Что такое сантаяна, джордж? Значение сантаяна, джордж в энциклопедии Кольера

сантаяна, джордж -

(Santayana, George) (1863-1952), философ и литератор, представитель критического реализма и философии жизни, классик американской философии. Родился в Мадриде 16 декабря 1863, по происхождению испанец. Получил образование в Бостонской классической школе и Гарвардском колледже, который окончил в 1886. В течение двух лет изучал философию в Берлинском университете, затем вернулся в Гарвард и закончил докторскую диссертацию под руководством У.Джемса. В 1889 стал преподавателем, а в 1907 профессором философского факультета Гарвардского университета.

В одном из безупречных по стилю, но "изношенных и традиционных" сонетов, написанных в аспирантуре и перепечатанных в сборнике Стихотворения (Poems, 1922), можно найти свидетельство его болезненного перехода от католической ортодоксии к религии Красоты и Природы. Хотя аура католической традиции сохраняется, теологическая догма переводится в план драматического символа и поэтического мифа, что становится также главной темой работы Интерпретация поэзии и религии (Interpretation of Poetry and Religion, 1900); более чем через 40 лет он возвращается к ней в книге Идея Христа в Евангелиях (The Idea of Christ in the Gospels, 1946). В шестом сонете в Стихотворениях утверждается, что высшая любовь простирается за пределы объекта любви и охватывает всеобщее и вечное; эта тема развивается в книге Платонизм и духовная жизнь (Platonism and the Spiritual Life, 1927) и находит окончательную формулировку в работе Царство Духа (The Realm of Spirit, 1940), составляющей четвертую часть Царств Бытия.

Сантаяна внимал своим гарвардским учителям У.Джемсу и Дж.Ройсу "более с удивлением, чем с искренним согласием", плохо понимая "протестантское сочетание серьезности и своенравия" (т.е. субъективности). Десятилетия спустя, когда оба его учителя умерли, он сплел для них венец из лавровых листьев и чертополоха в книге Характер и мнение в США (Character and Opinion in the United States, 1920). И в годы аспирантуры, и позднее Сантаяна считал, что философия его учителей означала невозможную попытку "описывать вещи такими, как они есть" и в то же время "объявлять их соответствующими произвольно выделяемым человеческим желаниям". После обучения за рубежом он решил создать собственную философию, "нецерковную религию". В 1896 опубликовал лекции по эстетике - по-видимому, первый весомый труд в этой области, вышедший в США: Смысл прекрасного (The Sense of Beauty); в 1900 за ними последовала книга Интерпретации поэзии и религии (Interpretations of Poetry and Religion). Однако важнейшим итогом первого периода творчества философа стал пятитомный труд Жизнь разума (The Life of Reason, or The Phases of Human Progress, 1905-1906), монументальный по объему и охвату проблем, однако стилистически отточенный, как сборник литературных эссе. В 1910 вышла книга, представляющая особый интерес для тех, кто изучает философию литературы: Три философа-поэта (Three Philosophical Poets), в которой различные мировоззрения - натурализм, супранатурализм и романтизм - представлены блестящим, хотя и импрессионистским анализом Лукреция, Данте и Гёте, а также Шелли, Бергсона и Рассела.

В 1912 Сантаяна выполнил давно задуманный план: покинул Гарвард, пересек Атлантику и стал "странствующим ученым". Жил уединенно в Англии и Франции. В 1924 поселился в "вечном городе". Умер Сантаяна в Риме 26 сентября 1952.

Сантаяна написал множество литературных и философских произведений. Среди них статьи на философские темы, например, в сборнике Некоторые повороты мысли в Новой философии (Some Turns of Thought in Modern Philosophy, 1933), и особенно его статья в поддержку программы критического реализма в сборнике Очерки по критическому реализму (Essays in Critical Realism, 1921). Значительную ценность также представляют работы: Эгоизм в немецкой философии (Egotism in German Philosophy, 1916); Английские монологи (Soliloquies in England and Later Soliloquies, 1922); Скептицизм и животная вера (Scepticism and Animal Faith, 1923); повесть Последний пуританин (The Last Puritan, 1936); трехтомная автобиография Лица и положения (Persons and Places, 1944, 1945, 1953) и книга Сила и господство: размышления о свободе, обществе и государстве (Powers and Dominations, Reflections on Liberty, Society and Government, 1951). С философской точки зрения, важнейшим достижением Сантаяны является четырехтомный труд Царства Бытия (Realms of Being, 1927-1940), в котором его система получила наиболее полное и точное выражение.

Суть его последнего философского послания может быть сформулирована в следующих тезисах. Человек есть ненамеренный продукт безграничного и динамичного потока, который можно назвать "материей". Эта субстанция познаваема с исключительно узкой, человеческой точки зрения, которая, однако, прагматически оправдана и по большей части отвечает нашим жизненно важным потребностям. Будучи зависимыми от материального существования, мы не обязательно должны быть его рабами. Материя предлагает нам себя в одеянии имматериальных, повторяющихся форм, или сущностей, цветистом и затейливом, вещи поворачиваются к нам то своей радостной, то трагической стороной. Эти сущности можно воспринимать практически как простые сигналы к действию, но, по мере того как наш опыт обретает глубину, мы можем увидеть в них их собственное вневременное бытие. При помощи такого незаинтересованного постижения, вчувствования и созерцания человек может выйти за пределы существования, и, как в поэзии, математике или драме человеческой истории, мимолетное может на краткий миг встать рядом с вечным.

сантаяна, джордж

(Santayana, George) (1863-1952), философ и литератор , представитель критического реализма и философии жизни, классик американской философии. Родился в Мадриде 16 декабря 1863, по происхождению испанец. Получил образование в Бостонской классической школе и Гарвардском колледже, который окончил в 1886. В течение двух лет изучал философию в Берлинском университете, затем вернулся в Гарвард и закончил докторскую диссертацию под руководством У.Джемса. В 1889 стал преподавателем, а в 1907 профессором философского факультета Гарвардского университета. В одном из безупречных по стилю, но "изношенных и традиционных" сонетов, написанных в аспирантуре и перепечатанных в сборник е Стихотворения (Poems, 1922), можно найти свидетельство его болезненного перехода от католической ортодоксии к религии Красоты и Природы. Хотя аура католической традиции сохраняется, теологическая догма переводится в план драматического символа и поэтического мифа, что становится также главной темой работы Интерпретация поэзии и религии (Interpretation of Poetry and Religion, 1900); более чем через 40 лет он возвращается к ней в книге Идея Христа в Евангелиях (The Idea of Christ in the Gospels, 1946). В шестом сонете в Стихотворениях утверждается, что высшая любовь простирается за пределы объекта любви и охватывает всеобщее и вечное; эта тема развивается в книге Платонизм и духовная жизнь (Platonism and the Spiritual Life, 1927) и находит окончательную формулировку в работе Царство Духа (The Realm of Spirit, 1940), составляющей четвертую часть Царств Бытия. Сантаяна внимал своим гарвардским учителям У.Джемсу и Дж.Ройсу "более с удивлением, чем с искренним согласием", плохо понимая "протестантское сочетание серьезности и своенравия" (т.е. субъективности). Десятилетия спустя , когда оба его учителя умерли, он сплел для них венец из лавровых листьев и чертополоха в книге Характер и мнение в США (Character and Opinion in the United States, 1920). И в годы аспирантуры, и позднее Сантаяна считал, что философия его учителей означала невозможную п опыт ку "описывать вещи такими, как они есть " и в то же время "объявлять их соответствующими произвольно выделяемым человеческим желаниям". После обучения за рубежом он решил создать собственную философию, "нецерковную религию". В 1896 опубликовал лекции по эстетике - по-видимому , первый весомый труд в этой области, вышедший в США: Смысл прекрасного (The Sense of Beauty); в 1900 за ними последовала книга Интерпретации поэзии и религии (Interpretations of Poetry and Religion). Однако важнейшим и того м первого периода творчества философа стал пятитомный труд Жизнь разума (The Life of Reason, or The Phases of Human Progress, 1905-1906), монументальный по объему и охвату проблем, однако стилистически отточенный , как сборник литературных эссе . В 1910 вышла книга, представляющая особый интерес для тех, кто изучает философию литературы: Три философа-поэта (Three Philosophical Poets), в которой различные мировоззрения - натурализм , супранатурализм и романтизм - представлены блестящим, хотя и импрессионистским анализом Лукреция, Данте и Гёте, а также Шелли , Бергсона и Рассела. В 1912 Сантаяна выполнил давно задуманный план: покинул Гарвард, пересек Атлантику и стал "странствующим ученым". Жил уединенно в Англии и Франции. В 1924 поселился в "вечном городе". Умер Сантаяна в Риме 26 сентября 1952. Сантаяна написал множество литературных и философских произведений. Среди них статьи на философские темы, например , в сборнике Некоторые повороты мысли в Новой философии (Some Turns of Thought in Modern Philosophy, 1933), и особенно его статья в поддержку программы критического реализма в сборнике Очерки по критическому реализму (Essays in Critical Realism, 1921). Значительную ценность также представляют работы: Эгоизм в немецкой философии (Egotism in German Philosophy, 1916); Английские монологи (Soliloquies in England and Later Soliloquies, 1922); Скептицизм и животная вера (Scepticism and Animal Faith, 1923); повесть Последний пуританин (The Last Puritan, 1936); трехтомная автобиография Лица и положения (Persons and Places, 1944, 1945, 1953) и книга Сила и господство : размышления о свободе, обществе и государстве (Powers and Dominations, Reflections on Liberty, Society and Government, 1951). С философской точки зрения, важнейшим достижением Сантаяны является четырехтомный труд Царства Бытия (Realms of Being, 1927-1940), в котором его система получила наиболее полное и точное выражение. Суть его последнего философского послания может быть сформулирована в следующих тезисах. Человек есть ненамеренный продукт безграничного и динамичного потока, который можно назвать "материей". Эта субстанция познаваема с исключительно узкой, человеческой точки зрения, которая, однако, прагматически оправдана и по большей части отвечает нашим жизненно важным потребностям. Будучи зависимыми от материального существования, мы не обязательно должны быть его рабами. Материя предлагает нам себя в одеянии имматериальных, повторяющихся форм, или сущностей, цветистом и затейливом, вещи поворачиваются к нам то своей радостной, то трагической стороной. Эти сущности можно воспринимать практически как простые сигналы к действию, но, по мере того как наш опыт обретает глубину, мы можем увидеть в них их собственное вневременное бытие . При помощи такого незаинтересованного постижения, вчувствования и созерцания человек может выйти за пределы существования, и, как в поэзии, математике или драме человеческой истории, мимолетное может на краткий миг встать рядом с вечным.

Узнайте лексическое, прямое, переносное значение следующих слов:



Прикладные словари

Справочные словари

Толковые словари

Жаргонные словари

Гуманитарные словари

Технические словари