(французское "egalite", " равенство ") - учение о "всеобщем равенстве".
(от фр. egalite - равенство ) - идейно- политическое течение, выступающее за всеобщее равенство, вплоть до уравнительного распределения, как основу организации общественной жизни. Э. неоднороден. В нем различают крайнюю, уравнительную форму, ратующую за равенство результатов, и сравнительно умеренную, борющуюся за обеспечение равенства возможностей. Сторонниками Э. были Ж.К. Руссо, Г. Бабеф и некоторые др. социалисты-утописты, якобинцы и др. Марксизм в целом выступал против уравнительности, но в его концепции социального равенства содержались и элементы утопического Э. Неомарксизм стремится сгладить их. Современная социал- демократия и неолиберализм , видя проблемы, возникающие в связи с резким социально-экономическим неравенством, в своих программных документах отдают определенную дань умеренному Э., стремятся соединить концепции равенства возможностей и равенства результатов. Неоконсерваторы отвергают У., считая, что равенство тормозит общественный прогресс , противоречит человеческой природе и порождает иждивенчество.
- (от фр.egalite - равенство ) - общественно- политическая теория , обосновывающая равенство, исходным пунктом в понимании которого является равенство имущества, поэтому часто эгалитаризм характеризуется как утопическая теория . Следует отметить, что есть и другие концепции эгалитаризма как равенства возможностей и как равенства результатов, для них очень важными являются проблемы вклада и вознаграждения, способностей и потребностей, перераспределения доходов. Идеи эгалитаризма получили широкое распространение в эпоху буржуазных революций (Ж.-Ж.Руссо, Г.Бабеф и др.), хотя истоки его уходят в общественные движения Древней Греции, Рима, религиозные учения. Проблемам эгалитаризма особое внимание было уделено в марксизме . При капитализме , как считал Маркс, изменение высоты и профиля экономического неравенства могло быть практически безграничным, но при социалистической форме социальной организации этот чрезвычайно рельефный профиль мог бы превратиться в абсолютно "плоскую" форму общества экономического эгалитаризма. Конечно, подобные взгляды в реальной жизни осуществить невозможно. В современных условиях можно выделить различные подходы к проблеме равенства: неолибералы и социал-демократы являются сторонниками умеренного эгалитаризма, стремятся найти компромисс между равенством возможностей и равенством результатов, выступают за сглаживание имущественных различий, недопущение большого разрыва между доходами и т.п. Основной инструмент - государственное регулирование (налоговая политика , дотации, социальные программы и т.п., что можно объединить понятием "государства благосостояния"; неоконсерваторы очень отрицательно относятся к этой идее, ибо считают, что она противоречит принципу свободы и самой природе человека, а искусственно насаждаемое равенство результатов подрывает эффективно функционирование всего общества и прежде всего его экономической системы, порождает иждивенческие настроения ; в коммунистической идеологии идея равенства всегда была первостепенной, преобладающей по отношению к свободе. Однако, общественная практика свидетельствует, что реализация идей равенства имущества как условия подлинного эгалитаризма (Г.Бабеф) неизменно связана с насилием , а идеал оказывается недостижимым, в обществе с неизбежностью появляются "более равные". Об этом нам напоминает знаменитая оруэлловская "социалистическая" заповедь "все животные равны, но некоторые животные равны более чем другие".
- теория , проповедующая всеобщую уравнительность как принцип организации общественной жизни.
Равенство , уравнительство; теория , пытающаяся доказать возможность устранения противоречий капитализма путем уравнительного передела частной собственности.