Что такое ван би? Значение ван би в энциклопедии Кольера

ван би -

(226-249), Ван Фусы, философ, один из родоначальников сюань сюэ - синтезирующего конфуцианство и даосизм "учения о таинственном", то есть о сверхчувственных основаниях бытия, и связанной с этим учением диалогической традиции умозрительных спекуляций - "чистых бесед" (цин тань). Родился в Шаньяне (Цзяоцзоши, совр. провинция Хэнань). Был крупным сановником (шаншулан) в царстве Вэй (династия Ранняя Вэй, 220-264). Излагал оригинальные идеи в комментариях к конфуцианской и даосской классике, из которых сохранились: Чжоу и люэ ли (Основные положения "Чжоуских перемен", или Основные принципы "Книги перемен" - русский перевод А.А.Петрова, см. литературу); Чжоу и чжу (Комментарий к "Чжоуским переменам"); Лао-цзы чжу (Комментарий к "Лао-цзы") - наиболее авторитетные комментарии к Дао дэ цзину, возможно, древнейшие; атрибутированные в середине 20 в., входящие в Дао цзан (№ 1245 и гл. в № 1032, по Конкордансу К.Скиппера) Лао-цзы вэй чжи ли люэ (Сжатые положения о глубинном смысле "Лао-цзы") и Лао-цзы чжи гуй люэ ли (Сжатые положения об основном смысле "Лао-цзы"); фрагменты Лунь юй ши и (Разъяснения сомнительных мест в "Суждениях и беседах").

Стремясь обосновать конфуцианские взгляды на общество и человека с помощью даосской метафизики, а не натурфилософии своих предшественников - конфуцианцев эпохи Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.), Ван Би выработал систему категорий, оказавшую в дальнейшем значительное влияние на понятийный аппарат и концепции китайского буддизма и неоконфуцианства. Он первым ввел фундаментальную оппозицию "ти - юн" в значении: "телесная сущность (субстанция) - деятельное проявление (функция, акциденция)". Исходя из определений дао и тезиса "наличие/бытие (ю) рождается из отсутствия/небытия (у1)" в Дао дэ цзине (§ 40), Ван Би отождествил дао с "отсутствием/небытием" (у1), трактуемым как "единая" (и, гуа), "центральная" (чжун2), "предельная" (цзи2) и "главенствующая" (чжу, цзун) "первосущность" (бэнь ти), в которой совпадают друг с другом "телесная сущность" и ее "проявление" (см. Ю - У). Главенство универсального дао Ван Би понимал как законосообразное, а не фаталистическое, истолковывая и дао, и "предопределение/судьбу" (мин1) с помощью категории "принцип" (ли1). "Принципы" он считал конститутивными компонентами "вещей" (у3) и противопоставлял "делам/событиям" (ши3). Многообразие непредсказуемых явлений, по Ван Би, обусловлено также противоположностью (фань, см. ГУА) между их "телесной сущностью" и чувств, свойствами (цин2), природной основой (чжи4, см. ВЭНЬ) и устремлениями, реализуясь прежде всего во времени.

Ван Би интерпретировал учение Чжоу и как теорию временных процессов и изменений, определив, что главные элементы трактата - символические категории гуа суть "времена" (ши1). Однако зафиксированные в гуа общепроцессуальные закономерности не сводимы к конкретным образам и не могут служить основой для однозначных предсказаний - "вычислений жребия" (суань шу). Это философское истолкование учения Чжоу и было направлено против его мантической интерпретации в предшествующей нумерологической (сян шу чжи сюэ) традиции и получило дальнейшее развитие у неоконфуцианца Чэн И (11 в.). В неоконфуцианстве была развита также предложенная Ван Би трактовка категории ли1, а положение о дихотомии ли1 и ши3 - в учении буддийской школы Хуаянь.

ван би

(226-249), Ван Фусы, философ , один из родоначальников сюань сюэ - синтезирующего конфуцианство и даосизм " учения о таинственном", то есть о сверхчувственных основаниях бытия, и связанной с этим учение м диалогической традиции умозрительных спекуляций - "чистых бесед" (цин тань). Родился в Шаньяне (Цзяоцзоши, совр. провинция Хэнань ). Был крупным сановником (шаншулан) в царстве Вэй ( династия Ранняя Вэй, 220-264). Излагал оригинальные идеи в комментариях к конфуцианской и даосской классике, из которых сохранились: Чжоу и люэ ли (Основные положения "Чжоуских перемен", или Основные принципы "Книги перемен" - русский перевод А.А.Петрова, см. литературу); Чжоу и чжу ( Комментарий к "Чжоуским переменам"); Лао-цзы чжу (Комментарий к "Лао-цзы") - наиболее авторитетные комментарии к Дао дэ цзину, возможно , древнейшие; атрибутированные в середине 20 в., входящие в Дао цзан (№ 1245 и гл. в № 1032, по Конкордансу К.Скиппера) Лао-цзы вэй чжи ли люэ (Сжатые положения о глубинном смысле "Лао-цзы") и Лао-цзы чжи гуй люэ ли (Сжатые положения об основном смысле "Лао-цзы"); фрагменты Лунь юй ши и (Разъяснения сомнительных мест в "Суждениях и беседах"). Стремясь обосновать конфуцианские взгляды на общество и человека с помощью даосской метафизики, а не натурфилософии своих предшественников - конфуцианцев эпохи Хань (3 в. до н.э. - 3 в. н.э.), Ван Би выработал систему категорий, оказавшую в дальнейшем значительное влияние на понятийный аппарат и концепции китайского буддизма и неоконфуцианства. Он первым ввел фундаментальную оппозицию "ти - юн" в значении: "телесная сущность ( субстанция ) - деятельное проявление ( функция , акциденция)". Исходя из определений дао и тезиса "наличие/бытие (ю) рождается из отсутствия/небытия (у1)" в Дао дэ цзине (§ 40), Ван Би отождествил дао с "отсутствием/небытием" (у1), трактуемым как "единая" (и, гуа), "центральная" (чжун2), "предельная" (цзи2) и "главенствующая" (чжу, цзун) "первосущность" (бэнь ти), в которой совпадают друг с другом "телесная сущность" и ее "проявление" (см. Ю - У). Главенство универсального дао Ван Би понимал как законосообразное, а не фаталистическое, истолковывая и дао, и "предопределение/судьбу" (мин1) с помощью категории "принцип" (ли1). " Принципы " он считал конститутивными компонентами "вещей" (у3) и против опоставлял "делам/событиям" (ши3). Многообразие непредсказуемых явлений, по Ван Би, обусловлено также противоположностью (фань, см. ГУА) между их "телесной сущностью" и чувств, свойствами (цин2), природной основой (чжи4, см. ВЭНЬ) и устремлениями, реализуясь прежде всего во времени. Ван Би интерпретировал учение Чжоу и как теорию временных процессов и изменений, определив, что главные элементы трактата - символические категории гуа суть "времена" (ши1). Однако зафиксированные в гуа общепроцессуальные закономерности не сводимы к конкретным образам и не могут служить основой для однозначных предсказаний - "вычислений жребия" (суань шу). Это философское истолкование учения Чжоу и было направлено против его мантической интерпретации в предшествующей нумерологической (сян шу чжи сюэ) традиции и получило дальнейшее развитие у неоконфуцианца Чэн И (11 в.). В неоконфуцианстве была развита также предложенная Ван Би трактовка категории ли1, а положение о дихотомии ли1 и ши3 - в учении буддийской школы Хуаянь.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:

  • варикозное расширение вен - состояние, при котором периферические вены, обычно на поверхности ...
  • вариации - один из приемов композиторской техники, а также жанр ...
  • варгас льоса, марио - (Vargas Llosa, Mrio) (р. 1936), перуанский прозаик, один ...
  • вануату - Республика Вануату, островное государство в югозападной части Тихого ...
  • вандалы - германское племя, которое изначально обитало в южной Скандинавии, ...
  • ван-дер-ваальс, ян дидерик - (Waals, Johannes Diderik van der) (18371923), нидерландский физик, ...
  • ван чун - Ван Чжунжэнь (27 ок. 97107), китайский философэнциклопедист, ...
  • валериан - (Publius Licinius Valerianus) (ум. ок. 269), римский император ...
  • валентиниан i - (Flavius Valentinianus) (321375), римский император, родом из Паннонии. ...
  • валенса, лех - (Walesa, Lech) (р. 1943), польский рабочийактивист, первый президент ...
  • вакцинация и иммунизация - процессы, обеспечивающие активную или пассивную биологическую устойчивость организма ...
  • вакханалии - (Bacchanalia), латинское название общеантичного оргиастического культа Вакха (Диониса). ...
  • ваксман, зельман абрахам - (Waksman, Selman Abraham) (18881973), американский микробиолог, удостоенный в ...
  • вазари, джорджо - (Vasari, Giorgio) (15111574), итальянский живописец, архитектор и писатель ...
  • игр теория: основные определения - К статье ИГР ТЕОРИЯ Математическое понятие игры необычайно широко. ...


Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари