I (Lucius Annaeus Seneca) (ок. 54 до н.э. - 39 н.э.), римской риторик, обычно именуемый Сенекой Старшим. Уроженец Кордубы (совр. Кордова , Испания), вторым из его сыновей был гораздо более известный Сенека Младший , а внучатым племянником - поэт Лукан . От принадлежащего Сенеке сочинения Споры (Controversiae) в десяти книгах, сборника риторических упражнений, где им были изложены 74 случая, сохранились 35 из области уголовного и гражданского права , а также касающихся общественных проблем. От Поучений (Suasoriae) сохранились 7 упражнений в жанре увещевания на вымышленную тему. Сенека, удрученный упадком современного ему ораторского искусства, напоминает в этих книгах своим сыновьям и широкой публике о величии римской риторики в эпоху Цицерона. Следуя Катону Старшему в недоверчивом отношении к греческой изворотливости, Сенека утверждал, что римляне прежних времен сравнялись с лучшими достижениями греческого стиля. Хотя сами по себе Споры скучны, в преамбулах содержатся ценные критические суждения, содержательная характер истика участников диалога, интересные сведения исторического и литературного характера. Споры и Поучения служили в античности пособием по риторике Цицерона. Практика рассмотрения гипотетических случаев, как в сочинениях Сенеки, несомненно способствовала либерализации римского законодательства и поощряла в юристах стремление к справедливости. II (Lucius Annaeus Seneca) (ок. 4 до н.э. - 65 н.э.), римский государственный деятель , стоический философ и автор трагедий. Сенека родился в Кордубе (совр. Кордова, Испания), в богатой семье. Его отец и полный тезка , известный больше как Сенека Старший , был выдающимся ритором. Старший брат , Юний Галлион (первоначально носил имя Луций Анней Новат), ок. 52 был прокуратором Ахайи, упоминание о нем имеется в Деяниях апостолов (18: 12-17), и отказ ался рассматривать обвинение , которое выдвинули против апостола Павла иудеи в Коринфе. Сведения о жизни Сенеки до 41 скудны. В детстве его привезла в Рим тетка ( жена видного имперского чиновника), которая воспитала страдавшего слабым здоровьем мальчика. Сенека занимался риторикой, рано заинтересовался философией, сведя знакомство с представителями эклектической школы Квинта Секстия. Успешная адвокатская практика вскоре доставила Сенеке значительное состояние . Около 33 при императоре Тиберии Сенека стал квестором, что было первой ступенью в служебной карьере римлянина. Ко времени восшествия на престол Калигулы (37) слава Сенеки как оратора и писателя возросла на столь ко, что возбудила зависть императора. В первый год правления Клавдия (41) третья жена императора Мессалина добилась, чтобы Сенека был сослан на Корсику по обвинению в связи с Юлией Ливиллой, сестрой Клавдия. В 49 Агриппина , четвертая жена императора, добилась возвращения философа в Рим и сделала его и префекта претория Секста Афрания Бурра воспитателями своего сына Нерона. Когда в 54 Нерон взошел на престол, его наставники сделались первыми советниками императора. В самом деле, великодушие Нерона на протяжении первых пяти лет пребывания у власти относят на счет руководства Бурра и в особенно сти Сенеки (в частности, он назывался при Нероне amicus principis, "другом принцепса"). Сенека был, по сути дела, главой имперского административного аппарата. Однако в 59 Нерон обнаружил свой подлинный характер: Сенеке и Бурру пришлось тогда , пусть неохотно , сыграть отведенную им роль в убийстве Агриппины, а Сенека даже написал для Нерона постыдный текст выступления в сенате с оправданием э того преступления. Его отношения с императором становились все более натянутыми, а после смерти Бурра в 62 Сенека подал прошение об отставке и удалился на покой , оставив все свое огромное состояние императору. В 65 Нерон заставил Сенеку покончить с собой на основании сомнительных обвинений в причастности к заговору Пизона. Тацит ( Анналы XV 62-64) повествует, как мужественно, но не без театральности, обставил Сенека свой уход из жизни. Кассий Дион (155-235) в Римской истории (LXI 10) рисует весьма непривлекательный портрет Сенеки, признавая, одна ко, его мудрость (LIX 19). Стоицизм. Сенек проповедовал самодостаточность , достигаемая через жизнь , соответствующую природе. Это предполагает презрение к богатству и боли как к "вещам безразличным", подавление страстей ("апатия"), подчинение порядку (в том числе политическому строю). Трагедии обнаруживают симпатии Сенеки к стоикам, не только в легко выделяемых пассажах, восхваляющих простую жизнь и безразличие к внешним обстоятельствам, в подчеркивании роли правителей как служителей, а не как господ, но и, главным образом, в изображении страстей, которые стоику полагается подавлять. Стиль. Проза Сенеки уснащена вычурными метафорами, изречениями, парадоксами, все они тщательно отделаны, так что целые абзацы превращаются в нагромождение эпиграмм. В трагедии стихомифия (диалог, в котором каждый произносит по строке) нередко превращается в игру афоризмов. В трагедии Сенеки риторика играет столь же важную роль, как ритм в стихах. В отличие от своих греческих предшественников, Сенека мало озабочен проблемой нравственного выбора. Главное для него - изобразить крайние пределы страсти . Творчество. До недавнего времени Сенека-драматург и Сенека-философ воспринимались как два разных человек а. Единственным (но вполне достаточным) свидетельством того, что это все же один человек, явилась строка из трагедии Медея , которую Квинтилиан приписывает философу. Предлагаемые хронологии творчества Сенеки остаются неубедительными. Впрочем , порядок появления сочинений на свет не столь важен, по сколь ку существенных изменений в мысли или стиле у Сенеки не наблюдается. Риторические произведения Сенеки утрачены, как и ряд трактатов, известных лишь по фрагментам. Сенека считается автором следующих дошедших до нас произведений. Диалог и. Под этой вводящей в заблуждение рубрикой рукописная т ради ция сохранила всего 10 трактатов в 12 книгах. Три из них по форме принадлежат к "Утешениям", хорошо известному в античности жанру. В Утешении к Марции (Ad Martiam de consolatione) по поводу смерти ее сына, произошедшей тремя годами прежде , даются стандартные советы сдерживать скорбь , что сопровождается ссылками на примеры других несчастных матерей. Утешение к Гельвии (Ad Helviam de consolatione) адресовано матери философа в период его ссылки на Корсику. Полибию, влиятельному вольноотпущеннику и приближенному Клавдия, предназначалось утешение по случаю смерти брата (Ad Polybium de consolatione), в надежде, что Полибий поспособствует возвращению Сенеки из ссылки. Два диалога адресованы брату Сенеки Новату. В большем - О гневе (De ira, в 3 книгах) - рассматривается один из главных "аффектов", от которых стоик стремится освободить свою душу. Этот трактат плохо скомпонован, но его оживляют хорошие примеры из жизни. В трактате О блаженной жизни (De vita beata) доказывается, что жить согласно природе можно и при наличии богатства. Три тесно связанных между собой трактата адресованы Аннею Серену (другу или родственнику философа). Трактат О постоянстве мудрец а (De constantia sapientis) имеет подзаголовок "О том, что мудрец не ведает ни обиды, ни оскорбления"; в трактате О спокойствии души (De tranquillitate animi) предлагаются противоядия против соблазнов роскоши и общественной деятельности; трактат О досуге (De otio) поощряет отказ от активной деятельности, в особенности по достижении старости, во имя философского созерцания. В трактате О краткости жизни (De brevitate vitae) проводится мысль , что свой век нужно измерять не годами, а разумным употреблением отпущенного человеку времени. Трактат О провидении (De providentia) имеет подзаголовок " Если провидение существует, почему на хороших людей обрушиваются нес часть я?" Ответ гласит, что страдание способствует духовному совершенствованию и предоставляет возможность для упражнения в добродетели. Два более длинных трактата, не вошедшие в число Диалогов, носят в общем тот же характер. Трактат О милосердии (De clementia, из 3 книг сохранилась 1-я и небольшой отрывок другой ) адресован Нерону и относится к самому началу его правления. В трактате О благодеянии (De beneficiis, в 7 книгах) подробно исследован вопрос о том, что является благодеянием, как следует его совершать и как принимать , а также о природе благодарности и неблагодарности. Письма . Нравственные письма к Луцилию (Epistulae morales, всего 124) с точки зрения большинства читателей - самое блестящее произведение Сенеки. Это короткие проповеди в свободной форме по поводу таких событий в жизни автора, как путешествие , приступ болезни , посещение морского курорта или цирка и т.д. Естествознание. Исследования о природе (Naturales quaestiones), в 7 книгах, посвящены грому и молнии, снегу, граду, дождю, землетрясениям, кометам и т.п. Стоик и рассматривали небесные и вообще природные феномены как непосредственное доказательство того, что Вселенной управляет разумное провидение. Тесная связь между этикой и метеорологией обусловлена тем, что ими управляет одна и та же природа . Сенека побуждает читателя изучать природу для уподобления человеческого разума великому направляющему разуму, из которого он происходит; кроме того, это занятие является упражнением в нравственности. До тех пор, пока Запад не познакомился с Аристотелем, Исследования о природе Сенеки воспринимались в качестве главного источника по космологии. Сатира . Отыквление (Apocolocyntosis), пародия на апофеоз императора Клавдия, заметно отличается от прочих произведений Сенеки и содержанием, и тоном. Здесь высмеиваются не только физические недостатки Клавдия, но и его пристрастие к книгам, к судебной процедуре, щедрая раздача им гражданских прав. По форме это Мениппова сатира, смешение стихов и прозы ради комического эффекта. Трагедии. Трагедии Сенеки - это переработки греческих образцов . Они отличаются от греческих оригиналов тем, что хоровые песно пения предназначены скорее для декламации, чем для пения. Они отличаются также и по содержанию, поскольку посвящены не нравственным проблемам, а изображению сильной страсти. Главные герои никогда не раскаиваются в своих преступлениях, сколь бы чудовищными они ни были, а прочие персонажи, напрасно пытающиеся их смягчить , лишь подчеркивают непоколебимую решимость протагонистов. Одна из наиболее потрясающих и знаменитых трагедий Сенеки - Фиест (Thyestes). Большая часть событий происходит вне сцены, после чего вестник рассказывает о них публике. Пьеса начинается с появления тени Тантала и рассказа о родовом проклятии его сына Атрея, царя Микен. Его брат Фиест соблазнил жену Атрея и захватил его царство , и Атрей поклялся отомстить за это преступление . Притворившись, что простил брата, он приглашает Фиеста на пир. Фиест принимает приглашение , и на пиру его потчуют мясом троих его сыновей, убитых Атреем. Драма завершается тем, что Атрей открывает брату истину. Троянки (Troades) - переработка трагедии Эврипида, центральным пунктом сюжета здесь становится не развенчание войны , а ужас принесения в жертву Поликсены и Астианакса. Финикиянки (Phoenissae) дошли во фрагментарном состоянии, и их греческий образец не сохранился, хотя имеется преемственность в отношении трагедий Семеро против Фив Эсхила, Эдип в Колоне Софокла и Финикиянки Эврипида. Медея (Medea) следует трагедии Эврипида, особенно тщательно отделана сцена заклинания. Федра (Phaedra) напоминает Ипполита Эврипида за тем исключением, что Федра не пытается бороться со своей страстью, а скорее похваляется ею, кормилица же пытается отговорить свою госпожу, а не советует ей отдаться страсти. Эдип (Oedipus) соответствует Царю Эдипу Софокла, но лишен его трагического размаха; зато здесь происходит описанное во всех деталях жертвоприношение и жуткая сцена некромантии. В Агамемноне (Agamemnon), если сравнивать эту пьесу с трагедией Эсхила, обнаруживается, что в образе Клитемнестры усилен мотив любви. Трагедия Безумствующий Геркулес (Hercules furens) в основном повторяет трагедию Эврипида. Геркулес на Эте (Hercules Oetaeus), вероятно , завершенный уже другим автором, описывает смерть Геракл а, как и Трахинянки Софокла; здесь Геракл превращается в стоического святого, возносящегося на небеса в награду за спасение человечества от чудовищ. Другие произведения и дальнейшее влияние . Среди произведений Сенеки имеются еще две рубрики: ряд традиционных коротких стихотворений, в том числе любовных, и его переписка с апостолом Павлом - вне всякого сомнения, подложная, хотя западные отцы церкви были убеждены в ее подлинности. В Средние века Сенеку высоко ценили, поскольку считалось, что он был знаком с апостолом Павлом. В эпоху гуманизма его влияние ощутимо в Опытах Монтеня и в становлении елизаветинской трагедии. На французских просветителей 18 в. большое влияние оказали представления Сенеки о природе.
Что такое сенека, луций анней? Значение сенека, луций анней в энциклопедии Кольера
сенека, луций анней -
I
(Lucius Annaeus Seneca) (ок. 54 до н.э. - 39 н.э.), римской риторик, обычно именуемый Сенекой Старшим. Уроженец Кордубы (совр. Кордова, Испания), вторым из его сыновей был гораздо более известный Сенека Младший, а внучатым племянником - поэт Лукан. От принадлежащего Сенеке сочинения Споры (Controversiae) в десяти книгах, сборника риторических упражнений, где им были изложены 74 случая, сохранились 35 из области уголовного и гражданского права, а также касающихся общественных проблем. От Поучений (Suasoriae) сохранились 7 упражнений в жанре увещевания на вымышленную тему. Сенека, удрученный упадком современного ему ораторского искусства, напоминает в этих книгах своим сыновьям и широкой публике о величии римской риторики в эпоху Цицерона. Следуя Катону Старшему в недоверчивом отношении к греческой изворотливости, Сенека утверждал, что римляне прежних времен сравнялись с лучшими достижениями греческого стиля. Хотя сами по себе Споры скучны, в преамбулах содержатся ценные критические суждения, содержательная характеристика участников диалога, интересные сведения исторического и литературного характера. Споры и Поучения служили в античности пособием по риторике Цицерона. Практика рассмотрения гипотетических случаев, как в сочинениях Сенеки, несомненно способствовала либерализации римского законодательства и поощряла в юристах стремление к справедливости.
|