— (итал. fascio — пучок , связка , объединение ) возникшее в 1919 году в Итал ии политическое движение , заключающееся в объединении политической нации под эгидой государства. Обычно против опоставляется демократическому устройству государственной власти, однако общность черт , присущих фашизму как политическому течению, не исключает существования различных его форм, определяемых часто степенью преобладания политических или милитаристских сил. Преобладание милитаристских сил характер но для военно-фашистских режимов . Слово «фашизм» появилось в Италии, где впервые и возникло фашистское движение, первоначально состоявшее из националистически настроенных бывших фронтовиков. Происходит оно от итальянского слова «fascio», что буквально означает «связка», «пучок». Затем , подобно многим словам политического словаря, оно вошло во все языки мира . Основоположником итальянского фашизма был сын кузнеца, бывший социалист Бенито Муссолини . Фашизм обычно характеризуется следующими чертами ( данные характеристики в основном взяты из основополагающего труда Б. Муссолини « Доктрина фашизма» ): 1. Способствует национальной консолидации: существует во имя государства, и возвышает его над личность ю , особенно в виде превосходства самого государственного аппарата и слияния народа с ним. 2. Базирует свою власть на едином лидере , вожде. 3. Использует жёсткие методы и современные политические технологии пропаганды и цензуры в борьбе с политическими оппонентами. 4. Выступает за строгую экономическую и социальную регламентацию. 5. Сплачивает производство в корпоративные блоки ( корпоратизм ). 6. Проводит политику тоталитарного контроля над общество м . 7. Часто добивается серьёзных успехов в экономике и военной сфере . Фашизм как идеология характерна, прежде всего , после довательным гипертрофированным этатизмом, т. е. абсолютизацией роли государства в обществе, политикой активного вмешательством государства во все сферы общественной и частной жизни, фетишизацией властной бюрократической «вертикали», мощным государственным аппаратом подавления нерегламентированной активности граждан. По своей сути фашизм противоположен понятию « гражданское общество ». Такое общество есть свободное «горизонтальное» взаимодействие между собой граждан с целью удовлетворения своего общего интерес а вне, а возможно даже и против/вопреки «вертикали» государственной бюрократии. Фашизм подразумевает наведение в обществе порядка, возвращение его к традиционным ценностям и вековым устоям. Разумеется, что это сопряжено с ограничением свобод личности. Чем более личность паразитирует на обществе — тем большему ограничению свобод она подвергается. Нежелание поступиться собственным эгоизмом приводит антифашистов к обычному принципу жизни «после нас — хоть потоп» — лишь бы они самолично могли прожить свой век в удовольствиях, а что произойдёт с обществом после того , антифашистов не интересует. В русском языке появление у слова «фашист» таких негативных значений, как «иностранный оккупант», « агрессор », «убийца», «грабитель», «военный преступник», «противник», «смертельный враг , подлежащий уничтожению» обусловлено ходом Великой Отечественной Войны . Эти негативные значения понятий «фашизм» и «фашист» были сформированы не пропагандой и не системой образования, а непосредственным социальным опыт ом всего населения СССР — участием в войне, оккупацией, пленом, угоном на территорию Германии, гибелью и увечьями близких родственников. Именно этот массовый непосредственный социальный опыт и сформировал тот крайне негативный смысл слова «фашизм», которое приобрело выраженный оскорбительный характер. Однако сегодня слово «фашизм» и однокоренные с ним превратилось в ярлык , который навешивается на оппонентов с целью опорочить и вывести из борьбы. Это вполне согласуется с теорией социальной стигматизации, когда в качестве ярлыков берутся слова, наиболее серьёзно вдавленные в массовое сознание в качестве жупелов. Поэтому пришло время , когда на обвинения в «фашизме» и прочих « экстремизм ах» нет смысла реагировать . Произошла редукция смыслов до уровня «сам дурак». Этими ярлыками массово именуют всё плохое, выступающее против всего хорошего. Причём под «всем хорошим», естественно , понимается собственный шкурный (и даже корпоративный ) интерес. Обвинение в «фашизме» и « экстремизме » превратилось в ритуальное действо , окончательно оторвавшись от смысловой реальности. Употребление этих обличительных слов нынче не означает ничего , кроме интеллектуального убожества «обличитилей». См. также : антифашизм , антисемитизм , выборы , государственный патриотизм , коммуно-фашизм , красно-коричневые , межнациональная ненависть , нацизм , национал-социализм , политкорректность , расизм , свобода слова , феминизм , экстремизм.
- политическое течение, возникшее в кап итал истических странах в период общего кризиса капитализма , выражающее интерес ы наи более реакционных и агрессивных сил империалистической буржуазии. Идеология фашизма - вождизм , антидемократизм, антикоммунизм , крайний национализм , оправдание геноцида , всевластие государственной машины, крикливая демагогия для затушевывания обеспечения привилегий элиты. При своем становлении фашизм опирается на идеологию мелкой буржуазии. Методы фашизма - жесткая диктатура , применение крайних форм насилия и массового террора. В условиях общего кризиса капиталистического способа производства, глобальной диктатуры монополистического капитала , а также ряда кризисов глобального масштаба (демографического, социального, сырьевого, экологического и т.п.) возможно сть установления фашистской диктатуры в пределах всего земного шара становится реальной. Остановить ее может только объединение трудящихся всех стран с целью в дальнейшем вообще покончить с капитализмом и товарным способом производства, как исчерпавшими себя, и против опоставление идеологии фашистской идеологии пролетарской.
- (от итал.fascismo - пучок , связка , объединение ) - вариант тоталитарного политического режима , особенно стью которого является стремление к установлению жесткой, иерархически структурированной власти, проповедь беспрекословного подчинения авторитету вождя, оправдание применения крайних мер принуждения для обеспечения в стране стабильности и порядка, введение однопартийной системы, ставка на огосударствление всех сторон жизни и идеологическую монополию. Родиной фашизма является Итал ия и Германия. Он возник в 1919 году в Италии, в 20-30-е годы фашистские партии захватили власть в Италии и Германии, а также в других капиталистических странах и установили в них открыто террористическую диктатуру. Партия Муссолини взяла в качестве символа фасции - пучки прутьев с топором в середине, связанные ремнем, - знаки достоинства древнеримских магистратов. Идеология фашизма - это антидемократизм и антимарксизм. Все фашистские программные документы содержат тезис об идейном и фактическом банкротстве либерализма и социализма . Все фашистские идеологи - от Муссолини, Гитлера до Н.Устрялова - клеймили парламентскую демократию. Муссолини заявлял, что после военный опыт знаменует поражение либерализма. Русский идеолог фашизма Н.Устрялов проповедовал, что в России и Италии "можно править помимо и против всякой либеральной идеологии... Люди устали от свободы... есть другие слова, вызывающие обаяние, гораздо более величественно: порядок, иерархия , дисциплина". Политологи предпринимали не одну попытку дать классификацию признаков, вбирающих в себя такое явление как фашизм. Так или иначе, к ним можно отнести: абсолютизацию власти; ненависть или неприязнь к иным нациям ; опора не на гражданское общество , а на авторитет вождя, его волю, силовые структуры и т.д. Одна из плодотворных попыток такого рода принадлежит российскому ученому В.Ядову. Он дал развернутую характер истику фашистской системы взглядов, выделил основные черт ы этой идеологии, которые совмещаются с принципами практического их осуществления и призваны удовлетворять определенные социальные интерес ы. К ним относятся: 1. Безусловная доминанта национального интереса над какими-либо иными, т.е. интернациональными или общечеловеческими. 2. Утверждение о собой миссии данного народа (избранного, согласно философии Ницше) в создании справедливого порядка либо во всем мире, либо как минимум в зоне "геополитических интересов" данного народа. Отсюда - принцип разделения мира на сферы влияния, что составляло важный элемент известного пакта стран фашистской "оси". 3.Отвержение демократической системы как формы государственного устройства в пользу сильной диктаторской власти, каковая в интересах всей нации обеспечивает справедливый порядок и гарантирует благополучие всем слоям населения, включая малоимущих и нетрудоспособных (отсюда "социализм"). 4.Установление особого, национального кодекса нравственных и моральных принципов, решительное отвержение каких-либо общечеловеческих нравственных норм. 5. утверждение принципа использования силы (военной силы, репрессивного режима внутри страны и в зоне геополитических интересов данной нации) для подавления инакомыслия и тем более сопротивления установленному порядку путем практических действий. 6. безудержная демагогия как стиль пропаганды, т.е. обращение к обыденным интересам простых людей и обозначение в зависимости от ситуации национального противника (люди другой расы, иных политических взглядов, иного вероисповедания и т.д.). Постоянное фиксирование внимания на определенном (или нескольких) опасном противнике долженствует со действо вать сплочению нации, утверждению общенациональной солидарности, освящаемой данной идеологией. 7. Наконец, культ харизматического лидера , вождя, каковой наделяется чертами прозорливости, данной свыше, безусловной преданностью национальным интересам, решительностью, неподкупностью и чувством безусловной справедливости в рамках национального кодекса нравственных принципов. Острота переживаемых социальных проблем порождает почву для фашизма. Если нация чувствует себя ущемленной, люди подавлены ощущением тревоги из-за наступающего хаоса, они не верят власть имущим, тогда есть реальные социально-психологические предпосылки для фашизма и экстремизм а , как бы они не назывались.
- крайне антидемократическое, радикально-экстремистское политическое течение, тяготеющее к установлению террористической диктатуры.
(от лат. "фашио" - пучок , связка , объединение ) - идейно- политическое течение правоэкстремистского толка, прославляющее тоталитарное государство , вождизм и превосходство одной нации.
( итал . fascismo fascio пучок , связка , объединение ) - категория для обозначения определенных типов тоталитарных политических движений, партий и режимов, возникших вскоре после окончания Первой мировой войны в странах Европы, а также соответствующей им идеологии. Важнейшей причиной развития э того феномена является глобальный долговременный кризис , поражающий все основные социальные группы общества. Ф. является п опыт кой быстрого и относительно эффективного выхода из кризиса. Но цена, которую общество соглашается платить за решение своих проблем новой фашистской элитой, является столь высокой, что приводит в конечном итоге к разложению и краху самого общества. Ф. - это определенная идеология национальной мобилизации и солидаризма , поиск "места под солнцем" для стран, проигравших Первую мировую войну. Это набор во многом мистических идеологий, по-новому организующих и структурирующих общество, это во многом мистический этатизм и государственный патернализм , это предельные из известных формы национализма и расизм а . Это обязательное разделение любого социального целого по принципу " свой - чужой" с обязательной направленностью уничтожения всего "чужого", культивированием образа враг а , ксенофобией, расизмом, милитаризмом. Это идеология мифологической ориентации на традиционные моральные ценности при тенденции к действительной их утрате. Ф. - это массовое политическое движение , и поэтому он с необходимостью порождает специфический технологический комплекс управления массовым поведением , стержнем которого является огромный агитационно-пропагандистский аппарат . От иных форм реакционных диктатур Ф. отличает наличие относительно широкой социальной поддержки в большинстве социальных слоев, каждому из которых лидеры Ф. обещают определенные социальные выгоды. Социальную базу фашистских движений и режимов составляют в первую очередь представители социальных групп, в наибольшей степени пострадавших от кризиса, поэтому в различных странах эта база может быть относительно различной, но это обязательно средние и низшие слои социальной структуры. Ф. Бауэр считает, что в Ф. проявился антагонизм средних классов по отношению к элите, их " бунт " против ущемления собственных интерес ов в период индустриализации. По мнению С. Липсета, социальной базой Ф. является экстремистская часть среднего класса . Ф. создает особый тип тоталитарной или авторитарной политической культуры, особый тип отношений между людьми в семье, в быту, на производстве, который проявляется в практике воздействия фашистской партии на все сферы общественной жизни. Общность черт , присущих Ф. как политическому движению и режиму , не исключает реализацию различных его форм, таких, как монархо - фашизм , военно-фашистские режимы и др.
- система политических идей, или реальная политическая практика, основанные на представлениях об интеллектуальном, моральном, историческом превосходстве одних рас или наций над другими.
Террористическая диктатура наи более реакционной и агрессивной буржуазии. Фашизм уничтожает демократические права и свободы внутри страны, милитаризует государственный аппарат , общественную жизнь, проводит политику развязывания войны . Идеология фашизма - расизм и шовинизм . Впервые фашистский режим был установлен в 1922 в Итал ии; в 1933 фашисты пришли к власти в Германии; в 1939 - в Испании. Разгром гитлеровской Германии во второй мировой войне (1939-45) спас народы многих стран от фашистского рабства и подорвал силы реакции.