Существует три традиции трактовки этого персонажа - две античные и одна средневековая. Одиссей Гомера - это сын Лаэрта, царя Итаки (современной Левкадии), муж Пенелопы и отец Телемаха, один из героев Троянской войны . В «Илиаде» Одиссей проявляет себя хитроумным, ловким и отважным воином: вместе с Аяксом и Фениксом Одиссей избран посланником Агамемнона, вместе с Диомедом он совершает ночной набег на троянский лагерь , становится победителем на соревнованиях, устроенных на похоронах Патрокла. В «Одиссее» он отличается прежде всего своей изобретательностью, находчивостью и любознательностью. При этом Одиссей нежно предан своей жене – Гомер говорит, что Одиссей не мог сопротивляться Калипсо и Кирке только потом у, что они были богинями, в то время как от близости с Навсикаей Одиссей уклонился. Одиссей все время помнит о своей главной цели – вернуться домой ( ведь он не хотел участвовать в троянском походе, притворился безумным, но был разоблачен), и он действительно вновь встречается с Пенелопой после двадцати лет странствий, полных удивительных приключений (см. Эол, Лестригоны, Циклоп , Сцилла, Сирены). Хотя Одиссей и славится своей хитростью, но всерьез никого не обманул - он, можно сказать , мастер невероятной истории. Гомеровский образ Одиссея -героя нашел отражение , например , в «Троиле и Крессиде» Шекспира, в опере «Возвращение Улисса на родину» Монтеверди , в серии картин Козимо , посвященной Одиссею. В не гомер овском эпосе Одиссей проявляет себя настоящим негодяем, таким же мы его находим у греческих трагиков – только в «Аяксе» Софокла Одиссей ведет себя великодушно. Одиссей не только сам прибегает к откровенной лжи, чтобы завладеть больным Филоктетом, но еще и заставляет участвовать в обмане молодого Неоптолема. Одиссей беспощаден к Еврипидовой Гекубе, когда , несмотря на ее мольбы, он отказывается сохранить жизнь ее дочери Поликсене. В Афинах 5 в. до н. э. Одиссей был образом самого беспринципного софиста: действительно, Одиссей у Вергилия не испытывает никаких угрызений совести по поводу похищения святыни – Палладия, а Синон рассказывает, как Одиссей казнил Паламеда по ложному обвинению в предательстве, придуманному им самим, Диктис выставляет Одиссея в том же свете. Третья традиция трактовки образа Одиссея связана с пророчеством Тиресия из одиннадцатой книги «Одиссеи». Тиресий предсказывает, что Одиссей, несмотря на подстерегающие его опасности, вернется в Итаку невредимым, однако потом должен будет с весло м в руке совершить путешествие в страну, жители которой никогда не видели ни лодок, ни моря и не солят свою пищу. Как только кто-нибудь в той стране примет весло Одиссея за лопату, это будет означать , что цель Одиссея достигнута, и тогда , воткнув весло в землю, он может возвращаться домой и жить в мире и спокойствии. Тема этого путешествия Одиссея была разработана в «Телегонии» – эпической поэме позднего происхождения, однако для европейской литературы оказались существенными не новые приключения героя, а сам по себе образ Одиссея как вечного странника, нигде не находящего успокоения. Одиссей и Диомед помещаются в восьмой круг Дантова Ада – в «стонущем огне» среди «лукавых советчиков» («Божественная комедия». Ад, 26), причем Одиссей терпит наказание еще и за свое стремление исследовать недозволенное, которым Данте втайне восхищается. Сам Данте предлагает свою оригинальную версию гибели Одиссея: Одиссей со своими товарищами проплывают Геркулесовые столбы , отправившись в путешествие, чтобы «изведать мира дальний кругозор и все, чем дурны люди и достойны». Вы созданы не для животной доли, Но к доблести и к знанью рождены, – говорит Одиссей своим спутникам, и они продолжают плавание до тех пор, пока не достигают огромной горы Чистилища и терпят кораблекрушение . Таким же предстает Улисс в одной из лучших поэм Теннисона. В «Одиссее» Никоса Казанцакиса, задуманной как продолжение поэмы Гомера, Одиссей после долгих лет странствий пытается основать мировую столицу в Африке, однако ему это не удается, и он заканчивает свои дни в Антарктике ( символ одиночества), ища правду уже не во внешнем мире, а в себе самом. Одиссей Казанцакиса – это индивидуум современного типа , не принимающий жизнь такой , как она есть , в то время как герой написанного на пятьдесят лет раньше «Улисса» Джеймса Джойса вполне сохраняет гомеровский дух. Леопольд Блюм и другие персонажи Джойса – жители современного автору Дублина имеют своих прототипов в «Одиссее» Гомера. Образ Одиссея – один из любимейших в изобразительном искусстве, особенно во время Возрождения. Рубенс , Иордане, Тибальди , Карраччи , позже Тишбейн , Тернер , Серов оставили замечательные интерпретации этого одного из самых парадоксальных характеров античности.
Что такое одиссей? Значение слова одиссей в словаре по мифологии
одиссей - Существует три традиции трактовки этого персонажа - две античные и одна средневековая. Одиссей Гомера - это сын Лаэрта, царя Итаки (современной Левкадии), муж Пенелопы и отец Телемаха, один из героев Троянской войны. В «Илиаде» Одиссей проявляет себя хитроумным, ловким и отважным воином: вместе с Аяксом и Фениксом Одиссей избран посланником Агамемнона, вместе с Диомедом он совершает ночной набег на троянский лагерь, становится победителем на соревнованиях, устроенных на похоронах Патрокла. В «Одиссее» он отличается прежде всего своей изобретательностью, находчивостью и любознательностью. При этом Одиссей нежно предан своей жене – Гомер говорит, что Одиссей не мог сопротивляться Калипсо и Кирке только потому, что они были богинями, в то время как от близости с Навсикаей Одиссей уклонился. Одиссей все время помнит о своей главной цели – вернуться домой (ведь он не хотел участвовать в троянском походе, притворился безумным, но был разоблачен), и он действительно вновь встречается с Пенелопой после двадцати лет странствий, полных удивительных приключений (см. Эол, Лестригоны, Циклоп, Сцилла, Сирены). Хотя Одиссей и славится своей хитростью, но всерьез никого не обманул - он, можно сказать, мастер невероятной истории. Гомеровский образ Одиссея-героя нашел отражение, например, в «Троиле и Крессиде» Шекспира, в опере «Возвращение Улисса на родину» Монтеверди, в серии картин Козимо, посвященной Одиссею. В негомеровском эпосе Одиссей проявляет себя настоящим негодяем, таким же мы его находим у греческих трагиков – только в «Аяксе» Софокла Одиссей ведет себя великодушно. Одиссей не только сам прибегает к откровенной лжи, чтобы завладеть больным Филоктетом, но еще и заставляет участвовать в обмане молодого Неоптолема. Одиссей беспощаден к Еврипидовой Гекубе, когда, несмотря на ее мольбы, он отказывается сохранить жизнь ее дочери Поликсене. В Афинах 5 в. до н. э. Одиссей был образом самого беспринципного софиста: действительно, Одиссей у Вергилия не испытывает никаких угрызений совести по поводу похищения святыни – Палладия, а Синон рассказывает, как Одиссей казнил Паламеда по ложному обвинению в предательстве, придуманному им самим, Диктис выставляет Одиссея в том же свете. Третья традиция трактовки образа Одиссея связана с пророчеством Тиресия из одиннадцатой книги «Одиссеи». Тиресий предсказывает, что Одиссей, несмотря на подстерегающие его опасности, вернется в Итаку невредимым, однако потом должен будет с веслом в руке совершить путешествие в страну, жители которой никогда не видели ни лодок, ни моря и не солят свою пищу. Как только кто-нибудь в той стране примет весло Одиссея за лопату, это будет означать, что цель Одиссея достигнута, и тогда, воткнув весло в землю, он может возвращаться домой и жить в мире и спокойствии. Тема этого путешествия Одиссея была разработана в «Телегонии» – эпической поэме позднего происхождения, однако для европейской литературы оказались существенными не новые приключения героя, а сам по себе образ Одиссея как вечного странника, нигде не находящего успокоения. Одиссей и Диомед помещаются в восьмой круг Дантова Ада – в «стонущем огне» среди «лукавых советчиков» («Божественная комедия». Ад, 26), причем Одиссей терпит наказание еще и за свое стремление исследовать недозволенное, которым Данте втайне восхищается. Сам Данте предлагает свою оригинальную версию гибели Одиссея: Одиссей со своими товарищами проплывают Геркулесовые столбы, отправившись в путешествие, чтобы «изведать мира дальний кругозор и все, чем дурны люди и достойны». Вы созданы не для животной доли, Но к доблести и к знанью рождены, – говорит Одиссей своим спутникам, и они продолжают плавание до тех пор, пока не достигают огромной горы Чистилища и терпят кораблекрушение. Таким же предстает Улисс в одной из лучших поэм Теннисона. В «Одиссее» Никоса Казанцакиса, задуманной как продолжение поэмы Гомера, Одиссей после долгих лет странствий пытается основать мировую столицу в Африке, однако ему это не удается, и он заканчивает свои дни в Антарктике (символ одиночества), ища правду уже не во внешнем мире, а в себе самом. Одиссей Казанцакиса – это индивидуум современного типа, не принимающий жизнь такой, как она есть, в то время как герой написанного на пятьдесят лет раньше «Улисса» Джеймса Джойса вполне сохраняет гомеровский дух. Леопольд Блюм и другие персонажи Джойса – жители современного автору Дублина имеют своих прототипов в «Одиссее» Гомера. Образ Одиссея – один из любимейших в изобразительном искусстве, особенно во время Возрождения. Рубенс, Иордане, Тибальди, Карраччи, позже Тишбейн, Тернер, Серов оставили замечательные интерпретации этого одного из самых парадоксальных характеров античности.
Значение слова одиссей в других словарях:
- Что такое одиссей? Энциклопедический словарь
- Определение термина одиссей? Исторический словарь
- Толкование слова одиссей? Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
- Что означает слово одиссей? Словарь иностранных слов
- Что означает термин одиссей? Астрономический словарь
Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:
- осирис - Египетский бог мертвых, бог плодородия. Почитался и в ...
- орфей - Орфей. По представлениям греков – величайший певец и ...
- орест - Сын Агамемнона и Клитемнестры. В отместку за вероломное ...
- опс - (или Опа) Римская богиня урожая, превратившаяся со временем в ...
- омфал - Монолитный камень, посвященный Аполлону и хранившийся в его ...
- нимфы - В греческой мифологии – духи природы. Считалось, что ...
- никий - (ок. 469413 до н. э.) Афинский государственный деятель и ...
- нехо - (610595 до н. э.) Египетский фараон, потерпевший поражение от ...
- нефела - 1. Богиня облаков, первая жена фиванского царя Атаманта. ...
- цельс - Цельс, Публий Ювентий Тит Ауфидий Гоэний Севериан; или ...
- гелиос - Греческий бог Солнца, титан, а не олимпиец, особенно ...
- геродот - Геродот (ок. 484 – 425 до н. э.) Греческий ...
- нимфы - В греческой мифологии – духи природы. Считалось, что ...
- феликс - Марк Антоний Вольноотпущенный раб на службе императорской фамилии, брат ...
- плиний младший - Плиний Младший Гай Плиний Цецилий Секунд (61/62112/113) Племянник и приемный ...