сущность религии, морали, политики. Деривации ("производные", вторичные от чувств образования) - это: (1) утверждения, преподносимые как абсолютные истины, либо (2) некомпетентные суждения, оправдываемые ссылкой на авторитет , либо (3) апелляция к общепринятым принципам и чувствам, либо (4) чисто словесные доводы, "вербальные доказательства", не имеющие никакого объективного эквивалента. Примечательно мнение В. Парето о том, что фальшивые словесные образования, деривации, идеологии, религии едва ли поддаются точному научному анализу. Вместе с тем, В. Парето нисколько не принижал их социальной роли, считал, что идеологии обладают большой мобилизующей силой. Позднее артикулируется и трактовка идеологии как универсального свойства всего "смыслосодержащего", а также приписывание идеологичности любой концепции, которая содержит некий идеал , противопоставленный наличной социальной реальности, и потому такая концепция оказывается, по определению, утопичной и эсхатологичной. 3) Признаваемая за марксистскую (не без оснований) традиция понимания идеологии как искаженного классовым интересом насаждаемого сознания ("ложного сознания" - см. одно из писем Ф. Энгельса, т.39, с.83). В этом контексте идеология противопоставляется научному знанию как истинному, объективному. У самого-то Маркса применительно к идеологическому сознанию используется эпитет иллюзорное (превращенное), а не ложное, что, конечно же, не одно и то же, хотя и близко по значению. У Маркса можно выделить два аспекта анализа идеологии: а) Объективные основания и реальные предпосылки идеологии (идеологизации). Для большинства текстов Маркса термин "идеология" соседствует с термином "иллюзия", который, в свою очередь, имеет своим контрагентом понятие "реальность", причем в определенном отношении - реальность, порождающая иллюзию о себе самой. Или, иначе - реальность, включающая в себя ею же порожденную иллюзию о самой себе. Или - идеология есть иллюзорное представление о реальности, вызванное данной реальностью и включенное в нее. Нередко Маркс уточняет это общее представление словами о "перевернутом", "поставленном с ног на голову" сознании. Фейербаховский подход к критике религиозного сознания Маркс распространил на философию, право , политику, экономическую науку, мораль и обыденное сознание . Как и в религии, здесь люди также могут быть захвачены идеологическими иллюзиями, порожденными социальным бытием. При этом для марксового подхода к проблеме идеологии наиболее существенно то, что единство бытия с соответствующим иллюзорным сознанием понимается как всеобщее и неразрывное. Пра-форма или пра- феномен идеологии - не обман, не надувательство масс, а самообман, самоиллюзия реальности о себе самой: "Представления, которые создают себе эти индивиды , суть представления либо об их отношении к природе, либо об их отношениях между собой, либо об их собственной телесной организации... Если сознательное выражение действительных отношений этих индивидов иллюзорно, если они в своих представлениях ставят свою действительность на голову, то это опять-таки следствие ограниченности способа их материальной деятельности и их, вытекающих отсюда, ограниченных общественных отношений" (т.3, c. 24). И далее: "Если во всей идеологии люди и их отношения оказываются поставленными на голову, словно в камер-обскуре, то и это явление точно также проистекает из исторического процесса их жизни, подобно тому, как обратное изображение предметов на сетчатке глаза проистекает из непосредственно физического процесса их жизни". Итак, идеология - это иллюзия "эпохи о самой себе" (там же, с.25). б) Отличие идеологии от не-идеологии. Итак, основное различие между идеологией и не-идеологией есть различие между иллюзорным отражением действительности и ее реальным отражением. За реальное отражение действительности, в конечном счете, ответственна наука. Противоположение идеологии и науки - это фиксация внешних границ идеологии. Вопрос о внутренних границах идеологии можно трансформировать в вопрос о возможности объективного социального знания, положительный ответ на который дает традиция социологизма - от Дюркгейма до всевозможных версий структурно-функционального анализа и системного подхода в целом. Не-идеологичность внутри идеологии достигается и своеобразной принципиально внедоктринальной формально-логической критически-рефлексивной (полемически-внесистемной) познавательной установкой. Сюда же следует добавить и отказ от задачи "наведения мостов" между сущим и должным: говори, что "есть", но не говори, как "должно быть". У М. Фуко всё знание изначально идеологично, а точный перевод известного афоризма Ф. Бэкона звучит так: "Знание есть власть". Г. Маркузе отмечает, что в современную эпоху господствующей технологической рациональности развитая индустриальная культура становится идеологичнее, чем ее предшественница: "Производственная сфера, - пишет он, - товары и услуги, которые она производит, "предлагают" (или внедряют) социальную систему как целое... Товары поглощают людей и манипулируют ими; они воспроизводят ложное сознание, которое невосприимчиво к собственной лжи". Очевидно, что в самой общественной практике идеологии могут нести в себе признаки всех трех (или больше?) разновидностей. При этом идеология рассматривается как продукт интеллектуального труда идеологов-профессионалов, отличный от феноменов массового сознания. И в этом смысле идеология противопоставляется общественной психологии. (А.А. Поскряков. Фрагмент доклада на Методологическом семинаре кафедры социологии МИФИ)

13) Идеология - Совокупность форм общественного сознания - политических, правовых, научных, философских, религиозных, моральных (этических), художественных (эстетических) взглядов. Господствующей является И. того класса , к-рый господствует экономически и политически.

Идеология

(от греч . idea - идея , представление и logos - понятие , учение ) - более или менее целостная система идей и взглядов, идеалов, выражающих интересы и ценности того или иного общества или его части ( класса , социального слоя, группы, нации, партии, движения и т.д.). В И. включаются самые различные взгляды и идеи , но особенно важное место в ней занимают философские, политические, социальные, правовые, моральные, эстетические, религиозные. В них осознается и отражается отношение того или иного социального субъекта к социально-политической реальности, дается ее оценка с позиций его интересов, ценностей, целей и идеалов. И. обычно разрабатывается теоретиками партий, организаций, движений, выступающими в этой связи в качестве их идеологов. Характер И. определяется природой того класса, социальной группы, общности, партии или движения, интересы которого она выражает. Процесс одностороннего, однобокого понимания и истолкования социально-политических явлений и процессов как только выражения классовых интересов, внедрение такого подхода в разностороннюю жизнедеятельность общества вплоть до прямого подчинения ему всей теоретической, политической и практической деятельности ( идеократия ) называется идеологизацией. Она не учитывает др., помимо классовых, интересов и факторов, не признает примата общечеловеческих интересов и ценностей. Но, отказываясь от утвердившейся у нас в прошлом «сверхидеологизации», нельзя в то же время не видеть важной роли И. и идеологической борьбы в общественном развитии.

– это система идей , которая стремится объяснять мир, и изменять его. Термин « идеология » появился во время французской Революции, его ввел философ Антуан-Луи-Клод де Траси (de Тrасу, 1754—1836). Конкретная идеология определяется пятью характер истиками: 1. объяснительной теорией человеческого опыта и мироздания, 2. программой социальных и политических преобразований, 3. методами реализации программы, 4. методами привлечения, подготовки и организации сторонников идеологии, 5. методами управления самыми широкими слоями населения и, в случае прихода к власти, государством .   

(от греч еских слов idea - понятие и logos - учение ) - вероучение или система взглядов, рисующих желанное для данной социальной силы общественное состояние (социальный идеал ), а также путь, ведущий к нему. Составляющий основной смысл идеологии социальный идеал - не что иное, как логический (словесный) образ предполагаемого, желаемого, ожидаемого общественного устройства. Приверженцы того или иного coциального идеала, выдвигая его, преследуют, по меньшей мере, три цели: нарисовать ту цель, к которой они стремятся, и тем самым ориентировать свои практические действия; дать мотивировку для действий своих сторонников и союзников; определить пути и средства достижений желаемой цели. Впервые понятие " идеология " было введено в обиход французским философом Антуаном Дестюг де Траси в XVIII в. Если социальный идеал, составляющий вместе со средствами его достижения основное содержание той или иной идеологии, всегда рисует общество не в реальном, а идеально-желанном виде, то и идеология, претендующая на отражение реальной жизни, является достаточно своеобразным ее отражением. Она показывает не с только то, что есть, сколько то, что, по мнению творцов идеологии, "должно" быть, а само это должное в свою очередь выступает как причудливый синтез или сочетание реальных процесс ов и тенденций с интересами, желаниями и верованиями той силы, о чьей идеологии идет речь, а также с тем, что от этой силы ожидается, что ею обещано своим сторонникам и союзникам. По этой причине идеология всегда полна не только верных, но и сомнительных зарисовок грядущего, а также утопических ожиданий, пожеланий и устремлений. На этом основании Маркс и Энгельс называли всю прежнюю идеологию "извращенным сознанием ", но заявляли при этом, что только выработанные ими воззрения ( марксизм , учение о социализме ) представляют собой не "извращенное сознание", а научно верное отражение действительности. Рабочему классу (чьей идеологией и является марксизм) нет надобности никого обманывать, поскольку коренные интересы рабочего класса не противоречат ходу истории, ведущей к социализму и коммунизму , что и позволяет коммунистам рисовать исторический процесс и его будущее, не фальсифицируя их в угоду интересам своего класса. Однако жизнь не подтвердила этот прогноз: став идеологией и предметом социальной борьбы, "марксизм", "научный социализм", позже " ленинизм " не избежали судьбы любой идеологии. Основное противоречие всякого социального идеала и соответственно политической идеологии - противоречие между мировоззренческими и социально-классовыми функциями, между необходимым для объяснения мира и создания идеала объективным знанием и сознательно преследуемой узкоклассовой, социальной целью, социальными интересами, ради обслуживания которых и создается социальный идеал, обретая необходимый для этого вид. Каждая социальная сила, предлагая обществу свои идеал, стремится доказать гражданам, что предлагаемый ею социальный порядок, не только лучше существующего, но и более приемлем для всех (по крайней мере, для большинства граждан), хотя на самом деле он идеален только для данной социальной силы. Здесь истоки расхождения слова и дела, причины неправды и корни элементов утопизма в любой политической идеологии. Выдвигая свой социальный идеал, каждая новая, идущая к господству социальная сила должна "зажечь" своими лозунгами, призывами, обещаниями возможно более широкий круг граждан (без этого нельзя свергнуть существующие порядки), а это увеличивает долю обещаний и элементов утопизма в предлагаемой обществу политической идеологии. Но именно благодаря растущему авторитету новой (революционной) идеологии, благодаря тому, что новый социальный идеал правдами и неправдами все шире овладевает массами, подрывается легитимность существующего строя, обосновывается незаконность его дальнейшего существования и естественность, легитимность (законность) его замены другим, идущим ему на смену, предлагаемым революционной идеологией устройством. Чаще всего социальная сила, выдвинувшая революционную идеологию, наделенную на свержение существующего строя и утверждение нового, действительно имеет с большинством населения общий коренной интерес - свержение существующего строя, что и позволяет революционной идеологии собирать, как правило, необходимые для такой цели могущественные общественные силы. Но как только эта общая цель - свержение старого строя - достигнута, в передовом, революционном лагере начинается разброд и шатания, обнаруживается все углубляющееся расхождение соединявшихся для свержения старого общественных сил. Будучи по своей природе разными социальными силами со своими особыми интересами, они подобно лебедю, щуке и раку начинает тянуть общество в разные стороны - в сторону своих особых интересов. Прежней политической идеологии, объединявшей всех борцов воедино, приходит конец, а на её развалинах складываются новые идеологии, возникают новые "измы", причем некоторые объявляют себя наследниками, преемниками прошлой идеологии, хотя это не всегда так. В качества примера можно взять взгляды Маркса и Ленина, которые из политическом идеологии революционных рабочих путем определенных подтасовок были превращены И. Сталиным в пресловутый "марксизмленинизм" как моноидеологию тоталитаризма коммунистических цветов. Как стало возможным подобное? Суть этого процесса сводится к тому, что марксизм (а позже и ленинизм) выступал на общественной арене, претендуя одновременно на роль и науки, и идеологии освободительной борьбы рабочего класса, всех трудящихся. Как наука он призван был дать объективное отражение процессов реальной действительности со всеми её сложностями и противоречиями, а в качестве идеологии его задача - сформулировать определенные, мобилизующие массы установки, выразить идеалы рабочего класса и всех трудящихся, наметить пути и средства их реализации. Это несовпадение двух функций обусловило то, что с первых шагов коммунистического движения под знаменем этой идеологии сначала марксизм, а потом и ленинизм не были застрахованы от опасности выхолащивания научного содержания, от упрощенного усвоения и сознательных попыток превратить их в сумму "идеологических установок", "средств мобилизации масс", манипулируя которыми по своему усмотрению, те или иные деятели рассчитывали достичь своих целей, не совпадающих или прямо расходящимися с коренными интересами рабочего класса. С утверждением революционным путем новой власти подобные опасности не только не исчезали, но и увеличивались: власть могла стать мощным орудием достижения собственных целей тех или других оказавшихся у власти социальных сил или даже отдельных лидеров. Став после смерти В.Ленина у руководства большевистской партией, И.Сталин начал и постепенно осуществил подмену научных представлений об общественном развитии и будущем обществе, содержавшихся во взглядах Маркса, Энгельса и Ленина, созданным им и его окружением "марксизмом-ленинизмом", выражавшим социальный идеал партийно-государственной бюрократии, возглавляемой И.Сталиным номенклатуры. Этот " марксизм-ленинизм " со своим особым содержанием и весьма своеобразным отношение м к действительным воззрениям Маркса, Энгельса и Ленина стал теоретическим фундаментом создания мобилизационной экономики и опирающегося на нее строя казарменного псевдосоциализма. "Марксизм-ленинизм" превратился в моноидеологию сталинского тоталитаризма коммунистических цветов. Из "первой страны реального социализма" - Советского Союза - эта моноидеология была распространена на другие страны "реального социализма" и на значительную часть международного коммунистического движения. Распространение "марксизма-ленинизма" как моноидеологии тоталитарного общества коммунистических цветов имело в разных странах свою специфику. Так, если в 30-е или 70-е гг. проанализировать идеологический арсенал всех партий, называвших себя " марксистско-ленинскими", то нетрудно убедиться в его большом несовпадении ( особенно в 70-е гг.) и не только потому, что возможности объективного познания общественного развития у разных партий далеко не одинаковы. Даже те объективные знания которые уже имелись (в своей стране или зарубежных странах), отнюдь не прямо, не непосредственно включались в официальный идеологический арсенал соответствующей партии для внедрения в общественное сознание.Если говорить о тогдашней практике, то руководство каждой партии по своему усмотрению (а это уже зависело от многих обстоятельств) отбирало те идеи , выводы, установки, которые считались особо важными для партийной работы. Они сначала формулировались в официальных партийных документах, а затем с помощью всего пропагандистского аппарата (печать, радио, телевидение) многократно умножались, тиражировались (порой весьма упрощенно), внедрялись в массовое сознание . В результате такого формирования официальной идеологии, изображаемой везде в качестве "марксистско-ленинской", в нее включались самые разнообразные тезисы: истинные и ложные, опирающиеся на факты и чисто утопические, продолжавшие взгляды Mapкca, Энгельса, Ленина или не только расходящиеся с ними, но и глубоко чуждые им. Так, в СССР в условиях "культа личности" в качестве объективных истин "марксизма-ленинизма" провозглашались, например сталинский тезис "об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму" (со всеми его практическими выводами), тезис о необходимости свертывать товарно-денежные отношения и спивать две формы собственности, тезис о близости коммунизма и т.д. Нелепость моноидеологии становилась явной, приближая неизбежный конец казарменного псевдосоциализма. Что такое идеология? Идеология начинается с веры в то, что вещи могут быть лучше, чем они есть на самом деле; по сути, это план совершенствования общества. Как это представлял Энтони Даунс, идеология - это "словесный образ лучшего общества и основных путей создания такого общества". Последователи любой идеологии утверждают, что если следовать их плану, вещи можно сделать значительно лучше, чем они есть в настоящее время . Значит, политические идеологии - это совсем не то, что политология ; это значит, что они не являются спокойными рациональными попытками понять политические системы. Скорее, они представляют собой попытки изменить политические системы (исключением может служить лишь классический консерватизм , не ставящий своей целью значительно изменить систему), Приверженцы какой-либо идеологии бывают плохими политологами, так как они часто путают идеологическое "должно быть" с политологическим "есть". Французский философ XVIII в. Антуан Дестюг де Траси ввел термин "идеология" для обозначения того, что он назвал новой "наукой об идея х ". Большинство идеологий могут быть прослежены к создавшим их философам... Классический либерализм , например, можно проследить к его создателю, английскому философу семнадцатого века Джону Локку подчеркивавшему особое значение личных прав, собственности, разумности. Коммунизм может быть прослежен к немецкому философу XIX в. Гегелю, который утверждал, что все грани человеческого общества - искусство , музыка, архитектура, государство , закон и так далее - висят вместе в одной связке с так называемым основополагающим принципом. Однако мысли философов часто упрощаются, популяризируются и искажаются до неузнаваемости. Идеологи хотят создать план действий, а не абстрактные идеи. Маркс, например, "поставил на голову Гегеля", чтобы доказать, что экономика является основополагающим принципом всего в обществе. Позднее Ленин поставил на голову Маркса, чтобы применить его идеи к отсталой стране, к которой Маркс никогда бы их не применил. Мао Цзэдун применил ленинские идеи к еще более отсталой стране, к которой они вообще были неприменимы. Гегель и Маркс, должно быть, крутились в своих гробах Но идеологи не связывают себя верностью исходным идеям; они желают изменений. Как только идеи становятся менее абстрактными и приобретают более прикладной характер они становятся цементом, связывающим политические движения, партии и революционные группы. Для того, чтобы бороться и идти на жертвы людям необходима идеологическая мотивировка. Они должны во что-то верить. Американцы иногда бывали неспособны ухватить этот важный момент. С их склонностью к умеренности и прагматизму выражавшимся в принципе "если это годится, используй", они не понимали возбуждающего эффекта, который идеология производила в современном мире. "Наши" и южные вьетнамцы физически не отличались от вьетконговцев и северных вьетнамцев. И "наши" были лучше вооружены. Но вьетнамцы, вооруженные доктриной, в которую они верили, представлявшую смесь идей Маркса, Ленина и Мао, замешанную на крутой дозе национализма и антиколониализма, - победили в войне против американцев, не имевших такой веры. Кроме того, американцы были поражены падением шаха, на смену которому пришли фанатичные политикорелигиозные революционеры. Это был и для нас большой сюрприз: нам следовало более внимательно следить за тем, чтобы у шаха всегда имелась наготове правдоподобная идеологическая подстилка для народа . Мы забываем, что более двух столетий назад американцы также имели идеологию и, вдохновленные жаждой свободы и самоуправления, не без помощи трудов Джона Локка и Томаса Пейна одолели более многочисленную и лучше вооруженную армию англичан и наемников, не имевших таких веских поводов сражаться. Разве мы забыли силу идей? Большую часть идеологий составляет их экономический раздел. Большинство идеологий довольно много рассуждает об экономике, поскольку именно экономика обеспечивает основу для совершенствования общества. Это относится и к консерватизму Рейгана, и к коммунизму Горбачева: оба делают основной упор на экономику. С некоторой степенью упрощения идеологии можно классифицировать, располагая их слева направо. Этот обычай берет свое начало с заседания Французской национальной ассамблеи в 1789 г. Для того, чтобы объединить делегатов со сходными взглядами и отделить их от горячих противников, которые сражались не только словами, но и кулаками, члены Ассамблеи были расположены в полукруглом зале заседаний в следующем порядке: консерваторы (поддерживавшие сохранение монархии) располагались справа от спикера , радикалы (стоявшие за свержение системы и создание республики свободы и равенства) сидели слева от него; и умеренные (предлагавшие лишь некоторые изменения в системе) занимали места в центре. С тех пор мы называем их идеологические уклоны левым, правым и центристским, хотя содержание их взглядов коренным образом изменилось. Теперь левые поддерживают равенство , программы повышения благосостояния и не возражают против правительственного руководства экономикой. Правые подчеркивают значение личной инициативы и частной экономической деятельности. Центристы пытаются смягчить и синтезировать обе точки зрения. Люди, разделяющие частично левые, частично правые взгляды, называются, соответственно, левые центристы и правые центристы. Политические партии Швеции представляют довольно четкий ряд в направлении слева направо: малочисленная коммунистическая партия , довольно многочисленная (правящая) социал-демократическая партия и средние по численности центристская (представляющая, в основном, фермеров), либеральная и консервативная партии. Идеология представляет собой план. Как идеологии осуществляются на практике? Они никогда не действуют так, как предсказывали их создатели. Некоторые из них просто никуда не годятся. Все идеологии содержат в той или иной степени неосуществимые идеи, которые разрушаются перед лицом действительности. Идеологии представляют воображаемый, совершенный мир; действительность же далека от совершенства. Классический либерализм Адама Смита содействовал экономическому росту в XIX в., однако он также привел к значительному неравенству в распределении богатства и периодически повторяющимся депрессиям : он нуждался в переосмыслении современным либерализмом. Коммунизм привел к ряду тиранических режимов. Коммунистическими странами, в которых еще была возможна жизнь, оставались Венгрия и Югославия, где коммунистическая доктрина была настолько разбавлена, что практически не действовала. Тысячелетние надежды движений за национальное освобождение постоянно терпели крах, как только революционеры вставали у власти. Если оценивать идеологии с точки зрения их применимости к действительности, все они имеют в большей или меньшей степени недостатки. Их необходимо воспринимать с определенной долей недоверия.

- система взглядов, идей , понятий, в которой концентрируетсятся отношения собственности, отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты , содержатся цели социальной деятельности, направленной на закрепление или изменение общественных отношений. Идеология - надстройка на экономическом базисе в сфере сознания и средство защиты классовых интересов. Идеология защищает интересы того или иного класса и всегда является классовой. Принципиально существуют две основные идеологии - идеология эксплуатирующего класса (на современном этапе - буржуазии) и идеология эксплуатируемого класса (на современном этапе - промышленного и сельскохозяйственного рабочего класса, а также части интеллигенции). Первая основана на стремлении к прибыли и на допустимости эксплуатации, каждый человек рентабелен лишь постольку, поскольку приносит прибыль, формально провозглашает равенство всех людей ( общество равных возможностей), на самом деле оправдывает привилегии собственников средств производства и денег; общество, другие личности и природа оказываются подчиненными интересам отдельных лиц - обладателей капитала . Эта идеология разобщает людей, создает войну всех против всех, противопоставляет личность обществу и другим личностям, позволяет хищнически эксплуатировать природу, не компенсируя нанесенный ей паразитическими действиями ущерб. Вторая основана на стремлении улучшения жизни людей (производство для человека), поэтому отрицает эксплуатацию и стремление к прибыли, ставит на первое место общественные интересы, тем самым воспитывая коллективизм, взаимопомощь, гуманизм , бережное отношение к обществу, друг к другу и к природе, обеспечивает реальное равенство людей. Идеология оказывает активное влияние на развитие общества , ускоряя или тормозя его. При капитализме буржуазная идеология навязывается массам через СМИ - средства массовой информации (газеты, телевидение, радио, кино, театры и т.д.), в определенной мере стабилизируя социальную обстановку в целях сохранения господства буржуазии. На данном этапе развития в обществе существует три основных идеологии: - буржуазная - идеология паразитических слоев общества, владельцев крупного капитала, защищающая право частной собственности на средства производства , право собственников на эксплуатацию людей наемного труда , правомерность разделения людей по имущественному признаку, приоритет потребления, праздности, удовольствий над трудом и производством; - мелкобуржуазная - идеология значительной части населения, ставящей личные интересы выше общественных, стремящейся к получению личных благ за счет общества или других людей; - коммунистическая - идеология передовой части трудящихся, основанная на приоритете труда и общественных интересов перед групповыми и личными и на отрицании эксплуатации и угнетения человека человеком в любых формах.

(от греч . idea - идея и logos - учение : учение об идеях) - в пространстве промышленной культуры осмысление политической и иной социальной структуры с позиций обособленного субъекта познания. Развитие науки в Западной культуре привело к господству "объектного" осознания предмета. Объект и субъект познания в этой парадигме жестко противопоставлены и разделены, задача человека - осмыслить предмет так, как он есть в себе. В обществе такое познание затруднено и проблематично, поскольку люди осмысливают свой внутренний опыт, а он всегда частичен. К частичности опыта присоединяются ценностные ориентации и цели деятельности людей и их различных корпораций, которые модифицируют содержание знания об общества . Развитие свободы в Западной политике привело к возникновению либерального сознания, которое становится оппозиционным по отношению к господствующей государственной ментальности, которая до э того момента была доминирующей. Возникает дихотомия официальной и оппозиционной идеологии, которые взаимодействуют сложным образом, в зависимости от соответствия общества и государства. Особенно жестко эта дифференциация идеологий проявляется с появлением радикализма , в особенности, пролетарского, в частности, марксизма . Идеология получает развитие в трех основных формах, которые выражали аспекты основы и тенденции эволюции промышленной культуры. К этим формам идеологии относятся консерватизм , либерализм и радикализм. К консерватизму тяготеют традиционные политические силы, выражающие интересы наличной культуры. Либеральная идеология выразила содержание развитой промышленной культуры. Радикализм, критически осмысливая реальность, нацеливал оппозиционеров в отношении к наличной культуре на революционно-реформационные действия по кардинальному преобразованию общества. Политическая и идеологическая история промышленной Европы представляет собой, по сути дела, историю взаимодействия, борьбы политических субъектов консервативной, либеральной и радикальной ориентации. Проблема идеологии тесно связана с управлением обществом , с проблемой насилия и, соответственно, с судьбами практически всех людей планеты. Поэтому в современном обществе делаются попытки разделить идеологию и утопию (К.Ясперс, К.Мангейм и др.). Идеология позволяет обосновать господство в политике и обществе исторически актуализированных субъектов, способствовать их превращению в политическую элиту. Утопия ориентирована на псевдоисторию, позволяет актуализироваться мнимым политическим и социальным субъектам. В реальности социализация утопии как консервативной, так и радикальной, приводит к социальным деструкциям и к росту насилия. В современном мире насилие приобрело форму Апокалипсиса , поэтому проблема утопичности политической деятельности становится одной из самых актуальных проблем. В то же время разделить идеологию и утопию принципиально невозможно, это противоречие разрешается в практической сфере. Поэтому можно констатировать, что мощь человечества, которая создана в постиндустриальном обществе, востребует новую идеологию и новую организацию планетарного сообщества. Отрицательные стороны идеологии привели к возникновению попыток отказаться от этой "нестрогой и субъективированной" формы осмысления общества и обоснования форм деятельности в нем. Эта "идеология" получила название "деидеологизации" (Д.Белл). Но практика показала утопичность этой идеи , поскольку принципиально невозможно создать альтернативное "неидеологичное" осознание общества. Очевидно, что снижение уровня корпоративности и спекулятивности идеологического сознания связано с развитием политической и общечеловеческой культуры. В постмодернистском ментальном и плюралистичном политическом пространствах идеологическая актуализация осуществляется за счет бесцензурного открытого взаимодействия множества культурно-политических субъектов. Получает востребованность интегративная идеология, в основе которой зафиксирована идея сотрудничества, а не противоборства различных идеологических и политических субъектов. Для современной России характер на в высшей степени неопределенная и спекулятивная идеология.

- это система взглядов, теорий, доктрин, выражающих интересы и властные устремления определенных социальных групп.

(от идея и ...логия), система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей , в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Термин " Идеология " нередко употребляется также для обозначения ложного, иллюзорного, оторванного от действительности сознания.

- система взглядов, идей и ценностей, выражающих отношение социальных групп, движений и партий к действительности; существует обычно в форме концепций, доктрин, учений, служащих основой политических действий.

- система взглядов и идей , в которых выражается отношение к той или иной действительности, взгляды , интересы , цели, намерения, умонастроения людей, субъектов политики и власти тех или иных эпох, поколений, общественных движений, искусства, литературы и др., вплоть до мировоззрения и жизненных позиций носителей какой-либо идеологии. Политика и И. - наи более экспансивные, навязчивые системы общественного сознания и организации общества , они не только способны проникать в другие сферы его жизни, но и сочетаться друг с другом. При этом всякий дефицит политики, любая ее слабость, политический вакуум, замещается И.

- система взглядов и идей , дающая целостную трактовку общественной жизни, ее смысла, направленности, перспектив и предписывающая определенные способы решения общественных проблем.

(гр. idea понятие , идея + logos учение ) - система взглядов и идей , в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также содержатся цели (программы) социальной деятельности. В 1796 французский философ Д. де Траси впервые употребил термин "И." для обозначения новой эмпирической науки об идеях. В мировой политологии сложились различные суждения об И. В марксизме , напр., этот термин используется в трех смыслах: 1) ложного, извращенного сознания; 2) вида теоретического сознания; 3) всей совокупности сознания определенного класса . По К. Марксу, И. включает широкий спектр духовных образований (религию, идеалистическую философию и т.д.) и служит средством подчинения трудящихся господствующим классам, которые монополизируют функцию идеологического производства. Попытку социологического исследования И. предпринял К .Маннгейм. Для него И. - способ понимания общественно-политических явлений правящим классом, признаваемый им единственно истинным. Ученый подчеркивает важную характер истику И. - ее систематизированность, а также способность сплачивать людей, аккумулировать их энергию для действия. В современной политологии И. чаще всего характеризуют как систему ценностей и предпочтений людей, вовлеченных в политическое действие (Д. Истон, М. Дюверже и др.). Несмотря на критические суждения об И., связанные с влиянием человеческих интересов на идеологическое сознание , отсутствием четкой границы между истинами и ценностями, многие современные И. претендуют на научность, представляя со-1 бой целостную, взаимосвязанную систему взглядов, идей, в которой выражается отношение к той или иной действительности, взгляды , интересы , цели, намерения, умонастроения людей, классов, партий, субъектов политики и власти тех или иных эпох, поколений, общественных движений, искусства, литер туры и т.д.

- общие идеи и верования, служащие для поддержки и оправдания интересов господствующих групп. Идеологии существуют во всех общества х, в которых существует четко выраженное неравенство между группами. Понятие " идеология " связано с понятием " власть ", поскольку идеологические системы служат для придания законности различиям в степени власти, которой обладают разные группы. ИДЕОЛОГИЯ, считается одним из самых противоречивых понятий в общественных науках . Чаще всего выделяют три смысловых акцента: 1) Идеология как совокупность некоторых (чаще политических, но не всегда) идей , представлений, убеждений, концентрированных вокруг неких базовых ценностей ( гуманизм , либерализм , фашизм , социализм , пацифизм , католицизм , постмодернизм и т.д.) и распространяемых в обществе их сторонниками (с большей или меньшей долей агрессивности в зависимости от социального статуса носителей этих идей). Данная трактовка восходит к пониманию идеологии у де Траси ("Элементы идеологии", 1801-1815); здесь идеология может быть прогрессивной, революционной, реакционной, оппозиционной и любой другой. Критический пафос выступлений первых идеологов стал предметом жестких оценок со стороны Наполеона, назвавшего их "ветрогонами и идеологами, которые всегда бо роли сь против существующих авторитетов". Особо примечательной является такая отповедь Наполеона: "Ваши идеологи разрушают все иллюзии, а время иллюзий, как для отдельных людей, так и для народов, - время счастья". Здесь термин иллюзия используется в переносном значении - как нечто несбыточное, мечта. Но его основное значение - обман чувств, нечто кажущееся (идеолог - фокусник-иллюзионист, маскирующий себя за "своего"?). Но и сам Наполеон раскрыт здесь как подлинный идеолог. Позднее (в 1895, "Психология толпы") Г. Лебон также заметил: "Нет ничего более разрушительного, чем прах умерших богов". 2) Идеология как любые социально детерминированные идеи и убеждения, вырабатываемые различными социальными группами (но не только классами) и процесс ами (например, конкуренцией). Основной "фигурант" - К. Маннгейм и его социология знания. В. Парето полагал, что природа идеологизации кроется в необходимости оправдания социального поведения путем создания псевдологических теорий или "дериваций" (религиозных учений, этических и политических доктрин и т.п.), которые затушевывают истинную сущность религии, морали, политики. Деривации ("производные", вторичные от чувств образования) - это: (1) утверждения, преподносимые как абсолютные истины, либо (2) некомпетентные суждения, оправдываемые ссылкой на авторитет , либо (3) апелляция к общепринятым принципам и чувствам, либо (4) чисто словесные доводы, "вербальные доказательства", не имеющие никакого объективного эквивалента. Примечательно мнение В. Парето о том, что фальшивые словесные образования, деривации, идеологии, религии едва ли поддаются точному научному анализу. Вместе с тем, В. Парето нисколько не принижал их социальной роли, считал, что идеологии обладают большой мобилизующей силой. Позднее артикулируется и трактовка идеологии как универсального свойства всего "смыслосодержащего", а также приписывание идеологичности любой концепции, которая содержит некий идеал , противопоставленный наличной социальной реальности, и потому такая концепция оказывается, по определению, утопичной и эсхатологичной. 3) Признаваемая за марксистскую (не без оснований) традиция понимания идеологии как искаженного классовым интересом насаждаемого сознания ("ложного сознания" - см. одно из писем Ф. Энгельса, т.39, с.83). В этом контексте идеология противопоставляется научному знанию как истинному, объективному. У самого-то Маркса применительно к идеологическому сознанию используется эпитет иллюзорное (превращенное), а не ложное, что, конечно же, не одно и то же, хотя и близко по значению. У Маркса можно выделить два аспекта анализа идеологии: а) Объективные основания и реальные предпосылки идеологии (идеологизации). Для большинства текстов Маркса термин "идеология" соседствует с термином "иллюзия", который, в свою очередь, имеет своим контрагентом понятие "реальность", причем в определенном отношении - реальность, порождающая иллюзию о себе самой. Или, иначе - реальность, включающая в себя ею же порожденную иллюзию о самой себе. Или - идеология есть иллюзорное представление о реальности, вызванное данной реальностью и включенное в нее. Нередко Маркс уточняет это общее представление словами о "перевернутом", "поставленном с ног на голову" сознании. Фейербаховский подход к критике религиозного сознания Маркс распространил на философию, право , политику, экономическую науку, мораль и обыденное сознание . Как и в религии, здесь люди также могут быть захвачены идеологическими иллюзиями, порожденными социальным бытием. При этом для марксового подхода к проблеме идеологии наиболее существенно то, что единство бытия с соответствующим иллюзорным сознанием понимается как всеобщее и неразрывное. Пра-форма или пра- феномен идеологии - не обман, не надувательство масс, а самообман, самоиллюзия реальности о себе самой: "Представления, которые создают себе эти индивиды , суть представления либо об их отношении к природе, либо об их отношениях между собой, либо об их собственной телесной организации... Если сознательное выражение действительных отношений этих индивидов иллюзорно, если они в своих представлениях ставят свою действительность на голову, то это опять-таки следствие ограниченности способа их материальной деятельности и их, вытекающих отсюда, ограниченных общественных отношений" (т.3, c. 24). И далее: "Если во всей идеологии люди и их отношения оказываются поставленными на голову, словно в камер-обскуре, то и это явление точно также проистекает из исторического процесса их жизни, подобно тому, как обратное изображение предметов на сетчатке глаза проистекает из непосредственно физического процесса их жизни". Итак, идеология - это иллюзия "эпохи о самой себе" (там же, с.25). б) Отличие идеологии от не-идеологии. Итак, основное различие между идеологией и не-идеологией есть различие между иллюзорным отражением действительности и ее реальным отражением. За реальное отражение действительности, в конечном счете, ответственна наука. Противоположение идеологии и науки - это фиксация внешних границ идеологии. Вопрос о внутренних границах идеологии можно трансформировать в вопрос о возможности объективного социального знания, положительный ответ на который дает традиция социологизма - от Дюркгейма до всевозможных версий структурно-функционального анализа и системного подхода в целом. Не-идеологичность внутри идеологии достигается и своеобразной принципиально внедоктринальной формально-логической критически-рефлексивной (полемически-внесистемной) познавательной установкой. Сюда же следует добавить и отказ от задачи "наведения мостов" между сущим и должным: говори, что "есть", но не говори, как "должно быть". У М. Фуко всё знание изначально идеологично, а точный перевод известного афоризма Ф. Бэкона звучит так: "Знание есть власть". Г. Маркузе отмечает, что в современную эпоху господствующей технологической рациональности развитая индустриальная культура становится идеологичнее, чем ее предшественница: "Производственная сфера, - пишет он, - товары и услуги, которые она производит, "предлагают" (или внедряют) социальную систему как целое... Товары поглощают людей и манипулируют ими; они воспроизводят ложное сознание, которое невосприимчиво к собственной лжи". Очевидно, что в самой общественной практике идеологии могут нести в себе признаки всех трех (или больше?) разновидностей. При этом идеология рассматривается как продукт интеллектуального труда идеологов-профессионалов, отличный от феноменов массового сознания. И в этом смысле идеология противопоставляется общественной психологии. (А.А. Поскряков. Фрагмент доклада на Методологическом семинаре кафедры социологии МИФИ)

Совокупность форм общественного сознания - политических, правовых, научных, философских, религиозных, моральных (этических), художественных (эстетических) взглядов. Господствующей является И. того класса , к-рый господствует экономически и политически.

Однокоренные и похожие слова:

Значение слова Идеология в других словарях:

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • Идеология - это система взглядов, теорий, доктрин, выражающих интересы ...
  • Идентификация - отождествление, установление совпадения коголибо (чеголибо) с кемлибо ...
  • Индивидуализм - направление мыслей, чувств и желаний, расценивающее жизнь ...
  • Имиджмейкер - (англ. Image образ + make делать) специалист ...
  • Идентичность - в разной степени артикулированное, остро и интенсивно ...
  • Импичмент - (англ. impeachment порицание, обвинение) правовая процедура ...
  • Идеология - (от греч. idea идея и logos ...
  • Империя - сверхгосударственное образование, объединяющее несколько народов и стран ...
  • Зондирование - (Перен.) предварительное выведывание, нащупывание почвы для выяснения позиций, ...
  • Зенит - 1) Наивысшая точка небесной сферы над головой наблюдателя. ...
  • Законодательство - 1) Издание законов (или их отмена, изменение) специальными ...
  • Западничество - одно из основных идейных и общественнополитических течений ...
  • Зеленые - экологическое движение, выступающее за сохранение и защиту ...
  • Заговор - тайное соглашение нескольких лиц о совместных действиях ...
  • Якобинство - в широком политическом смысле радикальное революционное течение, ...


МЕНЮ

Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари